Г. Гегель. Наука логики. Лекция от 12. 11. 2014 г

Зуев Андрей Яковлевич
Г.Гегель. "Наука логики". Лекция от 12.11.2014 г.

       К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 07.12.2015 года. Пос. Сылва, Пермский край.
   
               Михаил Васильевич Попов, доктор философских наук, профессор. Лекция от 12.11.2014г. 2-е отделение.   - See more at:       
       Вы должны обращать внимание на выведение категорий. Когда вы приходите к новой категории, Гегель вам говорит, что истина в другом. И это обстоятельство всё время сбивает. Только вы разобрались, и вам хорошо стало,  вам говорят, что это не так, а вот как.  Может быть, и не совсем не так, но всё-таки, истина в другом, потому что каждая более высокая категория, каждая последующая категория – это истина предыдущей. Из неё же эта истина получилась, из неё же она развилась. У Энгельса есть такое выражение: «Анатомия человека – есть ключ к анатомии обезьяны».

       В анатомии обезьяны  очень многое не увидишь из того, что потом проявилось в человеке. Это ещё было не заметно и не наблюдаемо, то, что проявилось в развитой форме человека. Если вы пришли к более сложному,  и разобрались в более сложном, значит, вы разберётесь и в более простом. Какие-то ростки и намётки на основании знания сегодняшнего можно увидеть в предыдущей анатомии (категории). В основе любого транспортного средства лежит колесо, то есть то, что никогда не изменяется в изменениях. Изобретение колеса, по значению, значительно выше, чем изобретение автомобиля.

       Все последующие изобретения никакого переворота не произвели. Переворот в экономике сразу приводит к резкому росту производительности труда. Если я вооружён телефонами и компьютерами, то это ещё не переворот в производстве. Могу по телефону позвонить на предприятие и спросить: «Рассыпается ваше предприятие?». – Рассыпается. Могу по компьютеру то же  спросить. От такого использования оргтехники будет лучше работать предприятие? – Нет, конечно. Проблема – это трудноразрешимая задача.

       Надо штудировать «Науку логики». Что такое «штудировать»?  - это, значит, изучать. Пройдя дальше вы, может быть, поймёте лучше то, что уже прочитали. Потом надо вновь вернуться и лучше разобраться в предыдущем. На 2-й, 3-й, 10-й, 12-й раз, может  быть, и разберётесь. Движение вперёд надо рассматривать как движение вглубь.

       Вы рассматриваете «нечто» и «иное». Нечто отдельно. Иное отдельно. Иное иного рассматриваете. Получаете такой вывод: Иное иного есть иное. Это высказывание может быть прочитано двояким образом, то есть, прямо противоположным. Первое: иное иного есть иное же (то же самое, прежнее – А.З.). Второе: иное иного есть иное (совсем другое – А.З.). Вы делаете вывод, что здесь есть момент равенства (и неравенства) с собой и относите иное к нечто. Иное – это ведь тоже нечто. Нечто – это наличное бытие? Оно хотя и определённое бытие, но всё равно наличное бытие как более простое бытие. А в наличном бытии есть становление.

        В становлении (иного – А.З.) есть два момента: нечто  и иное. Это становление, моментами которого являются два нечто. Вы имеете дело с нечто и потому моментами его в становлении должны быть два нечто. А нечто есть в себе становление. Мы должны показать логически, что нечто есть в себе становление. Поэтому нечто есть в себе становление. Но оно ещё не показано логически как становление. То есть, есть два нечто, которые вместе составляют нечто, являющееся единством двух противоположных нечто. В капитализме есть коммунизм. Соответственно, отрицание капитализма есть коммунизм. Коммунизм есть в капитализме, но ещё не положен. Вот когда пройдёт революция, тогда коммунизм и будет положен.

        Надо различать – пишет Гегель,- что есть в себе бытие и что положено. То есть нечто должно быть положено как становление, а пока нечто существует только как в себе бытие (коммунизм пока есть только в капитализме, не положен и пока не стал действительностью). Нечто есть в себе становление, а в становлении есть два момента, то и нечто должно быть положено как становление. Положенность будет только тогда, когда мы рассмотрим определение и характер, когда мы докажем, что определение это не просто определённость, а что это одна и та же определённость (в-нём бытие?), которая выступает и как определение, и как характер.

