Осенняя история про ежат...

Елена Думрауф-Шрейдер
Я ехала на машине по довольно узкой, но прямой дороге в сторону дома. Торопилась: ждали внуки! Но от моего внимания не ускользнуло, что за две недели моего отсутствия всё вокруг изменилось. Всё это время, зарывшись с головой в неисчислимое количество папок с бумагами, мы с другими бухгалтерскими работниками делали ревизию на большом заводском предприятии. Во время таких проверок забываешь обо всём. Всё уходит на второй план. И только теперь я заметила, как похорошела природа.
По результатам проверки отчитались вовремя, и настроение было прекрасным! Немного щурясь, старательно ловила все изменения вокруг себя, поражаясь окраске фруктовых деревьев, мелькающих вдоль дороги. Под многими из них на земле лежали давно созревшие, опавшие плоды слив, яблок и груш. Вороны и сороки одну за другой наклёвывали тёмно-синие крупные сливы. Маленькие яблоки уносили белочки, зарывали, припрятывали на зиму, а груши поедали на месте прибегавшие с поля зайчата.
Осень застала меня врасплох! Вот это да! В этом году я пропустила уход лета и не попрощалась с ним. А оно, не оставив ни малейшего намёка на то, что задержится дольше, спокойно удалилось. То, что осень вступила в свои права, виделось во всём. Я вертела головой, глядя по сторонам, и с грустью отметила, что на обочине среди ещё зелёной травы больше не цветут ромашки. Поля коротко «острижены», солома свёрнута в тугие рулоны и аккуратно сложена на кромке пашни. Вдали виднелся трактор….
 А поля, поля-то почернели! Над пашней кружили птицы, надеясь найти лакомого червячка. Но осенью они прячутся глубоко в земле, и недовольное вороньё с криками перелетело на другое место. Кусты шиповника поменяли цвет на коричневое бордо, и на этом фоне ярко выделялись красные ягоды.
Из-под колёс машины, легко раздуваемые потоком ветра, разлетались в стороны большие и маленькие листочки, сверкавшие золотом в лучах яркого, но уже осеннего солнца. Листья ложились цветными зигзагами вдоль травы. В глазах зарябило, и я на мгновение зажмурилась. Открыв глаза, с ужасом увидела, как на небольшом расстоянии перед машиной кто-то маленький перебегает дорогу. Машинально нажала на тормоз, но комочки достигли противоположной стороны и скрылись в пожухлом кустике. «Семейство ежей. Слава Богу, успели!» – подумала я, а ноги вновь машинально с силой надавили на тормоз. Краем глаза увидела, как задержавшийся в канаве и отставший от своих сородичей ёжик на коротеньких ножках медленно движется к проезжей части дороги. На спине у него между иголок видно маленькое яблочко. Наверное, падая с дерева, угодило ежу прямо на спину. Свернуть на встречную полосу не могу, впереди едет машина и водитель, как и я, торопясь, мчится на всех парах.
 – Стой! Не успеешь, попадёшь под колёса! – кричу я ежонку и до упора нажимаю на тормоз. Завизжали шины, а он испугался и, вертя длинным носом в разные стороны, остановился у меня на пути. Изо всех сил сжимаю руль руками, упираясь, продолжаю давить педаль ногой, и всё-таки малыш скрывается под машиной. Девушка во встречном авто увидела виновника этой ситуации, притормозила на обочине, сдала назад и побежала к несчастному. Остановившись и выйдя из машины, я поторопилась назад... Дорога была чиста, значит... Я присела и посмотрела под автомобиль, но следов трагедии не увидела. Но и ежа там не было. Девушка опустилась на колени и обследовала взглядом всю часть дороги, но нарушитель пропал. Мы обошли несколько раз вокруг, осмотрели прилегающую территорию канавы, но шустрый зверёк исчез.
– Ну не мог он так быстро убежать на своих ножках! – сетовала девушка. – Ежи от природы медлительны и неповоротливы. И куда он делся? – разводила она руками в стороны.
Мы стояли и с недоумением обсуждали случившееся. Очень жаль было напуганного беднягу! Вдруг послышался глухой стук, и к нашим ногам выкатилось яблочко.
– Это яблоко ежонка! – воскликнула я. – А где же он?
