Осенний лист

Мария Юмашева
Мирра для тех, кто жил с ней по соседству, была женщиной-загадкой. Она могла удивляться самым простым мелочам, а могла напротив, увидев что-то, вдруг замолчать во время рассказа какой-нибудь назойливой соседки. Иногда она просто проходила и жила в своих мыслях, ее даже прозвали «Молчанка». На вид это тридцатилетняя женщина с очень изящными чертами лица, стройной фигурой, среднего роста. Ее отличительная черта – это руки с длинными и стройными пальцами, как у пианистки. С каждым днем Мирра все больше и больше ожидает осени. Вероятно, осень – важная пора в ее жизни. Этого не понимал никто из ее знакомых, подруг, соседей, ведь еще два года назад она не восхищалась осенью и никогда не видела в ней ничего привлекательного. Какими мучительными были для нее последние летние дни, потому что они тянулись значительно дольше предыдущих...Когда осень приняла свою эстафетную палочку, Мирра выбежала на улицу и с громким молчанием радовалась ей, но лишь во взгляде прослеживалась какая-то тоска, какое-то мучительное воспоминание, что заставляло появиться задумчивым искрам в глазах.
Каждый год, осенью, теперь в большом и просторном доме Мирры устраивался осенний бал, на котором можно было танцевать, проводить время за разумной беседой, можно было рассказывать интересные истории, иными словами, каждый находил в этом что-то свое. Дом вообще всегда открыт для посещения, хотя редко в нем принимают гостей, потому что Мирра живет слишком далеко от города. Соседи к ней не ходят, думая, что она утомит их своей молчаливой натурой. Конечно, навещали ее всегда подруги Валя и Тина, но они всегда во время обеда заводили светский разговор, зная, что хозяйку дома угнетают подобные беседы. Вот и сегодня на этот осенний бал пришло не так много гостей, от силы 50 человек. Среди гостей была эффектная дама с холодным взглядом и презрительным выражением лица, она все время стояла возле окна и осматривала интерьер комнаты, вероятно, замечая какие-то недостатки. Также пришли сестры-близнецы – дочери соседского дельца, которые принимали участие в каждом разговоре, танце, они просто радуются жизни, веселятся и одаривают дом своим звонким юным смехом. Внимание привлекла пожилая пара: женщина лет шестидесяти и мужчина примерно того же возраста. Они расположились на диване у столика с угощением, старушка все время пыталась вовремя накормить своего мужа, а тот невольно соглашался есть, даже если он уже не мог. Кто-то из гостей пришел с маленькими детьми, которые принесли с собой в дом букет из осенних листьев. Это была та самая дама с холодными глазами, которая в душе радовалась, что сегодня ей не придется заниматься шумными детишками. Брат с сестрой Пашка и Анька по поручению своей тети должны были поприветствовать Мирру, как хозяйку этого дома. Они подбежали к ней в тот момент, когда она сидела с подругами и обсуждала с ними какой-то интересный роман. Тут неожиданно за рукав ее длинного платья одернул Пашка и проговорил:
- Тетенька, поиграйте с нами, нам скучно.
На какой-то момент у Мирры замерло сердце: ей показалось, что она услышала знакомый детский голос, она с волнением обернулась и увидела перед собой светловолосого мальчишку, на вид пяти лет, с большими светлыми глазами, держащий в руках букет из осенних цветов. А рядом стояла темноволосая девочка, лет семи, вероятно сестра, которая очень схожа была с мальчишкой глазами.
- Я..я не знаю, во что здесь можно играть, но обязательно приятно проведу с вами время, - ответила с волнением Мирра и взяла Пашку и Аньку за руки и пошла с ними в цветочную аллею. Ее лицо сразу приняло инфантильную улыбку, казалось, что она даже рада была отвязаться от легкомысленных подруг. Она провела их по своей аллее, где можно было выбрать любой букет осенних цветов, затем она провела мимо своего любимого домика, который находился прямо в осеннем саду. Дом был похож на маленький сарай, но хотя с виду он выглядел уютно, он был пустым внутри. Этот дом давно не посещала даже сама Мирра. Анька остановилась возле дома и спросила ее:
- А зачем вам такой маленький дом, если у вас есть большой?
