Батюшка. Реквием по протоиерею Виктору Сидорину

Алекс Нефедов
 27 января 2016 года, исполнилось 10 лет со дня преставления протоиерея Виктора Сидорина, настоятеля Храма Тихвинской Иконы Божией Матери села Авдотьино (Малинское благочиние) Ступинского  муниципального района Московской области.
Сожалею горько, но попасть на панихиду и встречу с его бывшими прихожанами в старинном сельском храме не смог. Исполнял в этот день послушание своего наставника игумена Киприана (Ященко), еще одного удивительного человека,  так же как и некогда о. Виктор, внезапно вошедшего в мою жизнь. Рано утром направился на другой конец Москвы – в Первый казачий университет. Благословил меня игумен Киприан выступить там  на секции «Церковь и казачество» в рамках 24 Международных Рождественских образовательных чтений.  Из университета (не отобедавши даже)  отправился в Храм Христа Спасителя, где о. Киприан проводил  под десницей архиепископа Верейского Евгения (Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии) круглый стол по проблемам современного отечественного документального кино. Два часа просидел бок о бок с Иваном Охлобыстиным (был ведь и он еще недавно священником, но не задалось у него…) за одним столом.  Много у нас общего оказалось, да и выступил он перед  собравшимися вполне в духе православия и патриотизма, чем невольно меня приятно удивил. Далее весь вечер был на церемонии и концерте по случаю закрытия Рождественских чтений… Слушал музыку и чудесные песнопения Синодального оркестра и хора, а между тем   продолжал возникшие еще с раннего утра воспоминания…
…Помню, как первый раз увидел отца Виктора, как накрепко с ним подружился  в первые же дни нашего  с ним знакомства. А произошло это по удивительному стечению обстоятельств  в день моего рождения, 20 мая 1994 года. Как же давно это было! Мне  исполнилось всего 32 года…
Мы тогда приехали с большой международной делегацией из древней Коломны, где проходила конференция, посвященная 250-летию со дня рождения книгоиздателя-просветителя Николая Ивановича Новикова. Я участвовал несколько дней в работе конференции, а в последний ее день  мне выпала доля экскурсовода по усадьбе Авдотьино, где долго жил и был похоронен великий гуманист XVIII века. Отца Виктора тогда только что назначили настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери, который был в весьма плачевном состоянии (как и многие тогда храма российской глубинки, да и не только глубинки),храма в котором был похоронен просветитель и …масон и розенкрейцер Н.И.Новиков.(И эта тема - тема противостояния православного священника-патриота интересам современных масонов и розенкрейцеров к храму,вообще к  усадьбе, ставшей, да и продолжающей быть их своеобразной "духовной меккой" - достойна отдельного рассмотрения/повествования).  Тогда на ступенях церкви нас и встретил батюшка, с которым мне предстояла дружба длинною в 12 лет. Долгие разговоры и «по душам», и за Родину-Отечество нас очень сблизили. Выяснилось и то, что батюшка в недавнем прошлом – профессиональный художник, выпускник «Строгановки». Позднее моё обширное собрание художественных произведений пополнилось его графическими работами, созданными еще в миру, великолепной (по-другому и сказать нельзя) иконой Богоматери, написанной батюшкой маслом в классическо-канонической манере. Но только на его похоронах в морозный день конца января 2006 года я узнал от приехавших в Авдотьино его  друзей, однокашников-художников, каким он был замечательным, говоря современным языком - креативным художником…Впрочем и сейчас убедиться в его мастерстве может каждый, кто войдет в храм села Авдотьино, величаво красующегося на берегу реки Северки – иконостасы, расписанные изнутри купола – все это  дело рук отца Виктора…
…Помню, как он взбирался после службы на высокие металлические леса под самый купол храма и восстанавливал осыпавшиеся фрески…
…Помню, как ездили мы с ним по окрестным селам, осматривали полуразрушенные храмы, встречались с православными, как он беседовал, наставлял людей. А вскоре узнавал я , что батюшка благословил регистрацию очередной    православной общины, что началась реставрация, восстановление храмов в селах Большое Алексеевское, Мещерино, Чиркино, Щапово,Марьинка, Тоицкое-Лобаново, Четряково…
…Он и умер в этих заботах - отслужил в своем главном Тихвинском храме села Авдотьино, сел за руль (водил он автомобиль мастерски, как заправский автогонщик), да так и застыл на сиденьи с ключом зажигания, зажатом в руке. Сердце не выдержало. Упала голова батюшки на руль…так и не доехал он до очередного возрождающегося храма, где священника с нетерпением ждали прихожане…
…Помню, как мы с батюшкой паломничали, как дружили семьями, как он однажды пригласил нас на праздник начала сбора урожая в селе Большое Алексеевское и сын мой (тогда ему было лет шесть) держал терпеливо в руках икону пока батюшка  служил в поле и освящал комбайны и комбайнеров.А сын мой Антон застенчиво жмурился от попадавших на лицо брызг святой воды и еще крепче сжимал образ.
