Экскурсия по Псковщине. Продолжение

Анатолий Емельяшин
                Псковщина. 2. Псков - крепость.

                На фото: Псковский Троицкий кафедральный собор.

        Очередная остановка уже в Пскове у входа в кремль. Заходим внутрь. Вообще-то чтобы оценить грандиозность этой крепости я бы предпочёл обойти его вдоль стен снаружи. А где нельзя пройти – проплыть на лодке, – крепость стоит на стрелке.
        Да что это я? Ведь на стрелке только кремль, Кром – по древнему или Детинец. А крепость, если мне не изменяет память, занимала часть города, в десятки раз превосходящую  Детинец. И имела  несколько кольцевых оборонительных стен, и каменных и деревянных и просто земляных валов со рвами.
        Что-то такое я изучал когда-то по «истории военного искусства». И даже рисовал в тетради и план крепости и (стрелочками) действия польских войск при осаде её одним из первых королей Речи Посполитой.

        В кремле идут раскопки.  Откопаны фундаменты и сохранившиеся части древних строений. Ведутся раскопы и у стен Детинца.
        Изнутри стена не впечатляет, пока не взглянешь в раскоп возле неё, где виден проём ворот, выходивших в древности с кремлёвской площади на реку Великую. Глубина до основания проёма около пяти метров. Значит на столько или почти на столько приподнялась площадь за несколько веков.
        Вот почему и фундаменты откапываемых строений на три и более метра ниже совремённой площади.
        Троицкий собор стоит как бы на горе, но не исключено, что и он имеет ещё один этаж, ушедший в землю. На это предположение экскурсовод ответа не имеет. Придётся по возвращению порыться в интернете.

        Народ устал, поэтому экскурсия скомкана. Нас даже не завели в собор, потоптались по брусчатке возле него, пощёлкали аппаратами и назад. Отвезли в гостиницу.
        Разместились и тут же в кафе пообедали. Или поужинали, – приближались сумерки.

        Мы решаем посмотреть вечерний Псков. И тут я пожалел, что не догадался сделать карту хотя бы центра города. Надеялся купить её на месте, но времени на это не было, а сейчас все киоски уже закрыты.
        Вспомнил, по каким улицам ехали в гостиницу и решаю, что не заблудимся. Благо гостиница на главной (в моём представлении) улице, на углу какого-то сквера.

        Выходим в начинающихся сумерках, что-то фотографировать уже поздно. Сквер  тянется в обе стороны от проспекта. Оказывается это местный ЦПКиО, если не ошибаюсь, имени А.С.Пушкина.
        Сворачиваем вправо – по моим предположениям сквер должен протянуться до реки Псковы – не заблудимся – упрёмся в набережную.
 
        В самом начале сквера установлен памятник «Пушкин и крестьянка» – так я прочитал на следующий день в путеводителе. Думаю, что это всё же няня поэта, Арина Родионовна.
        Слева  по границе сквера-парка тянется крепостная стена, то ли старинная, то ли новодел.
 
        Быстро темнеет, в парке безлюдно, хочется оказаться на освещённых улицах. Что мы и делаем, когда парковую зону пересекает улица, влево уходящая в пролом в стене. Но это не пролом: рядом стоит круглая башня и на табличке написано, что это бывшие ворота. Башни по другую сторону ворот нет, видимо по её основанию и проложена улица.  Идёт она параллельно Октябрьскому проспекту в сторону Крома, именуется Карла Маркса.
        Решаем дойти по ней до площади и далее уйти влево и возвращаться по проспекту назад в гостиницу.
        Ещё не поздно, но улица почему-то безлюдная, прохожих нет и спросить, правильно ли идём не у кого. А вроде бы центр города, областного города.
        Забавно, но на всём протяжении нам не попалось ни одной торговой точки. Значит, на улице имени главного экономиста коммунистической эры отказались от его формулы: «товар – деньги – товар». А у меня зажигалка сдохла и как всегда в таких случаях, курить хочется, аж уши пухнут.

        Улица подворачивает влево, впереди уже видны в подсветке купола Троицкого собора. Справа старая церковь, на табличке у ворот есть название, но я его не запомнил. 
        В этом месте мостовая исковеркана – перестилают булыжник и мы жмёмся влево к неосвещённому, а потому мрачному, зданию. А за его углом – простор.
 
        Слева площадь Ленина, впереди по ходу – мост через Великую, кажется, именуется Ольгинским. Делаем несколько снимков, понимая, что на них кроме фонарей на тёмном фоне противоположного берега ничего не будет.
        За кольцом, у расходящихся дорог ещё какой-то памятник, надо полагать, ценный для Пскова и истории, но на фото я его ни с чем не смог отождествить – таково качество ночных съёмок.
        Так что Псков мы порядком и не посмотрели.

        Следующим утром уже мчимся в сторону города Остров. Вспоминаю, что где-то рядом с этим небольшим городом был когда-то стратегический аэродром дальней авиации. Может он и сейчас существует, но увидеть не пришлось, мимо не проезжали.
        Впереди Пушкинские места, – то, ради чего мы и решились на эту поездку.

        Ландшафты радуют глаз – унылая равнина сменилась холмами, оврагами, лесами и заливными лугами в поймах ручьёв и речушек. Как на среднерусской возвышенности, пейзажи которой помню с детства.
        И всё это великолепие раскрашено красками осени – зеленью хвои и дубов, оттенённой желтизной берёз и багрецом осинников.

                (Окончание следует).