Жало обезьяны - часть 60

Алексей Кувшинников
XV.

Первого января выдался чудный день. Мороз и солнце. Много народа с детьми и разноцветными воздушными шариками. Много полиции в улицах, выходящих к Белому дому и центральной площади Ала-тоо. Прошлые перевороты начинались с того, что на площади стихийно, но очень организованно из толпы возникали палаточные городки. Собирался курултай. Или, другими словами, майдан. Власть пыталась его разогнать, палатки обрастали баррикадами, и с разных направлений в Бишкек входили народные колонны поддержки. Но если у бунтарей имелись планы, они их предпочли отложить на потом. Новогоднее настроение идею чего-нибудь перевернуть не поддерживало. Опрокинуть, другое дело. Мятежники тоже люди.

После обеда поехали в ущелье Ала-арча. Показал Жене пустовавшую в тот день юрту, где Алмазбек подключил меня к сотовой сети Бараньего Глаза. Прогулялись по зимнему лесу. В предгорьях за последнюю неделю выпало больше метра снега. Жена популярно и доходчиво объяснила, на чем меня, наивного, подцепили, и как мне надо вести себя дальше. Пока я сражался с "белочкой", моя домашняя контрразведка в два счета выяснила расстановку сил в офисе, намерения внутреннего противника, его сильные и слабые стороны. Пейзаж, воздух и Жена прочистили мне мозги. За один этот день я окреп настолько, что мог снова без отвращения думать о работе.

Через два дня проводил Жену. Улетела довольной. Настало время решительных действий. От меня требовалось совсем немного. Развязать язык Эрталу. Но выбор доступных мне средств был предельно ограничен. Разве что, застать врасплох и прищемить его самолюбие. Он должен был сейчас испытывать ко мне презрение победителя к беспомощному в своем поражении противнику, барахтающемуся у его ног. Я надеялся, что ударивший ему в голову хмель победы может сделать его даже более болтливым, чем водка.
 
На работе я появился около полудня, что само по себе оказалось для моих подчиненных изрядной неожиданностью. Население офиса как раз собралось на кухне и пило чай. С тортом. Который принес Эртал. Насколько я понял, происходила присяга новому королю. Сам он сидел ко мне спиной и, несмотря на мой запрет курить в помещении, дымил сигаретой. При моем появлении восторженное женское щебетание мгновенно утихло. Эртал повернулся. Тщательно выбрит. Костюм и галстук. Выпивши, но только слегка. Для пущего куража. В целом он выглядел бодрым и отдохнувшим:

- Алексей Борисович, вот уж не ждали. Присаживайтесь, с утра сладенького, пожалуйста, - его лицо расплылось в улыбке, с какой мясник глядит на свинью.

- Спасибо, но я только что позавтракал. А сладенькое с утра я не ем, - ответил я с вызовом. Коллеги затаили дыхание. В пропитанном мирными ароматами духов и торта воздухе кухни они явственно услышали раскаты приближающейся грозы.

- Как скажете, - покорно согласился Эртал. При том он не переставал скалиться: - Тогда позвольте Вам горького предложить, -  и протянул руку к стоявшей возле тортика початой бутылке коньяка.

- Эртал, дорогой, ты, что, окончательно мозги пропил? Я же запретил спиртное в офисе. - Кто-то из женщин робко хихикнул. – Зайди.

Вот он, мой момент истины. Как удачно всё складывается. Я видел, Эртала буквально распирало ощущение власти надо мной. Теперь требовалось всего-то остаться с ним тет-на-тет, чтобы не стеснялся, и его прорвет. Он не сможет удержаться. Как в том памятном эпизоде, когда он облевал мой кабинет. Зам появился минут через сорок. Выдерживал паузу. Мол, не мальчик на побегушках. Вошел с дымящейся сигаретой во рту. Сел на диванчик для посетителей. Положил ногу на ногу. Ботинок на той, которая оказалась сверху, подергивался. Поймав мой взгляд, зам поставил обе ноги прочно на пол.
 
