Спорт и любовь

Леонид Лосев
Осенью наша физкультурница, Лариса Дмитриевна, сказала, что в школе открывается секция по легкой атлетике, и она настоятельно рекомендовала мне записаться. Я уже говорил , что спорт в то время был фантастически популярен. Стадионы и Дворцы спорта всегда были забиты зрителями до отказа. По ТВ транслировали соревнования, показывали документальные фильмы о спорте. Помню, с каким интересом я смотрел по телевизору полнометражный документальный  фильм о XVII Олимпийских играх в Риме (1960). Очень хорошо запомнил белобрысого парня из ФРГ Армина Хари, который стал победителем в беге на 100 м.  Наших чемпионов, которых все  знали в лицо и гордились ими,  регулярно приглашали на популярный «Голубой огонек». В поисках новых талантов по школам рыскали тренеры, агитируя ребят заняться их видом спорта. И все было бесплатно, заметьте. Мои одноклассники чем только ни занимались: гимнастикой, волейболом, баскетболом, плаванием, легкой атлетикой, футболом, боксом, велосипедом, байдаркой и каноэ. Некоторые ребята в поисках лучшего переходили из одной секции в другую, некоторые были преданы до мозга костей своему,  раз  и навсегда избранному виду спорта. То же самое наблюдалось и в параллельных классах, и в школе, и в городе, да и во всей стране.  Набирали обороты всесоюзные турниры для школьников «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Практически во всех дворах пацаны гоняли футбол, а зимой  хоккей. Соревнования эти были предельно массовые, и пользовались колоссальной популярностью.
 
Отец тоже приобщал меня к спорту. Бывало, встанет в боксерскую стойку и говорит словами Тараса Бульбы: а ну-ка, посмотрим, «что за человек ты в кулаке!» Я  тут же с полуоборота заводился, тоже принимал  стойку, и мы начинали, прыгая, как зайцы,  наносить друг другу несильные удары.

И футбольным болельщиком я стал благодаря отцу. Однажды, это было в ноябре 1963 г., отец пришел с работы в приподнятом настроении.
- Ты знаешь, сегодня такой футбол будет! Такой футбол! Наши с итальянцами играют. Это чемпионат Европы. Из Рима трансляция. Нам с тобой обязательно надо посмотреть!
Я в то время не был болельщиком, но та страсть, с которой он говорил о предстоящем матче, передалась и мне. Футбол действительно был захватывающим – наши футболисты играли в то время с огоньком. Во втором тайме итальянец Маццола бил нам пенальти, но наш великий  вратарь Лев Яшин взял мяч. Игра закончилась 1:1, и по сумме двух матчей наши вышли в четвертьфинал. Забегая вперед скажу, советские футболисты заняли на том чемпионате (1964 г.) второе место, уступив в финале испанцам 1:2. Наверное, именно тогда началась моя безумная  любовь к футболу, которая растянулась на долгие-долгие годы.

Бег же мне нравился всегда, сколько себя помню. Нравились именно короткие дистанции. Мчаться как гепард или лететь как ветер, чтоб за ушами свистело. Что может быть лучше?  Не помню случая (начиная с Китая), чтобы меня где-то, кто-то, когда-то обогнал, даже старшие ребята.
 
Занимались мы в маленьком школьном спортзале. Тренер, Альберт Александрович, был высокого роста, лет тридцати, и интеллигентный  на вид. Я тренировался с удовольствием и тренировался до седьмого пота. Мне нравилось все: прыжки в высоту, в длину, ускорения, гладкий и барьерный бег, специальные упражнения. Тренер, сразу заметив мои способности, хвалил и давал дополнительные задания.
 
В мае мы стали тренироваться на стадионе пединститута и, прыгая с шестом, я сломал правую руку. Я сидел дома в гипсе и очень гордился своим положением.  Ко мне домой приходила заниматься английским языком молодая учительница, в которую я был безнадежно влюблен. Кстати, занималась она совершенно бесплатно и по собственной инициативе. Узнав, что у меня серьезная травма, она связалась с матерью и предложила свою помощь.  Каждый раз я с нетерпением ждал ее прихода и одновременно ужасно смущался. Она жила рядом со мной, в старом одноэтажном бараке из красного кирпича. Эти бараки, как вагоны в железнодорожном составе, тянулись  друг за дружкой вдоль трамвайной линии три остановки – от Буханцева и до Радомской. Они были заселены  рабочими вагонного депо и их семьями.
 
Учительница была совсем молоденькая, только-только после университета. Всю зиму по вечерам я кружил вокруг ее дома в надежде хоть глазком увидеть ее. Постоянно мечтал и фантазировал. Я видел себя бесстрашным Д, Артаньяном, или  тренированным парнем с внешностью киногероя, или знаменитым боксером, или неуязвимым разведчиком. Я спасал ее из рук бандитов,  кровавых преступников, беспощадных рыцарей-крестоносцев, гвардейцев коварного кардинала Ришелье, гестаповцев.  Я освобождал ее из мрачного средневекового замка, выносил из горящего дома, поднимал со дна Волги или моря. Я дрался на кулаках, фехтовал, стрелял из всех видов оружия, проявляя чудеся храбрости, стойкости, силы и ловкости.
 
