Бедный, бедный Коля

Игорь Рассказов
                И. Рассказов

                Бедный, бедный Коля…

Наконец-то, а то всё о женщинах, да о женщинах. Где равноправие полов? А я вот сейчас его и устрою.
Итак, Коля, Коля, Николай… Обратили внимание, как я сходу подъехал к теме? Тут тебе и имя, чего в предыдущих главах не было, и пол сразу же определился. Кстати, с порога могу сказать следующее об этом человеке: у него достоинств с повозку и маленькую тележку. Положа руку на сердце, доложу вам, что у меня с этим никак. А вот таким уродился. Нет, жаловаться не собираюсь – у меня с этим строго.
Так вот, жил себе Коля, Коля, Николай и не ведал про то, что однажды попадёт он ко мне всей своей добрейшей персоной на карандаш. А чего ходить-то мне огородами, когда у него калитка нараспашку? Опять же, от природы он наделён таким дивным голосом, что я готов его слушать часами. Так бы и больше слушал, да только кто меня кормить будет? Что-что, а пел Николай всегда на зависть искренне и почти задарма. Другой на его месте давно бы себе капиталец сколотил, а он не такой – бескорыстный. Вот какой рубаха-парень повстречался мне в жизни: всё для людей.
И вот: дети выросли и поженились, внуки под стол пешком уже шагают – одним словом, старость пожаловала по всем статьям, как говорится. А тут недавно его фотографию в социальных сетях увидел. Ну, вылитый Дед Мороз, только без бороды и красных рукавиц. Стоит, голова седая, усы под стать шевелюре, а в глазах печаль плещется. Собственно, она и раньше там ванные процедуры принимала. Вот так стоишь, на него смотришь, бывало, а он на тебя и ты не знаешь: то ли взаймы попросит, то ли выпить предложит. Мы пару раз с ним даже по этому случаю последнему уединялись для всяких там мужских разговоров. Помнится, что мечтали о будущем. Мы же с ним музыканты до мозга костей, только он талантливее меня. А я об этом знал всегда и нисколечко не завидовал, поскольку Сальери по нашим российским меркам всегда больше получали за свою работу, чем Моцарты.
Кстати, по этой самой причине он меня и вычеркнул из списка тех, кому надо жать руку при встрече. Вы только не подумайте, что я из-за этого решился его прописать. Тут другое: просто захотелось взрыхлить наше с ним прошлое, да и жалко мне его чертяку по-человечески. Сами посудите, мы с ним почти одногодки, но глядя на него, этого не скажешь. И вот на кой ему потребовалось лет этак на десять опережать меня? Ну, и получаю я больше его. Неужели из-за этого так переживать-то надо? Не смог, выходит он совладать со своей завистью. Эх, с этой штуковиной лучше под ручку не ходить – в один миг подточит здоровье.
Нет, я к нему никогда в друзья не набивался: у него всегда своя была кампания, у меня своя… Это нас жизнь свела. Раз такое дело, чего чечётку бить мимо такта? Сообразили без подсказок, что можем жить без претензий друг к другу. И тут понеслось: то рысью, то аллюром. А что? Когда были молодыми по-другому и не передвигались по этой жизни. Я даже в какой-то момент подумал, что именно так и выглядит эта самая мужская дружба.
Ну, потом-то всё это улетучилось: в стране развернулась «перестройка». Если помните, каждый тащил столько, насколько хватало ему здоровья. Тут наши с ним дорожки разошлись: он двинул в какие-то там кооперативы, а я остался в списках бюджетников. А куда мне было соваться вслед за ним, когда воспитан был довольствоваться малым? Ага, выживал на одну зарплату. А тогда многие так  жили: по вечерам просиживали у телевизоров, а с утра  двигали на работу и там за сущие копейки латали экономику страны.
Прошло двадцать лет. Пересеклись. У него куча болячек, а мне хоть бы что: огурец ещё тот. Кстати, не разбогател мой Коля, Коля, Николай, а у меня всё ровненько: благодарности и грамоты, да зарплата так себе. Как водится, нашу с ним встречу взбрызнули у него в гараже. Что пили - не помню, но закусывали солениями его жены. Классно посидели! Домой вернулся на автопилоте.
Наутро привёл себя в порядок и на работу. Вечером он опять ко мне подваливает, мол, давай повторим. Я ему, не юля, и говорю, что дела, да всякое другое у меня, а потом вижу, что-то у него взгляд какой-то загадочный и спрашиваю: «Ну, что там у тебя ещё?» Оказалось, что угадал я – не так просто он со мной пересёкся. Идея у него засела в голову - собрать музыкантов наших одногодок, да и начать «стричь капусту» по всяким «злачным» местам. Дал я согласие поучаствовать во всём этом, хотя уже тогда понимал, что всё это просто забава, поскольку никому мы уже не нужны.
