Русская диаспора, кто мы в Латвии?

Вячеслав Алтухов
1. РАЗДЕЛЁННЫЙ НАРОД.
Есть на российском телевидении передача под названием "Кто мы?", адресованная россиянам, прежде всего русским. Импозантный и вальяжный тележурналист, используя различные и противоречивые материалы, в течение длительного времени ищет и все никак не может найти окончательный ответ на свой вопрос. Впрочем, ему можно и не торопиться, поскольку интерес россиян к этой передаче чисто умозрительный и никаких практических выводов из нее не следует. А для нас, русских Латвии, этот вопрос является животрепещущим, актуальным, имеющим практическое значение. И у этого вопроса есть три аспекта. "Кто мы?" в нашем собственном понимании и представлении, "Кто мы" в понимании современной  России,  и "Кто мы?" в представлении национальной власти и латышского общества. И каждый аспект  по-своему важен.
Но есть  то главное, что обозначает драматизм положения, и это главное заключается в том, что мы, русские, стали самым большим  разделённым народом в современной истории.
Именно так, не разделившимся по своей воле, а разделённым действиями наших горе-руководителей  в ходе маловразумительной перестройки и трагического распада единой страны. Эти события затронули самым непосредственным образом весь русский народ, включая и оставшихся в России. Там тоже произошло разделение на возникших в результате разграбления общенародной собственности олигархов и обслуживающего их персонала, и всех прочих. Правда, это считается социально-классовым расслоением, но оно настолько велико, пожалуй, больше, чем до 1917г., что можно  и в этом случае говорить о политическом и моральном разделении народа.
Многие в поисках лучшей доли  добровольно эмигрировали, эмиграция оценивается примерно в три с половиной миллиона. Это численность населения Латвии и Эстонии, вместе взятая!К сожалению,  будущее  этой части  русской диаспоры достаточно легко прогнозируется. Через два-три поколения она практически ассимилируется и станет полностью частью народа страны проживания. Уже и сейчас, люди, прожившие 10-15 лет на территории США, Англии, Франции или Германии мыслят интересами страны проживания, пример -известный политолог Н.Злобин. Иное дело русские в бывших советских республиках. Они никоим образом не являются иммигрантами, они оказались на территории, скажем, современной Латвии в силу нормального перемещения рабочей силы и матримониальных отношений в рамках одного государства, Российской империи или СССР. Они (мы) не хотели эмигрировать, не желали отделять себя и своих детей в своём самосознании от этнической родины-от России, стараются не утратить русский язык и культуру даже в  непростых условиях националистического прессинга титульных наций, и это само по должно было  бы сформировать особое отношение со стороны россиян. Проблема образовалась очень серьёзная, более 25 миллионов русских людей попали в такое положение, больше, чем население европейской страны средней величины!Однако связи с этой категорией русских людей, оставленных, можно сказать, брошенных на произвол судьбы российским руководством в девяностые годы прошлого века, были замкнуты  тоже на МИД России, то-есть, мы как бы стали для России не своими  сами не желая того. Б.Ельцину и его камарилье мы были вроде в тягость, и он предпочёл "не брать нас в голову". Тогдашняя российская власть установила строгий визовый режим даже для тех, кто родился на территории РСФСР, и мы нежданно-негаданно стали как бы официально чужестранцами для России.
Но и в Латвии мы тоже вдруг оказались чужими! Даже те, кто родился и вырос в Латвии,если его родители не были гражданами Латвии до 1940г. Большинству русских выдали странные паспорта с записью ALIEN"S ,т. е. ЧУЖОЙ, вроде инопланетянина, с вытекающим отсюда политическим бесправием. В то время русскоязычных в Латвии было 44%, и наше участие в выборах совокупно с интернационально мыслящими латышами могло бы образовать более справедливое государственное устройство, и Латвия была бы сейчас не в НАТО, а дружественной России страной. Отстранение сотен тысяч русских от участия в выборах даже на муниципальном уровне позволило сформировать однозначно национально ориентированную политическую систему и направить деятельность СМИ отнюдь не в благожелательном для России направлении. Вот такая к нам пришла "демократия"!
Да, некоторое время спустя нам разрешили сдавать экзамены на гражданство, но не всем, да и процесс этот непростой и долгий, а тем временем дело было сделано, сложилась соответствующая конфигурация власти.
