Утагава Тоекуни III

Андрей Шухов
В доме обедневшего самурая проездом останавливается император со свитой. Император путешествует по дальним провинциям, ночь застает процессию в горах – так бедному самураю выпала честь принимать верховного правителя Японии. Но эта же честь ставит его перед ужасной, неразрешимой дилеммой. Хозяин беден настолько, что у него нет поленьев, чтобы развести огонь под очагом. Но законы гостеприимства требуют, чтобы гостю (даже и простому путнику, не говоря уж об императоре) был оказан надлежащий прием с ритуальным чаепитием у очага. Очаг растопить нечем - тень вечного позора падет на оскудевший знатный род. Но есть выход, столь же тяжкий: пустить на дрова фамильную реликвию, дерево нэцуранари. На праздник Мертвых на ветви этого дерева слетаются духи умерших предков, и пока есть в доме дерево нэцуранари, будет жить и род. Самурай погружен в мучительное раздумье, когда же приходит время делать выбор – выхватывает меч и рубит семейное древо. Его дочь в ужасе наблюдает за этой сценой, но не в силах остановить отца.

***

В 1786 году в городе Эдо, в семье владельца парома, родился мальчик, который при рождении получил имя Сумида Сёдзо. Он не унаследует паромную переправу своего отца, другая стезя откроется ему уже в раннем детстве: рисование. Его рисунки случайно увидит мастер Утагава Тоёкуни, глава крупнейшей школы Утагава. Мастер считался непревзойденным специалистом техники укиё-э, японского варианта ксилографии. Несколько школ укиё-э соревновались между собой за право создавать портреты артистов театра Кабуки, придворных дам, самураев. Школа Утагава была единственной, пользовавшейся официальной поддержкой императорского двора.

Сумида Сёдзо превзойдет своего учителя. Даже возьмет его имя – он известен нам как Утагава Тоёкуни III (Утагава Кунисада). Творческое наследие Утагавы – пятнадцать тысяч сюжетов на двадцати трех с половиной тысячах листов. Помимо портретов актеров театра Кабуки и сцен классических постановок, он оставил серию «Виды города Эдо» и работы в стиле бидзинга (портреты красавиц ).

Стандарты красоты в эпоху Эдо были своебразными – многих дам, вдохновлявших Утагаву Кунисада, мы бы вряд ли нашли привлекательными.

Утагава прожил долгую жизнь, возглавил школу - он умрет в возрасте 80 лет в Эдо, который, по мнению многих биографов, никогда не покидал.

Считается, что несколько листов Утагавы были в коллекции, которую привезли в Париж на Всемирную выставку (ту самую, к которой строилась Эйфелева башня). Завораживающая графика Хокусая, Хирошиге, Утамару, Утагавы – невиданная техника, странные перспективы, неожиданные цвета… Экзотические зерна упали в очнувшуюся от академической спячки художественную почву Франции - и проросли импрессионизмом.

Лист из серии Сцены театра Кабуки, 9-й месяц 1858

(из книги "Абстракцисты и др.")