Неизвестные истории. Весна шайеннов

Игнат Костян
Еще до знаменитой «Осени шайенов» – исхода северных шайеннов (бегства из резервации) в сентябре 1878 года с Индейской территории в родные пернаты на север, произошло  несколько малоизвестных событий, которые вошли в историю отголосками (так называемая «Весна шайенов») сопротивления равнинных племен в период восстания 1874 –1875 годов.
Прежде чем рассказать о «Весне шайеннов» 1875 года немного коснемся предыстории, для того чтобы читатель в полной мере мог представить себе события того времени.
По окончании восстания кайова и команчей на Южных равнинах 1874 –1875 годов, в котором принимали участие племена северных и южных шайеннов, последние (южные шайенны) к весне 1875 года устали от постоянных войн и осели на Индейское территории (Оклахома), где правительство выделило им резервацию. После этих событий, южные шайенны более не принимали активных военных действий против американцев, чего нельзя сказать о их сородичах северных шайеннах.
Северные шайенны воевали дольше. Они приняли активное участие в Великой войне сиу, проявив себя  в сражениях на Роузбад и Литтл-Бигхорн в 1876 году, после чего окончательно капитулировали лишь только в августе 1877 года.
В сентябре 1874 года семья переселенца Джона Джермана численностью 9 человек следовала из Канзаса в Колорадо. Люди провели ночь в открытой прерии  в тридцати милях от форта Уоллес и с восходом солнца продолжили свой путь.
Они не прошли даже и нескольких миль как на их обоз вблизи Смоуки-Хилл (штат Канзас) напали индейцы шайенны (южные – И.К.) под предводительством вождя Магическая Вода.
«Я услышала стрельбу и крики, когда гнала коров вверх по реке к нашей повозке.  Подойдя ближе, я увидела, как упал мой отец, после чего я страшно испугалась…, – вспоминала  Кэтрин Джерман, которой на то время исполнилось 17 лет. – Когда отец упал, мать бросилась к нему на помощь, но индейская пуля попала ей в голову и он умерла мгновенно. Индейцы скальпировали отца и мать. С ними была скво (жена Магической Воды по имени Мочи – И.К.), которая  взяла наш топор и вонзила его в голову отца в основании черепа.  Другая группа индейцев, заметив моего брата Стивена, который капался в вещах, видимо отыскивая свой пистолет, одним выстрелом убила и его. Моя сестра Ребекка (на то время ей исполнился 21 год – И.К.) мужественно отбивалась от индейцев, размахивая топором.
Ей удалось ударить одного индейца и наверняка она добила бы его, если бы сзади не получила удар томагавком от другого индейца. Пока она была без сознания пять или шесть индейцев изнасиловали ее, после чего сняли с нее скальп. Скво пыталась спасти жизнь Ребекки, но индеец оттолкнул скво топором, пояснив, что ему нужен скальп Ребекки.  Затем они догола раздели Ребекку и отнесли к фургону, накидав поверх тела вещи, которые находились в фургоне.  Потом, когда она была еще едва жива, подожгли эту кучу и сожгли ее».
Сначала в живых индейцы оставили пять девочек Джерман: Джоанну пятнадцати лет, Кэтрин семнадцати лет, Софию одиннадцати лет, Джулию семи лет и Нэнси пяти лет. Потом они решили, что с ними  могут отправиться только четверо. Магическая Вода, по слова Кэтрин Джерман, подошел к старшей из сестер Джоанне, и быстро выхватив револьвер, выстрелил ей в голову. Дети остолбенели и не могли долгое время двинуться с места. Индейцы тем временем сожгли фургон и перестреляли коров, принадлежавших семейству Джерман. Затем они посадили остальных сестер с собой на лошадей и помчались во весь опор в южном направлении.
К своему  стойбищу отряд Магической Воды с пленницами на руках добирался две недели. По пути, как свидетельствовала Кэтрин Джерман, индейцы совершали набеги и грабежи, о чем свидетельствовали добытые ими скальпы мужчины, женщины и маленького ребенка, а также разного рода консервы.