- Как конференция? - начал я нейтральным тоном.

- Ка..., - с удивлением начал Эртал. В смысле, "какая ещё конференция?"  Но быстро спохватился: - Очень полезная. Выступления, как обычно, так себе, но разговоры… э-э-э... в кулуарах интересные.

- Материалы привез?

- Само собой. Но у меня чемодан на стыковке в Стамбуле потеряли, глазами нагло смеясь мне в лицо, развел руками зам: - Через пару дней обещали прислать.

- А почему нигде никакой информации в интернете не было? - я мягко усиливал наезд.

- Не знаю, немного растерялся Эртал. Но быстро нашелся: - Она такая, полусекретная что ли. И даже сделал выпад в мою сторону: - Только для тех, кто с погонами. Вас бы туда, к примеру, не пустили.

- Кто организовал? - главное, не отвлекаться. Такой слабый укол можно пропустить.

- Французы. Фонд стратегических исследований проблем безопасности... на этот раз Эртал сказал правду, возможно машинально, и чтобы сгладить промах, ударил в чувствительную для меня тему: - А как Вы с "белочкой" справились?
 
- Твоими молитвами. Как видишь, живой, - парировал я, и понеслось мочилово: - С чего это ты к моей жене подъехать решил?

- А что, она женщина очень даже в соку, - Эртал явно наслаждался моментом: - Почему бы не попробовать?

- Понятно, - первый раунд вничью. Теперь надо бить с дугой стороны: - Ладно, пиши заявление.

- Какое ещё такое заявление? - от неожиданности удивился Эртал.

- По собственному, - уточнил я лаконично. Кажется, попался зам.

- С чего это вдруг? - Точно, попался. Не ожидал он такого поворота. Думал, пожурю и отпущу.

- С того, что я сказал тебе сидеть и не высовываться? Сказал? Ты об этом моем решении Исабель предупредил, когда ей свою бумажку подсовывал? Не предупредил. Небось сказал сочувственно, что шеф, мол, от запоя отдыхает, а тут срочное дело, надо бы его выручить. Сказал?

Эртал молча курил с бесстрастным выражением лица. Просчитывал варианты.
 
- То есть ты ослушался моего прямого указания. Это раз. Кроме того, конференции никакой не было. Это два. Люди из Фонда были. Ты их вызвал, или они тебя, неважно. И кто еще в этом совещании участвовал, мне не интересно. Мне достаточно знать тему. Так что лучше сам пиши.

- А если не напишу? - спросил Эртал охрипшим голосом. Похоже, во рту у него пересохло.

- Внутреннее расследование начну, - ответил я с самой жесткой интонацией, на которую был способен. Вот он, гранде финале. Осталось только дожать: - Комиссию создам. Она проверку фактов начнет. Фонд не оценит публичной огласки. Самое не время сейчас. Поверь, Эртал, ничего личного. Кроме жены. А в остальном, я твоим убеждениям и решимости изменить мир даже где-то симпатизирую.

Зам затушил сигарету. Поднялся. На пороге обернулся и ровным голосом спросил:

- Знаете, кто в Вас тогда, в октябре, стрелял?

- Нет.

- Танька. А знаете, почему?

- Нет.

- Вы как сказали тогда на банкете, "Моя задача - Вас всех убить", Джанибек сгоряча сразу принял решение. Вот я и приказал… Вообще-то она из ПСМ с такого расстояния не мажет. Но в тот раз дрогнула у бабы рука. Джанибек уже тогда понял, надо Вас быстро закрывать. Он хорошо в людях разбирается. Жизненный опыт. Потом, правда, мы подумали, что осечка даже кстати, и живой Вы нам полезнее. Поможете запутать дело так, что никто вообще не разберется.

Меня охватило ликование. Всё! Понесло! Фонтаном! Теперь не остановится, пока до посленей капли не спустит. Я был готов расцеловать Эртала за его безграничное самомнение. Надо только чуть-чуть рулить его штопором:

 - Зачем вам деньги Евросоюза понадобились? Неужели, своих не хватило? Ведь на них вся ваша операция и засветилась.

