Откровения матери

Александр Герзон
               
                Одноактная пьеса.

Действующие лица:
Светлана Семеновна, врач, 45 лет
Лиля, ее дочь, 23 года

Хорошо обставленная комната. Светлана Семеновна смотрит телевизор. Услышав, наконец, звонок в дверь, идет открывать. Входит с Лилей.
ЛИЛЯ: Мама, я ушла от Георгия!
СВЕТЛАНА: Успокойся, доченька, сядь и расскажи, что случилось.
ЛИЛЯ: Я не могу успокоиться, этот кретин изменил мне. Развод,  развод немедленно!
СВЕТЛАНА: Кто тебе рассказал об этом?
ЛИЛЯ:  Никто! Я забыла дома свой мобильник, а без него я не могу работать. Отпросилась - прибегаю ...
Лиля плачет горестно. Вскакивает со стула, бегает по комнате со сжатыми кулаками.
СВЕТЛАНА: Доченька, сядь со мною рядом и расскажи все подробно.
ЛИЛЯ: Я открыла дверь своим ключом, вбежала … А они даже не успели … Короче, он и эта девица сидели за столом в кухне и пили вино … Если бы я пришла позже, я бы застала их в постели. Мерзавец! И этот человек преподает в вузе!
СВЕТЛАНА:  А кто эта  девица?
ЛИЛЯ6 Его сотрудница. Шлюха!
СВЕТЛАНА: Но Гоша сказал что-нибудь в свое оправдание?
ЛИЛЯ: Этот дегенерат предложил присоединиться к ним. Мол, их общая статья опубликована в международном …
СВЕТЛАНА: Ну,  видишь. Это просто обмывали они статью.
ЛИЛЯ: Да? Без меня? В моей квартире? Вдвоем? Не будь наивной, мама! Мне говорили, что все мужчины – кобели, но я считала, что мой Георгий – особенный, не такой. И вот …
СВЕТЛАНА:  Доченька, все мужчины и в самом деле кобели, но это не повод для развода при первом и, возможно, не доказанном еще предательстве.
ЛИЛЯ: Любое предательство – повод, вернее, стимул развода.
СВЕТЛАНА: То, о чем ты рассказываешь – не предательство.
ЛИЛЯ:  А что же это тогда?
СВЕТЛАНА: В этом нам придется разобраться. А развод – это шаг, о котором многие жалеют спустя время.
ЛИЛЯ:  Но вы же с папой … У вас такое взаимопонимание!
СВЕТЛАНА: Да, мы с папой … Хорошо, я тебе расскажу про нас с папой – и еще кое о чем.
ЛИЛЯ: О дяде Севе?
СВЕТЛАНА:  Почему о нем?
ЛИЛЯ:  Потому что я видела, как он  тебя обнимал! И не раз!
СВЕТЛАНА:  Он друг твоего отца, мой друг, и он, наконец, мой брат.
ЛИЛЯ: Тоже мне – брат. Сын троюродной тетки твоей. Я давно хотела тебе сказать, что у вас с  дядей Севой странные  отношения. Почему этот родственник годами живет у нас и не заводит свою семью?
Пауза.
СВЕТЛАНА: Давай начнем издалека. Наберись терпения и выслушай меня внимательно. Возможно, это поможет тебе разобраться и с твоим Георгием. Я росла в крепкой семье. Родители были дружные работяги: мама – повар, папа – водитель. Они сумели построить хороший дом, в котором прошло мое детство. Я была  девочка неглупая, боевая, веселая. И, как ты знаешь. – красивая. Когда мне было пятнадцать лет, я влюбилась в  своего преподавателя.
ЛИЛЯ:  Обычное явление.
СВЕТЛАНА: Знаю. Но я влюбилась безумно. Мне хотелось близости с ним, мне хотелось стирать и готовить ему … и так далее …Он был молод, но женат. Поэтому я изо всех сил сдерживала себя, хотя он, конечно, замечал мои взгляды. И вот жена его уехала на какие-то курсы. Надолго. Я узнала об этом от девчонки, его соседки по подъезду. Он жил в большом десятиэтажном доме. После уроков я пошла его провожать …
ЛИЛЯ:  Вот это да!
