Весточка от царя Асандра

Гайдамака Светлана
В один из дней сезона 2011 года в раскопе Новосильского городища привычно запищал металлодетектор. Ничего необычного. Но вот в руках археологов оказалась монета. Особого интереса поначалу она не вызвала, монеты здесь  не редкость. Монету очистили от земли и вот тут, ученые не поверили своим глазам. Перед ними лежала монета округлая, диаметром 19 мм, в хорошем состоянии, на одной ее стороне была изображена голова человека, на обороте – конь, надпись в две строки: ПАNТIКА – ПАIТ;N. Удивились археологи своей находке не случайно, в лесостепной зоне такие монеты большая редкость. В общем то, прежде такие монеты  и не встречались в нашей области.  Похожая монета была найдена в Харьковской области. Ценность монете придает и то, что на сегодняшний день в мире найдено всего восемнадцать подобных монет, орловская девятнадцатая. Что же это за монета, спросите Вы?
Эта древняя монета была отчеканена в Боспорском царстве, в городе – полисе Пантикапей (современный г. Керчь) примерно в 37 г. до н.э.!!! во времена правления царя Асандра. Можете себе представить, какая шумиха разразилась в СМИ, когда ученые института археологии РАН подтвердили эту информацию. Голова человека, изображенного на монете – Аполлон, а конь на обороте пасущийся Пегас. Напомню, что греки считали Аполлона прекраснейшим из Богов и изображали его с длинными волосами и всегда без бороды. В таком облике он и предстал на монете. Стоит отметить, что культ Аполлона был широко распространен в Северном Причерноморье, его изображение можно часто встретить и на других монетах городов Боспора. Особенно популярен был культ Аполлона Врача. Пегас, изображенный на обороте монеты, крылатый конь, символ красноречия, источник вдохновения. В 6 в. до н.э. Пегас становится еще и символом Славы, поскольку считалось, что и Пегас и Слава крылаты. Во второй половине 5 в. до н.э. на монетах появились начальные буквы названия города Пантикапей – «ПА», «ПАN», «ПАNTI». Во время царствования Асандра в денежных расчетах внешней торговли доминировала золотая монета, потребности внутреннего рынка удовлетворяли медные монеты. Кроме того, как вспомогательные использовались серебряные монеты. Монета, найденная в отвале Новосильского городища медная, отсюда возникает вопрос, как она могла оказаться за тысячи километров от Пантикапея, да еще при том, что использовалась для внутренних расчетов Боспорского царства. Будем надеяться, что когда ни будь, ученые найдут на него ответ. На сегодняшний день, наиболее вероятной версией того, что монета оказалась в Новосильском княжестве, ученые считают торговые отношения. Версию о вооруженных набегах с целью наживы   ученые считают маловероятной. И дело здесь не в том, что не было возможности, а в том, что и дома забот хватало. В пользу первой версии, говорит то, что  у Пантикапея  были налажены обширные торговые связи, прежде всего с греческими государствами и островными полисами Эгейского моря. Кроме того, город имел выгодное географическое положение, через него проходили торговые пути, соединяющие Европу, Китай, Азию и Средиземноморье. Основу Боспорской торговли составлял экспорт зернового хлеба. Помимо хлеба в Грецию поставляли соленую и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов. В обмен на это государства Греции отправляли в Боспор вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства – статуи терракоту, художественные вазы. Часть товаров оседала в боспорских городах, другая часть переправлялась торговцами в степь для знати. Кто знает, может быть именно так монета и попала в Новосильское княжество. Но зачем и почему всего лишь одна монета? Этот вопрос, думаю, так и останется открытым. Возможно, монета совершенно случайно попала в продаваемый товар, возможно, была передана как сувенир, кто знает.
Интересен и еще один вопрос, вызвавший немало споров как в научных кругах так и среди простых обывателей неравнодушных к истории: в какой период времени монета появилась в Новосильском княжестве? Самая смелая гипотеза, говорила о том, что в год, которым датируется монета, т.е. примерно 37 в. до н.э., Новосиль уже существовал или же поселение, впоследствии названное Новосилем. Всерьез обсуждалась идея пересмотра даты основания города. Многочисленные оппоненты, справедливо, на мой взгляд, обращали внимание на то, что монета вполне могла попасть в наши земли спустя сотни лет от начала своей чеканки в Пантикапее. Кто прав? Археологи. Вернемся к раскопу Новосильского городища и попытаемся выяснить все обстоятельства, при которых была найдена монета. Напомню: монета была найдена в отвале в слое, где сохранились небольшие очаги самого раннего периода, от рубежа эр до первых веков. Слой этого периода сильно разрушен, присутствует сильный перемес слоя. Объясняется это, по всей видимости, деятельностью роменцев, которые разрушили часть наслоений, выравнивая площадку для постройки своего городища. Печально, но рядом с монетой не было найдено никаких атрибутов: сосуда, фрагментов дома, тайника или иных предметов, проливающих свет на загадку появления монеты в новосильской земле и ее использования.
Т.о. редчайшая находка оставляет нам больше вопросов, чем ответов, настоящая загадка истории, весточка из дохристианской эпохи.