Игра золотая середина Прошлогодний снег

Надежда Кравченко 3
                (Рассказ)

  СТОЯЛО ЖАРКОЕ ЛЕТО. Какой это был год,точно сказать не могу, скорее всего - 58 -59, прошлого века. На окраине не большого посёлка была огромная продолговатая яма. Её длина была не меньше тридцати метров и очень глубокая. Зимой она заполнялась снегом, а к весне её хорошо закрывали соломой, чтобы сохранить снег.

Холодильников в то время не было, и этот снег использовался для охлаждения продуктов.
  В селе было несколько гуртов дойных коров. Летом эти гурты находились на постбище. Молоко свозили на сливпункт для сипорирования. Он находился не далеко от зимних баз. Это был не большой домик из двух комнат. В одной комнате жила женщина "сепараторщица" со своими детьми, а в другой стоял  большой сепаратор. Что бы его раскрутить, за его ручку брались в двоём. Сепаратор был механический.

 Машин на селе в то время не было, всю работу по перевозке выполняли на лошадях или быках. Для быков была специальная телега (бричка) с одной оглоблей посередине. Запрягали быков и..."цоп- цаба" - вперёд тихим ходом.   
 
  Вот на таких быках летом работала моя тётя. Ей было 14- 15 лет. В её обязанности входило отвозить сливки в соседнее село которое было в километрах двенадцати.
  Но в начале она должна была набрать спресованный снег из ямы.
Иногда я увязывалась с ней, чтобы прокатиться. По отлогому спуску, быки тихонько опускались с нами в снежную яму. Мне там было холодно и немного страшновато. Почему то казалось, что я поподала в какую то сказочную страну. Ведь на верху было лето, а здесь зима, и не известно, кто мог вылезти из под соломы или из под снега.
   
Тётя (я звала её няней)с трудом долбила слежавшийся снег, укладывала плотно в телегу. С полной телегой снега, почти льда, мы ехали к сливпункту.
Там лишнее сгружалось в специальную яму, для охлождения молока. На освободившееся место в телеге, ставили фляги со сливками. В дорогу их хорошо обкладывали снегом и укрывали брезентом.

К концу лета снег под соломой превращался в лёд и его уже надо было разбивать ломом. И это конечно было тяжело для пятнадцатилетней девочки.

Сейчас можно услышать такоё выражение: "Да нужен он мне, как прошлогодний снег".
Это теперь, кому нужен прошлогодний снег, а тогда был нужен. Да ещё как!
Вот и берегли его, запасали в ямах, укрывали соломой. К концу лета он хоть и подтаивал, превращаясь в лед, но это лучше, чем прокисшее молоко.
 Глубокой осенью яму чистили от соломы и оставшего льда. Начинались уже заморозки, а выброшенный на верх, ЛЁД ТАК И НЕ РАСТАЯЛ.