Акварель как инструмент самопознания

Сиамское Братство
Изучение изобразительной реальности, как и всякое проникновение в тайное, за грань, начинается с изучения самого себя. Трансмутация внешняя начинается с трансмутации духа - это закон алхимии. Прежде, чем научится понимать и подчинять себе изобразительную реальность, следует понять себя с помощью изображения. Поэтому нет лучшей темы для первого семинара, чем акварельная живопись, самая психоделическая техника, чистое воплощение потока сознания.

Акварельная техника полна случайностей и непредсказуемости. Профессиональный художник способен подчинять себе эту случайность, прогнозировать неопределенность, подобно тому, как умудренный в медитации способен контролировать поток своего сознания. Для человека обычного управление потоком мыслей - дело чрезвычайно трудное, он способен контролировать свое сознание тольо очень непродолжительный промежуток времени. То же и акварель. И каждая из ёё техник - есть изобразительное воплощение движения мысли.

Начинать следует с равномерной заливки, лессировки. Это есть созерцание равномерно-внимательное, рассеянный взгляд. Непрофессионалу очень сложно легким полупрозрачным водянистым слоем покрыть боьшой участок белого листа, сохранив насыщенность, цвет, избегая подтёков и непрокрасов. Но, если через какое-то время ученик способен, сосредоточившись и успокоившись, выполнить это упражнение, он увидит, как под легким красочным слоем выявляется фактура бумаги, как играют сложным орнаментом мельчайшие поры некогда белого листа.

Следующее упражнение - растяжка: умение равномерно свести цвет от ярко-насыщенного к почти незаметному, подобно тому, как во время медитации учатся освобождать сознание, приводить его в состояние не-ума. Плавный переход от плотного красочного слоя, когда бумаги практически не видно, через согласованное взаимопроникновение наносного цвета и изначальной фактуры, к созерцанию чистого белого листа, воспринимаемого теперь совсем по-новому, ибо ученик уже знает, какие сложные мельчайшие поры составляют то, что казалось прежде ровным и белым.

После мы переходим к взаимопроникновениям цветов, к перетеканию из цвета в цвет, подобно тому, как естественное сознание от одной мысли, через сложные сочетания ассоциаций перетекает к другой, рождая на стыке их новые и новые сочетания, различно эмоционально окрашенные. Подобная акварельная палитра - есть чистое выражение естественного ума. В этом упражнении учитель лучше всего понимает своего ученика, его внутреннее наполнение, движение его мысли.

После мы переходим к более специфическим практикам:

Сухая кисть. Тщетная попытка рационального мышления. Высушиваем кисть от того, что казалось нам главной причиной случайности, неконтролируемости мысли, теперь есть только рисующий ворс и краска, никаких подтёков. Посмотрите, как по-прежнему, случайна фактура, как по-иному, но столь же неминуемо проявляется изначальная фактура листа. Как попытка мыслить сухо и рационально создаёт не менее причудливые узоры сознания и ассоциации внутри формы. Хотя мы действительно гораздо более осознанно можем управлять самой формой, движением цвета, его наполненность по-прежнему неконтролируема. Только большой опыт, постоянная практика может позволить управлять даже самой рациональной, сухой мыслью-кистью.

Живопись губкой. Широкие цветовые движения-обобщения. Любая конкретика уходит, остаются только самые основные понятия, размытые образы цветовые ритмы. Только общее движение мысли, абстракции.

Акварель по сырому. Воплощение творческого мышления. Важным элементом становится особое качество самой бумаги, белого листа. Любая упавшая капля краски, любое касание кистью вдруг создаёт неожиданный эффект, растекание причудливым узором непредсказуемой формы, подобно тому, как любой случайный импульс рождает в творческом сознании всплеск образов. Особое состояние сознания, совмещающее преимущества творческого и рационального мышления, воплощается в акварели в приемах, когда с помощью чистой прозрачной воды предварительно создаются задуманные формы, внутри которых краска ведёт себя непредсказуемо, но не выходит за намеченные границы, подчиняясь изначальному композиционному замыслу.

Создание специфических фактур. Брызги, насыпание соли на влажную красочную заливку, удары кистью, вымывание фактуры - специальные приемы, помогающие создать сложные привнесенные фактуры и эффекты. Ровно таким же образом приемы художественной литературы, работы со словом, искажают и обогащают естественную речь, естественное течение мысли. Подобные приёмы подобны поэтическим тропам, и применение их требует той же аккуратности и осознанности, как и применение аллитераций и метафор в поэзии.

Таким образом, освоив начальные навыки акварельной живописи, попытавшись выразить свой внутренний мир через живописное изображение, попытавшись понять себя и своё сознание, ученик может перейти к следующей ступени понимания изобразительной реальности: изучению основ цветовой композиции. Об этом мы будем говорить на следующем субботнем семинаре - 30.01.16.