Эйзенхауэр, или Солдат в Белом доме

Виктор Притула
Если следовать знаменитой наполеоновской максиме, что «каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл», то в случае с Дуайтом Эйзенхауэром она абсолютно верна.
Потомок немецких иммигрантов, выросший в небогатой фермерской семье он всегда мечтал о карьере военного. Иными словами свой «маршальский жезл» Айк Эйзенхауэр носил еще в школьном ранце.
Целеустремленный юноша сумел поступить в престижную военную академию США в Вест-Пойнте, где начальство оценило не столько его командирские дарования, (успехи в военных дисциплинах были довольно скромными), сколько его выдающиеся спортивные способности. Один из лучших футболистов Вест-Пойнта, Айк получил травму колена, играть в футбол он больше не мог, но тень спортивного фарта будет сопровождать его в течение нескольких лет гарнизонной службы.
Выпускник Вест-Пойнта мечтает попасть на театр военных действий Первой мировой войны, но к тому времени, когда его рапорт с просьбой об отправке на фронт наконец был удовлетворен, пришло сообщение о подписании перемирия с Германией.
Биографию выдающегося военачальника Второй мировой войны и 34-го президента США авторы книги «Эйзенхауэр» Георгий Чернявский и Лариса Дубова делят на две части. Первая так и называется «Военачальник»,  вторая – «Президент».
Наверное нет смысла перечислять все ступеньки военной карьеры одного из американских офицеров, таких как Айк Эйзенхауэр  в армии США было немало.
Но «маршальский жезл» временами напоминал о себе.
Особенно с началом Второй мировой войны. Можно сказать это был «звездный час» будущего полководца. В мае 1942 года Дуайт Эйзенхауэр – руководитель американской военной миссии в Великобритании. В июне – командующий союзными войсками на европейском ТВД. В октябре главнокомандующий союзными войсками в Северной Африке.
В ходе африканской кампании Эйзенхауэр появил себя не только как генерал со стратегическим мышлением, но и как дипломат, поскольку в Марокко и Алжире нужно было как-то сотрудничать с французским командованием  близким к маршалу Петену.
Но самым серьезным испытанием для генерала Эйзенхауэра стало открытие второго фронта в Европе. Выбор его кандидатуры Верховным главнокомандующим экспедиционными силами диктовался тем, что в средиземноморской кампании он доказал свою способность руководить англо-американским объединенным штабом и командовать совместными боевыми действиями союзников. Самыми значительными своими достижениями как полководца Эйзенхауэр считал высадку англо-американского десанта на побережье Нормандии 6 июня 1944 (день «Д»), и рейнскую кампанию.

После капитуляции Германии, находясь во главе американских оккупационных сил, Эйзенхауэр поддерживал дружеские отношения с маршалом Г. К. Жуковым ( что впоследствии советскому полководцу и аукнулось).
Итак,  маршальский жезл Айк в своем ранце с войны принес. Однако до 1952 года, вышедший ранее в отставку четырехзвездный генерал в большой публичной политике замечен не был. И только в 1952 году Айк  решает побороться за Белый дом.
В это время уже в разгаре «холодная война», США начинают вязнуть в корейской войне. Пришедший в Белый дом «солдат» Эйзенхауэр положил конец войне в Корее и пробовал возобновить советско-американские встречи на высшем уровне. Он полагал, что «худой мир» лучше ядерного апокалипсиса.
Вместе с тем он был твердо убежден в реальности коммунистической угрозы и необходимости укрепления американской национальной безопасности. В период его пребывания в Белом доме в Америке – расцвет маккартизма с его «охотой на ведьм»,  тайные операции ЦРУ в Иране и Гватемале, укрепление блока НАТО, сбитый в небе над СССР самолет-разведчик с пилотом Пауэрсом. И одновременно попытки расовой десегрегации в американских школах.
Почти как у Никиты Хрущева черное перемежается белым и т.д.
После окончания его второго срока президентства на смену Айку пришел Джон Кеннеди.
Мир после Айка стал более хрупким. Молодой президент в отличие от солдата Эйзенхауэра, знавшего трагическую цену войнам, дал стране втянуться в грязную войну во Вьетнаме, после которой Америка долго не могла прийти в себя. Айк к тому времени уже умер. А его страна и по сей день продолжает доказывать всему миру свое право сильного.