Мирра немного растерялась, потому что она никогда не задавала себе подобный вопрос, но все же ответила:
- В этом саду я могу побыть наедине с осенью. Здесь очень душевно, а этот дом любил один мальчик, примерно вашего возраста.
Анька и Петька увидели с какой тоской ответила им Мирра. Петька даже показал кулак своей сестре, но потом вспомнив про хозяйку этих мест, сказал:
- Извините нас тетенька, что мы заставили вас пролить слезу. Анька просто всегда любит задавать вопросы, которые потом обижают взрослых.
Мирра, увидев стыдливые лица детей, тут же улыбнулась им самой светлой улыбкой и решила успокоить напуганных детей, которые боялись гнева своей тетки:
- Не, вы ничуть меня не обидели, просто впервые это маленькое сооружение назвали домом. Все всегда говорят про него, что это гнилой сарай, что он портит весь сад своим видом. А вы заметили его…этот маленький дом…дом, в который я так давно не решаюсь зайти и в котором жил один…
- Один кто? – хором спросили брат с сестрой, чувствуя, что сейчас им поведают какую-то интересную историю. Они видели, что Мирра задумалась и дернули ее за руку, повторив свой вопрос. Мирра одумалась, но не хотела продолжать рассказ, однако она не могла расстроить детей, зная, что те жаждут рассказа. Она решила зайти в этот домик вместе с ними, чтоб там рассказать им о том, чего так ждут Анька и Петька. Зайдя в дом, душа Мирры переполнилась тоской и радостью одновременно, она словно перебирала в нем воспоминания, осматривая дом и прикасаясь к стене с детскими рисунками своей рукой. Вспомнив о вопросе Аньки, она присела на маленькую кровать и стала медленно рассказывать:
- Один мальчик. Он жил здесь примерно два года назад. Он очень любил эту кровать и вон ту стену, на которой он всегда мог рисовать и писать. Вот видите нарисован осенний лист? Это он нарисовал.
- Кто этот мальчик и почему сейчас его здесь нет? Расскажите нам, тетенька, нам так редко рассказывают интересные истории, - умоляюще просил Петька, - Расскажите, расскажите!
Мирра словно не могла рассказывать больше ни о чем, она то улыбалась, то снова роняла слезу. Но крик ее души потребовал высказаться о тоске на ее сердце, она решила поведать детям, что за печаль она несет в себе, потому что душа этого домика требовала этого от нее. Она начала свой рассказ, расположив детей рядом с собой на кровати и достав из меленькой тумбочки книгу, в котором был высохший, но еще сохранивший свою прелесть осенний лист:
- Все случилось в последний день августа, когда погода уже не была солнечной, а деревья были готовы принять красивые наряды осени. В тот день я пошла прогуляться по саду, я не любила тогда осень, потому что считала ее холодной и обманчивой. Этот дом всегда был в этом саду, но я никогда не хотела в него заглянуть. Но помню, что неожиданно тучи заслонили облака, и полил дождь. Мне ничего не оставалось, как переждать его в этом меленьком месте. Я зашла в него, а на столе стояла свечка. Тогда я удивилась этому, потому что дом был пустым, и никто в нем не жил. Он же сохранился с царских времен, когда в таких маленьких домах жили крестьяне. Так вот на столе стоит свечка. Я присела на стул и смотрела в окно, как вдруг мне послышался детский голос: «Ты тоже ждешь ее?».  Мне стало страшно любопытно: кто же говорит со мной. Я окинула дом взглядом и увидела мальчика, который пряталася за маленьким шкафом. В тот момент я думала о том, как он мог здесь оказаться, потому что я никого не приводила сюда. Я вспомнила, что он что-то спросил и переспросила его: «Что, прости?». Мальчишка с радостью повторил свой вопрос: «Ты тоже ее ждешь?». Я долго сидела и смотрела на него, не понимая про кого он говорит, может, он ждет свою маму и думает, что я ее подруга. Поэтому я решила уточнить у него про нее: «А кого ждешь ты?». Мальчишка, поняв, что я расположилась к нему беседой, сделал один шаг вперед и сказал6 «Ее!». Я тихонько улыбнулась, через некоторое время я спросила у него: «А кто она?». Мальчик опустил глаза и спрятал улыбку, поняв, что я не понимаю, о чем идет речь, но все же ответил мне: «Я жду осень. Здесь она наступает особенно». Я удивилась его ответу и не заметила, что прошел дождь. Я собралась уходить, но что-то останавливало меня и не отпускало. Тогда я решила приободрить мальчика и сказала ему, что дождь в последний летний день – это плач лета о своем уходе. И я ушла.