Мы оторопели, а в следующее мгновение услышали, как возле колеса что-то мягко шлёпнулось. Вместе резко наклонились и увидели круглый мячик, завёрнутый в разноцветные листья. Пёстрый комочек слегка шевельнулся, и нам стало понятно, что ежу каким-то образом удалось застрять между колесом и крылом автомобиля и остаться в живых. С трудом вытащили лиственный ком из-под машины и оставили лежать на траве. Через минуту показался длинный нос и стал обнюхивать вокруг себя воздух, но, к его сожалению, сородичами не пахло. Зверёк развернулся, настороженно пошевелил ушами-лепёшками и раздвинул иголки. Встав на свои ножки-коротыши,  продолжал шмыгать носом, но с места не двигался. Что-то выжидая, ёж оценивал ситуацию и не собирался от нас убегать.
– Смельчак! – заметила девушка. – Он, наверное, ищет своё яблоко? – обрадованная счастливым исходом для ежа, предположила она, подняла плод с земли и положила перед ним.
Ёж многократно обнюхал свой потерянный ужин, повернулся и смешным неуклюжим движением перевалился на бок так, что яблочко оказалось у него под животом. Вытянув одну лапку вперёд, он поставил её на свою найденную добычу, как бы утверждая тем самым, что она принадлежит ему.
– Вот, даёт, Смельчак! – повторила девушка, как будто давая ему имя.
На мгновение мы замерли. Ведь не каждый день видишь подобную картину. Нам стало весело, и мы рассмеялись! Казалось, этот мешок с иголками не напугался и не намеревался от нас прятаться. Но волнение его не улеглось: продолжая крутиться на месте, постоянно прерывисто втягивая воздух, он попытался двинуться вперёд и с трудом перевалился через яблочко. Когда же, путаясь в сухой листве и  натыкаясь на сучки, малыш сделал несколько неуверенных шагов и упёрся носом в мои туфли, мы поняли, он нас не видит, поэтому и не боится.
– Ой, бедняжка, да он же слепой! – прикрыв рот ладошкой, с жалостью прошептала девушка.
Да, ежонок оказался слепым. Маленькие чёрные глазки-пуговки не реагировали на свет и на окружающую его опасность. Дрожащие ушки торчали в стороны как локаторы, и только нос резкими вдохами всё ещё пытался найти спасение. Но потеря родного запаха для него оказалось целой трагедией. Без семьи существование в природе для слепого ежонка было немыслимым.
Я поблагодарила девушку за помощь, сказала, что заберу ежа к себе домой, и она уехала. Мне запомнилось место, куда скрылось остальное ежиное семейство и, посадив Смельчака в машину, я направилась на их поиски. Все мои труды были безрезультатными, и, расстроенная неудачей, я поехала домой. Принеся своего нового знакомого в кухню, устроила ему в коробке жильё и предложила поесть. Но ёж заметно загрустил. От питья и еды отказался.
 Увидев машину во дворе, прибежали мои четверо внуков-сорванцов, которые живут по соседству. Старшему десять лет, а младшему три года. Каждый поцеловал меня, и потом они, как по команде, по росту выстроились вокруг коробки с колючим комочком.
Дети прослушали всю предысторию маленького Смельчака и решили взять над ним шефство. Двум старшим я рассказала, чем надо кормить и как ухаживать за ежами. Надо отдать должное внукам, они заботились о нём два дня, постоянно сменяя друг друга. Но ежонку этого было недостаточно. Он отказывался есть, пить и очень жалобно пищал тоненьким голосочком, постоянно фыркая. Ночью покидал своё убежище и, обнюхивая всё, что попадалось на пути, бегал по кухне, громко и часто стуча ноготками по полу. В тиши казалось, что где-то рядом передвигается целая конница! Было понятно, ёж долго так не выдержит. Ему нужна помощь, и оказать её может только его семья.
Когда стемнело, я сказала старшим внукам, что ежи ночные жители и искать семейство надо вечером. Мы сели в машину и поехали на то место, куда вела ежовая тропа. Вытащили Смельчака из коробки, посадили на обочину дороги и стали ждать. Мальчишки сидели в машине, прилипнув носами к стеклу. Затаив дыхание, они надеялись, что мама-ежиха найдёт своего ребёнка. При малейшем движении шепотом цыкая друг на друга, они старательно соблюдали тишину. Часто-часто моргая уставшими глазенками, напряжённо всматривались в темноту. Ежонок плакал, и звал на помощь. Но чуда не случилось, и несчастный маленький зверёк одиноко забился под ближайший куст.
