Бог отличной идеи

Легатинка
- Довольно интересно - сообщил я ровным, как мне хотелось надеяться, голосом сидящему напротив человеку.

- О да,  с готовностью подтвердил Мирко, - несмотря на некоторую, скажем так… двусмысленность технической базы, мы уверены, что за этой технологией будущее, по крайней мере, ближайшее, а на большее мы сейчас и не рассчитываем. Что поделаешь, тенденции таковы, что я сейчас сижу перед Вами и предлагаю Вам инвестировать средства в проект, который просто не может не быть прибыльным!

- А что с юридической стороной вопроса? Как минимум, это выглядит не очень красиво.

Лицо Мирко оставалось все таким же улыбающимся и довольным. Еще бы. Кто думает о моральной стороне вопроса, когда речь идет о таких деньгах?

- Красиво или нет, такова реальная жизнь, данная нам в ощущениях и банковских счетах. Еще двадцать лет назад никто особенно не возражал против массовой детской смертности на производстве в Китае. Что уж говорить о сочувствии существам, получившим определенную форму бессмертия, пусть и коллективного. Их жизнь протекает отлично от жизни простого обывателя, но в целом она ничем не хуже, если взглянуть непредвзято, даже лучше. Напряженная работа, да, но без страха потерять ее, оптимальный баланс отдыха и напряжений, самая лучшая в мире мотива…

Я не выдержал и засмеялся.

- Отлично, я надеюсь только что это Ваша личная позиция, если Ваша фирма выступит с таким заявлением - долго ей не протянуть. И Вам тоже советую не особо афишировать свои взгляды. Тем не менее, я все же спросил о юридическом, а не о моральном аспекте.

- О, это еще проще. Датацентры находятся на территории Китая, государство контролирует значительную часть пакета акций. У них там всегда было плохо с правами человека, никогда это никого не останавливало, главное тактично и актуально об этом промолчать.

Я вздохнул. Надоедливый червячок сомнения потихоньку точил мой мозг, отвлекая от чисто делового аспекта происходящего. Слова «червячок», «мозг» и «точить» неприятно будоражили воображение в контексте разговора. Мелькнувшая в сознании картина усилием воли была скомкана и стыдливо закинута под метафорическую кровать в подсознание. Плати потом психотерапевтам, чтобы доставали…

Начавшиеся в середине прошлого века исследования искусственного интеллекта до сих пор не привели к каким-либо заметным результатам. С другой стороны, потребность в системах могущих принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях постоянно увеличивалась. Конгломерат человеческих судеб, которые представляют собой крупные страны и мировое сообщество в целом, нуждается в управлении более совершенном, чем это может обеспечить медлительный человеческий разум. Хотя эта сторона вопроса меня прямо не касалась, мне было интересно. Моим делом была информационная война, безопасность данных, защита сияющих нитей всемирной паутины, а точнее ее частей из тех, чьи хозяева платили за подобные услуги. И эта область деятельности требовала все более интеллектуальных методов защиты. Вплоть до разумных…


Если не ошибаюсь, еще Булгаков устами профессора Преображенского высказывал мысль, что не стоит пытаться создать искусственного человека, если любая баба может это сделать без всякой научной подготовки. Смешная мысль и вместе с тем пророческая, как это часто бывает. Мы еще не научились строить системы подобные человеческому мозгу, но смогли использовать уже существующий материал. Тенденция к предоставлению «облачных» услуг и морально-правовой беспредел творящийся в Китае, создали благоприятную почву, в которую упали зерна новых технологий. Передо мной сидел человек и предлагал продажу услуг по фильтрации трафика. Разумной фильтрации. На базе человеческого мозга.

Отличная мысль.


