Адаптация. глава 13. притирка

Петр Чванов
Глава 13. ПРИТИРКА
 
Открыть фермерское хозяйство и официально его оформить оказалось совсем нетрудно. Районные и сельские чиновники встретили появление в их краях демобилизованного воина, изъявившего желание работать на земле, вполне благожелательно. Зато крестьяне, то есть вчерашние колхозники, отнеслись к  нему негативно.

С первых же шагов новому фермеру пришлось столкнуться с их глухим сопротивлением и неприязнью.
-Чего-то городской человек решил делать в нашей деревне? – с наигранным добродушием обратилась к нему соседка по участку Мария Ивановна Тюрбан. –  Поди, дачу решил себе отгрохать?
-Ну что Вы, соседка, откуда у отставника такие деньги? Конечно, на улице жить не буду. Какую-нибудь хатёнку сгондоблю,   да буду выращивать овощи и скотину, - вполне искренне ответил Алексей. Старушенция покачала головой и величественно удалилась.
 
Земля стремительно высыхала. Весна не давала времени на раздумья. Крестьяне уже закончили весеннюю пахоту и дружно принялись за огурцы, капусту, кабачки, баклажаны и прочие овощи. Земля у них была вспахана с осени и сейчас превратилась в мягкую пушистую подушку, которая легко поддавалась обработке и   милостиво разрешала внедрять в неё семена различных растений и рассаду. Колхозы уже  развалились и на их месте выросли акционерные хозяйства.

При роспуске колхозов земля была распаёвана, но фактически оставалась в руках руководства  акционерного общества. Часть сельскохозяйственной техники тоже  была распаёвана. Правда, львиная доля этой техники досталась механизаторам и членам правления развалившихся колхозов. Теперь трактора, сеялки, плуги, культиваторы, дисковые бороны и другая техника стояли возле ворот, либо во дворах вчерашних колхозников.

Алексей был в хороших отношениях с большинством механизаторов  и агрономов и не сомневался, что быстро и качественно обработать землю большого труда не составит.
-Алексей, я решил заняться выращиванием овощей. Мне нужно срочно перепахать и прокультивировать землю, - обратился он  к одному из владельцев трактора и плуга.


К его удивлению его тёзка помрачнел и заявил: - Сегодня я не могу. У кума день рождения.
- Да сколько там той работы – максимум полтора, два часа, - Воскликнул Алексей Трофимович. – День рождения твой кум наверняка начнёт отмечать вечером, а сейчас только 9 часов утра.
- Я ещё соседке обещал сегодня вспушить землю, - вдруг «вспомнил» тракторист. Он явно не хотел помочь Рындину. Алексей терялся в догадках: - Какая муха его укусила?
-Хорошо тёзка, давай отложим нашу встречу на завтра, -миролюбиво сказал он.
- Вот это другое дело, - вроде бы обрадовался тот. - Завтра в 8 часов утра я буду  на Вашем участке, - заявил он.

На следующее утро, чуть свет Рындин побрёл в свой гараж, приехал на свой участок и стал ждать. Трактор Алексея мирно стоял у ворот его дома. Рындин посигналил. Из ворот выглянула жена тракториста.
-Вам что, Алёха нужен?  Так он уехал в Одессу,  будет только к обеду, - простодушно объяснила она.

Плюнув с досады, Алексей решил переговорить с другим трактористом, Фёдором. Новенький трактор «Беларусь» отдыхал вместе с  трёхлемешным плугом на обочине дороги. Фёдор на пару с женой копались в приусадебном огороде. Увидев Алексея, Фёдор бросил мотыгу и радушно поздоровался с Алексеем, но как только узнал о цели его прибытия, сразу вспомнил соседку, куму и тестя, которым он якобы обещал вспахать их участки.

Неделю Алексей переходил от одного тракториста к другому и всё безрезультатно. Наконец один из них согласился.
- С утра я занят на участке Олега. Потом приеду, часик отдохну, и часа в два-три приеду к Вам, вспашу и прокультивирую, - бодро заявил он. Алексей знал, что этот тракторист имеет репутацию халтурщика и решил приехать пораньше, чтобы лично проконтролировать вспашку и боронование.  С утра у него была одна пара занятий на курсах английского языка. Рындин приехал на них на своём «Москвиче».

Недавно он удачно продал свой  старенький «Запорожец» и почти за те же деньги купил «Москвич -2140». Обычно после занятий он оставался в классе и с удовольствием отвечал на вопросы  желающих качественно знать язык. На сей  раз, он решительно всем отказал и сломя голову помчался в Бибиково. Проезжая мимо дома Сергея, он увидел трактор, который стоял на том же месте, что и вчера.  Рядом с ним никого не было видно.
-Вот молодец, - подумал Алексей. – Уже справился с работой и наверняка  будет вовремя.