Я поставила возле него привезённое с собою блюдце с молоком, надеясь, что он почувствует себя в своей стихии и поест. Смельчак не знал, что это такое, но его сильно мучил голод. Он, как и на кухне, долго принюхивался, мочил нос, залез передними лапками в тарелочку и, наконец, стал медленно лакать, издавая плачевные тоненькие звуки, просящие о подмоге. Но мама-ежиха была далеко и его не слышала. Домой ехали молча. Внуки переживали трагедию маленького зверька, как своё, обрушившееся на них горе. А дома от них последовало предложение, каждый вечер как стемнеет ездить искать его семейство.
Наступил очередной вечер, и мы поехали к ежовой тропе. В машине на переднем сиденье стоит коробка с забившимся в угол ежом, а внуки, сидя на заднем, мечтательно рисуют картину встречи детёныша со своей мамой. Старший даже пропел строчку песни из мультика: «…что так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети».
Подъезжая к нужному месту, в свете фар на проезжей части дороги заметила раздавленный бугорок.  «Бедняга! – подумала я. – Наверное, какой-нибудь маленький зверёк попал под колёса машины. Возможно, кто-то из ежиной семьи…».
Своими подозрениями я с внуками делиться не стала. И этот вечер оказался неудачным. Но Смельчак расхрабрился, более уверенно лакал молоко из блюдца и фыркал ещё громче.
Весь следующий день еж был очень беспокойным: не притронулся к еде, издавал жалобные звуки, и лишь в тёмное время суток, когда мы снова вернулись к тропе, там попил молока. Я добавила питьё в блюдце и отошла к сидевшим на корточках внукам. Они прислушивались к шорохам и пристально рассматривали ближайшие кусты, надеясь заметить приход семейства ежей. 
Я удивилась, как быстро опустело блюдце!? Подлила ещё и осталась стоять на месте. Ежонок, призывно пошмыгал носом, отстранился от тарелочки, и мы в темноте увидели, как из-под куста тихо вылезли ещё два ежонка.
– Ах, вот в чём дело? Ты уже вчера почувствовал родной запах! Поэтому весь день вёл себя так беспокойно! – воскликнула я от радости.
А ежата так же как и Смельчак долго фыркали носами и, наконец, следуя примеру своего брата, стали лакать. Мальчишки ликовали и настаивали, что надо ещё и ещё подливать молока, и тогда из кустов к своим детям выйдет их мама. А я вспомнила бугорок на дороге… Жаль и очень печально! Поймать ежат не удалось, и Смельчак поехал домой один. В течение некоторого времени, когда сгущались сумерки, мои внуки как часовые с баночкой молока в руках стояли возле машины. Теперь они уже сами кормили семейство, и это доставляло им огромную радость. Я видела, как они чувствовали ответственность за малышей и всё чаще заговаривали о последствиях.
Но так долго продолжаться не могло. Осень, непостоянная особа и часто меняет своё настроение. Сегодня с раннего утра тяжёлые тёмные тучи заволокли всё небо, и осень проснулась в плохом расположении духа. Расплакалась, как непослушная маленькая девчонка. Её слёзы превратились в сплошной дождевой поток. Светлые, радужные краски быстро сменились на грязную серость, и затянутый тучами небосвод больше не светился голубизною. Всё погрузилось в полумрак и стало совсем непонятно, с какой стороны должно выйти солнышко. Но сегодня оно решило вообще не появляться на горизонте. А без его тёплых лучей под ногами не шуршали красивые золотистые листья, а слышалось чавканье мальчишечьих сапог по тёмно-коричневой пожухлой траве на обочине дороги. Было очень досадно, что тёплые дни так быстро закончились, и осень всем своим видом говорила, что торопится и долго не задержится. Значит, скоро наступят холода, придёт зима со своей однотонной белой краской и снежными заносами!
Сегодня стемнело раньше обычного, но на ежовой тропе нас уже ждали. Счастливые мальчики бегут с блюдцем и баночкой молока к месту встречи. Я прихватила с собой рабочие рукавицы. Во время кормёжки, нам удалось поймать уже почти прирученных ежей и посадить в коробку. Внуки считают, что ежата очень довольны и рады, что их наконец-то поймали. В знак благодарности они даже не сворачиваются клубочками и позволяют собою любоваться. Теперь они – три брата, будут все вместе жить у бабушки в загороженном палисаднике, где для них приготовлено зимовье.
15.02.2015