Если бы в процессе "развода", затеянного  Б.Ельциным, были бы предварительно согласованы  условия, в том числе территориальные, имущественные, политические, юридические и языковые вопросы, всё было бы цивилизованно, как у Англии и Сингапура. Но куда там! Пришлось однажды прочитать в одной российской газете, что Б.Ельцин желал  отомстить М. Горбачёву, спешил захватить власть, и не остановился перед развалом СССР. Прозвучали знаковые слова "ВЛАСТЬ" и "МЕСТЬ".
Мы ещё вернёмся к ним позже, а сейчас спросим: а за что мстить? Разве М.Горбачёв у Б.Ельцина жену увёл? Нет, у него своя была, и посимпатичней. Занятые деньги не отдал? Тоже не "пляшет". Ах, на другую должность перевели...Ну, и что? Не арестовали, квартиру не отобрали, зарплата та же. Пройдёт какое-то время, восстановят, если очень захочешь. А пока в порядке партийной дисциплины поработай на предложенном посту! В общем, никакой серьёзной причины для мести не было. Ан нет, попала шлея под хвост. Ну и, конечно ,окружение внушало (с заокеанской подачи), что спускать обиду не следует, "и для потехи раздували чуть затаившийся пожар". А из-за рубежа  стимулировали недовольство либеральной интеллигенции, которая очень легко стимулируется, обманывается сама и обманывает народ.Это единственное, что она умеет делать. Ах, да, ещё и к топору звать Русь, инициировать бунты, революции и прочие заварухи.
Б.Ельцин "ОТОМСТИЛ". Но не столько Горбачёву, сколько собственному народу. Оправдалась в очередной раз старая пословица :ПАНЫ ДЕРУТСЯ, А У ХЛОПОВ ЧУБЫ ТРЕЩАТ" Ещё и как затрещали! Но больше всех пострадали именно русские.
И до сих пор сохраняется социально-экономическое неравноправие. По данным Организации экономического сотрудничества и развития("Вести сегодня", №13/63 ), граждане нелатышской национальности(в основном русскоязычные) имеют денежные доходы на 7% меньше среднего уровня по стране, а неграждане на 10% меньше. Связано это с фактическим ограничением приёма русских граждан Латвии на работу в органы власти.    
К социально-экономическим неурядицам и заморочкам прибавились национально-языковые, хотя до этого  никаких таких проблем  не было.
А сколько случилось человеческих трагедий, сколько разрушено, предано, продано!
Поэтому тысячи русских  пожилых людей уходят из жизни проклиная "перестройку" и с ненавистью к Б. Ельцину. Можно ли осуждать их за это?  Да и молодых отношение к нему, мягко говоря, негативное.В истории останутся эти годы, как время позора.
Сейчас руководство в России другое, и русские Латвии в подавляющем большинстве уважают В.Путина,  ощущают благожелательное отношение к себе, и благодарны за это. Но визовый режим остаётся .Даже для тех,кто родился на территории собственно России, учился там и официально в своё время был направлен  в Латвию по распределению-была такая практика в плановой системе. И до сих пор им поехать в родную Москву или  Калугу сложнее, чем в неродной Брюссель или Мюнхен.
Остаётся прежним отношение к нам со стороны государственной власти Латвии.
Не будет преувеличением утверждение, что представление о нас, русских Латвии, целенаправленно формируется в значительной мере под влиянием идей национал–радикалов. Мы уже в полной мере ощутили взаимосвязь и практические результаты действия цепочки: идеи — мнение — представление — настроение — отношение — законотворчество.
Идея фикс возникла еще в период расцвета т. н. перестройки — дерусификация. Первым наглядным примером её реализации явилось замазывание русских названий на уличных табличках, и это уже прояснило направленность процесса, но это было лишь его начало. Прекращалось образование на русском языке в вузах, закрывались филиалы российских институтов, в условно русских школах 60% предметов преподаётся теперь на латышском языке, и уже маячит доведение доли латышского языка до 90%. Не ведётся подготовка учителей для преподавания на русском языке.
Сразу замечу, что русскоязычное население с уважением восприняло стремление латышей к самостоятельности, и немало русских голосовало за независимость и последующую интеграцию. Однако фактически дело идёт не к интеграции, а к ассимиляции. Мнение, представление и отношение от политиков и властителей дум спускалось ниже, в народ, и становилось настроением и отношением латышского населения к русскому. А теперь мы вправе поставить вопрос: какова же была цель? Для чего это затевалось? А цель была проста, как мычание коровы: ВЛАСТЬ. Власть и возможность безнаказанного присвоения имущества, созданного общественным трудом всего населения, частью этого населения, обеспечив возможность близости к "государственному пирогу" своих и отдалению  от него "не своих". Неграждане Латвии, коими одномоментно стали большинство русских, получили приватизационные сертификаты в значительно меньшем количестве.