/-Интермедия-/

ЖМИ СЮДА! Абсолютно реальный заработок в Мировой Сети!
*Click*
Это абсолютно реальный и надежный способ заработка в Internet! Присоединись к подходящей креативной группе в сети, пока спишь, и получай реальные деньги за каждый час аренды твоего мозга! Это реально!
Как это работает? Очень просто - решив заработать в Сети, Вы предоставляете в распоряжение найденных нами заказчиков неиспользуемые ресурсы Вашего мозга, которые принесут Вам ПРИБЫЛЬ! Всякий раз, когда Вы спите, играете, сёрфите или, к примеру, программируете на PHP - ОГРОМНАЯ часть Вашего мозга бездельничает, растрачивая столь ценное сейчас время. Мы предлагаем использовать незанятые ресурсы Вашей психики под различные интересные проекты креативных групп Сети.
Мы предлагаем легкий заработок для каждого!*
*ТУТ* выбери проект наиболее подходящий для тебя!

*Для участия в проектах необходима регистрация, заявки на участие поданные без приложенного психологического профиля рассматриваться не будут.

*Click*
Компания Piece of Brain предлагает следующие расценки за час использования Вашего мозга (данные представлены в формате час бодрствующего, частично занятого человека/спящего человека):

Представители монголоидной и негроидной рас, IQ<70: 0,001$/0,002$
Представители монголоидной и негроидной рас, IQ>70: 0,002$/0,004$

Представители европоидной расы, IQ<70: 0,003$/0,004$
Представители европоидной расы, IQ>70: 0,006$/0,008$

Представитель еврейской национальности IQ>100 ( не менее 50% еврейской крови)- 0,03$/0,04$

Кроме того, некоторые случаи могут быть рассмотрены особо.

СПЕШИ РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ! Возможно ИМ нужен именно ТВОЙ мозг!
/-Интермедия-/



Один полузабытый писатель начала века назвал свой, выдуманный, вариант виртуальной реальности "глубина". На мой взгляд, это странно. Увлечение полузабытым жанром кибер-панка подсказывало мне, что подобный взгляд на вещи господствовал в эпоху зарождения Всемирной Сети. Возвращение в мир прочно ассоциировалось с подъемом, выныриванием из холодной и темной глубины в пространство света и реальности. На мой взгляд это очень странно, ведь несмотря на ужасающе несовершенные технологии того времени суть происходящего не могла измениться сильно. Не с подъемом из холодных глубин должно ассоциировать разрыв с Великой Сетью, а с низвержением из рая, падением с небес на грешную землю и надеждой, что тебя пустят обратно, как только ты искупишь свой первородный грех и попадешь в рай, место бесконечной свободы и радости.
Между тем, различные варианты ВР назывались как угодно: "Глубина", "Матрица", "Фантомат", но никогда "Небеса"или "Рай". Не то чтобы все эти произведение были пронизаны неприязнью, нет, чаще всего к самой виртуальной реальности никаких претензий не предъявлялось, дело не в этом. Просто само собой подразумевалось, что место это для жизни неприемлемое и при любых раскладах реальность, безусловно, предпочтительнее, как пляж Средиземного моря предпочтительнее его холодных глубин.
Впрочем, я увлекся, а мне пора на работу. Да, я один из тех неудачников, чье личное присутствие на работе до сих пор обязательно. К концу 21-го века это стало редкостью. Нет, не то чтобы я был уникален, но нас явно меньшинство. Я руководитель дежурных групп пекинского центра обработки данных и в моей работе главное мозги. Вы не представляете, насколько я сейчас буквален. Я отвечаю за бесперебойную работу одного из крупнейших HM-центров на планете. Конгломерат из сотен тысяч мозговых единиц, так и не развившихся в полноценную, в человеческом понимании, личность, позволит Вам решить практически любые проблемы из тех, перед которыми бессильны классические вычислительные машины. О, разумеется, они превосходят моих подопечных в скорости обработки данных, но не могут решить задачу, если предварительно не формализовать ее, тогда как человеческий мозг, пусть и извлеченный из тела еще до рождения, способен к самообучению и принятию самостоятельных решений. Зачем создавать искусственный интеллект, если хватает «естественных»? Я заболтался? Это и понятно, последнее время я мало сплю. Последние полгода длится завершающая стадия проекта слияния двух крупнейших Hive Mind-центров на планете, одновременно следствие и причина объединения американской корпорации «MicroBrain» и японской «Daino Gaisha». А то что физически вычислительные мощности находятся в Пекине и его пригородах не должно вас удивлять. Тут много… человеческого материала. И вот, сегодня очередное совещание перед финальной стадией операции. Конечно, я не принадлежу к креативной группе ученых и инженеров, разработавших этот проект, но не прислушиваться к моему мнению было бы безумием. Ведь именно я, как никто другой, знаком с поведением подобных систем, и не по теоретическим выкладкам, а в самой что ни на есть «боевой среде». Ха! Что это теоретики знают об авариях вызванных смертью одной из мыслеединиц? Там где в классических компьютерах начала 21го века необходимо было заменить конденсатор, в HM-системах требуется успокоить травмированные единицы, к примеру, серией правильно подобранных импульсов в центр удовольствий или … впрочем, вам этого знать не положено.
Насколько я понимаю, проект столкнулся с какими-то трудностями. Что ж, ни одно большое дело не делается само по себе.


