Экскурсия по Псковщине. Окончание

Анатолий Емельяшин
                Псковщина. 3. Пушкинские горы.

                Фото: усыпальница Ганибалов – Пушкиных и могила А.С.Пушкина.


        Въезжаем в посёлок Пушкинские Горы. Раньше он назывался Святые горы. Экскурсовод пояснил, когда он был переименован, но я не уловил. Признаюсь, слушаю я гида только во время передвижения в автобусе, на пеших переходах я не могу угнаться за толпой экскурсантов. А гид, очень подвижная женщина, не замечает, что я отстаю. 
        Впрочем, я понимаю, что у неё всё рассчитано и отработано по минутам, ломать график из-за ковыляющего с тростью одиночки – значит не успеть что-то рассказать группе. Когда она останавливается возле очередного объекта  и начинает пояснения, я ещё в пути, подхожу только к концу её монолога.
        Да, для осмотра такого рода объектов надо ездить самостоятельно, а не по путёвке. А информацию о них изучать заранее по литературе и интернету.

        Остановились возле какой-то гостиницы вблизи центра посёлка. Прогулялись мимо детской площадки «Лукоморье», придорожного базарчика с яблочными и медовыми коробейниками, устроившимися прямо на тротуаре.
        Через невысокие ворота проходим  во двор Свято-Успенского монастыря.
        Церковь действующая, поэтому мадамы набросили на голову косыночки и прикрыли джинсы съёмными юбочками. В центральном притворе идёт служба, народ повалил внутрь, но я туда не заглядываю, –  зачем тревожить верующих? Полагаю, им туристы давно надоели.

        Посмотрел придел, где покоился поэт перед отпеванием, фамильную усыпальницу семейства Ганибалов, надгробие над могилой поэта.
        Раньше я не интересовался этими местами. Жил за тысячи километров, попасть сюда не стремился, проспектов заповедных мест не читал. Если честно признаться, то более или менее подробно узнал о Пушкиногорье из книги «Заповедник» Сергея Довлатова. 

        Автобус , обогнув рощу, причалил на отведённой стоянке. Дальше путь лежит в село Михайловское. Непонятно, почему село? Села, как такового нет, есть только усадьба. Да и существовало ли когда это село? На картах даже место этого села не показано.

        Долго идём по полям мимо рощ по грунтовой тропке.  Я не решаюсь на осмотр всей усадьбы и прохожу сразу к дому, маячащему среди берёз на высоком берегу. Впрочем, что это берег и, причём, высокий я понимаю, оказавшись только рядом с домом.
        Отсюда открывается такой вид на широкую долину с пятнами озёр, что дух захватывает. Действительно, – волшебные места!
        Дом с цветниками  возле лестницы – это восстановленная усадьба Ганибалов, сгоревшая ещё в 1918 году, а потом ещё раз, уже во время Великой Отечественной. Рядом ещё небольшой домик, кажется, дом няни Поэта, Арины Родионовны.  Музей размещён в доме, дважды возродившемся из пепла…

        У музея толпится очередь из двух или трёх групп, пробку придётся пережидать.  Но пока я хожу вокруг, любуясь ландшафтами, наша группа умудряется как-то проскочить и музей, и домик няни. И в выигранное время решают осмотреть какую-то птицеферму.
        Я же, расспросив о дальнейшем пути – предстояло идти до автобуса километра три,  двигаюсь потихоньку вперёд – страусов, что ли я не видал?
        Путь лежит по тропе на пологом косогоре и дальше вдоль поросшего осокой берега озера Маленец.

        Догнали меня уже за озером на развилке дорог, где я выбрал наиболее наезженную. Но, оказывается, неправильно выбрал, – дорога уводила на Савкину горку. Тоже исторический объект, но не для нас. Мне покричали и показали, что идти надо левой дорогой. Взял под козырёк, срезал развилку.

        До автобуса ещё останавливались у «Трёх сосен», но я не стал слушать, чем они знамениты,  тем более возраст сосен не стыкуется со временами поэта.  Это может быть только третье поколение деревьев, имевших какое-то отношение к легенде о том, что под ними любил останавливаться Пушкин по пути в Тригорское.
        А чего ему было здесь отдыхать? Он же не пешком ходил. Это мы топаем пешком по гужевой дороге.

        А вот и наш автобус, мчим вкруговую в Тригорское. Останавливаемся за километр до бывшей усадьбы друзей поэта, на специальной стоянке. Снова идти пешком.
        Опять я не слышу гида, но я уже не расстраиваюсь – что мне до нюансов взаимоотношений поэта с друзьями, а тем более, родословная скольких-то там колен Вульфов?  Всё равно в памяти не удержать. Так что я больше любуюсь пейзажами, осматриваю дворовые постройки, музей, обзорные места над обрывами к реке, на которых, якобы, были когда-то беседки.
        С обзорных площадок виды на долину реки Сороть изумительные. С удовольствием присел бы и полюбовался, но скамеек для экскурсантов не предусмотрено, а «скамья Онегина» огорожена и садится на святое место нам, грешным, воспрещается.

        Хочу направиться через овраг на «Воронино городище», где возвышается церковь, но экскурсия туда не идёт. Заходим в дом Вульфов. Собственно это музей их рода, но экспонаты подобраны так, чтобы показать связь творчества поэта с этим семейством. 
        В доме десяток (а может и больше – не считал) комнат начиная от буфета, библиотеки, опочивален и кончая бальным зало. Предметы старины, портреты, мебель – всё из 19 века
        Само здание мало напоминает господскую усадьбу, хотя к длинному строению барачного облика и пристроены фронтоны с колоннами.  Узнаю, что это и были мастерские, а Осипова-Вульф их перестроила под жильё в виду дряхлости  старой усадьбы, которая в недалёком будущем сгорела.

        Гид поворачивает в сторону парка. Там будет каскад прудов, которые можно назвать и лужицами, солнечные часы, «дуб уединённый», 300-летняя ель (посажена в 1965г) и ещё разные уголки, видавшие поэта. Как утверждается, парк и плодовый сад сохранён в прежнем виде.
        Какой прежний вид, когда на месте первой усадьбы, сгоревшей ещё в 1850 году, растут  более чем столетние деревья? А теперешний дом-музей, сгоревший в революцию, восстановлен по чертежам и описаниям только в 1962 году? Что к этому времени могло сохраниться?
        Не теряя из виду своей группы, осматриваю ближние «экспонаты», а потом часть пути срезаю – хватит с меня впечатлений, да и подустал.
        К автобусу подхожу одновременно со всеми. Размещаемся, и…  «Даёшь Питер!!!»

        Нет, сюда надо ещё приехать. Своим ходом. А лучше уговорить дочь на вояж в три-четыре дня на машине. Удастся ли? – не знаю.

        На следующий год запланирована поездка в Таллин. Перед этим, ради шенгенской визы, нужно будет ещё и «прорвать линию Маннергейма» – навестить финнов. Да ещё и сын обещал прилететь, чтобы съездить в Карелию. Планов – громадьё!

                Сентябрь 2014г.