Моё ритмическое кредо

Виктор Панько
МОЁ РИТМИЧЕСКОЕ КРЕДО
(Ответ пристрастным рецензентам)
Участвуя в конкурсах на звание «Лучший рецензент» Портала «Стихи.Ру» в нескольких турах, и даже добившись в одном из них соответствующего Диплома, я вдруг понял!
 Я должен разьяснить моим особо внимательным рецензентам, нынешним и будущим, свою позицию относительно написания стихов, рецензий и рецензентов и,особенно – моего отношения  стихотворным  ритмам. Потому что особо внимательный рецензент обязательно найдёт в любом моём выставленном на обозрение стихотворении то, что он называет «сбой ритма». Из-за того, что он очень внимательный, ему это не представит большой трудности, и он напишет , примерно, следующее: «Стихотворение трогает, есть в нём чувство, но… вот… сбивается ритм там-то и там-то».
Конечно, маленькая ложечка дёгтя для объективного критика никогда не помешает для подтверждения этой самой объективности, и это происходит не только в стихотворчестве, рифмо- и ритмоплётстве, но и в очень многих областях окружающей нас жизни, о чём убедительно написал Дейл Карнеги.
И к этому можно бы отнестить спокойно, если бы «сбой ритма» не воспринимался некоторыми как ужасный недостаток, недостойный творчества настоящего поэта. Особенно – Мастера. Или – Таланта. Или, не дай Бог, - Гения.
Поэтому позвольте разьяснить.
Во-первых, если сравнить наши куцые отклики с рецензиями Виссариона Григорьевича, то наши будут напоминать, скорее всего, то явление, которое можно назвать «детский лепет».
Во-вторых, я – не тот человек, который может претендовать на большую поэтическую славу. Я больше фольклорист и, возможно, прозаик. Доказательство тому – цифры. Войдя одновременно на Порталы «Проза.Ру» и «Стихи.Ру» у меня к 26 января 2016 года собралось на прозе – 26 251 читатель, на стихах -5 871, то есть – в 5 раз меньше. У меня вышел всего лишь один сборник стихотворений в печатном варианте, и этим всё сказано!
Но тут возникает принципиальная позиция по поводу этих самых «сбоев ритма».
Я лет 50 назад специально интересовался вопросами ритма и даже выписывал в Ленинграде по МБА специальную книгу, из которой тогда понял, что ритм – очень интересное дело, и что достаточно иметь в одном ряду ТРИ повторяющихся однородных звука или движения, и это уже будет РИТМ.
Если ДВА – то это не будет ритм, а если ТРИ –то уже РИТМ.
Теперь другое. Я убеждён в том, что о ритме, в данном случае – о ритме стихотворного произведения нельзя объективно судить по тексту, то есть по «буквам». А более объективно можно судить по «звукам», то есть по исполнению автора, а не читателя, который может услышать всё, что ему вздумается. Ведь даже гул землетрясения воспринимается разными людьми по-разному, не то, что слабенькие ритмы стиха. К тому же в музыке, особенно народной, как раз неожиданный «сбой ритма» и является «изюмнкой» песни. Достаточно вспомнить не предусмотренные «ритмом» неожиданный свист, уханье и прочие украшения.
Если смотреть с этой точки зрения, то «сбой» ритма из недостатка стихотворения может неожиданно превратиться в его достоинство.
С другой стороны. Почему не предположить, что в одном стихотворении может быть НЕСКОЛЬКО ритмов?
Так вот, моё «ритмическое кредо» сводится к следующему.
1. Каждый человек неповторим (Гёте). В том числе и поэт.
2. У каждого человека есть чувства.
3. Каждый передаёт свои чувства так, как он может и считает нужным.
4. Ритм может способствовать этому, а может и препятствовать
5. «Сбой ритма» может быть недостатком стихотворения, а может быть и достоинством его.
6. «Сбой ритма» можно наблюдать даже у бензопилы, когда она пилит дрова. То «бжик-бжик-бжик», а то – «бжжжжжжик», «бжжжжжжик», «бжжжжжжик».
А потом – опять «бжик».
Так то – простые дрова, а это – человеческая (в том числе - поэтическая) душа.
То – один эпизод, а это – целая жизнь, хоть реальная, а хоть – виртуальная.
А больше всего меня убедили в моей правоте слова человека, который, безусловно, разбирается в стихах, раз она – магистр и лауреат конкурсов, и автор поэтических сборников. Я даже могу назвать её имя: Ирина Дмитриевна Христюк. После того, как я показал ей свой единственный сборник «Что останется мне…» и она его прочитала, сказала: «Вы знаете, я прочитала. И насмеялась, и наплакалась».
Я её спрпосил: «Ладно, насмеялась – я понимаю. А плакать-то чего ради?».
Даже она не смогла мне ответить.
И я подозреваю, что это - такой глубокий вопрос, ответ на который может дать в том числе и пресловутый «сбой ритма».

 С уважением –
Виктор ПАНЬКО

26 января 2016 года. 6.25

Село Дану, Республика Молдова.