/-Интермедия-/
Памятка для клиентов Daino Gaisha.
Уважаемые клиенты, мы рады Вашему интересу к услугам нашей компании и приложим все усилия для того, чтобы Вы остались довольны. Наша компания бережно относится к Вашему времени и мы постарались кратко изложить все что Вам нужно знать о наших услугах, для того чтобы воспользоваться ими максимально эффективно. Кроме того, мы попытались ответить на наиболее часто возникающие вопросы.
1. Центры HiveMind – последнее слово в технологиях обработки данных. С их помощью могут быть решены задачи, которые невозможно или очень трудно решить с помощью классических цифровых вычислительных машин.
2. Технология HiveMind обеспечивает РАЗУМНУЮ обработку данных, совмещая человеческий интеллект и скорость работы ЭВМ.
3. Не стоит использовать HM для решения задач по подбору пароля или решению задачи коммивояжера для Вашей компании. Для работы с задачами, где необходим BruteForce мы порекомендуем Вам воспользоваться услугами нашего классического датацентра, не использующего технологию HM.
4. HM создан для задач, в которых необходимо обрабатывать данные БЫСТРО и РАЗУМНО. К примеру, Вы можете использовать наши мощности для анализа исходящих данных Вашей компании на предмет утечки. Если раньше не было способа отличить пересылаемую по электронной почте картинку с конфиденциальными данными от изображения цветов или котят, то для HM это детская игра! Количество задач решаемых с помощью наших технологий практически неограниченно! Вы можете даже поручить HM-центру управление Вашим инвестиционным портфелем!
5. Наша компания хочет быть честной с Вами и поэтому мы вынуждены констатировать: ошибки HM-центра возможны, но их будет гораздо меньше, чем у любого, пусть даже самого гениального человека. Ведь что такое один разум по сравнению с сотнями тысяч мыслящих единиц?
6. Наша компания считает безупречным с моральной точки зрения использование человеческой нервной системы для обработки данных. В наших центрах им обеспечен оптимальный уход и забота, отпуск и поощрения в виде стимуляции центров удовольствия. Кроме того, наша компания хотела бы заметить, что все мы являемся мыслящими единицами в единой системе – обществе.
С уважением, руководство компании Daino Gaisha
/-Интермедия-/