Осуществлялся старый, но эффективный принцип — разделяй и властвуй.
Однако обычно в этом случае кто–то считался лучше, а кто–то хуже. Поскольку русские в науке, искусстве, производстве, спорте ничем не хуже латышей, нужно было придумать что–то другое. И придумали. Для латышей и Латвии создали образ навечно обиженных страдальцев, а для русских и России — извечных угнетателей и обидчиков, а посему демократия и равноправие не для них, или по крайней мере выборочно и дозированно, и параллельно этому — привить русским и России чувство незабываемой вины, чтобы они безропотно и покорно приняли "правила игры" и равноправия особенно не требовали. В дополнение к этому пристегнули некоторые бытовые особенности — и отрицательный образ готов.
Теперь можно было принимать дискриминационные законы о гражданстве, о госязыке, об образовании. И даже декларации последнего времени, принимаемые сеймом, служат не столько для внешнего, сколько для внутреннего употребления. Осталось только объяснить urbi et orbi (городу и миру), что именно последствиями "советизации, русификации и оккупации" объясняются некоторые, так сказать, специфические черты латвийского государственного устройства. Надо признать, что сделано это было очень неглупо, видно, потрудились люди образованные и за хорошие деньги.
Так создавались современные мифы которые наполнялись псевдологическими построениями, возникли новые  мифологемы взамен старых, о всеобщем братстве и ликвидации классового общества. Но если логика — это способ рассуждения, при котором от истинных суждений–посылок приходят к истинным суждениям–следствиям, то псевдологика — когда от искаженных (мифических) суждений–посылок приходят к неистинным (ложным) суждениям–следствиям. Однако замечено, что если достаточно часто употреблять ложные суждения, не встречающие адекватного возражения, то люди начинают принимать ложь за истину. В итоге вместо старых мифологем мы получили новые, еще менее правдоподобные.
Возник новый дисбаланс и предвзятость в оценках прошлого и настоящего, поскольку России, русскому присутствию и русскому этносу априори стали придавать однозначно негативное значение в истории Латвии. Возникли мифологемы о якобы миролюбивой цивилизаторской миссии Западной Европы и варварской, агрессивной России, о нетолерантности русских вообще, об угнетении ими других народов и препятствии национальным кадрам, о роковой роли пакта Молотова — Риббентропа, о т. н. "гражданских оккупантах", якобы специально засланных в Латвию для ее русификации. И эти мифологемы уже оказывают свое действие. Иностранные журналисты и политические деятели в личных беседах высказывались, что нам, русским Латвии, хотят отомстить. Итак, ключевое слово — МЕСТЬ, но месть всегда была материалом не созидательным, а разрушительным, и это уже само по себе опасно для Латвии как независимого государства.За что же нам собирались мстить? Что, так сказать, инкриминируют?
Попробуем вкратце рассмотреть новые мифологемы.
2.ОБ "УГНЕТЁННЫХ." И "УГНЕТАТЕЛЯХ".
Возникла и усиленно внедрялась в сознание титульной нации мифологема, что русские всех угнетали, даже В. Ленин, мол, считал, что русские всех обижают и угнетают.Не знаю, как там было во времена В.Ленина, он много чего говорил в пылу полемики, не думаю, что он прав, поскольку любил делать общие выводы из отдельных частных случаев, и его сочинения и высказывания никак не могут считаться священным писанием.
Оставим его, однако, в прошлом, и поговорим  о временах, более близких к нам.
Поскольку я давно живу в Латвии, смею заверить, что всегда высшие партийные, советские и хозяйственные должности занимали лица  преимущественно титульной нации. да и средний управленческий слой тоже в основном был сформирован из представителей титульной нации.
И легко можно представить такую обычную картину-приходит на приём к директору (как правило, латышу, "угнетённому," значит), работяга(обычно русский, т. е. "угнетатель") и просит (просит!) дать ему квартиру, поскольку обещанный срок вышел, а у него ещё и дочка родилась. И директор может "угнетателю" дать, а может и отказать по каким-то соображениям. Вот вам и правда, господа сочинители мифов!
Могут сказать, что всё равно они должны были управлять с учётом директив Москвы, и фактически их действия были ограничены. А разве сейчас не так? Как говорят в Одессе, я вас умоляю! Попробуйте не выполнить регулу из Брюсселя, быстро приведут в чувство.