Сбавив скорость, Алексей продолжил свой путь. Заехал  к Емельянову, пообщался с другими соседями и поехал «к себе». Ещё издали он заметил, что на его участке не видно бурьянов, а когда доехал  до межи, разделяющей его участок и участок его соседки Лагутиной, ахнул. Вся земля была изуродована так, что на неё было больно смотреть. Огромные глыбы чернозёма были вывернуты с глубины не мене 35 сантиметров и блестели на солнце. Только в средине участка виднелась проплешина. Там пахота велась явно на глубину не более 10 см.
-Серёжа, что же ты натворил? Мы же с тобой вчера договаривались, что ты поставишь плуг на глубину 15-18 см, а ты что наделал? – возбуждённо заговорил Алексей, примчавшись к нему.
- Да ничего страшного, не переживай. Пусть земля немного подсохнет, я пройдусь по ней пару раз дискарём*, и всё будет в норме, - ухмыляясь, заверил он.

Алексей рассчитался с ним за выполненную работу и больше его не смог увидеть в течение недели. Растерзанная им земля превратилась в окаменевшие глыбы. Конечно, ни о каких овощах на этом участке нечего было и думать. Алексей бросился к  бывшему агроному колхоза Степану Гридневу.
-Степан, выручай! Я уже нашёл рабочих для посева и ухода за овощами, а земля превратилась в полосу препятствий. Как её можно облагородить?

Степан пожал плечами. По выражению его лица было видно, что ему доставляет удовольствие ситуация, в которую попал Алексей.
-Сам создал себе трудности, сам их и преодолевай, - с плохо скрываемым ехидством  сказал он. – Теперь никто тебе не поможет. Ничего уже исправить нельзя.
 
Рындин бросился к главному механику бывшего колхоза «Коммунар»:
-Михаил Васильевич, выручай! Время идет, а у меня на поле волки воют. Помоги привести его в порядок.
«Главный» усмехнулся. Чувствовалось, что он полностью владеет информацией, но помочь не торопился:
-Ты понимаешь, - с явным злорадством тянул он. – У нас обработка земли и её подготовка к посеву закончена. Все навесные агрегаты уже отцеплены и вряд ли я чем-нибудь смогу тебе помочь. Обратись к Серёже Метельникову! Может он тебе чем-нибудь поможет.

Было ясно, что селяне просто издеваются над  горожанином, решившим заниматься сельскохозяйственным трудом. Только через неделю Рындину удалось найти механизатора в соседнем селе, который буквально за час превратил изуродованную землю в пуховую подушку, правда, на глубину 10-15 см. 
-А поглубже нельзя? – поинтересовался Алексей.
-Можно, - ответил Евгений, владелец чудо-бороны. - Только у меня нет времени, а Вам для посева гречки хватит и этой глубины.
-А что, гречку ещё не поздно сеять?- обрадовался Рындин.
-Не поздно, но резину не тяни! Гречка не терпит сева не вовремя.

Прошла ещё неделя. Как Алексей не бился, добыть трактор с сеялкой не удавалось. Местные трактористы под любым предлогом отказывались выполнить пустяковую работу, которая могла занять самое большое полчаса. Тогда он решил снова обратиться к механизаторам  из соседнего села. Тот же механизатор без лишних слов на другой день приехал с сеялкой, и через полчаса поле было засеяно.

-Боюсь, я зря старался, - печально сказал Женя, когда Алексей стал рассчитываться с ним за работу. - Овёс и гречка любят, чтобы их сеяли вовремя, а Вы меня не послушали и затянули с посевом.
-Да слышал, слышал, - с показным энтузиазмом воскликнул Рындин. Ему не хотелось признаваться, что его новые соседи всячески пакостят ему. – С детства слышал поговорку: Сей овёс в грязь - будет князь, а гречку – хоть в золу, но в пору.

Довольный тем, что основные весенние полевые работы окончились, Алексей зашёл на небольшой участок земли, который он оставил для будущего дома и посева моркови, свеклы и других овощей.

Первым делом он достал из багажника увесистый молоток, моток крепкого капронового шнура, колышки, рулетку и сапёрную лопатку, которая всегда лежала в багажнике его автомобиля. Всё это он приготовил заранее. Рядом с его будущим домом готовились строиться двое соседей, дома которых должны были стоять в одном ряду с домом Емельянова. С ними Алексей решил все вопросы заранее. Колышек, который  символизировал правый угол дома, уже стоял на своём месте. Он находился в 5 метрах от грунтовой дороги, которая тянулась вдоль посадки.