- А что было потом?  Вы виделись с этим мальчиком потом? – с полным любопытством спрашивали Анька с Петькой.
- Да. На следующий день я пошла снова в сад: мне не давал покоя этот мальчик. Кто он? Откуда он взялся? Я снова зашла в этот дом, но на этот раз в нем не было этого мальчишки. Я тогда подумала, что обидела его и он убежал. Но неожиданно мальчик зашел в дом и, увидев меня, сказал: «Вы пришли встречать осень?» Я сказала ему, что никогда не встречала осени, потому что считаю ее самым скверным временем года. Но мальчик взял меня за руку и сказал: «Вы просто никогда не оставались с ней наедине, поэтому вы не замечаете ее красоты. Пойдем, я покажу тебе осень». Я невольно пошла с ним в глубь своего сада, куда обычно не заходила, потому что там начинался уже лес. Я увидела, как этот мальчик радуется каждому осеннему мгновению: если он слышит пение птиц, он пытается повторить мелодию, если же дерево качается от ветра, то он тоже начинает покачиваться. Душа радовалась от того, как он радуется этому месту, то, как он встречает осень. Я стояла и завидовала ему, что мы взрослые не можем замечать подобного. Уставившись в одну точку, я не заметила того, как подошел ко мне этот славный мальчик и сказал: «Почему взрослые не видят ее? Она же вас видит и встречает, дает вам сил для новых дел и радуется вашим победам. А вы отвергаете ее только за ее сырую погоду…» Эти слова ввозились в меня и пробудили во мне дикое желание стать снова ребенком, который мог делать все независимо от всех общественных условностей. На следующий день я снова пришла к мальчику, чтобы прочитать ему какую-нибудь сказку. Мы постоянно находили с ним интересные занятие. Однажды он повел меня на погоню за осенними листами. Он не с обирал те листы, которые уже опали с деревьев, потому что считал, что они падали не для него, а его листок еще висит на дереве. Мы долго выжидали с ним момента, когда же упадет листок с дерева. Мы прождали два часа. Он уже хотел возвращаться назад, как вдруг заметил, что с молодой березы оторвался листок. Листок принял направление ветра и стремительно летел вперед, а мы бежали со всей силы, пытаясь догнать этот листок. И вот, мальчик поймал его и прыгал от счастья, словно достал свою звезду с неба. Я стояла и улыбалась ему. Он спросил меня: «А знаешь почему я люблю только что оторванный листок с дерева?» Я покачала головой в разные стороны и сказала: «Может, ты видишь в этом какую-то осеннюю забаву». Но мальчик серьезно сказал мне: «Этот листок, словно как и я, оторван…» Я тут же любопытно на него посмотрела без улыбки на своем лице, но он лишь смотрел на свой листик и быстро побежал обратно к дому. Когда мы зашли в дом, то он сел на свою кровать и заплакал. Я спросила у него о причине, но он заплакал еще сильнее, тогда я подошла к нему, села на кровать и крепко обняла его, словно это был мой младший брат. Он тоже крепко обнял меня и потом успокоился. Убрал свой листик в карман и сказал мне: «Я боюсь, что этот березовый лист погибнет раньше, чем я, как бы его сохранить?». Я лишь услышала его вопроси не прислушалась к его словам о гибели листа. Я еще раз обняла мальчика и сказала ему: «Его можно положить в книгу, так он сохранится на долго и нисколько не разрушиться». Он тут же встал с кровати и начал искать книгу в своей тумбе, но ничего кроме газеты, каких-то пыльных игрушек не нашел, поняв, что у него нет книги, он снова хотел удариться в истерику. Но я успокоила его: «Пошли ко мне домой, я подарю тебе любую книгу для твоего листика». Мы охотно пошли за книгой, там он выбрал книгу в красной обложке. Вот с тех пор эта книга и лежит в этом доме.