Ещё и построже  бывает, чем ранее.
3.О МИРОЛЮБИИ ЗАПАДА И "АГРЕССИВНОЙ" РОССИИ.
Христианская культура первоначально пришла в Латвию именно из Руси, в виде православия, как раз мирным, естественным путем, без завоеваний и насилия, с полным уважением к местному населению. Мирный ход христианизации был жестоко прерван нашествием воинствующих монахов–рыцарей из Западной Европы, в основном из Германии, которые относились к местным верованиям ar ienaidu, с ненавистью. В 1209 году "krustnie;i ienemot pilsetu Jersiku, izlaupija pareizticigo baznicas, cinijas pret pareizticigaiem" (J. Taurens, Latvijas vestures pamatjautajumi. Riga, 1996. g.) ("крестоносцы захватили тогдашнюю столицу латгалов Ерсику и разграбили православные храмы"). Добавим: храмы были сожжены, а священники убиты. Значит, истинная цель крестоносцев была не просвещение язычников, а уничтожение "конкурирующей фирмы". Какое уж тут миролюбие!
Вся история Европы — это или война, или подготовка к войне. Римские завоевания, крестовые походы, Столетняя война, Тридцатилетняя война, наполеоновские войны. Наконец, две последние и самые кровопролитные мировые войны возникли в Европе и между европейцами примерно с одной и той же расстановкой сил. Россия втягивалась в эти войны, но никогда не была их инициатором, ей в основном приходилось обороняться и изгонять захватчиков со своей территории. И смена социально–экономического строя ничего не меняла; царской России приходилось отражать наступление кайзеровской Германии, а социалистическому СССР — Германии социалистской, правда, национал-социалисткой, но экспансия, drang nach Оsten, повторялась регулярно.
Утверждают, что русские виноваты в репрессиях и выселениях.
Обратимся к фактам. Заместителем председателя ВЧК ф.Дзержинского был латыш Петерс, очень энергичный человек, и в самом аппарате ВЧК в разные годы  трудилось  от 30 до 55 % латышей. Латышские стрелки были опорой советской власти.
Советская власть в Латвии была установлена в результате действительно свободных выборов, и никакого давления и подкупов не было.
Теперь что качается вхождения(инкорпорации) в СССР.У Латвии тогда было два варианта.
Первый-дистанцирование от СССР, но это означало поглощение страны гитлеровской Германией,и в планах рейха никакой независимости не предусматривалось, как и латышского языка. Это была бы провинция Ostland, в которой действовал бы только немецкий язык ,расово пригодные были бы ассимилированы ,а расово непригодные подлежали уничтожению тем или или иным способом. Пусть нынешние ультранационалы проверят себя на предмет ортогнатизма, лицевого угла, разреза глаз и прочего, оказались бы они расово пригодными?
Был выбран сознательно вариант инкорпорации в СССР. При этом сохранялась латвийская государственность, хотя и в несколько ограниченном виде, право иметь вооружённые формирования, латышский язык, и право выхода из СССР, чем впоследствии Латвия и воспользовалась.
Что касается выселений, то делалось это по инициативе местных партийных органов и соседей-крестьян. Откуда командированные из Москвы знали местные условия?
И при Сталине многие латыши были не на последнем месте. В советской армии 7 генералов были латышами,и первым военным комендантом Берлина был латыш,генерал Берзарин. Высочайшая степень доверия вождя!
Мы вместе творили нашу историю,и если где-то получалось не так с нынешней точки зрения, то вместе и отвечать должны.Но повода для мести именно русским нет.
В Европе, между прочим, тоже творилось всякое, ещё и похлеще,вспомним хотя бы Холокост.
   Говорят, сейчас Европа стала другой. Что же, давай Бог! В это можно было бы поверить, если бы не бомбардировки Югославии и не уничтожение православных храмов в Косовском крае, если бы не ростки (пока ростки) нового фашизма.
4. О НЕТОЛЕРАНТНОСТИ РУССКИХ И ПРЕПЯТСТВИЯХ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ.
