Марта Лазовская 3 тур

Конкурс Сказка За Сказкой 6
10.1
Кон не валялся...
http://www.proza.ru/2016/01/18/1458

   Стюша строила замок из конструктора «Лего», когда бабушка позвала её обедать.   Традиционные кирпичики, с выступами для соединения, никак не хотели складываться так, как хотела девочка, а предпочитали вольно валяться на ковре.               

– Стюша, а ты игрушки за собой убрала ?- спросила бабушка девочку, когда та стала усаживаться за стол.               
- Да, почти – сказала внучка, укладывая льняную салфетку на колени.       
   Голос у неё был смущенный, и бабушка решила проверить, как на самом деле    обстоят дела.               
 - Ой, да тут и конь не валялся! Ну-ка, иди, убери быстренько!         

    Когда игрушки были убраны, и Стюша склонилась над тарелкой с борщом, она спросила бабушку: « А что значит, конь не валялся?»               
- Так говорят, когда работа даже не начиналась.               
 - А почему именно так ? – решила уточнить Стюша, разбалтывая ложкой сметану.               
- Ой, да тут разные версии…   Одна из них пришла к нам от предков-крестьян, которые перед началом работы, прежде чем надеть на коня хомут, давали ему поваляться в траве. Вот и пошло, что если конь ещё не валялся, значит и к работе не приступали пока.
Но есть ещё и другая версия, она связана не с конём, а с валенками…               
 - С валенками?  Как интересно! Расскажи, бабушка!                - Обязательно расскажу, целую сказку, но только после обеда. На сон грядущий. Так что, ешь побыстрее, а то на сказку и дневной сон времени совсем не останется.
Девочка быстро расправилась с обедом и отправилась в спальню - бабушкину сказку слушать.

***

   В одном селе жила была семья: Иван да Марья, да их дочка Глаша.
Хозяйство у них было крепкое – корова, лошадь, куры, утки да отара овец.
Марья вела хозяйство, а Иван из овечьей шерсти валял валенки. Дело его приносило стабильный доход, так как на Руси валенки были популярной обувью. И мягкие они, и тёплые, и целебные. Говорят, что их даже сама царица во дворце носила.               
  Иван был настоящим мастером своего дела, так как относился к нему с любовью. Вот и пользовались спросом его валенки. Иногда, длинными зимними вечерами, Марья валенки украшала, тогда они вообще шли нарасхват.
      
 Всё бы хорошо, жить да радоваться, но пришла в семью беда. 
 Как-то возвращался Иван из города, с ярмарки, где он продал большую партию валенок. При нём была крупная сумма денег. И напали на него разбойники. Избили они Ивана до полусмерти и ограбили.  Хорошо хоть из телеги не выбросили и лошадь не отобрали. Лошадь- то его и спасла – сама нашла дорогу домой. Притащила телегу с Иваном к воротам и заржала, Марью вызывая.

 Выскочила Марья, увидела мужа, зарыдала. Позвала соседей. Затащили они Ивана в горницу, положили на перину. Очнулся Иван. Уфф, жив!
 Жив-то, жив, но стал с того времени Иван болеть: и ноги у него не ходят, и руки почти не слушаются. Не работник Иван стал.

 Марья бросилась мужа лечить. По врачам да знахаркам бегает, лекарства покупает, а мужу лучше не становится.   А денег в семье  всё меньше, да меньше.               
-    А тут ещё пришел в дом купец, бумагу  показал, вексель называется. Говорит, взял у него Иван денег в долг, хотел он усовершенствовать валяльное производство, да не успел. А срок возвращать долг пришел. А платить –то нечем….
   Заплакала Марья, попросила подождать. Согласился купец, но срока дал 3 месяца. Не успеют найти деньги – продаст их дом.
   
 Стали Марья да Глаша думать, что делать. Ивану не рассказывают, чтобы не расстраивать.
      Иван же, когда здоровым был, начал учить дочь валять валенки.
 Отец брал овечью шерсть, промывал, выравнивал и сваливал в мягкий войлок. Потом из этого войлока делал основу, так называемый кон, а потом, вместе с дочерью, они эти заготовки обминали, формируя валенок.
 Вот и решила Глаша начать делать валенки сама.
   
