Суть конфликта

Григорий Гуревич
СУТЬ КОНФЛИКТА


Дело было в Ленинграде, несколько лет после окончания войны с Фашистской Германией. Антисемитизм, безоснованная ненависть к евреям, усиленная фашизмом, и глубоко укоренившаяся в недоразвитых мозгах, в трудных послевоенных годаы, когда людей постиг голод, холод, отсутсвие жилья, усилили неприязнь к евреям. Антисемиты ведь закрывают глаза на то, чро в рядах армии треть защитников были евреи. Легче ненавидеть, чем изучать факты.

В 309 школу я ходил по Разъезжей от угла Коломенской улицы, поворачивал направо на Воронежскую, проходя мимо разбомблённого во время войны дома, от которого остались руины и несколько квартир с висящими обоями на рваных стенах, как рот с выбитыми зубами, но без пола. В этом доме прятались беспризорники и бездомные.
Однажды зимой, когда я шёл утром в школу, несколько хулиганов внезапно появились из руин, напали на меня и сорвали с головы мою чёрную меховую зимнюю шапку-ушанку, подаренную на мой день рождения несколько дней назад замечательным дядей Ароном, отслужившим в армии, и получившим эту шапку, тоже в качестве подарка от своих сослуживцев.
В моём классе, наверное, кроме меня, было пара мальчиков еврейской национальности, но никто никогда не говорил на эту тему, да и я сам понятия не имел, кто был кто. А сегодня, вспоминая одноклассников,я предполагаю, что Эдик Чернышов был евреем, потому что его нос имел шрам, а в те времена среди хулиганов была мода резать носы если кто-то не понравился. Кроме того, характер Эдика выдавал его принадлежность к еврейству. Он был талантлив, учился хорошо, помогал тем, кто нуждался в помощи, хорошо играл в шахматы и вёл себя скромно. Только сейчас, восстанавливая в памяти прошлое, я думаю, что я прав, а тогда мне и в голову не приходило задумываться об этом. Ребята были дружны между собой. Так как со времён революции религия была загнана, и верить в бога считалось позором, в классе не было религиозных разногласий.


Наша классная преподавательница, Мария Константиновна, ко всем нам относилась с любовью, деля своё внимание, ласку и знания поровну, не выделяя никого. Мы, в свою очередь, платили ей обратно своим вниманием и хорошим поведением. В моём классе у меня было несколько наиболее близких друзей-это Костя Протосеня, талант которого выражался в актёрской группе, чувстве юмора и позитивности, Шурик Кашинский, который славился любовью читать, и который за день мог проглотить одну-две книжки, Вова Какалов и Юра Евремов, да, и Эдик Чернышов. Все они жили недалеко от нас. Иногда, после школы, кто-то, или все, заходили к нам домой, и мама, или бабушка, угощали тем, что было в доме, а потом родители забирали их. Один Костя ходил домой сам, потому что его папу убили на фронте и он жил только с мамой в комнате коммунальной квартиры. В то время все жили в коммунальных квартирах с многими семьями.
Однажды, после проливного дождя, мы зашли к Косте домой, чтобы немного согреться и осушиться. В маленькой комнатке были две кровати, два стула и стол, а на столе стояла электрическая плитка, возможно, чтобы, не ходя на кухню, можно было бы что-то приготовить, сохранив время. Костина мама работала на нескольких работах, чтобы сводить концы с концами. Как только мы вошли, Костя включил эту плитку, и, с трудом сняв промокшие до основания ботинки, поставил их на раскалённую плитку. Тут я заметил, что ботинки были очень тонкие, возможно самые дешёвые, из того, что можно было купить. Даже подошва была тонкая. Буквально через минуту запахло жжёной кожей. Костя уменьшил нагрев почти до минимума, а через минут пятнадзать снял их, чтобы надеть, да не тут-то было. Оба ботинка так съёжились и затвердели, что стали похожи на очень старый засохший фрукт. Смеху не було конца. К счастью, мы жили недалеко друг от друга. Я побежал домой и принёс Косте мою пару. Она ему точно подошла. Как я понял, у него была только эта пара ботинок. После войны мы все жили бедно.

Так получилось, я даже сам не знаю как, но я оказался авторитетом для моих сверстников. Может быть потому, что я мог рисовать, занимался спортом, был в театральном кружке, а может быть и потому, что не всегда приготавливал домашние задания, списывал, изобретал наказания для "провинившихся" учителей, но меня ребята в нашем классе выбирали "председателем". Конечно за это я должен был оформлять нашу "стенную" газету, рисовать что-то, а также наклеивать разные статьи, а затем вешать газету на видное место в корридоре на стенку. Ниже меня были "звеньевые", назначенные по рядам парт.