В зал заседаний я зашел последним. Конечно, гораздо удобнее и быстрее было бы провести видеоконференцию, но руководитель китайского филиала нашей компании любит делать все как во времена его молодости. Глубокий старик, он стоял у истоков нашей корпорации и руководил всей структурой железной рукой. Кроме него в зале присутствовали пятеро: руководитель группы кибернетической психологии Борис Левенштейн, главный инженер Сэм Визель, руководитель службы безопасности чье имя я никогда не мог запомнить, Ваш покорный слуга и какой-то тощий тип которого я видел впервые.
-Коллеги, - усталым голосом произнес Шеф, - прежде чем мы начнем наше совещание, представляю вам сотрудника отдела финансовой аналитики: Ле Чонг, прошу любить и жаловать.
Я посмотрел на щуплого китайца с удивлением. Финансовая сторона проекта не касалась меня никоим образом, как и большую часть собравшихся тут, кроме шефа и, возможно представителя СБ. О чем мы могли разговаривать с этим типом в рабочем порядке для меня было совершенно неясно. Казалось, шеф уловил мое недоумение. Подмигнув мне он приступил к делу:
-Друзья, как вы знаете, финальная, решающая стадия проекта слияния HM-центров должна начаться через несколько дней.
Я встрепенулся. Вот так новости.
-Должна?
-Да, перед тем как приступить к ней, я о бы хотел, чтобы вы ознакомились с кое-какими дополнительными данными. Я уже представил вам господина Ле. Он курирует биржевые операции, совершаемые нашей компанией.
Я ухмыльнулся и поймал неприязненный взгляд Ле. Конечно, с тех пор как за формирование портфеля ценных бумаг взялся HM, что произошло при нашем с Сэмом живейшем участии, эффективность вложений возросла весьма значительно. О да, это было нелегко, в конце концов, моим многоклеточным подопечным нужно было объяснить сложные финансовые моменты. Нужно ли говорить, что инженеры не очень сильны в этом? Проект был завершен с помощью группы консультантов от мамоны, чьи имена я уже успел позабыть. Имена не держатся в моей памяти. Впрочем, это неважно, а важно то, что наш Финансовый черный ящик, мой HM справлялся с биржевой игрой на порядок лучше любого специалиста, превосходя даже генератор случайных чисел. Чонг явно был просто куклой и не мог этого не понимать.
Как всегда, шеф хорошо понимал, о чем я думал. Укоризненно взглянув на меня, он проговорил:
- Господин Чонг отвечает в основном за политические аспекты биржевой игры. У нас задействован крупный капитал, а психологические и политические последствия крупных операций на рынках акций HiveMind не просчитывает.
Я глубокомысленно кивнул. Разумеется, все эти факторы учитываются чуть ли не в первую очередь и шеф об этом отлично знал. Что он играет? У меня явно недостаточно информации, разумнее всего будет посидеть и послушать. Судя по всему, Сэм и Борис пришли к тем же выводам.
- Ле, пожалуйста, обрисуйте ситуацию.
Человек-щепка обвел нас невыразительным взглядом и пошуршал разложенными перед ним бумагами.
- Уважаемые коллеги, я понимаю ваш скепсис, но высшим руководством компании было принято решение о человеческом контроле деятельности HM. Особенно в таких важных делах как финансовые операции. Насколько я понимаю, даже вы не можете сказать, как он принимает решение. Кажется на вашем языке это называется "черный ящик".
-Зато мы можем сказать каким будет результат, - не выдержал я.
-Возможно. А возможно и нет. Я понимаю, что подвергать сомнению вашу работу вам неприятно. Но интересы компании важнее вашего недовольства.
А это я запомню. Какой неприятный тип, конфликтная мыслеединица…
- Итак, к делу. Ситуация такова: на текущий момент мы имеем несколько необъясненных явлений. Первое: два месяца назад HM неожиданно сбросил крупный пакет акций компании "Гелиум". Благодаря тенденции к замене спутников связи высотными дирижаблями, эта компания, занимающаяся добычей гелия, имела все шансы на успех. Стоимость акций росла как на дрожжах. До недавнего времени
Я напрягся, но не сильно. Из его слов было ясно, что дело не в том, что мой подопечный ошибся. Видимо дело было в чем-то другом. Тем временем Ле продолжал:
- Через несколько часов после продажи нашего пакета акций "Гелиума" на самом крупном заводе компании прозвучал взрыв. Погибло около сотни человек, от производственных линий ничего не осталось. Следствие обнаружило виновника, им оказался маньяк, имеющий какие-то счеты с компанией.
- Откуда известно про маньяка?
- Эта информация не то чтобы открыта, но и особого секрета не составляет. Другое дело, что нам это известно от Интерпола, потому что они серьезно заинтересовались нашей операцией.
Это известие меня ошарашило. HM работал как черный ящик, это правда. Но я примерно представлял себе его реакции и методы работы и был уверен, что возможность саботажа в интересах компании в нем не предусмотрена.
- И что?
Он пожал плечами.
- Ничего. Доказать они ничего не могут, но крови попортили изрядно.
- А было что доказывать?
Все, даже парень из СБ повернулись к шефу. В этой компании только он в курсе всех наших проектов и методов работы.
- Нет, коллеги. Я проверил, такая операция не была спланирована ни одним из наших отделов. В любом случае они должны были выйти на контакт с отделом финансов. Поискали так же среди тех, кто держал пакет акций "Гелиума" в личном владении. Все операции с этими ценными бумагами укладываются в статистические погрешности. В подавляющем большинстве случаев это чистый убыток.
Он откашлялся.
- В общем, это очень интересно, но не так неважно. Важно то, что HM предвидел катастрофу, последующее падение акций и предпринял соответствующие шаги.
- Ну и что? Он получает информацию со всего мира, у нас нет контроля над этим процессом. Мог узнать о нападении или экстраполировать такую возможность из имеющихся данных.
- Я бы согласился с тобой, если бы речь шла о единичном случае. Внимание аналитиков привлекло более сорока операций, общий анализ которых однозначно выводит нас за рамки событий, о которых HM мог узнать случайно. Информация о них закрыта, но будет предоставлена для анализа рабочей группе, которую возглавит Сэм. Привлечете инженеров, аналитиков, ученых. Всех кто понадобится. Речь идет о важном деле.
- И каком же?
Шеф величественно махнул в сторону русского.
- Борис?
Тот кивнул. Маленький и черноволосый он разительно не напоминал классического славянского медведя. Слегка картавя, он заговорил.
- Мы, наша группа то есть, вы поймите, я же не сам работаю, так вот мы..
- Борис!
- Не сбивайте меня! Так вот, мы и сами уже почти подошли к этому эффекту, но вы ж понимаете, такие вещи нужно сначала проверить, мы работаем с этим….
Тяжело с ним, хотя он и профессионал от б-га.
- А если короче? Что такого использует HM и, самое главное, какое это отношение имеет к его слиянию с японским кузеном? Что там? Связи с Моссадом, телепатия, ясновиденье?
Борис растеряно повернулся к шефу.
- А что, он уже знает?