Вдоль дороги шагали высоковольтные железобетонные столбы, на которых временно располагалась телефонная линия, ведущая на две большие свинофермы, расположенные неподалеку.
-Хорошее соседство, - подумал Рындин. - Как только поставлю стены, сразу же подключусь к телефону.

Алексей закрепил один конец шнура на колышек  и начал разметку фундамента. Одному работать было очень неудобно. Одни и те же измерения приходилось выполнять по несколько раз. Он так увлёкся работой, что не заметил, как сзади подошёл Владимир Викторович.
-Бог на помощь! – весело гаркнул он.
Алексей от неожиданности вздрогнул, но тут же ответил:
- Сказали боги и ты помоги.
-Я-то помогу, - отпарировал тот. – Только пришёл сын  с рыбалки и приволок целое ведро раков. Они уже готовы, да и пиво в холодильнике перемёрзнет.
-Пиво это конечно хорошо в такую жару, но у меня ещё сегодня вечерняя пара занятий на курсах, да и вон та жёлтая кобыла возражает, - засмеялся Алексей, указывая на «Москвич».
-Ну, что же, тогда пиво пить будем мы, а ты побалуйся свежими раками. Хотя с тебя сегодня причитается в честь окончания посевной.
-Это за мной не пропадёт, - заверил Рындин. – Завтра я приеду с «ночёвкой», вот и отметим.

Раки в сельском пруду были не в диковинку. Их тут было не счесть. Когда Алексей приезжал сюда без машины, он завтракал дома, брал с собой пару литров пива и краюху хлеба, и больше ему ничего было не надо. Остальные продукты ему давала река. С утра, как правило,  было прохладно, и он сразу же приступал к работе: копал ямы для деревьев, вырубал заросли акации, которая бурно разрослась в левом углу будущей усадьбы, либо  постепенно углублял траншею для будущего фундамента дома.

Когда спина начинала ныть, а руки натруженные ломом, топором и лопатой с трудом слушались хозяина, Алексей бросал  работу и бежал на берег пруда. Окунувшись в теплую воду «ставка», как называли пруд местные жители, и, полежав пару минут на воде, он принимался обшаривать  норы, в которых прятались раки и налимы. Небольшая подводная гряда,  в которой были норы глубиной от 10 до 50 см, и которые всегда были заняты подводными мигрантами, находилась прямо напротив дома.

 Алексей выбирал самых крупных раков и бросал их на берег. Иногда вместо рака в глубокой норе оказывались налимы, и они не оставались без внимания новосёла. Окончив охоту на речную живность, Алексей  варил её в котелке, который он прятал в заветном месте в лесополосе, или «посадке», как называли её сельчане.

В отличие от Новосёловки, в которой можно было любую вещь и инструменты оставлять на огороде хоть на неделю, в Бибиково  всё надо было прятать. Иначе уже через пару часов проворные местные «алкаши» спрячут их в лесопосадке, а с наступлением темноты за бесценок продадут  своим односельчанам.

Подкрепившись раками и утолив жажду прохладным пивом, Алексей снова брался за работу. Следуя советам опытных новосёлов, Алексей первым делом разметил место для сада.
-Сад - это самая важная задача, - говорили они. – Законы нашей страны  очень несовершенны. Сегодня тебе выдали участок для ведения фермерского хозяйства, а завтра кому-то взбредёт в голову построить здесь дом отдыха или ещё что-нибудь, и ты ничего не сможешь возразить. А если у тебя будет сад, то ты уже смело можешь судиться с любым претендентом на твою землю.

Скрепя сердце, Алексей отказался от горячего желания как можно скорее поставить хоть какое-нибудь жилище и, разметив места для посадки яблонь, груш, слив, орехов и виноградника, немедля приступил к рытью ям  для посадки будущего сада. Углублять  траншею наметившегося  фундамента дома пришлось отложить. Ямы для сада надо было  выкапывать размерами  60см Х 60см Х 60см. То есть каждая ямка требовала перебросать не менее 0,25 кубометра земли. 

В общей сложности надо было перекидать около 25 кубометров земли, чтобы подготовить площадку для посадки сада и виноградника, чтобы ближайшей осенью посадить сад, ореховую рощу и виноградник. Но заложить сад сразу не удалось. Выкопав первые три ямки, Алексей выкупался в водохранилище и усталый, но довольный уехал домой. Солнце, позолотив вершины деревьев, уже опускалось за горизонт.
-Завтра я с самого утра  займусь садом, - решил он.