Прибыв в лагерь, где вождем был Каменный Теленок, в честь воинов Магической Воды, совершивших удачный поход, был исполнен танец скальпа.
Через несколько дней  сестер Джулию и Нэнси передали в отряд вождя Седой Бороды, который  повел свою группу племени на юг по восточной стороне плато Льяно-Эстакадо. Магическая Вода и его группа отправились по западной стороне. Группа Каменного Теленка, где оставались София и Кэтрин Джерман, пошла на север, где вскоре все группы племени объединились и продолжили путь в северном направлении.
В начале ноября 1874 года воины из группы Седой Бороды напали на патруль американских солдат под командованием лейтенанта Х.Фарнсворта. Через два дня в ответ на действия воинов Седой Бороды отряд солдат лейтенанта Фрэнка Болдуина осуществил зачистку его селения, после чего на протяжении двенадцати миль преследовал отступающих индейцев по открытой равнине.
Нападение солдат Болдуина было  настолько неожиданным для шайеннов Седой Бороды, что индейцы, отступая, побросали все свое имущество и даже двух сестер Джерман – Нэнси и Джулию, которые были спасены  лейтенантом Болдуином.
София и Кэтрин Джерман продолжали оставаться  в лагере Каменного теленка, но после того после того как лейтенант Болдуин отбил у шайеннов седой Бороды их сестер Каменный Теленок «с барского плеча» передал Софию в лагерь Седой Бороды, где тот отдал ее в жены воину по имени Волчий Плащ. 
Все это время, с момента нападения шайенов на обоз семьи Джерман, войска и добровольческие отряды не переставали искать пропавших немецких девочек.
В январе 1875 года командир 5-го пехотного полка полковник Нельсон Майлз разработал операцию по зачистке всех селений  южных шайеннов, которые находились на тропе войны.
С целью розыска детей, полковник Майлз привлек к операции своих осведомителей индейцев кайова, которые считались дружественным шайеннам племенем. Кайова были направлены Майлзом  в качестве посыльных во все лагеря южных шайеннов, в том числе и лагерь Каменного Теленка, располагавшегося у одного из притоков реки Пекос на территории Мексики.
  Прибыв в лагерь Каменного Теленка, посыльные кайова передали ему предложения от «вождя солдат» (так индейцы называли офицеров имевших высокий чин – И.К.). Шайеннам предлагалось сложить оружие и отправиться в резервации. При этом как пояснили Каменному Теленку кайова, их безопасность и дальнейшее хорошее обращение завесили от состояния пленниц Кэтрин и Софии Джерман.
Каменный Теленок понимал, что положение его племени далеко не самое лучшее,  но не торопился выполнять условия полковника Майлза.
В начале феврале 1875 года он направил своих людей в лагерь Седой Бороды и выкупил у него (точнее у Волчьего Плаща) Софию Джерман, доставив ее в свой лагерь. Каменный Теленок держал девушку под надзором в типи рядом со своей палаткой, и даже не позволил ей встретиться с сестрой.
Вскоре эмиссары Майлза из числа индейцев кайова вновь прибыли в лагерь Каменного Теленка с конкретным требованием – явиться в агентство Томаса Нила и сдаться властям. В это время (середина февраля 1875 года) шайенны голодали. Индейцы съели почти всех своих лошадей и собак и на момент того, когда к ним прибыли кайова, были готовы принять любые предложения американских властей.
25 февраля группы южных шайенов Каменного Теленка и Орлиной Головы численностью 1600 человек, прибыли в агентство Томаса Нила и сдались властям.
Агент Нил сразу же  послал в лагерь индейцев своих людей, чтобы они забрали девушек Джерман. Когда Софию и Кэтрин везли в агентство Нила, то индейцы, ехавшие рядом с фургоном, бросили девушкам сорок две бизоньи шкуры, в качестве компенсации за причиненные им страдания.
В агентстве девушки поступили на попечение жены полковника Майлза, которая окружила их любовью и вниманием.
Освобождение сестер Джерман свершилось лишь после того как практически все группы южных шайеннов были вынуждены сдаться в агентстве Брайтона Дарлингтона.
