Голубиный бог

Ева-Анастасия Кедровская
Вопрос «есть ли у животных душа?» как-то никогда передо мной не стоял. Все, что обладает ярко выраженной индивидуальностью, не обладать душой не может. Вопрос в другом…
Я нашла маленького взъерошенного голубя. Он даже не попытался убежать, когда я взяла его в руки. Просто покорно закрыл глаза. Ну, взять то я его взяла, а вот что с ним делать дальше - не знала. Как лечить голубей, от чего? Вернувшись домой, начала писать знакомым волонтерам, создала тему в группах и в личные сообщения пришло письмо от Светланы, которая нашла голубенка прямо у церкви и, отогрев на работе, повезла к одному человеку. И телефон человека. Через час я ехала куда-то очень далеко с малышом в кошачьей переноске. К сожалению, он не выжил, но я не минуты не жалею, что проделала тот путь. Дверь мне открыл один из самых необычных людей, что видела я в своей жизни. Нет, одет он был как все, высокий мужчина с карими добрыми глазами, но то, что играло в этих глазах… плюс голубь на плече. О, этот голубь. У меня возникло чувство, что на плече сидит щенок. Ему все было интересно, он изучал меня, изучал переноску, заглядывал человеку в глаза, в левый глаз своим правым, чего-то там ворковал про себя, слетал на пол, прохаживался туда-сюда, чистил перья и снова взлетал на плечо, зацепившись коготками за клетчатую рубашку. Он не был бестолковым ограниченным созданием, что вы, нет! Это было наилюбопытнейшее и наиразумнейшее существо, невероятно привязанное к парню в клетчатой рубашке. «Боже…», - только и выдохнула я. «Да, девушка одна привезла, возле храма на Пасху нашла, выходил его, остальные улетают, а этот не хочет, этому человек нужен». Знаете, как бывает – ты что- то видишь, переживаешь и твое отношение к жизни, к одной из ее многочисленных граней меняется стремительно и необратимо. «Расскажите еще о птицах», - попросила я. «Да некогда мне! Вон вы больного привезли нужно срочно им заняться и других пора кормить. У меня дома голуби, стрижи, четыре совы, цапля. Потом наберете, поговорим». И потом мы говорили, говорили долго тепло, смеялись, плакали. Общаясь с Олегом, я как будто бы прожила целую жизнь в его параллельной птичьей вселенной. Порой, мне казалось, что этот человек бессмертен, что это он изображен на древних росписях и старинных картинах, на которых совы сидят на плече мудреца или колдуна и нашептывают ему на ухо свои совиные мудрости. «Это я то мудрец, я - колдун? Хах… Ну, скажете тоже». Но в глазах Олега загорались те особые огоньки неведомой мне внутренней жизни, что привлекли меня при первой встрече. «Ну да, я их, слышу, да, понимаю, всех… И подметили вы верно… Ну не колдун, но отшельник с птицей на плече это - я… Это что-то про меня… А вы знаете, что меня знакомые зовут голубиный бог? Я же скорей голубиная скорая помощь».
Он рассказывал мне о том, как выпускает подлеченных и подросших стрижей и смотрит, как они плавно вливаются в птичьи стаи на фоне вечернего неба, словно сплетаются две руки. Рассказал о том, как лечит сов, как общается с ними. О том, как они передвигаются по комнате, не нарушая границ маленьких птичьих заповедников. Ну, конечно же, там шумно и с этим много возни. Там пахнет перьями и пухом и чтобы поддерживать хоть какую-то чистоту Олегу приходится убирать за пернатыми по нескольку раз в день. А еще выкармливать беспомощных, а еще успокаивать их, чтобы быстрей отрастал вырванный хвост, срасталось сломанное крыло, а еще стараться не натыкаться на колкие взгляды соседей и не слышать обидные реплики за спиной, когда он выходит из дома... Нет, у него не легкая жизнь, и мы живем, как и жили, в мире, которому легче насмеяться над непонятным, чем попытаться это принять, но таков этот мир. И для Олега это не самое большое препятствие в деле спасения птиц.
Он очень любит голубей. Он чувствует их всем своим существом, это - его талант, его божественный огонь, это то, что ведет его сердце сквозь сложные дни, наполняя душу подлинным смыслом. Возможно, именно для этого его и создал Бог – лекарем и кормильцем своих небесных созданий, которым он подарил крылья наравне с ангелами. Да, для нас они - сизая масса, ждущая крошки возле помоек от одиноких старушек, а для него – личности, каждая из которых со своими привычками, желаниями, характером, манерой общаться, умением любить. И, поверьте, не только белые голуби с роскошными хвостами верны друг другу до смерти, маленькие неприметные сизари верны друг другу не менее, уж Олег то знает…
Долго мы с ним не общались. Я привозила ему еще несколько раз найденных голубей - одного с разбитой головой, но шустрого, помню, бегала за ним пол часа, пока не загнала в тупик и не поймала. «Сама? Ну, молодец!» - Олег расцвел, как довольный учитель. А, однажды, увидела, как жмется к человеческим ногам голубь с оборванным хвостом. Я не знаю, что произошло в душе у дикого сизаря, но он пришел за помощью к людям – потерянный, почти невесомый, с пустым зобом. Да, когда им по настоящему плохо, – они приходят к нам, словно бы включается память о тех полумифических днях, когда люди, птицы и звери жили в сладостной гармонии друг с другом и только зрел райский плод, зрел манким, сладким ядом. А может, чувствуют, так верно и безусловно, - главное, для чего сотворен человек, это – любовь. Но, пожалуй, в тот момент его увидела только я, и только я знала, что делать. Достала хлеб, начала крошить, чтобы приманить, но это не понадобилось – он склевал крошки и просто ко мне подошел, дал взять себя в руки, и мы вот так и пошли в метро, чтобы приехать к Олегу. У меня дома три кошки, рисковать я не стала. Хотя однажды все же пришлось рискнуть.
Я нашла голубя больного вертячкой. Это такая болезнь, которая настигает птиц, как правило, в холода. И есть шанс, что отпустит, если забрать птицу в тепло и кормить насильно. Сама она есть не может – все время вертит головой, неестественно загибая шею. Координации нет, в корм и воду попасть не может, не может даже стоять. Да, вертячку можно перепутать с другой, опасной для человека болезнью, но в тот момент я рискнула, не знаю, что срабатывает в такие моменты. Стояли адские морозы, а у меня не было машины, и целую неделю я варила каши, чистила семечки, каждый день купала его. Кормила, засовывая еду глубоко в клюв, но так чтобы птица не задохнулась, это было, если честно, нелегко. И я все время думала про Олега, у которого таких пол дома, нет, ну какой же это труд. Но через неделю одна из кошек умудрилась до него добраться, я успела в последний момент, и голубя все же пришлось отвезти. А Олег, как казалось, был рад.
У меня, к сожалению, нет фотографий, Олег просил их не делать, а разрушать его доверие что-то там снимая подпольно, если честно просто не хочу. Меня пустили в тот сокровенный мир, где совы расхаживают по дому, где голуби сидят на плече и разве что не говорят, еще один благословенный мир, где есть подвиг,  милосердие, преданность и есть любовь, пусть в той форме, которую не все понимают, ну да Бог с ними, не так ли?
Так что вопрос «есть ли у животных, птиц, рыб и хладнокровных жителей пустынь душа?» давно передо мной не стоит. У них она есть и не потерять ее, не продать, они просто не могут. Важно лишь – есть ли она у нас?
Искренне ваша.

фрагмент книги "Живые истории"