Православие все–таки на латвийской земле уцелело вопреки давлению остзейцев, и даже среди латышей есть его адепты. Более того, латыш Иоанн Поммер стал главой Русской православной церкви в Латвии, и русские приняли его. Это яркий пример русской духовной толерантности! Но судьба Иоанна Поммера трагична. Кому была на руку его смерть? Разумеется, не русским Латвии, а их недругам и гонителям. Русские приняли руководителя в качестве "советского царя" грузина Сталина (Джугашвили), потому что видели в нем государственника, и это пример национальной толерантности светской. Кстати, вспомним и латвийку Марту Скавронску, ставшую русской императрицей Екатериной I, и немецкую принцессу Софию, ставшую русской императрицей Екатериной II, и тех же немцев–остзейцев, игравших колоссальную роль в управлении Россией — герцога Бирона, графа Палена, канцлера Остермана, фельдмаршала Миниха, шефа жандармов Бенкендорфа, флотоводца Беллинсгаузена, а также еврея барона Шафирова, шотландцев Брюса и Барклая–де–Толли и многих других государственных деятелей.
В период первых пятилеток при генсеке грузине Сталине ВЧК  возглавляет поляк Ф. Дзержинский, впоследствии  госбезопасностью рулит всесильный Берия, тяжелой промышленностью управляет грузин С. Орджоникидзе, транспортом — еврей Л. Каганович, пищевой промышленностью — армянин А. Микоян. На завершающем этапе существования СССР во главе МВД стоит латыш Б. Пуго, во главе МИД — грузин Э. Шеварднадзе, несколько ранее министром обороны был караим Р. Малиновский, председателем особо важной Комиссии партконтроля был латыш А. Пельше, председателем Президиума Верховного Совета СССР — украинец Н. Подгорный — ключевые посты, однако. Это ли не пример толерантности! Более того, при поступлении в вузы, при награждении ленинскими, государственными и прочими премиями и наградами преимущество перед русскими имели национальные кадры. Русский народ всегда был терпим и терпелив по отношению к другим народам, и если бы другие относились к русским столь же толерантно, не было бы никаких проблем с интеграцией и лояльностью к властям. У меня нет намерения идеализировать русских, мы тоже не ангелы во плоти, хватает всякого и всяких, но у нашего народа нет высокомерия и презрения к другим, нет пещерного национализма. Скорее можно нас упрекнуть в забвении национальных обычаев и недостаточном соблюдении национальных интересов.
5.ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ "НЕДОРАЗВИТИИ" ЛАТВИИ В СОСТАВЕ ОБЩЕГО ГОСУДАРСТВА.
В начале XIX века именно русские офицеры и передовая интеллигенция добивались и добились освобождения балтийцев от крепостной зависимости вопреки интенсивному сопротивлению немецких помещиков (остзейских баронов). Отмена крепостного права произошла в Балтии на 40 лет раньше, чем в центральных областях России. Это дало мощный толчок к экономическому развитию. Благодаря этому и притоку русского капитала по уровню экономического развития Рига вышла на третье место в империи после Москвы и Санкт–Петербурга, оставив позади Киев, Екатеринбург, Нижний Новгород и другие города собственно России. После выхода из России промышленное производство замедлилось. Автомобильное производство на "Руссо–Балте" так и не состоялось, сократился выпуск продукции и на других заводах.
С 1945 по 1985 год, уже в составе СССР, жилой фонд Латвии вырос почти в 2 раза при росте населения на 27–30%. То-есть, объём жилищного строительства в процентном отношении был выше, чем в среднем по СССР! Была создана мощная инфраструктура (мосты, электростанции, дороги, газопроводы, ЛЭП, очистные сооружения). В 1985 году ВВП на душу населения Латвии составлял (по паритету покупательной способности) 17 тыс. USD, а в Англии, Франции, Германии в то время, соответственно, 8,5 тыс., 9,2 тыс. и 10,4 тыс. USD. И это по производству, а по потреблению 22 600 тыс. USD, т. е. Латвия потребляла больше, чем давала в "общий котел". Следовательно, речь может идти не о замедленном, а, наоборот, ускоренном экономическом развитии. И так было всегда при сотрудничестве с Россией.Разве это повод для неприязни?
Я НЕ ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЁ В ПРОШЛОМ БЫЛО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ВОВСЕ НЕТ.
Были и недостатки, и проявление несправедливости.
НО НЕЛЬЗЯ ЭТУ ЧАСТЬ НАШЕЙ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИЗОБРАЖАТЬ В ВИДЕ  КАКОГО-ТО УЖАСНОГО ПЕРИОДА, ЭТО НЕОБЪЕКТИВНО. И поводов для МЕСТИ нет никаких.