В ходе выяснения обстоятельств, связанных с пребыванием пленниц у индейцев, девушки Джерман указали Майлзу на тех индейцев, кто непосредственно расправился с их родителями, братом и сестрами, а также тех, кто насиловал их.   Главными виновниками, по словам девушек Джерман были Магическая Вода и его супруга Мочи, за которыми как выяснилось, вился целый шлейф различных преступлений. Поэтому Магическая Вода, Мочи и «иже с ними», как только сдались Майлзу, были взяты под арест, закованы в кандалы и наряду с другими особо рьяными участниками индейского восстания 1874 –1875 годов, отправлены для отбывания наказания в форт Марион во Флориду.
С началом весны 1876 года репрессии против южных шайеннов последовали одна за другой.  Армейские подразделения то и дело шерстили  их лагеря на территории резервации, выявляя активистов вооруженного сопротивления.
Так 6 апреля 1875 года зачистке со стороны солдат подвергся лагерь того же Каменного Теленка. После того как солдаты арестовали несколько воинов «особо отличившихся» в ходе грабежей фермеров, полковой кузнец, для того чтобы этапировать арестантов, должен был заковать каждого из них в наручники. Когда очередь «принимать оковы» дошла до воина по имени Черный Конь, последний оказал физическое неповиновение. Говорили, что одна из женщин шайенов, не то мать Черного Коня, не то его жена, глядя на беспрекословно выполнявшего команды солдат воина, с издевкой крикнула в его сторону, мол, почему он позволяет солдатам так с собой обращаться. Черный Конь отреагировал мгновенно. Он оттолкнул от себя кузнеца, пытавшегося надеть на него «браслеты», и бросился бежать. Сначала солдаты погнались за ним, но убедившись, что им его не догнать открыли по нему стрельбу.
Что произошло в действительности с Черным Конем, не ясно, история полна противоречий. Одни говорили, что выстрелы солдат сразили его, и он умер, другие утверждали, что Черный Конь тогда сбежал, и долго скитался в Монтане, где женился и имел семью. Но дело не в этом.
Как только солдаты открыли стрельбу по убегающему Черному Коню, то на звуки выстрелов из палаток повыскакивали шайенны. Первым, кто  схватил ружье и начал стрелять по солдатам, был один из вождей по имени Медвежий Щит. Но в считанные секунды он был убит солдатами. В него угодило четыре пули.
Этот собственно эпизод и послужил ко всеобщему вооруженному восстанию шайеннов 1875 года,  которое некоторые историки назвали «Весна шайеннов».
В лагере Каменного Теленка начался переполох. Свирепые воины шайенов издавали  боевой клич, доставали из тайников оружие, вскакивали  на лошадей и неистово бросались в бой, не обращая внимания на бегающего туда-сюда Каменного Теленка, призывавшего воинов остановиться.
Солдаты, которые проводили арест шайенов и обыск в лагере Каменного Теленка в считанные минуты были зажаты индейцами, и если бы не помощь вовремя подоспевших коллег из 6-й кавалерии, то участь их  разрешилась бы весьма печальным образом.
Кавалеристы под командованием капитана Рафферти прибыли на звуки  ружейной канонады из форта Рено, расположенного в двух милях от лагеря шайенов, и ввязавшись в бой, оттеснили индейцев к Песчаным холмам – месту в четверть мили от лагеря.
Но как мне видится данная ситуация, солдаты вовсе не выдавливали индейцев из лагеря. Шайенны сами решили «вытесняться» к Песчаным холмам, по той простой причине, как потом выяснилось, что там, в земляных  схронах, они прятали оружие и боеприпасы.
Добравшись до оружия, шайенны преступили к отчаянному сопротивлению. Как не старались кавалеристы капитана Рафферти наседать на индейцев, у них мало что получалось, шайенны постоянно отбрасывали солдат назад. Около трех атак провели кавалеристы, но всякий раз индейцы отбивались, не смотря на то, что Рафферти использовал пулемет Гатлинга.
Бой длился около восьми часов.  С наступлением темноты Рафферти прекратил атаковать осажденных в Песчаных холмах индейцев, чем они и воспользовались. Под покровом ночи шайеннам удалось уйти незамеченными.
