Памяти Никифорова-Денисова

Феликс Цыганенко
Спортивная страничка ветерана 

На снимках:
1988 год,  Мурманск, Дворец спорта. Слева: судейская коллегия всесоюзных молодёжных соревнований по боксу.
В первом ряду, второй справа: главный судья соревнований, неоднократный чемпион СССР, Аскольд Лясота. Второй слева: чемпион СССР Виталий Бендаловский. Во втором ряду, слева: чемпионы Европы Анатолий Климанов и тяжеловес Евгений Горстков.

Снимок справа: в углу ринга боксёр из команды Украины. За канатами ринга – тренер Владимир Чистяков.
Фото из архива автора.


   В 1988 году в Мурманском Дворце спорта проходил Всесоюзный молодёжный турнир по боксу памяти Никифорова-Денисова.  Имя Николая Александровича широко известно в спортивном мире. Он возглавлял Федерацию бокса СССР, был членом исполкома Всемирной Ассоциации любительского бокса (АИБА), являясь пожизненно её почетным президентом. Так случилось, что на соревнования, в качестве судей и тренеров приехали прославленные в прошлом боксёры! Турнир оказался и для них памятным, это была замечательная встреча ветеранов советского бокса!

   В то время я работал в Мурманском морском пароходстве и ждал прихода судна из Северной Америки. Из городских афиш узнал о соревнованиях по боксу во Дворце спорта. Мог ли я остаться равнодушным?! Да никогда…  Уже за час до открытия турнира  я устроился в первом ряду небольшого зала. Ринг находился совсем рядом, и я с волнением ждал начала поединков. Когда-то ведь сам прошёл школу любительского бокса.  Будучи в рядах  СА выступал за Мурманскую область и Карелию на первенстве России. Отличную школу бокса прошёл у заслуженного тренера Советского Союза из Петрозаводска,  Леонида Левина. В Мурманске, в 60-х годах, тренировался у  Николая Попова и Эдуарда Нилова.

   Мне казалось, что с боксом после службы в СА покончено. Увы, на первом же курсе Ленинградского арктического училища в стены заведения пожаловал старший тренер «Водника» по боксу. Но как он узнал, что я поступил в ЛАУ?  В городе меня могли помнить только по соревнованиям на первенство Ленинградского военного округа. Просто удивительно: он примчался с Питера на 36-м трамвае в посёлок Стрельна! А ведь это далековато! Энергичный и настойчивый мужчина разыскал командира моей роты и просил, чтобы меня отпускали на тренировки. Так что пришлось опять вспоминать боксёрскую науку. За «Водник»  мне пришлось боксировать на командном первенстве Ленинграда и Всесоюзных соревнованиях общества в Одессе. Тренер обещал вызвать на сборы к отборочным соревнованиям первенства страны. Нет, так дело не пойдёт, стало совершенно ясно – хватит! Занятия боксом не позволят качественно учиться и успешно закончить ЛАУ. Так что, помахал я ручкой спортивному обществу «Водник»...

   Промчались годы молодости и спортивный азарт, но оказавшись в  мурманском Дворце спорта, я невольно вспомнил эту неповторимую атмосферу соревнований! Да, любовь к  боксу - это навсегда! С огромным интересом и душевным трепетом я ждал удара  гонга, когда  молодые боксёры сойдутся в центру ринга...

   Во Дворце спорта я встретил мурманского  тренера Эдуарда Нилова, которому стучал перчатками по лапам…  более 20 лет назад! Нилов рассказал, что в числе участников турнира будет сражаться и команда Украины. Один из её наставников, Владимир Чистяков,познакомил меня с главным тренером украинской сборной, Виталием Андреевичем Бендаловским. Конечно, я много слышал и читал о нём в очерках журналистов и ведущих тренеров. Поскольку в столице Украины проживали родители и семья, меня интересовала украинская команда. Как она выступит?! Но особенно, я был взволнован знакомством с Виталием Андреевичем!

   Бендаловский провёл на ринге 250 боёв, одержал 226 побед, из 11 международных встреч выиграл 7. Десять раз он участвовал в личных чемпионатах Советского Союза, четыре раза Виталий Андреевич занимал места на пьедестале почета среди сильнейших боксеров страны.   Предпоследний бой в ринге на IV–ой Спартакиаде народов СССР провёл прославленный москвич, олимпийский чемпион 1960 года в Риме, Олег Григорьев. Он встречался с украинским спортсменом, Виталием Бендаловским. Был напряжённый, красивый и содержательный бой двух классных бойцов, из которых никто не хотел уступать. Со счётом 3:2 судьи отдали победу олимпийскому чемпиону, лучшему боксёру страны на то время.  Федерацией бокса СССР Олег Георгиевич Григорьев удостоен звания «Выдающийся боксёр СССР».

   Но сколько радости любителям бокса Украины принёс Виталий Бендаловский, завоевав в 1966 году золотую медаль чемпиона СССР в легчайшем весе. Причём, став первым чемпионом страны по боксу из Украины!

   Молодые украинские боксёры, заняли на турнире в Мурманске первое командное место, не смутило их холодное Заполярье!
   - Виталий Андреевич, - доложил наставник команды Владимир Чистяков представителю команды, Бендаловскому, - у нас тут земляк из Киева!
Улыбаясь, Виталий Андреевич крепко пожал мне руку. Я  пригласил мужчин посетить мою мурманскую однокомнатную квартиру  на Кольском проспекте. 

   Когда закончились финальные поединки, киевские тренеры разыскали мой дом, примчавшись на такси. Вечер в уютной мужской компании обещал быть интересным и запоминающимся.  А поговорить нам  было о чём: вспоминали общих знакомых в мире спорта. Мои гости расспрашивали о морских буднях, о Севере. Чего греха таить, приняли и соответствующий 69-ой параллели северной широты, напиток. А что? Мужики были в расцвете сил, да и закуска отменная: благословенный палтус холодного копчения, морской окунь и сёмга. В свою очередь Виталий Андреевич Бендаловский подарил мне фотографию судейской коллеги, где чемпионы поставили свои подписи.
Покидая Мурманск, мы договорились непременно встретиться в Киеве, когда я приеду в отпуск, после странствий в морях, океанах…