Заметим, что к 1985 году только две республики и вносили в общий котел больше, чем брали из него, — это Россия и Белоруссия, они были донорами, а остальные — реципиентами. Поэтому в СССР именно за счет русского народа строилось благополучие других, а не наоборот. И это дало основание Б. Ельцину говорить о "гирях на ногах России" и требовать отделения от СССР. И если бы не эта позиция России, то никакой независимой Латвии и других республик не было бы. И мифологема о том, что именно латыши дважды в прошлом веке сокрушили Россию, может быть, и лестна, но, как и другие мифологемы, неверна. Разумеется, нельзя отрицать присущие латышам настойчивость и упорство, умение доводить дело до конца, и это сыграло свою роль, но роль не решающую. И обижаться нам на американский империализм, сионизм и прочие происки тоже особенно не стоит, хотя распад СССР, несомненно, был на руку США и они этому способствовали. Однако именно желание российского руководства избавиться от тяжелого бремени "спонсорства" предопределило распад Союза.
6. О ПОЯВЛЕНИИ РУССКИХ И ПОЛИТИКЕ РУСИФИКАЦИИ.
Бытует мифологема, что русские появились в Латвии совсем недавно и большей частью после Второй мировой войны, в рамках специальной программы русификации, разработанной Кремлем.ЭТО АБСОЛЮТНО НЕВЕРНО! Предки русских (племя кривичей, отсюда — krievi — русские)появились на этой земле ещё в стародавние времена, и предки латышей — латгалы (латыгола) и земгалы (семигола) установили торговые, а затем и гуманитарные и материальные связи еще в первом тысячелетии н.э. Эти связи носили постоянный и дружественный характер, а появление русских здесь можно отнести к У111 –X в.в. Значительный прирост русского населения произошел в XVII веке после церковной модернизации в России, тогдашней "перестройки". Это были т. н. староверы (старообрядцы), в основном крестьяне и ремесленники, люди трудолюбивые, предприимчивые, трезвенники. Они занимали свободные земли и свободные ниши в экономике, ничем не ущемляя интересы местного населения.Курляндский герцог Якоб(Екаб)
охотно их принимал, считая их хорошими работниками и налогоплательщиками.
Дальнейшее увеличение русского населения Латвии явилось результатом нормальной миграции рабочей силы в рамках единого государства и в полном соответствии с макроэкономическими законами спроса и предложения труда и ни чем иным. Так было во времена Российской империи, так было при вхождении Латвии в СССР. Более того, в советский период спрос принимал форму официального запроса или оргнабора со стороны руководителей Латвийской ССР и директоров предприятий, большей частью латышей по национальности. Причем направлялись в Латвию специалисты с предварительным отбором, хорошими оценками, ровным поведением, не замеченные в хулиганских поступках. Я говорю об этом на основании личного опыта. Поскольку в Латвии не было специалистов по турбинам, по заявке местных властей сюда направили выпускников вузов и техникумов из Брянска, Харькова, Ленинграда. С ними вели предварительные беседы, и нас специально предупреждали о необходимости максимальной вежливости, уважения к местным обычаям, уступчивости, кроме принципиальных вопросов, но и тогда рекомендовали стараться не доводить дело до обострения. Никакой специальной политики русификации не было. Иногда даже в Москве пытались остановить, притормозить инициативу местных властей в части инвестиций и притока рабочей силы. Интересную мысль высказал г–н Бразаускас ( бывший  первый секретарь ЦК компартии Литвы) о том, что  литовцы ездили в Москву "не с пустыми руками" и получали всё, что хотели: фонды, оборудование, рабочую силу. Так же поступали и латвийские руководители.Всё объяснялось довольно просто: чем крупнее предприятие, тем выше его категория, а чем выше категория, тем больше  зарплата руководящего состава.Короче говоря, русские (белорусы и украинцы) ехали сюда по настойчивым приглашениям и уговорам местного руководства, и введение системы беcгражданства по отношению к ним является вопиющей несправедливостью.
Могут сказать, что для получения гражданства нужно быть лояльным Латвийскому государству и сдать соответствующий экзамен, что тут неправильного?
А неправильно то, что мы не иммигранты на территории Латвии.
И недавно на внешнеполитических дебатах в Сейме даже министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс подтвердил  это, сказав,что русские Латвии,даже неграждане, не являются иммигрантами, это часть постоянных жителей Латвии,которых государство пытается интегрировать.И ещё добавил,что история про тысячи русскоязычных иммигрантов в Брюсселе  уже"не проходит".
Но если так, то при чём здесь экзамены даже для стариков? Нигде в мире при разделении страны на части этого не делается.
Для тех, кто приезжает в Латвию сейчас, пусть будут все процедуры.