После войны хулиганство царило во всей странеиз-за нищеты и бездомности. Побит группой парней я был неоднократно, но вне школы, на улице. Однажды, на катке, совсем рядом со школой, группа парней, разузнав во мне еврея, хотя явных признаков в моей внешности не было, но они как-то почувствовали, скорее всего методом отбора, и, без всякой с моей стороны провокации, окружили меня, и начали бить, подзадоривая друг друга к ненависти. Кто-то из родителей вмешались и остановили побоище. Дракой это нельзя было бы назвать, так как я мог только защищаться. Сегодня мне это напоминает конфликт Израиля с Палестинцами, где Израиль защищается, а арабы постоянно провоцируют войну. При этом,, многие страны обвиняют Израиль, а не Палестинцев, потому что созидатели слабее в войне, чем задирщики, занятые только стремлемием воевать, а не создавать. Как пример, можно понаблюдать поведение детей. Некоторые стремятся что-то построить, в то время, как другие способны только разрушать. Ведь это так просто понять, но, как ни странно, именно большинство не задумывается над этим. Против группы бандитов защиты одному невооруженному человеку нет. Озверелая толпа часто забивает до смерти, а в худшем случае, оставляет инвалидом на всю жизнь.
Ссоры, пьяные драки, ревность, месть, обычные поводы для утверждения силы. На мой взгляд, драка, как таковая, признак умственнной отсталости. В драку идут обычно те, кто не способен доказать свою правоту словом. Ведь для доказательства необходим ум, а когда ума нет, "без умный" затевает драку. Умный-же в драке часто слабее, так как занят умственной деятельностью. Как говорится: "против лома нет приёма". И это правда. А так как, если представить себе пирамиду, то больше двух третей снизу, занимает население земного шара, занимающееся не умственным трудом, а практическим, то естественно, при голосовании, например,  поддержка будет именно этой группой. Поэтому, например, представителем страны будет представитель большинства, а не меньшинства.

Поводом для драки, или войны в более крупном масштабе, может быть и антисемитизм и национализм. а также религиозные разногласия. Логики искать не надо. То, что человек, группа,  не изменит национальности, или взглядов после побоища, неважно. Война не щадит никого. Побитыми оказываются, в конце концов, и те, и другие. Если массу нельзя победить силой меньшинства, имтеллект создаст оружие против озверелой массы в сотни раз мощнее, чем физическая сила группы людей, независимо от количестава.
 
 Кататься на коньках я любил и участвовал в соревнованиях. У мня были бегаши, и я даже умудрялся на них танцевать вальс, как на фигурных коньках. За ними я тщательно ухаживал, точил, сушил, чтобы кожа ботонок не испортилась, менял шнурки. Напротив нашей 309 ой школы, что на Воронежской улице, сделали каток.Однажды, после школы, я пошел на этот каток, присел зашнуровать ботинок. Моментально я был окружен группой парней старше меня. и, без провокации с моей стороны и предупреждения, мне стали наносить удары по лицу и телу и кричать: "Бей жидов!, бей жидов!". Где справедливость и логика? У быдла её нет, и искать невозможно. Эта волна поведения идёт ещё из покон веков и поддерживается жлобским составом правительства, церквями и жлобами родителями. Это закреплено в сознании быдла. У меня было много русских друзей и я хорошо знал что они к этой категории не относятся. Сам я, а также мои родители, никогда ни слова не говорили против русского народа, или какой-либо другой нации. Меня вырастили в интернациональном духе, и через всю мою жизнь у меня было много друсей разных национальностей. И даже эта, напавшая на меня группа, не убедила меня в том, что русские, или представители других наций, все плохие люди.
Кто-то из взрослых остановили драку.

В школе театральным коллективом руководила одна актриса из Горьковского театра, Ставили пьесы Чехова "Медведь", "Предложение к женитьбе" и другие. У нас были костюмы и театральные декорации. Законченный спектакль выглядел довольно профессионально. Мы ездила по школам, и даже многие учителя  думали, что приехал профессиональный театр. Мне особенно хравилось как играл Костя Протосеня.
Намечался большой совместный вечер  с девочками. Так-как школы в то время были раздельные,  это было большим праздником. Школа, где происходил  вечер, была недалеко от Балтийского вокзала. Раён довольно хулиганский, но не настолько, как мой, где мы жили. Перед выступлением меня назначили дежурить, чтобы не пропускать посторонних парней и девочек из других школ. У дверей была толпа желающих, но я был стоек. Те, кто были ближе к двери были более настойчивы и озлоблены, что я их не пропускаю.