Утром кавалеристы организовали безуспешное преследование индейцев, но потеряв их след, солдаты вернулись к месту побоища.  Куда конкретно тогда ушла группа Каменного Теленка неизвестно. Ходили слухи, что они направились на север в Южную Дакоту к своим сородичам северным шайеннам и растворились среди них.
На месте сражения было обнаружено пять убитых индейцев (по другим источникам семь) Сколько шайенов получили ранения в бою у Песчаных холмов, неизвестно, ибо индейцы никогда не оставляли раненых на поле боя.
Кавалеристы в этом бою потеряли трех человек: одного солдата Баффало по имени Кларк Янг, одного индейского скаута, и одного штатского. 19 солдат (по другим данным 16) получили ранения различной степени тяжести.
Как указывалось выше, к весне 1875 года группы южных шайенов не смотря на кратковременную вспышку активного сопротивления все же сложили оружие, и разбрелись по свои лагерям на территории резервации. Но их северные сородичи, принимавшие участие в войне против истребления бизонов, не сложили оружия, хотя и намеревались это сделать. Получилось так, что северные шайенны обитавшие среди южных групп  в период весны 1875 года, невольно стали объектами посягательств со стороны частей регулярной армии, и сражение 23 апреля 1875 года у ручья Саппа-Крик тому подтверждение.
Апрельским утром 1875 года, когда еще  матовая дымка тумана мягким ковром устилала равнину и в лагере южных шайеннов на территории резервации, где гостила группа их сородичей принадлежавших к северной ветви этого племени, лениво лаяли собаки, женщины начали сворачивать типи,  а мужчины готовить лошадей к переходу. В этой утренней суете, весьма обычной для кочевых племен, проживавших на Великих равнинах, сквозь первые, резкие запахи прерийной растительности, зловеще пробивался запах смерти…
Всю ночь шаман пел песню, и никто из соплеменников не понимал, о чем он поет. С наступлением утра в типи шамана вошел военный вождь.
– Ты пел всю ночь странную песню, – сказал военный вождь – Это печальная песня, не так ли?
– О-о-о, – едва протянул шаман. – Я видел духа-помощника и он оповестил меня, что на пути домой много наших людей погибнет от «длинных ножей». Раздели людей и скажи им, чтобы шли к северной развилке Саппа не все вместе, а каждая семья по отдельности.
Группа северных шайеннов численностью семьдесят человек, покидала лагерь южных шайенов и направлялась на север в Южную Дакоту к Черным Холмам, где их племя ставило лагеря вместе с индейцами сиу. Воины этой группы и их лидер до этого принимали участие в набегах в Техасе, а также сражались против правительственных войск наряду со своими южными сородичами.
Путь шайеннов пролегал через территорию западного Канзаса к Саппа-Крик, месту, которое указал шаману в видении дух-покровитель. 
Поскольку видение шамана не предвещало ничего хорошего, то военный вождь приказал соплеменникам двигаться к Саппа-Крик небольшими семьями, минуя границы фермерских поселений. Передвигаясь  отдельными маршрутами, индейцы обезопашивали себя от возможного преследования, что позволяло им благополучно добираться до места назначения.
Покидая лагерь южных сородичей,  северные тогда не предполагали, что вскоре по их следу пойдут солдаты.
Вопрос о том,  откуда второму лейтенанту 6-й кавалерии Остину Хенли стало известно о передвижении вооружено группировки враждебных индейцев остается открытым. Думаю, ничего необычного в этом нет, ибо администрация любой резервации имела разветвленную агентурную сеть в среде своих подопечных, поэтому, скорее всего не обошлось без предательства.
18 апреля Хенли получил указание командования выступить в поход, нагнать группировку враждебных севрных шайеннов, разоружить их, и препроводить в резервацию южных сородичей обратно.
19 апреля эскадрон «Н» 6-й кавалерии численностью сорок солдат в сопровождении проводника, двух погонщиков, полкового хирурга под командованием лейтенанта Хенли выступил из форта Уоллес (штат Канзас) на перехват индейцев, и двинулся в юго-восточном направлении.