       Одна и та же определённость, потому что они в единстве. Определение есть, поэтому оно наличное бытие и, потому, оно нечто. Характер это тоже наличное бытие и тоже нечто. Значит, эти два нечто качественно иные, потому что одно определение, а другое – характер. И это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что здесь есть качественное инобытие: два качества - нечто и иное. Что брать за нечто, а что за иное ранее было безразлично. А здесь уже не безразлично. Вот это иное, а это нечто. Характер определяется, как определённость, которая есть «бытие для иного».

       А определение есть такое качество (то есть положительное), которое в себе, в простом нечто  и находится в единстве с другим моментом этого нечто с «в-нём-бытием. Пока вы рассматриваете Нечто как в-себе-бытие и бытие-для-иного, то это Нечто пока ещё одно. Поэтому никакого становления наличного бытия ещё нет. Оно не развернулось ещё. Когда оно развернулось, то тогда оно положено. Можно сказать, что женщина в себе мать, но это её определение ещё не развернулось и не положено.

       Категория «возможного». Возможно всё, следовательно, возможно этого не будет. Это не абстрактная возможность, а абсолютная возможность. Абсолютно всё возможно. Значит, возможно, этого и не будет. Получается, что возможное невозможно.  Это приём абсолютного отрицания. Абсолютное отрицание должно отрицать и самоё отрицание.  Абсолютное утверждение абсолютно отрицается. Если есть всё «абсолютно возможное», значит, есть и абсолютное отрицание абсолютно «возможного». По этой причине, всё «абсолютно  возможное»  - невозможно.  Отрицание «абсолютно возможного» есть утверждение «возможного».

       Абсолютное нетождество – это  не тождество, а абсолютное различие (различение). Если оно (нетождество – А.З.) абсолютно различается со всем, значит, оно различается и с самим собой. Если оно различается с самим собой, значит, оно не равно самому себе. Если абсолютное различие абсолютно различается с самим собой, то оно противоположно ему. Таким образом, абсолютное различие невозможно. Различие различия – это тождество. Итак, абсолютное различие – это тождество. Точно также, абсолютное нетождество есть тождество (равенство). Если абсолютное равенство (тождество) со всем, в том числе, с тем, что различается с тождеством, то это различие. Абсолютное  тождество – это различие, а абсолютное нетождество – это равенство.  Слово «абсолютное» означает отсутствие ограничения во всём.
 
       В учебниках по философии и энциклопедических словарях написано, что движение абсолютно, следовательно, абсолютное движение – это покой. В самом деле, материальная сущность всегда остаётся прежней, независимо от того как развивается (движется) материя. Материальная сущность – движение материи - есть закон, то есть спокойное в явлении. – А.З. (курсив мой).

       Разность и различие – разные категории. Разность – более простая категория (люди расходятся и говорят, что они разные люди). В разности нет никакой конкретизации (все мы разные – и всё). Абстрактная (абстрактное и абсолютное, всё-таки,  разные категории, поскольку абсолютное не имеет границ, а уровень абстрагирования может быть различным; в данном случае,  имеется в виду совпадение абстрактного с абсолютным – А.З.)   возможность абстрагируется от всего, и от возможности, в том числе.  Поэтому абстрактная  (абсолютная) возможность – это невозможность. Некоторые выводы кажутся парадоксальными, пока над ними не поразмышляешь. Мы над этими вещами не задумывались. Нам даётся пища для размышлений. Когда вы идёте по скользкой дороге и задумываетесь о том, что здесь можно упасть, то вы осторожненько и пройдёте.

       Гегель заставляет нас обдумывать ситуации, в которые мы попадаем, подталкивая нас к выводам, кажущимся парадоксальными. Слёту такие проблемы не решаются, их надо обдумывать. Основная масса людей на вопрос – «что такое предел?» - ответит, что это тупик. В постоянном выходе за предел и состоит развитие. Человек, который не выходит за свой предел – это ограниченный человек. Журналисты пишут о «беспределе». Им легче освоить лагерный фольклор, нежели науку логики Гегеля. У Гегеля предел всё время восстанавливается. Человек вышел за предел и граница восстановилась. Её нужно опять переступать, и так бесконечно. Граница восстанавливается постоянно. В философии «беспредела» нет.