- Засветилась, ещё не значит спалилась. Когда узнаю, кто настрочил анонимку, своими руками кишки выпущу. Через пару дней власть возьмем, всю отчетность в костер. Победителей не судят, - Эртал громко пернул несколько раз подряд, от него завоняло потом, перегаром и кишечными газами: - А что касается зачем, то зачем свои тратить если можно чужие? Нашим кураторам интересно было Евросоюз к акции подстегнуть. Чтобы все заодно, и все замазаны. Куда из такого положения Евросоюз после нашей победы дернется? Такого и представить себе невозможно, чтобы хранители демократических ценностей от народного выступления отвернулись. Мы этот Евросоюз вот так за горло держим. Станет и дальше мешки с деньгами кидать. Теперь нам в руки.

 - Постой-ка, Эртал, - меня посетила неприятная мысль: - И с Джыргал тоже вы меня за фук взяли?

- Джыргал я лично девственности лишил, как ей четырнадцать исполнилось, - кровь ударила Эрталу в лицо, которое налилось густым бурым цветом. В его голосе звучало бесконечное превосходство: - Я её вместо Ольги себе взял. Помните, которую я Вашему другу одолжил? Ольга к тому времени уже поистерлась, а эта ещё тугая была, еле член входил. Сейчас тоже уже, конечно, не то. Но кто постарше, с удовольствием пользуются. Мы её затащили, чтобы Вас из равновесия вывести и от дела отвлечь. Разыграли как по нотам, а?

- А донос Джанибека? А Дюшебиев?

- И донос, и Дюшебиев.  И ещё много чего разного. Я баб беру, а Вам нравится, чтобы они Вам давали. Так что Вас развести оказалось совсем просто. И Чолпон подыграла. А куда она денется? Друга Вашего, Каныбека, лично зарежу. Люблю кровь пустить... Как дело сделаем, все концы зачистим.
 
- И меня?

По лицу Эртала скользнула тень усмешки:

- Вы и так уже ходячий труп. Не удалось Вас красиво завалить, так придется мочить по-черному. Не сейчас. Погуляйте пока. Как заварушка начнется, тут под шумок и кончим.

- Не боишься, что сбегу?

- Куда? Вброд в Казахстан? Или по минным полям в Фергану? Неужели перевалами в Горный Бадахшан? Зимой? Не смешите. Внутри страны не спрячетесь, а граница на замке. Забыли, что в пограничном проекте работали? Мне не то, что о каждом Вашем шаге, о каждом вздохе докладывали.

Довольно, пожалуй. Напор явно слабеет. Теперь надо помочь Эрталу остыть. Он же мне не враг. Противник. Так сложилось:

- Спасибо, что жену отпустил.

- Не за что, - уже вполне спокойно без злобы, буркнул зам: - У меня к Вам тоже ничего личного нет.

Эртал затоптал окурок в паркет и вышел в коридор. Я достал из кармана пиджака мобильник, включенный на аудиозапись. Послушал. Вполне приемлемое качество. Переслал запись на комп, конвертировал в аудиофайл, сбросил на флешку. Стёр исходники, подчистил. Попал Эртал.

Затренькала городская линия. Звонила Исабель:

- Алексей, жду через двадцать минут. Мне нужно срочно обсудить с Вами одну крайне важную тему.

Успел уже Эртал нажаловаться своей покровительнице. Или покрывательнице? Ее офис находился на проспекте Чуй, минутах в пятнадцати ходьбы. К самой Исабель я за все время наведывался только пару раз, а на плановые совещания под разными предлогами посылал Эртала. С одной стороны, ходить самому, убивать время. С другой, после обеда я предпочитал никому за пределами офиса на глаза не показываться. Ей наверняка про меня стучали, но одно дело стук, а другое - выхлоп. 

Продолжение - http://www.proza.ru/2016/01/29/1922