СВЕТЛАНА: Я попросила его дать мне на пару дней книгу, которую увидела в его портфеле неделю назад. Это была книга Маркеса «Сто лет одиночества». Я в самом деле хотела ее прочитать. Но главное было – войти в его квартиру. Мы вошли, он взял из книжного шкафа томик и дал мне. Но я отложила книгу в сторону, обняла его и поцеловала.
ЛИЛЯ6  Мама, ты была такая?
СВЕТЛАНА: Да, такая. Я умела целоваться, подруги научили. Я целовала его, прижимаясь, – и боялась, что он меня оттолкнет. Но этого не случилось. Он стал моим первым мужчиной.
ЛИЛЯ: Ну, что ж, ты его любила. Тебя можно понять. Но он оказался кобелем.
СВЕТЛАНА:  Не суди его строго. Он пытался не дойти до полной близости. Он боролся с собой. Но потерпел поражение. Доченька, если бы ты видела, как он переживал случившееся! Я даже боялась, что он руки на себя наложит. И сказала, что я ему благодарна, что я не забеременею, приняла меры. Что никто не узнает.
ЛИЛЯ: Не верю ушам своим!
СВЕТЛАНА: Потом я стала приходить к нему, и чем больше я его узнавала, тем сильнее уважала. И тут каким-то образом пронюхзали, донесли моим родителям. Отец хотел убить моего милого, мать хотела засудить. Я сказала им, что если они посмеют, я наложу на себя руки. Они поняли, что я так и сделаю. И стали просить меня порвать с любовником.
ЛИЛЯ: Бедные старики. А ты что сделала?
СВЕТЛАНА: Я училась в медицинском училище, другого в нашем городе не было, перейти некуда было. И тогда родители поставили ультиматум: или переезд, или мой любимый пострадает. Делать было нечего, я уехала в Москву, к троюродной тетке и перевелась в московское медучилище.
ЛИЛЯ:  Ты жила у матери дяди Севы?
СВЕТЛАНА: Да.
ЛИЛЯ: И ты с ним …?
СВЕТЛАНА: Не сразу, доченька, не сразу. Вначале он как бы взял надо мной шефство: мы бродили по столице, и он показывал мне архитектуру города; мы ходили в театры, в музеи, на выставки. Он знал много, очень много. Это была хорошая школа для меня. Я стала уважать его. Я была ему благодарна. Но я все еще любила другого.
ЛИЛЯ:  Того преподавателя?
СВЕТЛАНА: Да. Но однажды вечером ко мне пристали три хулигана. Сева схватился с ними, они  его излупили, он упал, я кричала, вопила, а люди шли мимо. Все же вмешались нормальные мужики. И хулиганы убежали.
ЛИЛЯ:  У них были ножи?
СВЕТЛАНА: Не знаю, они их не применяли. А я подняла Севу, мы пришли домой кое-как. К счастью, у него не оказалось никаких переломов. Моя благодарность к этому парню стала еще сильнее. Поэтому когда он, наконец, признался, что давно уже любит меня, я …
ЛИЛЯ: Понятно, мама. Ты ему отдалась из благодарности. И это – до сих пор?
СВЕТЛАНА: Да, дочка, я привязалась к Севе. Не сразу, конечно, но чем дальше, тем крепче. Я даже согласилась выйти за него замуж. Только его мама, моя тетя, была против этого. Ни в какую не соглашалась, ей даже плохо становилось, пила валерьянку.
ЛИЛЯ: Я ее понимаю.
СВЕТЛАНА: Я  уже училась на третьем курсе медицинского института, и летом на каникулы поехала к родителям. Рядом с нашим домом был такой же хороший дом. Старики, которые там жили, продали его. Новые соседи были муж с женой и сын. Высокий, плечистый парень. Однажды я смотрела через забор, как он рубит дрова.  Это было так красиво!
ЛИЛЯ:  Дрова рубил папа?
СВЕТЛАНА: Да. И я подумала, что он был бы хороший муж.