Пришло моё время готовиться к выступлению, и меня сменил другой мальчик, который, возможно от страха, что его побьют, впустил всех, кого я не впускал.
Выступление было очень удачным. Тех, кто прошел без разрешения театральное представление мало интересовало; они пришли похулиганить, отбить девчёнок, показать свою силу. Мы играли пьесы по рассказам Чехова. Зал был полон. Наша преподавательница,  по актёрскому мастерству и постановщица, сама известная актриса из Горьковского театра, заказала на всех "актёров" костюмы, и мы сыграли, как профессионалы. Обо всех атрибутах выступления позаботилась наша руководительница театрального коллектива. Так что по окончании спектакля мы были свободны. Явышел в общий зал. Среди школьников заметил знакомую девушку Аню. Она в это время встречалась с моим лучшим другом Гариком, который не смог прийти. Выступление ей очень понравилось. Она была рада меня видеть, но было видна её озабоченность. Оказывается, какие-то парни просто атакуют её чтобы она куда-то с ними пошла. Она была в отчаянии что не может от них отделаться. Я подошёл к ним и сказал что у неё есть приятель и что он просто отсутствует и она встречается с ним и чтобы они от неё отстали.
Вечер закончился. Было уже прохладно. На мне было папино длинное пальто и белое длинное кашнэ. Как только  я сделал первый шаг за наружную дверь, то неожиданно получил сильный удар кулаком в лицо. За дверью была большая толпа парней, ждавших выместить свою злобу на мне за то, что я не впускал их, когда дежурил у двери. К этой группе присоединилась и другая, та, которой я сказал, чтобы они не приставали к Ане. Границы  толпы озлобленных парней трудно было определить. Удары стали сыпаться один за другим. Сначала я стал отбиваться и отвечать обратно, но так как удары приходились и сбоку, и сзади, и спереди, в общем отовсюду, я не успевал отвечать, и моя энэргия рассеивалась. Я ослабевал и вынужден был согнуть свое тело и закрыть свою голову от ударов, чтобы они не попадали по глазам, носу и зубам, но я уже был здорово побит и соленовато-сладкая кровь текла из носа по разбитой верхней губе в рот и по подбородку на шею. один из сильнейших ударов был по правому глазу. показалось, что глаз был быбит ис орбиты.. Выбора не было. Я мог упасть, но тогда бы били ногами и могли или отбить легкие и почки, или вообще убить, потому что если толпа хулиганов звереет, то злость во время избиения возрастает во много раз, и нет силы, которая могла бы это повернуть вспять, или остановить. По возможности я искал любую щель в этой толпе, в которую я мог бы нырнуть и убежать. Кстати, это было бы единственным вариантом спастись, но просвета в разъярённой толпе не было видно. Вдруг, каким-то чудом образовалась щель. Это была последняя и единственная возможность исчезнуть. Я рванулся в неё, и изо всех сил, расталкивая локтями пытающихся меня задержать, вылетел, как ракета, наружу,  и побежал быстро, как только мог.
Теперь я свободен. Догнать меня невозможно. Я конечно бессилен против огромной толпы, но я спортсмен, бегун, и чтобы меня догнать, надо участвовать в соревнованиях, в которых я участвовал. Сначала я слышал топот ног позади себя. Мой белый длинный шарф развевался позади меня, как светлое пятно, показывающее направление моего побега. "надо как-то подтянуть его, чтобы не мешал и не потерялся", подумал я, сделав попытку поймать его на бегу, но тут-же заметил, что моё кашне уже исчезло. Мне, конечно было жалко его терять, но не хотелось возвращаться, чтобы преследователи не знали дорогу к моему дому. Кроме того, бежать стало легче. Возможно в темноте улицы мои песледователи потеряли мий след. Постепенно всё стихло, и я бежал по пустым ночным улицам один. 
Было около двух ночи. Все уже давно спали. Я тихо вошёл в квартиру, снял пальто и пошёл на цыпочках на кухню через длинный коридор нашей коммунальной квартиры умыть окровавленное лицо, голову, шею, уши. Заглянул левым глазом в маленькое зеркало над умывальником. Правый глаз полностъю закрылся опухолью.
Меня никто не видел. Я рад был, что все спали. Они были бы в ужасе. На лбу была огромная шихска. Язык еле мог поворачиваться во рту. Губы вспухли до такой степени, что даже щёки мышц не двигались. Из носа всё ещё текла кровь и чтобы её остановить, я намочил носовой платок и, стоя, держал его долго на переносице, пока кровь не остановилась. Вроде зубы были целы. Надо проверить пальто и рубашку. Принес тихонько пальто и рубашку на кухню. Вся одежда была в крови, но на пальто меньше. Стал мылом смывать следы крови. Пальто повесил на вешалку у двери, рубашку у кровати. Моя постель в тёмной комнате, так что никто утром сразу не увидит. Встал уже днём. Мама все-таки заметила моё избитое лицо и была в ужасе. Я рассказал всё, как было. Конечно она переживала, но главное, всё было позади. Уже в школе Костя Протасеня рассказал, что когда он вышел из школы после выступления, он видел толпу. Кого-то бьют. Наконец он заметил что били меня. Подступиться, или защитить меня возможности не было. Толпа бы начала избивать его. У него с собой был перочинный ножик. Им-то он и пырял в зады тех, кто особенно рьяно пытался меня ударить.
Возможно, что именно благодаря этому, я смог найти щель и убежать.


Григорий Гуревич,
написано в Августе 2006 года.
Обработано и опубликовано на Проза.ру 27го Января, 2016 года.
Копирайт, 27 Января, 2016 года.