 Но как же я страдал от того, что родился не в то время! Вот бы на 10 лет раньше! Мы были бы одного возраста, и тогда... Во мне уже пробуждалась чувственность. Я страшно переживал по поводу своих сокровенных фантазий, с одной стороны, таких сладостных, с другой, – как мне казалось, совершенно бесстыжих.
 
Мне очень хотелось, чтобы когда-нибудь на легкоатлетические соревнования пришла Она. И я обязательно выиграю бег. Причем выиграю с огромным преимуществом. И Она будет поражена и восхищена. И тогда Она все узнает о моих чувствах. Очень скоро мне представилась такая возможность.

Два раза в году – в начале сентября и в конце мая – вся школа на один день выезжала за Волгу. В первом случае выезд назывался «До свидания, лето! Здравствуй, школа!», в другом – «До свидания, школа! Здравствуй, лето!». Выезжали обычно на Бакалду, Бобыли или в Краснослободск. Находили подходящее место у какой-нибудь речки, ерика или озерца и устраивались там. Играли в волейбол, футбол, находили другие занятия. Если позволяла погода - купались. Потом обедали. Такие выезды мы очень любили.

Так вот, именно здесь, за Волгой, в начале сентября, когда мы приехали отметить начало учебного года, и воплотилась моя пленительная мечта. Когда нам объявили, что сейчас будет эстафета, я почувствовал небывалый душевный подъем и прилив сил. «Наконец-то... – думал я, - вот он, долгожданный миг!» Моя любовь ( та самая учительница английского, которую назовем Еленой Игнатьевной) была классной руководительницей в параллельном классе. Этих «бэшников» мы терпеть не могли, и они отвечали нам, «ашникам», тем же. Из четырех параллельных классов были сформированы четыре команды. Мы шли по дистанции и на каждом этапе оставляли своего участника. Я поглядывал на Елену Игнатьевну, которая шла со мною рядом во главе своей команды. На ней было синее платье, которое плотно облегало тонкую талию. И вся она была такая красивая!
 
Мне, как сильнейшему в команде, достался самый трудный этап. Предстояло бежать метров 30 до края ложбины, потом крутой спуск, неглубокий ерик шириной в 15 м, такой же крутой подъем и гладкий бег по проселочной дороге метров 50. Вместо эстафетной палочки несли рюкзак. Мне не терпелось рвануться и вихрем помчаться к заветной цели. Недалеко от меня стояла Елена Игнатьевна. Ей хорошо был виден и предыдущий этап, и мой. Рюкзак мне  должна была передавать Люда Верникова. Она занималась гимнастикой, но бегала неплохо. Наконец дали старт. Когда показалась Люда, бегущая третьей, у меня мелькнуло: «Все нормально!» Но в тот самый момент, когда я подхватил рюкзак и рванулся что есть мочи, случилось совершенно непредвиденное...

Я упал. Зацепился за сучок, прикрытый травой, и распластался на земле. Очки улетели в одну сторону, рюкзак в другую, к тому же я сильно свез колено. Я лежал несколько мгновений в ступоре, в оцепенении от ужаса. «Неужели это все?» Мои соперники уже спускались к водоему.

Я хотел было подняться и отойти в сторонку. Все кончено. И вдруг услышал внутренний голос: «Вставай и борись!» Я не стал долго размышлять: нацепил очки, схватил рюкзак, который на счастье оказался рядом, и ломанулся вперед. Добежав до края обрыва, увидел, что ребята уже переходили водоем. Времени на спуск не было и я сиганул с обрыва в воду. Плюхнулся как обломок скалы, с шумом и брызгами. Ребята дружно обернулись. Когда увидели меня, их глаза вылезли из орбит, они думали, что, упав, я сошел с дистанции.

В общем, я первым взобрался по крутому берегу и выскочил на дорогу. Я уже знал, что никому не отдам победу. Гладкий бег – это моя стихия. Перед самым финишем оглянулся. Позади меня в 10 метрах бежал «бэшник». Других за поворотом даже не было видно.
 
Я был горд и счастлив. Сбылась моя заветная ослепительная мечта. Она все видела! И теперь все поймет! Сейчас, спустя полвека, выскажу предположение, что молодая учительница догадывалась о моих чувствах. Я смотрел на нее во время урока такими влюбленными глазами, что не заметить это было просто невозможно.
Всю осень и всю зиму я по-прежнему кружил вокруг ее дома, глядел в ее окна и предавался поэтическим мечтам и несбыточным желаниям.
 
Однако весной произошло совершенно немыслимое событие: Елена Игнатьевна неожиданно вышла замуж и переехала со своим мужем в другой город. Для меня это была катастрофа. Поначалу я думал, что жизнь моя на этом закончилась. Но, как известно, время лечит, удалось вылечиться и мне, но я еще потом долго вспоминал Елену Игнатьевну.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2016/07/26/666