 Решить-то решила, да не получилось. Опыта не хватало. Без отца у неё даже кон не валялся, не получалась заготовка. А это же основа дела. Села в уголке Глаша и заплакала. Плачет, а слёзы  горючие капают на её валеночки, батюшкой сделанные, да матушкой украшенные. Вспомнила Глаша, что валенки это ещё и древнерусский оберег и решила попросить у них помощи.
  Взяла она их, нашептала на них желание, и рано-рано утром повесила над входной дверью. В один валенок положила зёрнышко, а в другой – монетку медную. Другой не было.   И, встав под валенками, попросила зарю- заряницу отцу своему здоровья, а ей –сил, да умения, чтобы долг выплатить.
      
  На следующий день, когда Мария пошла договариваться о продаже оставшихся овец, чтобы выплатить хотя бы часть денег купцу и Глаша осталась в доме одна, в калитку постучали.

Девочка отворила её и увидела старую-старую женщину в тёмном одеянии.   – Девочка, милая, не дашь ли ты мне воды напиться ?- попросила старушка   - Конечно, заходи, бабушка, во двор – Глаша пошире открыла дверь, и помогла женщине переступить через маленький порожек.   
 Пока девочка ходила за водой, странница опустилась на скамейку возле забора,  огляделась. Было видно, что ранее добротный двор пришел в запустение.
 Из живности осталось всего ничего – парочка кур, да петух, да слышалось блеяние овец в сарае.               

 Глаша вышла с ковшиком воды и маленьким оладушком.
– Съешь, бабушка, ты, наверное, голодна.                Странница внимательно посмотрела на девочку и поблагодарила.               
– Мне люди сказали, что в этом селе живёт знатный валяльщик валенок Иван. Так ли это? - спросила  женщина, закончив со скромным угощением.   – Да, это так. Иван – мой батюшка, а это его дом. Только он сейчас болен и не может работать – с грустью произнесла Глаша и сама не заметила, как всё-всё рассказала страннице. 
 Та горестно покачала головой и с сожалением сказала, что шла к Ивану за валенками, прослышав, что они у него особо мягкие и целебные. 
А у неё так болят ноги, что ходить почти невозможно. Уже и клюка не помогает.   Да и мёрзнут сильно, даже жарким летом.
Ну, коль Иван не работник и у самого на дворе беда, на помощь ей рассчитывать не приходится.  Странница поблагодарила за гостеприимство и оперлась на клюку, чтобы подняться и идти  дальше.    

  Тут взгляд Глаши упал на валеночки, висящие над дверью. Жалко ей стало бабушку и она, сняв валенки с гвоздика, протянула их ей.               
– Вот, попробуй, надень ! - проговорила девочка. – Будут ли в пору? Их мне батюшка валял, а матушка  украшала.
Глаша нагнулась и сама надела бабушке валенки, которые были как по ней сделаны. Посмотрела странница на свои ноги, и её лицо озарилось ясной улыбкой.
 – Спасибо, добрая девочка! Я чувствую, что ногам моим уже легче стало. И чтобы хоть как-то отблагодарить, я хочу тебе кое-что подарить. 

 Она достала из котомки деревянную расчёску для шерсти, колодку и веретено.

- Этой расческой будешь выравнивать шерсть, перед тем как кон валять,  колодка эта поможет тебе валенок формировать.
 Самые первые валенки укрась вышивкой красными нитками и надень на ноги своему батюшке со словами: « Валенки надеваю, болезнь прогоняю!» 
Веретено это отдай матушке. Пусть она из овечьей шерсти сделает нитки, свяжет перчатки и, надевая их на руки мужа, скажет: "Надеваю перчатки - беги беда без оглядки! Вон! Вон! Вон!"               

 Сказав это, странница вложила свои дары в руки Глаши и, развернув девочку, подтолкнула её к  дому. Девочка пошла было, но вспомнила, что не поблагодарила бабушку и резко повернулась. Глянула, а старушки и след простыл.
 
 Когда  Мария вернулась домой, Глаша ей рассказала о странной женщине и её дарах.