...Помню, как приходили к батюшке с моей совсем еще маленькой дочкой Анной и она боязливо играла с кроликом, который жил у батюшке в клетке развлечения ради его уже тогда народившихся внучат.У батюшки замечательная матушка Людмила и три прекрасных дочери и дай им Господь и семьям их всего самого доброго!
…Помню как в храме города Домодедово Митрополит Крутицкий и  Коломенский Ювеналий, управляющий Московской епархией и постоянный член Священного Синода  рукополагал священника Виктора Сидорина в сан протоиерея.
…Помню как батюшка отпевал мою горячо любимую бабушку – Евдокию Ивановну, как потом несколько лет подряд  служил панихиду на её могиле.
… Помню как батюшка приезжал причащать мою умирающую маму…
…Как приезжал освящать летом 2001 года помещения редакции газеты Правительства Москвы «Тверская,13»…
…Помню как батюшка приходил ко мне в больницу, в дни, когда я буквально балансировал между…Как мы собирались семьями ( и с общими друзьями)  за большим столом в каминном зале у меня на даче, как иронично хвалились дачными урожаями картошки, огурцов и капусты, как батюшка полусерьезно-полушутливо пропагандировал выращивание репы …Многие его подарки мне сохранились и я все еще помню когда и при каких обстоятельствах батюшка мне их дарил...
 Да, много чего еще я помню исключительно хорошего, связанного с отцом Виктором. Как затеяли и провели Тихвинские чтения памяти Н.И.Новикова и  ради возрождения духовно-нравственных традиций села Авдотьино, как возродили  с местными жителями традицию «День села». Как несколько лет подряд проводили семейно-дружеский праздник чая с настоящими самоварами, раздуваемыми кирзовым сапогом, с разносольным столом с печеньями-вареньями домашнего приготовления…
В 2010 году вышла моя книга «Мастер слова и дела. Странности судьбы книгоиздателя Николая Новикова». Её я посвятил памяти о. Виктора, снабдив посвящение еще и фотографией, которую сейчас читатель видит перед собою. Что я еще мог сделать для памяти своего не просто духовного наставника (в своё время сам митрополит Ювеналий назначил о. Виктора моим духовником), но и самого настоящего ДРУГА? Каждый раз, когда я бываю на кладбище села Авдотьино, захожу на могилу о. Виктора  возле храма и возлагаю цветы. Всякий раз, ставя на канун свечи поминовения ради моих родных и близких, одну затепливаю в память и об  о. Викторе. Но главное (как я считаю) я его помню всегда. Помню его мудрые наставления, советы, его удивительно терпеливое и доброе отношение к людям. Помню…И это придает мне силы в нынешней жизни, полной треволнений, страданий, невзгод. Жизни, в которой мне так недостает отца Виктора…Светлая память тебе, БАТЮШКА!