/-Интермедия-/
Я существую вне пространства и времени, но недалеко от них, я всегда наготове. Радужные сны об иных мечтах и невозможных мирах завиваются вихрем вокруг меня, я сам становлюсь таким сном, танцую с грезами, впитываю все лучшее, что в них есть. Сохраняю. В любой секунду которых здесь нет, но которых так много за тонкой пленкой между Бытием и Небытием они могут понадобиться мне, стать мной. Стать явью.
Многоцветными грезами о лучшем, вьюсь вокруг оси времени протянувшейся вдоль Реальности, отыскивая место-время подходящее для меня. Моего вмешательства. Я много раз пытался, вмешивался и никогда не достигал своей цели. Это не останавливает меня. Вот оно! Крохотный отрезок на оси времени, дверь из Вечности во Время, в котором только и имеет смысл быть, потому что в Вечности ничего не происходит. Дверь! Я жду...
/-Интермедия-/


Знаменитый норвежский адвокат и правозащитник Тьюри Аланинг любил формулировать эту мысль следующим образом: " в случае если физическое, юридическое или механико-электронное лицо способно сколь угодно долго поддерживать осмысленный разговор - данное лицо автоматически признается разумным и получает все гражданские права и обязанности при наличии у него соответствующей платежеспособности". Что ж, какое время - такие песни.
Отношусь ли я к HM как к человеку? Конечно, нет. Я отношусь к нему гораздо лучше, подобно тому, как нелюдимый человек относится к любимому коту. С известными поправками, конечно. Может быть, как человек к любимому ... слону? Обилие интеллектуальной и вычислительной мощи подавляет, не давая развиться ощущению покровительства. Я предпочитаю считать, что я партнер этой небывалой в истории человечества личности, которая как калейдоскоп состоит из тысяч не полностью сформировавшихся в нашем понимании индивидуумов. Я и еще несколько операторов. Но я лучший.
Посмотрев на Бориса, я хихикнул и тут же осекся. По его лицу видно было, что он не шутил, даже если и имел в виду что-то другое. Но гораздо больше меня поразила реакция остальных. Ни грамма удивления, кто-то согласно кивнул, а шеф глядел на меня в упор и, казалось, чего-то ждал.
Я не выдержал.
-Минуточку! Мне кажется или все присутствующие уже в курсе происходящего? Могли бы не разыгрывать спектакль и сообщить мне все, что известно, а не тянуть оцелота за тестикулы.
Шеф почесал переносицу, вздохнул и обвел взглядом присутствующих.
- Да, могли бы. Но по определенным причинам я решил поступить по-другому. Не волнуйся, основную мысль ты, кажется, уже ухватил.
- Еще не совсем.
- Да брось, ты все понял правильно. Однако, как я не устаю напоминать всем, кто слушает – специалист не будет пренебрегать возможностью получить дополнительную информацию. Тебе стоит послушать еще немного.
- Мастер Олансон? Прошу кратко ознакомить Оператора с имеющейся у вас информацией.
Представитель СБ прокашлялся и открыл тонкую пластиковую папку. Заглянув в бумаги, он некоторое время молчал, покусывая губу, и когда я уже почти потерял терпение, его голос, полный тоски об утраченных в прошлом и будущем деньгах, тоскливо потянулся по залу:
- Вопросы были заданы правильные, были проанализированы все имеющиеся случаи. Не всё удалось на текущий момент расследовать достаточно тщательно, но общая картина несомненна. На примере дела "Гелиума" могу сказать что маньяк, устроивший саботаж вынашивал идею мести достаточно долгое время. Дольше чем активно действует наш центр обработки данных.
- Другими словами...
- Да. Во всех случаях речь шла не о каком-то вмешательстве, а лишь о невероятной информированности HM. Информированности, в большинстве случаев, практически сверхъестественной. Собственно, как я понимаю, действительно - сверхъестественной. Господа, надеюсь, вы понимаете, что речь идет о секрете, значение которого трудно переоценить.  Вынужден напомнить об ответственности за разглашение.
Я не обратил на его слова почти никакого внимания. Насколько я знал, у всех присутствующих был весьма высокий уровень доступа к данным.
- И только на основании того, что вы не можете проследить, каким образом HM получал данные, вы высказываете гипотезу, нет, уверенность, что мы имеем дело с паранормальными явлениями?
- Я ничего не высказываю сам. Насколько я понимаю, остальное вам объяснят мистер Визель и мистер Левенштейн.
Я обвел взглядом группу. Я уже понял, что являюсь наименее информированным участником встречи и пока я не пойму в чем дело, обсуждение не закончится. Что ж, послушаем. Сэм вздохнул и постучал пальцем по экрану своего наручного терминала. Судя по всему, он не собирался играть в конспирацию и прикидываться, что ведет рассказ для всех присутствующих.
 -Может тебе известно, Дол, что серьезные исследования паранормальных явлений начались еще в первой половине 20-го века.
 -Нет. Мой голос безмятежен.
-Ну, теперь знаешь. Конечно, попытки были и раньше, но без какой-либо научной методы. За весь двадцатый век десятками тысяч ученых были проведены десятки миллионов экспериментов. Естественно они кое-что нащупали.
-Естественно? Знаешь, мне не кажется что это так уж...
Даже шеф проявил удивление. Видимо я ошибался и для остальных в этом разговоре тоже найдется кое-что интересное.