       Два момента конечного. Конечное -  это нечто взятое вместе со своей границей, то есть нечто, взятое вместе со своим пределом.  Вторым моментом является долженствование. Моментами «конечного» являются долженствование и предел. Если вы переходите от одного конечного к другому конечному, то получается вроде бы прогресс, но дурной (дурная бесконечность – А.З.). Потому что вы ни к какому бесконечному не выходите. У вас просто бесконечная цепь конечного. Диалектика – это знание, сила и оружие. А оружием надо врага убивать (или «переделывать» врага в своего друга диалектическим компромиссом – А.З.).
       Кажимость и видимость. Кажимость – это бытие сущности. Сущность – это же не бытие. Значит кажимость – это не видимость. Буржуазная демократия кажется демократией. Кажется, это да. Буржуазная демократия –  диктатура,  её сущность, а бытие – это выборы и прочее. [Буржуазная демократия – это бытие, а не сущность, которая проявляется, и в форме, и в  содержании этого понятия сегодняшнего социального бытия. Сущность проявляется в бытии, в буржуазной демократии  в форме бытия (выборы и прочее) и в содержании понятия (бытия) буржуазной демократии, то есть в диктатуре. Сущность богаче, нежели буржуазная демократия, потому что она развивается вместе с бытием и проявляется в бытие не сразу, а в процессе развития бытия и сущности. Если мы берём сегодняшнее бытие, то в сегодняшнем бытии проявляется сущность сегодняшнего бытия, а сегодняшнее бытие – это буржуазная демократия, но это далеко не вся сущность, а только та, что проявляется, сущность (диктатура) скрывается глубже.] Курсив мой (Андрей Зуев).

       С одной стороны, кажимость, это кажимость сущности, с другой стороны, кажимость – это не сущность, потому что она – бытие. Сущность – не бытие, а отрицание бытия. Кажимость народной власти, видимость народной власти – это и есть буржуазная демократия. СССР разрушился от воздействия противоположной тенденции. При советской власти буржуазия была в процессе становления. Press – давить, а repress – подавлять. Каждое государство подавляет своих противников.  Хрущёв говорил, что классовая борьба у нас прекратилась. Что это было? Это значит, что была объявлена демобилизация антибуржуазных сил.  Война не закончилась, а демобилизация прошла. Как у Троцкого: «ни мира, ни войны, а армию распустить».

       Есть существование, то есть действительность. Не всё, что есть, то и действительно. Убийцы есть, но не действительны. Что вы их награждаете действительностью? Действительное есть то, что способствует развитию. Существенное или несущественное (то же, субъективное и объективное - А.З) – это категории  уровня наличного бытия, или, как говорил Гегель, безразличное различие.  Действительно то, что соответствует сущности. Убийцы даже сущности буржуазии не очень соответствуют.

       Есть что-нибудь непреходящее? – Есть. Становление непреходящее (хотя и содержит в себе преходящее – А.З.). Существование есть только тогда, когда сущность чем-то обусловлена. Одна и та же определённость, разделяющая два «нечто» есть граница. Отрицание всей сферы бытия – это сущность. Отрицание бытия – это движение к сущности. Границы между противоположностями нет. Граница – это одна и та же определённость, которая соединяет и разделяет два нечто. Переход бытия в «ничто» - только в становлении есть прехождение, а до этого это просто переход «чистого бытия» в «чистое ничто».

Краткий словарь основных философских категорий, используемых в конспекте:
             
Характер определяется, как определённость, которая есть «бытие для иного».

Определение - такое качество (то есть положительное), которое в себе (не изменяется в изменениях – А.З.), в простом нечто,   и находится в единстве с другим моментом этого нечто с «в-нём-бытием». 

Абсолютное отрицание должно отрицать и самоё отрицание.  Абсолютное движение есть покой. Курсив мой (А.З.). Абсолютная возможность всего   есть невозможность всего. Абсолютное утверждение  в диалектике абсолютно отрицается. 

Конечное -  это «нечто»  (определение как в-себе-бытие – А.З.) взятое вместе со своей границей, то есть «нечто», взятое вместе со своим пределом.
 
Моменты «конечного»  (противоположности) - долженствование и предел. 

Кажимость (видимость) – это бытие (форма проявления – А.З.) сущности. 

Действительное - это то, что способствует развитию, и соответствует сущности. 
 
Безразличное различие -  существенное или несущественное – поскольку это категории  уровня наличного бытия. 
Граница - одна и та же определённость, разделяющая два «нечто». Границы как таковой  между противоположностями нет.

Отрицание бытия – это движение к сущности.

Примечание: текст, выделенный квадратными скобками или курсивом, выражает мои мысли, замечания и уточнения лекционного материала, иногда сомнения, обозначаемые знаком вопроса. – Андрей Зуев (А.З.).