Уэллс и атомная бомба

Александр Анайкин
Предвижу, что многие, прочитав название очерка, невольно воскликнут: «А какая же связь между писателем и оружием двадцатого века, оружием массового поражения»? Вот и я до недавнего времени думал, что никакой. А ведь именно Герберт Уэллс написал ещё до первой Мировой войны роман о ядерной войне, который, однако, имел весьма странное название «Обновлённый мир». И вот этот-то роман писателя и был в СССР по сути засекречен. Даже в биобиблиографическом словаре «Зарубежные писатели», изданным у нас в 1997 году, то есть после кончины СССР, об этом романе писателя не упоминается ни словечка. Как будто его и не было. Да, конечно, наша цензура своим поистине животным страхом скорее глупа, чем осторожна. Я это отчётливо осознал ещё во времена так называемо «развитого социализма», когда стал читать библию, выпущенную ещё в царские времена. Помню, что читая в то время библию, я невольно спросил себя: «Что же это за государство такое, которое одним махом отвергает целый пласт человеческой культуры»? Мне была непонятна природа того страха, который поставил под запрет библию. И ведь действительно, как показало время, ничего страшного не произошло, когда данная книга оказалась в свободной продаже. Да и многие ли её прочитали?
Пожалуй, многие страхи страны советов попросту сродни обычному слабоумию. То же самое произошло и с книгой Уэллса «Обновлённый мир».  Данное произведение в наших магазинах найти невозможно и сегодня. Да, собственно, подавляющее количество произведений этого фантаста для нас и сегодня закрыто. А роман о ядерной войне так даже и не упоминается нигде. Поэтому я был крайне удивлён, когда сумел отыскать данную книгу в интернете, который у нас далеко не всеобъемлющ.
Книга, конечно, весьма забавная для современного человека, но не более того. Одно изображение сброса атомных бомб чего стоит. Просто обхохотаться можно. Бомбометатель сидит в аэроплане сзади лётчика с тремя бомбами в ногах и, прежде чем скинуть смертоносный груз на врага, зубами приводит в действие взрыватель, и уж только потом, словно мешок картошки, сбрасывает груз вниз. Кстати, в то время, когда был написан роман, даже слова «лётчик» не существовало, автор пользуется словечком аэронавт.
Да что там отсутствие современных слов. Люди представления то о многом не имели. Например, Антарктику считали континентом, погребённым под слоем льда.
Да, забавная книга, забавная, но ведь и одновременно с этим и запрещённая.
Вообще советская власть зачастую действовала как человек из-за угла мешком напуганный, до того нелепы бывали её запреты. Вот, например, у нас в Самаре, тогда ещё Куйбышеве, прямо на взлётной полосе разбился пассажирский самолёт конструкции Туполева. Весь город об этом знал, но в прессе не было ни строчки об аварии. Казалось бы, ну почему люди должны о горе говорить шёпотом? Но, нет, даже экипаж был похоронен в самом дальнем углу кладбища. Зато сейчас прямо у входа расположены богатые могилы «братков». Вот такие тупые действия власти и приводят, в конце-концов, к распаду государства. Ну, ладно, вернёмся к роману Уэллса и попробуем разобраться, что же там такого страшного для нас, что его так тщательно засекретила власть. Что же в данном романе такого крамольного по нашим понятиям?
Во-первых, самый страшный кошмар тот, что человечество построило коммунистическое общество без всяких СССР. Ведь когда Уэллс писал свой роман, то кошмара под названием «великая октябрьская революция» ещё и в помине не было.
А как же можно представить себе построение коммунистического общества без славного СССР? Ну, никак невозможно. Да и потом, что же это за мировое правительство, в которое входят бывшие короли, которые отреклись от короны ради всеобщего блага?
Вот, например, что говорит один из коронованных особ в романе.
- Я король, восставший против оков, которые зовутся короной. Я пробудившийся король.
Это что ещё за добропорядочный король? Да это же крамола! Вообще в СССР короли принадлежали к категории смертников, которых для счастья всех трудящихся просто необходимо уничтожить. Да что там короли, мы и крестьян своих точно так же уничтожали, как класс. Чего мелочиться-то?
А в романе кого и что уничтожают? Например, в результате атомной войны стёрта с лица земли Москва. И главное кем стёрта? Китайцами да японцами. Конечно, и другие города уничтожены в той мировой войне. Например, Париж, Берлин, Лондон. Но то другие, а Москву то к чему уничтожать? Да ещё азиатами. Нехорошо, Герберт, нехорошо.
А взять фразу Уэллса:
- В двадцатом столетии с правительствами мира произошло то же, что в свое время произошло с религиями. Им приходилось пользоваться услугами только малоспособных посредственностей.
Это что же такое, «гениальный Ленин или великий Сталин» посредственности? Нет, дорогой Герберт, то, что ты в момент написания даже и не предполагал о существовании наших гениев, вовсе не извиняет тебя. Был бы ты гражданином СССР, тебя бы живо как «врага народа» определили в нужное место.
А вот такая фраза писателя:
- Среди этих устарелых традиций особую опасность таили в себе, пожалуй, границы различных "суверенных держав", а также концепция общего превосходства какого-либо одного государства над другими.