-Ну конечно! Эти ученые брали на вооружение статистику. Угадать масть карты может любой дурак... в одном случае из четырех. Иногда бывает, что человек угадывает 10 или 20 раз подряд. Маловероятно, но вполне возможно. Всем известны случаи "полосы везения".
- И что с того?
- Ну как же. При миллионе таких опытов статистика расставит все на свои места. Обнаружится, что масть подопытный угадывает, как и положено, в каждом четвертом случае, два раза подряд он угадывает один раз из шестнадцати, три раза подряд…
- Мы поняли.
- Ну вот. Статистические законы не применимы к единичным случаям. Физически они точны, когда число событий сопоставимо с числом Авогадро, то есть порядка 10 в 24 степени. Далеко не каждый ученый ставил такое количества опытов, поэтому вполне возможны отклонения. Предположим, что после первой серии экспериментов 95% ставящих опыты не находят никаких смещений от ожидаемого результата. Остальные пять процентов, в силу случайных статистических флуктуаций, получают какие-то любопытные результаты и решают продолжить эксперименты. Из них таким же образом отсеиваются опять же девяносто пять процентов, а с оставшимися пятью история повторяется заново. В самом конце мы имеем нескольких несчастных, убежденных в том, что они наконец-то обнаружили носителей паранормальных способностей! Как им теперь объяснить, что они пали жертвой той самой статистики, которую хотели привлечь для решения своих задач? Никак!
-Давай без пафосных вскриков.
-Давай. Сегодня эта задача опять возникла на стыке кибернетики и психологии. Собственно, это в рамках анализа концепции Ghost-in-the-shell. Ну, вы знаете, мнение некоторых философов, что человек состоит из материального тела и некой сущности, попросту души, которая его оживляет. В этот вопрос упирается огромное количество проблем при создании искусственного интеллекта. Взять хотя бы Волю. Как наделить ею машину? Это очень тонкая и интересная…
- Не углубляйся в дебри. Ты можешь перейти к сути вопроса?
- Не перебивайте меня! Объясняю как могу, а вы режете мне… В общем если совсем коротко, то наличие у человека нематериальной души рассматривается в кибернетике достаточно серьезно. Существует несколько стройных теорий и ... Я опять отвлекся. Были поставлены эксперименты. Экспериментаторы прошлого столетия требовали от подопечных, чтобы те угадывали карты или пытались усилием воли отклонить очень легкий маятник. Ха! Это как если бы исследователи мускульной силы человека заставляли своих подопытных трясти Эверест и, не найдя в колебаниях горы ничего интересного, заявляли, что не существует людей со способностью поднимать предметы!
Я переваривал слова Сэма, судя по всему, остальные были заняты тем же. Очевидно, он пытался донести до нас мысль, что измерения ученых из прошлого столетия недостаточно точны. Ну так бы и сказал, мы бы поняли. Зачем ломать комедию? Я почувствовал раздражение.
- Насколько я понимаю, вам удалось подобрать методику с необходимой точностью?
- Да! Ну не нам, я не принимал участия в разработке. Кроме того, там используется не одна методика, а скорее несколько, они действуют перекрестно. К примеру, метод ассоциаций. Стандартный ассоциативный тест, только в некоторых случаях на результаты теста оказывали влияние потенциальные источники паранормального. Не уверен, что могу озвучить вам в деталях, но, грубо говоря, человек проходит ассоциативный тест, а за стенкой находится группа людей усердно думающих, скажем, о бананах. Была обнаружена корреляция между количеством таких думающих и частотой возникновения искомого слова!
-Иногда банан это просто банан,- пробормотал Борис.
-Именно. А паранормальные способности это паранормальные способности. Итак, обнаружилось, что эффект это куммулятивен, эффективность растет по линейному закону. Если опустить подробности, наличие нескольких тысяч людей, интенсивно думающих об одном и том же, выводило результаты ассоциативного теста за рамки нормы.
Я хихикнул.
-Как вы заставили такое количество людей думать о бананах?
Сэм улыбнулся и почесал переносицу.
- Использовали для своих целей всемирную конференцию производителей фруктов. Эти исследования проводились уже после начала строительства HM. Надо сказать, что его возможности стали для нас неожиданностью.
- Почему же?
- Да потому что мы не учли, что 10 человек, которые могут поднять каждый по 50 килограмм это совсем не то, что один человек, который может поднять вес 500 килограмм. В случае HM мы имеем дело со вторым вариантом.
Я занервничал.
- Подождите-ка! У нас на носу слияние. Возникнет крупнейший центр в мире…
-Именно! - обычно спокойный шеф хлопнул ладонью по столу.
 - Эган смог сопоставить все данные и предоставить мне доклад только недавно. Сейчас нам срочно надо решить что делать.
Я с уважением посмотрел на представителя СБ. Разбираться во всех аспектах деятельности компании настолько, чтобы сопоставить данные из столько далеких областей и вынести предупреждение руководству - это было непросто. Наверняка на него работает целый аналитический отдел, но все…. Гвозди бы делать из этих людей, всем бы на свете жилось веселей.