 У ручья Хэкберри кавалеристы напали на след индейцев, который вел на север. По следу кавалеристы определили, что шайенны идут разрозненными группами и сознательно петляют, чтобы запутать след. Выбрав одну из троп,   Хенли и его люди пошли по ней, но вскоре сбились с тропы, потеряв следы индейцев. Проводник отряда, поразмыслив, сделал предположение, что шайенны идут к Саппа-Крик и убедил Хенли двигаться в серном направлении.
На марше эскадрон встретил группу охотников на бизонов, которые сообщили лейтенанту, что видели лагерь шайеннов в среднем рукаве Саппа-Крик.
Далее отряд вели эти охотники и лишь к заходу солнца солдаты  лейтенанта Хенли вышли к месту предполагаемого расположения индейского лагеря.
Хенли отдал  приказ разбить ночлег, после чего с целью обнаружения индейской стоянки, направил группу разведчиков «вглубь так сказать территории противника». Возвратившись, разведчики доложили, что обнаружили индейцев в долине Саппа-Крик. Утром 23 апреля эскадрон Хенли скрытно подошел к индейскому лагерю, рядом с которым паслись лошади шайеннов. Лейтенант распорядился внезапно атаковать табун и по-тихому снять его охранение. В это же время основная часть войск  с северной стороны ручья Саппа-Крик должна была напасть на лагерь индейцев и захватить его.
Ручей Саппа-Крик имел весьма извилистую форму и массу бобровых запруд, что несколько осложняло переправу через него. Более того восточная  и юго-восточная стороны ручья, где в основном были расположены типи шайеннов, представляли крутоватые склоны, подъем по которым из реки  на лошадях также был затруднительным. Западная сторона ручья полностью была изрезана оврагами, что обезапашивало индейцев от нападения с этой стороны.
Хенли решил «не влетать» в лагерь на лошадях  как это было принято в кавалерии, а из-за сложности рельефа применить другую тактику. Лагерь был окружен  солдатами со всех сторон. Часть войск  залегла на открытом хребте холма. Другая часть разместилась в ложбине вокруг лагеря индейцев.
По команде горниста началась атака кавалеристов. Солдаты начали обстрел лагеря со своих позиций. Те из солдат, кто находился на вершине холма, вскоре  были вынуждены оставить свои позиции, потеряв убитыми двух человек, и переместиться в ложбину, откуда другие солдаты вели эффективный перекрестный огонь по лагерю. Воины шайеннов отступая, пытались укрыться на крутых склонах в низине ручья, но пули солдат настигали их и там.
Охотники на бизонов, примкнувшие к команде Хенли, обстреливали индейцев из снайперских дальнобойных винтовок, в то время как солдаты кавалерии вели огонь из карабинов.
С самого начала бой шайеннов принял оборонительный характер.
В ходе боя индейцы дрались весьма отчаянно и не сложили оружия, пока почти все не погибли. Смерть коснулась также женщин и детей. «Рядом с горящей палаткой я подобрал какой-то сверток и подумал, что это должно быть  нечто из награбленного индейцами, и, не думая небрежно швырнул этот сверток в огонь, когда кто-то окликнул меня и сказал, что это наверно завернутый в пеленки индейский младенец…», – вспоминал позже один из кавалеристов Хенли.
Согласно рапорту лейтенанта Хенли в то апрельское утро 1875 года, в ходе трех часового боя кавалеристы захватили и потом сожгли лагерь из 12 типи,  при этом уничтожив группировку враждебных шайеннов численностью 27 человек  – 19 воинов, 8 женщин и детей. Также солдатами было захвачено 34 индейских лошади (пони). Потери солдат составили 2 человека и неустановленное количество раненых.
По свидетельству белых охотников прибывших к месту сражения через несколько дней (помородерствовать – И.К.), кроме 27 убитых (по статистике Хенли) шайеннов, охотниками между остовами индейских палаток и вокруг лагеря были обнаружены тела еще свыше 40 мужчин, женщин и детей индейцев, что составляло около 70 погибших.
