В январе 2016 года центральные каналы телевидения России осветили и довели до всех жителей России, что на свете есть, мол, такая дорога. И всё из-за несчастного случая, который уже сотни раз за эти несколько дней обсуждали и в различных ток-шоу, и в новостных программах и в новостных каналах телевидения.
Если взглянуть со стороны, то случай действительно страшный. Застряло в снежном плену несколько десятков автомобилей с женщинами, стариками и детьми. Правда, их было не так много. Слава Богу!
Однако одна из старушек не выдержала, получила инсульт и скончалась чуть позже. Молодой мужчина замёр насмерть. Несколько десятков человек попали в больницы с обморожениями или с переохлаждением. Полицейский, молодой мальчишка, рискуя жизнью пытался спасти людей, и наверное, спас от более страшных последствий несколько человек. Молодой женщине отдал куртку, мужчине- варежки. Это уже известные факты.
Но местным жителям, вроде меня, всё видится немного под другим углом зрения. Мы же родились здесь и здесь живем! А значит каждый из нас не раз и не два ездил по этой дороге до областного центра и обратно.
Начнём с того, что протяжённость трассы от черты одного города до другого 276 км. Всего-то! И Орск – это ещё не самый восточный город области. Есть ещё Ясный и Светлый. От Орска до городка Светлого, ещё степью километров 200 с лишком, наверное. Так что, нашим автомобилистам, проехать триста километров – это так, смотаться в один конец. Маршрутные Газели из Орска в Оренбург и обратно ходят почти каждый час. Круглый год! Это я могу утверждать точно! Сам по работе с 2000 по 2009 г.г. ездил в Оренбург и обратно раз, а то два или три раза каждую неделю. Бывали, конечно, и перерывы. А в начале нулевых, помню точно, я мотался в зимнее время туда и обратно на электричке. Сильные заносы были, и маршрутки просто не ездили. Кстати, первая маршрутка идёт в 7 часов утра, а последняя выезжает из Оренбурга в 19 часов. Я к тому это рассказываю, что не было в тех занесённых машинах НИ ОДНОЙ МАРШРУТКИ! И кстати, в заносах вообще оказались всего несколько десятков машин, и в основном легковые. И это при большом оживлённом движении! А где же кадры с множеством грузовых фур?
Есть всего одна грузовая машина с прицепом, попадающая в кадры хроники. Громадная фура с надписью «Магнит». Но у всех кто знает трассу, возникает немой вопрос – И ВСЁ?
Кстати, дорога наша вполне себе известная, если вспомнить что именно в этом направлении попал в буран Петруша Гринёв из пушкинской «Капитанской дочки». Метель там описана как раз такая, какие случаются и до сих пор.
А ещё у нас рассказывают легенду, КАК САМ Сталин узнал о нашей дороге и Саринском плато. Мы-то все тут прекрасно знаем, что зимой посёлок Сара часто превращается в занесённую снегом пустыню, где каждый откапывает свой дом и сараи для скотины, построенные специально под одной крышей. А ещё копает траншею, часто выше роста человека, к соседу. Вот так, путешествуя по этим траншеям, люди и живут зимой в посёлке Сара. Ну, честно скажу, не каждый может быть год, однако довольно часто.
Так вот, говорят, что в разгар войны, в году может быть 42 или 43, Сталину доложили, что в снежных заносах возле посёлка Сара, что в Оренбургской области, застряла колонна танков. Танки нужны были срочно для контрнаступления, их ждали на фронте, а тут такое!
Сталин, как человек подозрительный, естественно поручил проверить факт Лаврентию Берии, и приказал сразу наказать виновных и в задержке и в дезинформации. Сталин не любил, чтобы его обманывали, а потому, когда информация подтвердилась, приказал её перепроверить ещё раз. Говорят так, Сталин надолго запомнил это место – посёлок Сара!
Так вот я вам и скажу! Не поехали ни дальнобойщики, ни маршрутки в такую метель, даже понимая, и оценивая все материальные потери. Знали они, чем грозит буран и заносы на открытой всем ветрам дороге, в голой степи. Водители опытные прекрасно понимают и знают когда можно ехать, а когда лучше деньги потерять, чем голову и здоровье.
Хотя ради справедливости надо сказать, что такая метель, как 2 января 2016 года, бывает далеко не каждое десятилетие. Но мне почему-то вспоминается один случай. Как-то в феврале, водитель маршрутки, в которой я ехал, был остановлен сотрудниками ГАИ, на выезде из города, и мы стояли долго, около часа, пока ветер совсем не окреп, буран сильнее завыл за окнами и пассажиры почти в один голос стали просить водителя разворачиваться назад…