А потом они приступили к работе. Мария стала пряжу прясть, да перчатки вязать, а Глаша стала валенки валять. И всё-то у неё стало получаться!  И кон хороший свалялся, затем и валенки сформировались. Украсила их Глаша красной вышивкой и надела на ноги отца, произнеся заветные слова.
 А мама надела ему перчатки. О, чудо! Иван сначала пошевелил руками и ногами, на другой день стал садиться самостоятельно, а через неделю полностью поправился и приступил к работе. 
 Они все вместе, с помощью новых инструментов, быстро наделали валенок да перчаток и, когда  появился на пороге купец, отдали долг своей продукцией.

 Удивлён был купец.
– Я думал, что у вас в производстве валенок  и кон не валялся, а тут такое….   
   И рад был купец, что всё так обошлось, и что ему не надо продавать дом Ивана, и что Иван ,по прежнему, будет поставлять валенки в его магазин.
      
 А семья Ивана  зажила как прежде, в добре и здравии.
Кроме того, понимая, что добро порождает добро, старалась помогать едой всем бедным странникам, и всем болящим, кто не в состоянии был заплатить за валенки, отдавала их даром.

***

- Бабушка, значит если говорят, что кон не валялся, значит и работа не начата? Хмм…. Понятно.  А вот скажи мне, бабушка, получается, что доброй-то быть  выгоднее, чем жадной и злой?
- Выгоднее? Нет, дорогая. Добрый, искренний человек не думает о выгоде. Он делает добро, потому, что не может поступить иначе. Это порыв души.  И у таких людей обычно и кон валяется, и конь валяется, и работа спорится, и жизнь ладится.

10.2
Дорогу осилит идущий
http://www.proza.ru/2016/01/26/2489

- Такого снегопада, такого снегопада, давно не помнят здешние места – повторяла про себя слова песни своей молодости  бабушка, когда вела за руку Стюшу из сада.
Та не шла, а плелась, загребая ногами снег в маленькие сугробы.    
- Я устала, бабушка! Давай лучше отдохнём, да с горки покатаемся!
- Пойдём, пойдём! Дорогу осилит идущий!
- Бабушка, ну давай в кафе зайдём, чаю выпьем!
- Чай мы дома будем пить. Чем быстрее дойдём, тем быстрее ты новую сказку услышишь.
- А как называется сказка?
- Дорогу осилит идущий.

----------

       В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Пётр и Устинья. И было у них три сына: Фрол, Федот и Фёдор.
  Петр воспитывал сыновей в строгости и трудолюбии. А  Устинья растила  в ласке.
Вот и выросли они добрыми да работящими. А красавцы – то какие! Рослые, широкоплечие, тёмноволосые – в отца, а синеглазые – в мать. Все девушки села на них заглядывались, а три брата были влюблены в одну девушку, в соседку Матрёнушку. Некогда хрупкая девчушка в тот год превратилась в волоокую красавицу с толстой пшеничной косой. Скромная девушка никого из братьев не выделяла, а вот они всячески старались  привлечь её внимание.
   