Если предположить, что Хенли действительно уничтожил 12 палаток, а в среднем на каждую палатку приходиться по 5 человек, то количество убитых индейцев составляет 60 человек. Но кроме этого, в рапорте Хенли содержаться сведения о нескольких окопах. Равнинные индейцы
(в литературе можно встретить это, возможно, ошибочное мнение некоторых авторов – И.К.) которые не имели типи, для того, чтобы как-то перекантоваться при перекочевках, выкапывали в земле ямы, что в конечном итоге вполне справедливо может указывать на цифру «70». Однако такого рода окопы индейцы рыли скорее в оборонительных целях, в качестве стрелковых позиций, а не для того чтобы перекантоваться ночку-другую.
Также по головным уборам, которые были на головах некоторых погибших индейских мужчин, Хенли определил, что двое из них были вождями, а один знахарем (шаманом – И.К.) Все погибшие воины шайеннов, по словам лейтенанта, были вооружены преимущественно карабинами «Спенсер». Головной убор шамана предрекшего эти события, Хенли взял себе в качестве личного трофея.  В форту Лайон (штат Колорадо), где находился лейтенант Хенли до откомандирования в Аризону, он «засветил» этот убор. Вдова одного из местных белых скотоводов принадлежала к племени шайеннов, и, увидев в личных вещах лейтенанта необычный, священный по меркам шайенов шаманский головной убор, долго плакала, совершив потом траурную церемонию. Согласно ее предсказанию незаконного владельца этого убора  вскоре постигнет трагическая смерть. Действительно проходя службу в Аризоне, Хенли утонул в реке в июле 1978 года.
Всю оставшуюся жизнь до трагической кончины, лейтенант Хенли считал, что у Саппа-Крик он полностью уничтожил группировку враждебных индейцев. Однако предание шайеннов гласит, что в этой резне уцелел один юноша. Он, и еще воин постарше, спасая свои жизни, укрылись у полого холма, и какое-то время наблюдали за побоищем в лагере. Тогда тот, что постарше сказал, что намерен умереть, защищая свою семью, оставшуюся в лагере, а младшему наказал, продолжать путь на север, и рассказать соплеменникам о случившейся трагедии.  Он развернул своего пони и бросился вниз по холму к лагерю навстречу своей смерти. Об этом факте немного позже рассказывал якобы некий Бен Кларк полукровка шайенн, а также один из индейских скаутов 7-й кавалерии Д.Кастера.
Так, резней у Саппа-Крик закончилась «Весна шайенов». 32 шайенна и арапахо были арестованы властями за предполагаемое участие в этих событиях и отправлены во Флориду в тюрьму форта Марион. «Справедливость» по-американски торжествовала…
Немного позже, в начале октября 1878 года во время своего знаменитого исхода из резервации в Оклахоме (Индейская территория) группа северных шайеннов под предводительством легендарного вождя Тупого Ножа, выйдя к Саппа-Крик, жестоко отомстила белым поселенцам, фермы которых располагались в этом районе. За семьдесят погибших в апреле 1875 года соплеменников, шайенны Тупого Ножа лишили жизни более сорока ни в чем не повинных белых людей.


Литература

          
Berthrong, Donald. J. The Southern Cheyenne. – Norman: University of Oklahoma Press, 1963.

Hoig, Stan. Tribal Wars on the Southern Plains.  – Norman: University of Oklahoma Press, 1993.
Grinnell, George Bird. The Fighting Cheyenne. – Norman: University of Oklahoma Press, 1956.
Lookingbill, Brad. D. War Dance at Fort Marion: Plains Indian War Prisoners, – University of Oklahoma Press, 2006 – p. 85
Lee, Wayne C. Deadly Days in Kansas, – University of Oklahoma Press, 1997– pp. 59–63
Roenigk, Adolph. Pioneer History of Kansas – Norman: University of Oklahoma Press, 1933
Интернет ресурс «Tipi Makers» http://old.powwow.spb.ru/content/view/808/lang,ru/
RESCUE OF THE GERMAN SISTERS FROM GREY BEARD OF THE CHEYENNE