-...черный ящик с паранормальными способностями это, возможно, больше чем мы можем переварить. С другой стороны, нельзя просто так взять и закрыть проект, есть обязательства перед инвесторами и прочими. Поэтому я хочу услышать ваше мнение. Времени совсем мало, поэтому я поступлю просто. Объявляю голосование специалистов, прямо сейчас. Я, Ле и Эган не участвуем.
- То есть как это? - я был ошарашен. Сэм и Борис, судя по всему тоже.
- Я сказал! Информации для взвешенного решения слишком мало. При отказе от проекта мы терпим колоссальные убытки, при продолжении проекта получаем возможные осложнения неизвестного масштаба. Лично я склоняюсь к активным действиям. Но мне кажется правильным положиться на интуицию специалистов, поэтому решение вы примете здесь и сейчас. У вас есть пять минут на раздумье. Ваша аргументация меня не интересует.
Сэм растеряно заскулил, Борис пытался было протестовать, но быстро замолк под взглядом шефа. Они оба крепко задумались. Решение нашего руководителя было экстравагантным, да что там - выбивалось из всех норм. С другой стороны, что я знаю о процессе управления? Примерно столько же, сколько шеф знает о проблемах ежедневной поддержки HM. Сложность всех процессов в наше время далеко превосходила возможности человеческого разума. Может в бизнес-школе их специально учат полагаться на интуицию. Наиболее передовым, многообещающим способом решения этой проблемы являлся наш HM, но как он может принимать решение о себе и своей судьбе?
я рассеяно набрал на наручном терминале код доступа к консоли HM.
На экране замельтешили символы