Но  для своих постоянных жителей это нонсенс, это действительно способ затруднить жизнь и показать, кто есть кто.
Поэтому вопрос заключается не в праве на экзамен, а в праве на родной язык во всех сферах жизнедеятельности части коренного населения Латвии, русских,и в реальном равноправии.
7.СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЭТНОСА-В ИНТЕРЕСАХ САМОЙ ЛАТВИИ.
Будем откровенны, для русских в Латвии все–таки целенаправленно создавалась и создается обстановка дискомфорта, побуждающая их к эмиграции. Плюс высокая смертность, плюс низкая рождаемость, в два–три раза меньше, чем у латышей. Все это дает соответствующие результаты. Обратимся к динамике русского населения Латвии:
1985 год — 920 тыс. чел.
1989 год — 905 тыс. чел.
1998 год — 729 тыс. чел.
2004 год — 659 тыс. чел.
2011 год-  597 тыс. чел.
2015 год-- 512 тыс. чел.
Т. е. сокращение более, чем на 400тыс.,почти на 45% — больше, чем у какого–либо другого крупного этноса.
Хорошо ли это для Латвии? Полагаю, что нет. Уезжают наиболее активные и трудолюбивые. Но те, кто еще остается в Латвии, надеясь на улучшение отношения к себе, не являются ни "пятой колонной", ни обузой для Латвии. Большинство русских работают в реальном секторе экономики, по–прежнему чаще всего на тяжелых работах и с относительно небольшими зарплатами. За короткий период независимости они на деле доказали свою лояльность государству и хотят лишь, чтобы и государство было лояльно по отношению к ним. Мы прекрасно сознаём, что наши зарплаты, пенсии, пособия зависят от экономики Латвии, и мы уважаем страну и титульную нацию, однако хотим адекватного уважения к себе.
Не будем навязываться, но и не будем уклоняться от дискуссий. Ведь расчет национал–радикалов — на то, что мы смиримся, устанем возражать и тогда останется одна точка зрения — их мнение. Борьба за справедливость — процесс длительный и перманентный, надо запастись терпением, противопоставляя истерике спокойное достоинство, знания и умение. Конечно, помимо интеллектуального труда, это связано с серьёзными материальными  затратами-аренда помещений, современная техника, печать, устройство семинаров и конференций, проведение акций. А вот здесь наше самое слабое место.
В силу дипломатических условностей и прочих соображений Россия, как иностранное государство, не может оказывать финансовой поддержки русским общественным организациям.
 Ну, а русский бизнес по существу не желает тратиться на то, что не приносит немедленной прибыли, и поэтому на все прошения общественных организаций в части финансовой поддержки  мероприятий  хотя бы чисто культурного плана, включая традиционные мероприятия русской национальной культуры, даже Святок и Масленицы, отвечает отказом. Что уж говорить о правозащитных акциях!
Русские общественники не получают никакой зарплаты, чаще даже тратят собственные небольшие деньги на сохранение и развитие русской культуры  в стране проживания, но это не сопоставимо с государственной поддержкой и поддержкой латышским бизнесом латышских обществ. Получается, что  русская национальная культура, защита русского  языка и прав русского населения в Латвии-это удел бедняков.И прав президент России В.Путин, который неоднократно намекал российскому бизнесу на необходимость учитывать
нужды соотечественников за рубежом, призывал  к патриотизму и национальному самосознанию, к помощи соотечественникам за рубежом. Только бизнес его слушает, но не слышит. При таком отношении трудно надеяться на серьёзные позитивные перемены, даже просто на сохранение русского языка и русских в Латвии как национальности в обозримом будущем.
Тем не менее, не след опускать руки и впадать в уныние, надо продолжать свои усилия по мере возможности. Со временем, надеюсь, обстановка всё же  нормализуется.
И надо отметить как позитивный факт, что на бытовом и коммерческом уровне уже почти нет проявления русофобии, это вселяет определённый оптимизм.
Итак, кто мы в Латвии? Кем мы себя ощущаем? Мы не оккупанты и не чужие на этой земле. Мы часть латвийского народа, русские Латвии, и в этом качестве мы были, есть и будем. Мы желаем добра и успеха стране, в которой живем,здесь наш дом и родные могилы, мы хотим трудиться на общее благо всего латвийского народа и защищать Латвию в случае необходимости, но мы не приемлем конфликта с Россией, потому что одновременно мы часть русского этноса. Никогда и ни при каких условиях мы не будем враждебны к нашей этнической родине — России. Вот и всё, господа.
