Как хорошо собакам и тем людям, которые

Леонид Андреев 2
Как хорошо собакам и тем людям, которые не умеют мечтать!

Сегодня, глядя как мои собаки уплетают борщ, я вспомнил высказывание утилитариста Джереми Бентама, жившего в XVIII-XIX веках, который считал, что морально то, что приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей (или собак, которых я всегда считал людьми). Я готовлю очень вкусный борщ. Борщ с добавкой смеси разной зелени, греческим йогуртом, являющимся родным братом кавказского мацони. Я наливаю борщ своим собачкам и с умилением наблюдаю, как они, дрожа от вожделения, уплетают за обе щеки капусту и всё другое из многочисленного ассортимента овощей, которые я добавляю при приготовлении борща: бурак (не люблю название "свёкла"), морковь, четыре вида перцев, помидоры, сквош... Таким образом, я с гордостью думаю о том, что поступаю морально, доставляя радость людям и собакам.

Собаки в норме не едят капусты. Их давние предки, которые произошли от волков, эволюционировали в отсутствии возможности потреблять вареные овощи. И надо же: выясняется, что мои собачки просто обожают жареные овощи: брокколи, морковь, перец, зелёный горох. И я думаю: Боже ж мой, как много мы не знаем из того, что могло бы нам скрасить жизнь! Тот же Джереми Бентам считал, что природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Но гедонизм, как и всё на этом свете подчиняется законам диалектики. Как страдание, которое не является абсолютным злом, поскольку учит человека избегать его, так и радость не приносит абсолютной пользы, поскольку, во-первых, снижает бдительность человека, а во-вторых, приносит некоторой категории людей, к которой отношусь и я, прямое зло. Это зло являются бедой людей, которые страстно желают то, что никогда не видели, с чем никогда не соприкасались, что никогда не пробовали. Такие люди могут умереть, рано состариться, зачахнуть, убедившись в том, что не смогут достичь абстрактного желаемого. И я думаю: Как хорошо собакам и тем людям, которые не умеют мечтать с патогенной силой!