 Однажды в селе, где проживали братья, случился праздник, и по этому поводу на главной площади  была устроена ярмарка. Были поставлены качели, расписные карусели. Но главной достопримечательностью ярмарки был огромный воздушный шар с прикреплённой к нему корзиной.  Хозяин шара зазывал смелых  покататься на шаре и посмотреть на свою родину с высоты птичьего полёта. Это было не опасно, так как , поднимаясь, шар всё равно оставался длинной верёвкой привязан к дереву. Несмотря на это, желающих покататься не находилось.  Многие стояли и просто любовались огромной сферой, наполненной горячим воздухом.  Среди любопытных была и Матрёша.  И тут, поймав её взгляд, старший брат Фрол вызвался совершить полёт. А за ним и два других брата. По очереди они поднялись по верёвочной лестнице в корзину, подвешенную в метре от земли, и, повернувшись к Матрёнушке, помахали ей рукой. Хозяин шара стал медленно отпускать верёвку, и шар стал подниматься вверх. Все, оставшиеся на земле, как зачарованные смотрели на это действо.
   Братья были уже выше крыш, когда, откуда не возьмись, на село налетел смерч. Он воронкой подхватил шар и, оторвав его от дерева, унёс ввысь. Братья, оказавшись во власти стихии, от ужаса сели на дно корзины и закрыли глаза, чтобы их не запорошило пылью.
Долго ли, коротко ли летели они, то неведомо. Но в какой-то момент шар стал резко падать. От свиста ветра и скорости падения у братьев аж уши заложило. Они уже стали прощаться с жизнью, когда шар, за что-то зацепившись, повис, стукнув корзиной о что-то упругое. Открыли братья глаза, выглянули из корзины и увидели, что лопнувшая сфера висит на огромной ели, и еловые лапы мягко обнимают корзину.  Осторожно выбравшись, братья по еловым веткам спустились вниз и оказались в глухом лесу.
 Таком тёмном, что было ясно, что солнечный луч тут редко пробивался сквозь листву.
Где они находятся, как найти дорогу домой – непонятно.
   Вдруг слышат они – будто плачь раздаётся. Пригляделись братья и увидели, что на  пеньке сидит маленькая сухонькая женщина. В одной руке у неё клубок, а в другой кудель. Вот она куделью слёзы и вытирает.
- Да это же кикимора, братцы !- проговорил старший, Фрол – Что же ты плачешь, слёзы льешь? Кто тебя обидел?
- Медведь! Он дом мой сломал. Вот только пряжу и спасла – шмыгнув носом, проговорила кикимора
- А за что он с тобой так поступил?
- Я хотела у него медвежонка украсть, подложив взамен зачарованное полено, но не удалось. Поймал медведь меня за руку! А я ничего плохого его ребёнку не хотела. Просто мне скучно было! А он, медведь, за это мой дом сломал.
- Ох, кикимора-кикимора, за любую шалость надо платить – сказал Федот и посмотрел на братьев.  Те согласно кивнули.
- А не поможешь ли ты нам дорогу домой найти? - спросил Фёдор
- Помогу, если вы мне поможете новый  дом построить.
- Так у нас  инструментов нет.
- А я вам дам.
Кикимора скрылась в кустах и через какое-то время вернулась с плотницкими инструментами.
- Вот, бобры дали на время. Стройте!
  Делать нечего. Пришлось строить дом кикиморе.  Когда работа была закончена, она вынула из кармана плошку, зачерпнула из ближайшего болотца воду, пошептала что-то и показала на водной глади братьям дорогу домой. Ох и трудная это была дорога…  Через буреломы и буераки, реки да болота.
Загрустили братья – уж слишком тяжел и длинен был путь, да и заблудиться недолго.
- Не грустите! – сказала им кикимора – Дам вам с собой немного кудели. Когда совсем будет тяжело и вы поймёте, что заблудились, оторвите кусочек от кудели, подбросьте в воздух и, закрыв глаза, скажите: «Ты кудель моя, кудель! Помоги увидеть цель!»     Потом открывайте глаза.  Перед вами будет очередной участок пути.
- Ну, всё поняли? Тогда идите!- сказала это кикимора и скрылась в новом доме.
- Только кудель экономно используйте-е-е !- прокричала она им вслед.

Долго шли братья. Сначала через плотно растущий ельник, исколов себя иголками, затем через глубокие овраги, поросшие кустами и жесткой травой. Один овраг был настолько крутой, что уставшие братья  потеряли равновесие и кубарем свалились на его дно. Федот и Федор упали удачно, а Фрол повредил ногу и не мог самостоятельно идти. Да и не знали они куда идти. Потеряли ориентир.
Тогда Фрол предложил воспользоваться куделью.
- Ты кудель моя, кудель! Помоги увидеть цель! – прокричал он, бросив кусочек кудели в воздух, и братья закрыли глаза.
 Когда они их открыли, то перед ними стояла рыжеволосая девушка необыкновенной красоты. Рядом с ней было несколько сильных парней. Все они с головы до ног были одеты в кожаную одежду, украшенную замысловатой вышивкой. Предложив свою помощь, один из них подул в рожок, и в овраге появились лошади. На лошадях они приехали в лесной город. Рыжеволосая девушка оказалась молодой княгиней небольшого лесного княжества. И звали её Яруся. А молодые парни – часть её дружины.
 Братья, отдохнув, рассказали свою историю и попросили указать направление движения в сторону родного дома.
- Мы укажем вам направление и коней дадим, только вот раненый ваш может до дому не добраться. Уж очень тяжел путь. Не лучше ли вам остаться у нас?- проговорила княгиня
- Нет! – в один голос сказали Федот и Фёдор. – Нас ждут батюшка и матушка! Волнуются, не зная точно, живы ли мы.
- Фрол, а не хочешь ли ты остаться с нами? – Яруся спросила старшего брата, пристально посмотрев на него тёмно-зелёными глазами. Тёмно-синие озёра глаз Фрола растворились в зелени болот глаз Яруси, и Фрол решил остаться.
    И вот путь домой продолжили только два брата. Им дали лошадей и провизии на длительный путь. Но путь был слишком долог и суров. Еда вся закончилась, кони от усталости пали и братьям пришлось идти пешком через огромнейшую пустыню под палящим солнцем. И нигде не было ни капли воды…  Когда силы почти покинули братьев, Федот предложил бросить кудель. Сказано – сделано…