На следующий день он привёл ко мне несколько человек, кому необходимы были позарез деньги. Ещё раз он обрисовал свою идею, только теперь в подробностях, после чего мы целых три месяца изводили друг друга своей «музыкальностью». Первым сдался я. Во-первых, у меня насчёт моего будущего своя интуиция и там всё это отсутствовало напрочь. Во-вторых, когда думаешь про то, чтобы заработать лишнюю копейку, о творчестве можно даже не заикаться. И, в-третьих, мы были никакие, а за это денег никогда не платили, а уж сегодня подавно. Знаете ли, рынок и всё такое. После моего ухода из проекта, приблизительно через неделю и другие музыканты рассосались.
Где-то на три года я потерял Колю, Колю, Николая из виду. Был, правда, слух, что ему всё-таки удалось сколотить небольшой коллективчик и даже им посчастливилось несколько раз шумнуть за деньги. «Ну и хорошо» - подумал я и стал заниматься своим бизнесом, в результате чего купил квартиру, сделал в ней офигенный ремонт, закупил студийное оборудование... И тут нарисовался Коля, Коля, Николай. На этот раз обошлись без взбрызгивания нашей встречи. Собственно, мне это было уже неинтересно, как раньше, а у него с деньгами были какие-то неувязки. Поболтали чисто ради приличия и разбежались. Ну, откуда я мог тогда знать, что уже через несколько месяцев он поставит на мне крест? Видите ли, я не правильно реагирую на его жизненные стремления. Правильно он рук из карманов не вынимает, а я работаю без выходных. Ага, и именно я должен что-то там ему одолжить на непонятно какое время. Отказал. А вот взбесило меня его отношение ко мне, мол, ты парень пыряй, а я просто порадуюсь за твои успехи. Здоровый лоб и волосы выкрасил в каштановый цвет, и ведёт себя, мягко выражаясь, как малое дитя. Нет, не смог я перешагнуть через себя… не смог.
Ну, не понимаю я таких людей: у него жена, дети, внуки, а он по бабам шастает. Да, понимаю, что на всех женщин нас мужиков не хватает. Нет, если бы я его не знал так близко, может быть, всё пропустил мимо своих ушей и забыл, но тут же он у меня как на ладони. Я об этом ему ничего не сказал. Это пусть он сам разруливает эти отношения с противоположным полом, согласно своей совести, но меня во всё это впутывать не надо. Тем более, если у него бес в рёбрах запутался, мне там делать нечего. У меня другие горизонты и вообще, стараюсь держаться от всего подобного как можно дальше.
Одним словом, стал он меня сторониться, а потом и вовсе, как-то приняв на грудь приличную дозу водочки, позвонил мне и всё, что у него на меня накопилось за все эти годы и выложил, мол, вот тебе гад такой. Выслушал я его, замерев, ибо не часто слышишь о себе всю правду. Что сказать? Спасибо ему за прямоту. Теперь я точно знаю, куда мне дальше по этой жизни шагать, чтобы не стать ещё хуже, чем я есть сейчас. В одном только он неправ: нет моей вины в том, что он неудачник.
А недавно до меня дошёл слух, что он попал на крупную сумму. Видите ли, решил подправить своё материальное положение и заделался торгашом. Ага, и прогорел. Торкнулся к нему, мол, давай помогу. Гордый – указал на дверь. А я и не обиделся: баба с возу – кобыла рысью. Это потом до меня дошло, что все эти годы он только тем и занимался, что поднимал с земли то, что упало с проходящих мимо него телег. Конечно, тут я выразился иносказательно, ибо, если говорить открытым текстом о его «трудовых подвигах», сейчас бы его упекли в шесть секунд на Колыму. Вот-вот, а мне его жалко. Собственно, и жена вся в переживаниях. Раньше-то жили они с ним душа в душу, и он стервец этакий раз в год обязательно награждал её нехорошей болезнью. Прощала и так по кругу.
Сейчас скажете, что я спалил мужика. Перед кем? Я так понимаю: если ты такой правильный и на тебе корона Моцарта, за каким чёртом ты полез во всё это? Вот-вот, и талант свой утопил на дне бутылки, и болячками жизнь наградила с головы до пят. Красота!
Нет, я не радуюсь. Жалко мне его чисто по-человечески. Ну, что его ждёт впереди? Ничего. Дети живут самостоятельно. Внуки тоже подрастут. А у него-то что там, на линии горизонта? Тут ещё эта фотография попалась мне на глаза. Ну, вылитый Дед Мороз, только без подарков. Бедный, бедный Коля, Коля, Николай… стоит, а за спиной ёлка возвышается и рядом ни одной души. У меня от всего этого всё новогоднее настроение куда-то улетучилось. Жил себе человек, жил и больше ничего его не ждёт в завтрашнем дне.
Крепко задумался я над всем этим, и так мне его стало слёзно, а ничего уже не выправить в его биографии. И как быть? Подошёл к иконе, она у меня среди книг наблюдает за мной из своего угла, постоял, а потом попросил для него здоровья. Долго ещё после этого стоял и перебирал по памяти всё то, что когда-то меня с ним связывало. Может, дойдёт моя просьба до Создателя? Хотелось бы надеяться…


                Январь 2016 г.