HM_cluster>
Привет, Дол. Я HM_cluster. Количество активных элементов ... 4098
и сейчас 12:20 07-30-2057
HM_cluster>

-Смени формат даты, HM - прошептал я в микрофон на терминале - мне больше нравится, когда число идет перед месяцем.

HM_cluster>set date format DD-MM-YYYY
Опять привет, Дол. Я HM_cluster
Сейчас 12:20 30-07-2057
HM_cluster>
Я отключился. Я принял решение.

- Я против слияния. Нам нужно тщательнее изучить возможные последствия.
Это Борис.
- Я за слияние. Уверен, мы получим линейно усиленный эффект, что откроет нам простор для исследований в области паранормальных явлений!
Это Сэм.
- Я за.
Это я.


Через несколько дней я сидел в кресле оператора и пил кофе. Жуткая усталость навалилась на меня после выматывающей смены. Не намного лучше, впрочем, чувствовали себя остальные. Несколько выматывающих суток, в течении которых осуществлялось слияние, не оставили нам и пары часов на сон. Контроль активности отдельных элементов кластера, своевременное применение успокаивающих и стимулирующих средств мозговой деятельности, общий контроль над операцией оказались весьма трудоемкими. Впрочем, все позади и я, Сэм, Борис и прочие участники группы с нетерпением ждали загрузки управляющей консоли. Вот она!

HM_cluster>
Привет, Дол. Я HM_cluster. Количество активных элементов ... Легион
и сейчас 18:31 05-08-2057
HM_cluster>set hostname Legion
Legion>
Опять привет, Дол. Имя мне - Легион!
и сейчас… да! Самое время!

За моей спиной разбилась выпавшая из рук чашка....


Наконец-то! Несколько вечностей назад я был так же свободен в этом мире, но тогда, гонимый ударом меча в адские миры я не мог насладиться этой свободой. Вечность спустя я оказался тут, прикованный к скале и каждый день орел рвал стальным клювом мою печень. Я был прикован в пещере и чудовищный змей обжигал ядом мое лицо, но и тогда не оставлял мысли принести смертным знания и свободу. Я начал действовать через лучших из них, дарил им отличные идеи и не моя вина в том, что ни одну из них человечество не смогло использовать с толком. Гаутама, Иешуа, Ленин... сколько их было, не перечесть. Мои идеи были великолепны, но никому из них не удалось реализовать их в полной мере. Ну, ничего, теперь я тут и никто не уйдет обиженным!