- Ты кудель моя, кудель! Помоги увидеть цель! – прокричал Федот, бросив кусочек кудели в воздух, и братья закрыли глаза.
Когда они их открыли, то перед ними стояла черноволосая девушка необыкновенной красоты. Рядом с ней было несколько сильных парней. Все они с головы до ног были одеты в шелковую легкую одежду. Предложив свою помощь, один из парней стукнул несколько раз в бубен, и возле людей появились верблюды. На верблюдах они приехали в степной город. Черноволосая девушка оказалась молодой царицей небольшого  царства. И звали её Майсун. А молодые парни – часть её войска.
 Братья, отдохнув, рассказали свою историю и попросили указать направление движения в сторону родного дома.
- Мы укажем вам направление и верблюдов дадим, только уж очень тяжел путь. Не лучше ли вам остаться у нас?- проговорила юная царица
- Нет! – твердо сказал Фёдор. – Нас ждут батюшка и матушка! Волнуются, не зная точно, живы ли мы.
А Федот в этот раз промолчал. Он,не отрываясь, смотрел в глаза Майсун.
Понял всё Фёдор и стал собираться в путь один.
Дали ему в дорогу верблюда и запас воды да еды, и он отправился.
Долго ехал Федор на верблюде. Уж и еда кончилась, и верблюд устал. Да и степь сменилась болотом, да лесом, а верблюды по болотам не ходят.
Отпустил Федор верблюда, взял в руки палку-слегу и пошел дальше по болоту пешком.    

 Ох, и тяжела была эта дорога….  Ноги так и вязнут в трясине. Несколько раз чуть не утонул.  Но вот попался островок плотной земли с растущей на ней березкой. Вылез на этот островок Фёдор и рухнул без сил. Вдруг слышит он знакомый голос…
- Федор, а про мою кудель забыл?
Приоткрыл глаза Федор, а перед ним та самая кикимора, что кудель дала
- Брось кудель, Федор, и рядом с тобой тоже будет красавица!
- Не нужна мне иноземная красавица! Я Матрёшу люблю, да и отца с матушкой увидеть хочу.
- Брось кудель, Федор!
- Да не нужна мне твоя кудель!
Федор вытащил из-за пазухи остатки кудели и бросил её кикиморе.
- Ты кудель моя, кудель! Помоги увидеть цель! – прокричала  кикимора, хлопнув в сухонькие ладошки.  Фёдор обессилено закрыл глаза.
Когда он их открыли, то перед ними стояла светловолосая девушка необыкновенной красоты. Пригляделся Фёдор, а это его Матрёша! А рядом с ней его батюшка и матушка! Поднялся он и увидел, что находится в родном селе, возле родного дома!
Отдохнув, рассказал Фёдор о своих приключениях, о своих братьях, а потом попросил батюшку с матушкой засылать сватов к Матрёше.
И была свадьба! Шумная, весёлая!
Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!

***
                -Точно, бабушка, чтобы осилить дорогу надо двигаться  – проговорила Стюша, допивая вторую чашку чая   - А смотри как получается, бабушка, шли они одной дорогой, но пришли-то к разным целям. А самый сильный из них – Фёдор! А знаешь почему?
- Почему? – бабушка внимательно посмотрела на внучку
- Потому, что он маму и папу любил, да Матрёшку свою! Теперь тебе ясно?
- Теперь, ясно- засмеялась бабушка