- А что же было потом? Где этот мальчик? – расспрашивали юные гости Мирру.
- Дальше мы весело проводили вместе все осенние дни. Мне нравилось быть с этим мальчишкой. Он хоть и маленький с виду, но совсем был взрослым в своих мыслях и душе. Он всегда говорил загадками и никогда ничего не рассказывал напрямую. Он заменил мне всех моих прежних знакомых, я ждала каждого дня, чтобы увидеться с ним.
- А почему он не остался жить с вами в том большом доме? – недоуменно спросила Анька.
- Я предлагала ему, но мальчик сказал мне, что этот дом похож на айсберг. Он такой же белый и большой, и веет от него каким-то одиночеством. Тогда я не понимала его слов, а сейчас я понимаю все это, мне правда тошно быть в том моем большом доме. Он словно забирает силы и навеивает скуку. В последний день осени я пришла в дом этого мальчика с небольшим подарком: книга, чтобы в следующую осень он снова поймал свой оторванный лист. Зайдя в дом, я увидела мальчика, спящего на кровати. Не захотев его будить, уселась рядом с маленьким столиком. На нем лежала книга, письмо и записка, написанную его рукой. Я не сдержалась и открыла записку, в которой было написано следующее: «Я, как тот листок, оторвался от дерева своей семьи, в которой раньше было много радости, а потом не осталось никого. Только я, оторванный лист. И теперь мне предстоит уйти в след за осенью, лишь она давала мне силы жить и дышать, она продлила мою жизнь, она подарила мне лист и познакомила меня с тобой. Она стала моей надеждой. Люби и ты осень. Жди и встречай ее, а когда найдешь свой оторванный лист, то не забудь убрать его в книгу, а то он погибнет. Я оставляю тебе свой листик. Зима придет и меня не будет – это последнее, что сказал как-то доктор, вот я и убежали все от меня, а я от них сразу оторвался. Я должен был, должен был…Спасибо тебе за то, что теперь мой оторванный листок будет в сохранности, пусть он напоминает обо мне. Все, я ухожу». И подписался, помню, «оторванный листик». Я жалею, что не успела спросить его имени, потому что думала еще успею, но теперь я научилась ценить время и каждый раз, когда мне что-то хочется узнать и спросить, я пользуюсь моментов. Вот и вы всегда цените любое мгновение. Теперь вы поняли, почему я люблю осень… Память об этом мальчике сохранится на всю жизнь, он научил меня многому. Но он ушел… Он словно ангел, который бал послан сюда для определенной миссии, но люди не приняли его и его оторванный лист, поэтому он ушел…Да, точно ангел.
Дети обняли свою рассказчицу и от такого рассказа заплакали вместе с ней. Мирра обняла их и сказала, что пора возвращаться.
- Но мы тоже оторваны, как тот мальчик. Маму нашу забрали у нас и оторвали от ее сердца, теперь мы с тетей, а она не любит нас, - жалобно сказал Петька.
Мирра поцеловала его в лоб и сказала ему, что у него есть сестра, а у того мальчика не было никого, кроме своего оторванного листка.
- Цени то, что имеешь в данный момент, а не то будешь как я оторвана от всех людей, от общества, оторвана от смысла жизни. Это страшно, когда ты одинока. Но знаешь, теперь вы помогли мне снова зайти в этот дом и найти в нем книгу с листком, который я сохраню, как и обещала. Он здесь, с нами, вот частичка его души, в этой книге. В этом листочке, который оторвался, чтоб принадлежать мне…
Мирра и ее союзники взялись за руки и пошли в пустой дом, чтоб проверить как там гости. Но эту историю не знал больше никто, кроме этих детей, Мирры, дома и оторванного листа.