ЛИЛЯ:  Без любви?
СВЕТЛАНА: Любовь, дочка, это болезнь. В норме же есть физиология, то есть самка и самец хотят друг  друга. Есть социальные дела: семья, работа, общение и увлечения, хобби. Все. Любовь – это туман в мозгу, особенно у очень молодых или очень старых. А в жизни важно иметь хорошую профессию, хорошую, крепкую семью и надежных друзей. Все это у меня есть, как видишь.
ЛИЛЯ: Мама, что ты говоришь?  Любовь – это не болезнь. Любовь – это счастье.
СВЕТЛАНА: Счастье, милая, когда муж тебя удовлетворяет физически. То есть так часто и так долго, как тебе требуется.
ЛИЛЯ:  Но без любви – это как у животных!
СВЕТЛАНА: А мы и есть животные. Только умеющие думать. Планировать надолго, а не на секунду сию. Для людей половая жизнь – самое главное. Она должна быть нормальной.
ЛИЛЯ: Но ведь у каждого своя норма.
СВЕТЛАНА:  Верно, Лиля, у каждого – своя. Мне, например, надо три раза за ночь каждый день. А твой папа и дядя Сева дают мне вместе только шесть таких дней. По три дня в неделю каждый. И оба доводят меня до оргазма, родные мои.
ЛИЛЯ:  Мама, ты чудовище! Ты … ты …
СВЕТЛАНА:  Это ты наивная дурочка, Лиля. И твой Георгий недалеко от тебя ушел.
ЛИЛЯ: Георгий меня вполне устраивает как мужчина. У нас все совпадает. Его одного раза мне хватает для трех моих оргазмов, если хочешь знать. И нам  обоим хватает трех раз в неделю.
СВЕТЛАНА: Тебе хватает, возможно. А ему? Ты его спрашивала?
ЛИЛЯ:  О таких вещах не спрашивают.
СВЕТЛАНА: Еще как спрашивают! Это же – забота о партнере!
ЛИЛЯ:  И как это папа до сих пор ничего не заметил?
СВЕТЛАНА: Очень даже заметил, я уверена. Но делает вид, что не замечает. Потому что ему  так удобно.  Да-да,  удобно. Когда я положила его на себя, он был так счастлив! И хотя ему было еще только семнадцать, а мне уже двадцать два, он прилип ко мне навсегда. И я ему нужна, как воздух.
ЛИЛЯ: Почему? Что за секрет?
СВЕТЛАНА: Потому что каждый день я говорю ему, какой он сильный, какой стройный, какой умный и успешный. Я его вдохновляю на каждый рабочий день. Я его толкаю вверх, не даю закиснуть на одной ступеньке. Если бы не я, он никогда не стал бы управляющим такого огромного треста! Так и остался бы прорабом после своего института строительного.
ЛИЛЯ: Мама, он не поднялся бы, если не был бы на это способен. Как бы ты его ни вдохновляла.
СВЕТЛАНА: Верно. Каждый мужчина, если он не кретин, может подняться высоко в своем деле, а то и в стране. Для этого нужно иметь цель и волю. И тут нужна ему толковая боевая подруга. Тыл ему нужен надежный, понимаешь?
ЛИЛЯ: Мама, ты меня совсем запутала. А ты уверена в том, что наш папа не имеет любовницы?
СВЕТЛАНА: Наоборот, я уверена в том, что он трахает свою секретаршу. И хорошо. Пусть. Потому что чувствует себя виноватым, старается быть со мной ласковым, подарки мне дарит то и дело.
ЛИЛЯ: Какой цинизм, мама!
СВЕТЛАНА: Не цинизм, а прагматизм. Слышал такое слово?
ЛИЛЯ: Слышала. Теперь я вижу, что цинизм и прагматизм – это одно и то же. Знаешь, что? Я, пожалуй, пойду домой. К моему Георгию. Он славный. И я его люблю. Без всякого прагматизма.
СВЕТЛАНА:  Умница моя дорогая. Иди к любимому. (Провожает дочь. Возвращается. ) Что и требовалось доказать.

                ЗАНАВЕС.