Да ведь именно советская система и имеет превосходство над всеми другими и, стало быть, наше самое верное СССР самое правильное. Да, мы превосходим всех и во всём. И нечего тут тень на плетень наводить.
Ну, да, есть и недостатки. Например, наш глобальный дефицит всего. Даже члены политбюро пользовались блатом. Вспомним Елисеевский магазин и его расстрелянного директора. А уж, казалось бы, эти то советские тузы имели всё по своей закрытой системе распределения благ. И, как следствие такого масштабного дефицита, всяк у нас стремился улучшить собственное существование, вливаясь в систему знакомств, систему блата. А вот и высказывание Уэллса в его романе по данному поводу.
Люди, которые мыслят только в масштабах собственного существования, не годятся для государственной деятельности".
Это что же, члены политбюро не годятся для государственной деятельности? И почему, потому что с чёрного входа универмага получают немного вкусненького? Крамола. Крамола.
И как на фоне нашего глобального дефицита выглядит в романе вот такая фраза:
- В Канаде, в Южной Америке и в азиатской части России хранились колоссальные запасы продовольствия.
И это после мировой войны! Да у нас в мирное время жрать нечего было. Голодные бунты происходили в разных городах. Вспомним, хотя бы, Новочеркасск, где была расстреляна демонстрация рабочих. И это в шестидесятые годы! А Уэллс изображает не СССР, а царскую Россию, где, оказывается, имелись «колоссальные запасы продовольствия».
Да у этого фантаста, почитай, на каждой странице крамола. Как, к примеру, Уэллс отзывается об американцах.
- американцы принадлежат к числу народов, чье простодушие спасло мир.
Этих милитаристов торгашей приписать в спасители мира! Да это, ни в какие рамки не входит!
А ведь в романе человечество пользуется единым языком. И какой это язык? Оказывается английский.
А как Уэллс изображает в своём романе колхозы. Всеобщее благоденствие. Люди так хорошо живут, что никто и не бежит из колхозов. А у нас что было? Крестьяне массами бежали в города. Особенно это процесс усилился после получения крестьянами паспортов. Просто массовое бегство началось.
А у Герберта люди имеют право жить где угодно. И никто не возводит стены наподобие берлинской, чтобы предотвратить поток беглецов из самой правильной системы в загнивающую. Уэллс так и пишет:
- Человек получил возможность жить где угодно.
Да у нас в СССР за последние сорок лет существования советской власти произошло аж целых сто захватов самолётов с целью угона. Некоторым это удалось. А тут, оказывается, человек может свободно жить где угодно. Крамола!
А как автор разглагольствует о варварах, разрушающих мировые культурные ценности.
- Земной шар и сейчас еще начинен остатками погибших цивилизаций. Варвары сделали из Акрополя свой оплот, а гробница Адриана была превращена в крепость, воевавшую на развалинах Рима против Колизея...
Это что, намёк на коммунистическое усердие по разрушению храмов, могил, памятников? Нет, книга с такими намёками для советского человека совсем непригодна. Это вовсе не то чтиво, какое ему нужно.
Да, этот Уэллс слишком часто в своём романе изображает вещи, которые лишь подчёркивают недостатки передового социализма.
А ведь есть и вообще страшные вещи, которые просто даже немыслимо рассекречивать перед простым человеком, перед простым советским человеком. Взять эти сцены подрыва плотин в Голландии. Это слишком напоминает подрыв плотины Днепрогэса в 1941 году, когда погибло очень большое количество не только немецких войск, но и советские бойцы гибли массово в пучине смертоносного водоворота. А сколько погибло при этом гражданского населения! А ведь был ещё и подрыв плотин в Подмосковье в лютый ноябрьский холод. Тогда вообще немцев нисколько не погибло от этого ледяного искусственного цунами, зато потопло много гражданского населения и советских воинов.
А ведь есть ещё и минирование Ленинграда. Мы то скромно умалчиваем о том, какие объекты города были заминированы нашими славными сапёрами. Да те объекты, разрушение которых привело бы к полному затоплению города в случае его захвата немцами. При обычных-то наводнениях затапливало до семидесяти процентов города, а при подрыве определённых объектов затопило бы все сто процентов. Наверняка при этом бы погибло не меньше людей, чем при взрыве Днепрогэса или плотин Подмосковья.
Да и вообще, что это за коммунизм такой, что это за обновлённый мир, который твориться при помощи ядерной войны. Нет, это вредная книга. Никак нельзя её читать советским людям. Да и современным россиянам тоже.
P.S.
Книга Уэллса была написана в 1914 году. Но это было не первое произведение о ядерной войне. Первую книгу подобного рода написал американский писатель Саймон Ньюком ещё в 1900 году. Но это, наверное, уж совсем страшная книга. Её даже в нашем хвалёном интернете найти не удаётся. Книга называется «Мудрость – вот защита». Насколько мудра сама книга, я понятия не имею, но то, что её тщательно скрывает наша цензура, говорит о том, что книга всё же действительно мудра. Но такие книги для нашей цензуры, словно кость в горле. Вообще советские бонзы не понимали простой вещи: когда от человека скрывают элементарную информацию, которая не несёт в себе никакой тайны, это оскорбляет достоинство народа. И кто оскорбляет народ? Может быть те, кто умнее других? Это кто же?