А басни об агрессивности России и её желании напасть на Латвию, они и есть басни.
У России столько своих проблем, то взваливать на себя ещё и латвийские ей совершенно ни к чему.Поэтому властям надо не пугать народ мнимой агрессией,а строить нормальную страну с учётом пожеланий русскоязычного населения.
Готовы ли оставшиеся здесь русские войти в гражданское общество и хотят ли они этого? Несомненно, готовы и хотят. Хотят ли этого властные структуры и готовы ли они к этому? Видимо, пока нет. В этом суть проблемы. И поэтому процессы, проистекающие в духовной сфере, являются не интеграцией, а фактически сегрегацией и ассимиляцией. И в этом заключается опасность для будущего. Бодро шумит лес латвийской демократии, обустроенный по рецепту национально озабоченных лесоводов, обильно политый потоками слов и удобренный еврофондами, но он нуждается  в окультуривании. И недаром комиссия  ОБСЕ констатировала  в Латвии  дефицит  демократии. Однако сами "лесоводы" вместо  культуры лесопользования, охраны и обеспечения пожарной безопасности ухитряются время от времени бросать "горящие спички" в хворост,и неожиданно то здесь, то там загорается огонёк.  Не дай Бог, чтобы он превратился в пламя вражды! Русская община Латвии нацелена на восстановление доверия между латышами и русскими. Хотелось бы, чтобы правительство, сейм и латышская интеллигенция тоже повернули на путь, ведущий к доверию.
И русский язык в качестве второго государственного языка обеспечил бы такое доверие.
Многие страны Европы и Америки, Азии и Африки имеют по два, три и даже четыре государственных языка, и не только  не развалились, но даже благоденствуют-Канада, Финляндия, Швейцария и т. д. Причём в Финляндии шведов всего лишь 6%,а русских в Латвии 25%,(русскоязычных более 30%),но наш язык,язык значительной части коренного населения Латвии, почти вне закона.
И это сказывается на восприятии нашем Латвийского государства и отношении к нему.Вряд ли это в интересах самого государства. А проблем различного плана очень много, и нужно добровольное и полное использование потенциала всех постоянных жителей Латвии.
Но даже и здесь мы готовы пойти на компромисс. Пусть русскому языку пока предоставят статус  хотя бы одного из официальных языков, чтобы русскоязычный человек или общественная организация могли бы обратиться в органы власти с заявлением или просьбой и получить  ответ на русском языке, чтобы инструкции по применению лекарств или сложной бытовой техники, химических препаратов имели бы перевод на русском языке.
Это ведь совершенно не ущемляет национальную гордость латышей, но избавляет от бытовых трагедий.Кстати, даже в США, В Нью-Йорке, русский язык давно стал одним из официальных языков, и это только помогает властям управлять городом.
Я хочу, чтобы разумный и не зомбированный человек, неважно, какой национальности, ответил бы на простой и ясный вопрос: что лучше для существования и  развития страны
в перспективе: 1.подавление и вытеснение русского языка изо всех сфер жизни общества, из образования, обращения в государственные и муниципальные структуры с вопросами и предложениями,исключение из межнационального общения и введение принудительного одноязычия, не обращая внимания на то, что значительная часть населения будет чувствовать себя униженной и обиженной и в ней сформируется неприязненное отношение к государству и титульной нации и нежелание защищать такую страну, жертвуя жизнью?
            или 2.разрешение ненаказуемого использования русского языка в системе образования, при обращении в государственные и муниципальные структуры, при межнациональном общении,в технических и медицинских инструкциях и правилах, понимая, что это формирует позитивное отношение к стране проживания и ответное уважение, включая осознанное желание защищать такую страну?
Каждый разумно мыслящий человек, действительный патриот своей страны, понимая, что именно при первом варианте страна укрепляется, выберет именно этот вариант ответа.
Но человек неразумный, не понимающий, что при первом варианте страна ослабляется, что в ней закрепляется состояние  обиды,недоверия и противостояния, может выбрать этот вариант и насильственно внедрять его. Исходя из этого соображения, вряд ли можно признать деятельность ультра-националов полезной для Латвии.
Скорее, совсем наоборот.
Хотелось бы уменьшения упрямства со стороны  наших национальных властей,и тогда постепенно образуется нормальное сотрудничество в обстановке взаимного уважения этносов и разумного добрососедства с Российской Федерацией.
Это основа для существования и развития Латвии  как относительно самостоятельного государства в долгосрочной перспективе.