Двенадцать дубль 2

Наталия Розен
 Пьеса для молодежного театра

Розен Наталия

P.S Действие происходит в настоящем и в прошедшем времени.  В настоящем герои комментируют прошлое.

Действующие лица:

В настоящем:

Поэт Элентух
Друг – друг поэта.
Ирина – писательница
Скептик

В прошлом:

Поэт
Режиссер
Скептик (то же лицо, что и Скептик в настоящем)
Директор студенческого клуба, человек лет 40
Артисты - девушки и юноши, всего 12 (они же мимы), некоторые из них названы по именам:
Таня
 Ленка
Девушка Ира
Юля
Димон
Иван
Рома

Пролог

На фантасмагорический освещенной сцене двигаются 12 мимов.
Мимы сталкиваются друг с другом, разлетаются в разные стороны – броуновское движение. Потом встав в один ряд, выполняют актерское упражнение: их ладони упираются в прозрачную невидимую стену.

(звучит отрывок стихотворения)
Не из завтра и не из вчера
Дырочку в вечность просверлим с тобой из мгновенья,
Которому минуть пора….

Пантомима заканчивается, на сцене остаются двое — юноша-поэт и девушка.


Поэт Говорят, ты художница, рисуешь?
Девушка Ира Да.
Поэт Тогда нарисуй такую картину: высоко-высоко в небе висит колокол.  Вниз спускается веревка. И звонарь раскачивает этот колокол.
Только не спать,
Только не спать!
Звать и будить,
Будить и звать
Колокол неба раскачав
Десять гудков в голос запрячь.
И загремит гулом набат!


 Можешь такое нарисовать?

Девушка Ира Не знаю…


Резко выключают свет. Сцену освещает фосфорический синий луч света. Выходит скептик.

Скептик (громкий голос с эхо) Ну и что? Что из вас из всех вышло? Просто обыватели. Что стало с вашим театром? Ровным счетом ничего! Пшик! Пустота! Никто ведь ничего не достиг! Да и этот ваш поэт Элентух ровным счетом ничего не добился. И стихи у него слабые были.

Поэт
Если у тебя мечта
И она сбывается
Радуйся и прыгай
Коль так получается.
 У 99 других не вышло
Но не винить их нам
Ведь жизнь прекрасна и удивительна!
 
Музыкальный звук: «исчезающая реальность». На сцене воцаряется темнота. Затем телефонный звонок

Сцена 1 действие происходит в настоящем времени. По краям сцены стоят Ирина и Друг. Разговор по телефону

Ирина  Представляешь, мне сегодня приснился наш театр.
Друг  Что же тебе приснилось?
Ирина Помню, что приснилась сцена из спектакля. Приснился Элентух. А ты перезваниваешься с Элентухом?
Друг Да.
Ирина Как у него дела?
Друг Живет. Работает. Он ведь у нас в группе был лучшим математиком. Так что с голоду не умирает. 
Ирина А стихи пишет?
Друг Нет.
Ирина У тебя есть его старые стихи. Дай мне рукопись.
Друг Зачем? Изучать что ли будешь?
Ирина Да нет …
Друг А зачем тебе?
Ирина Хочу написать пьесу.
Друг Зачем?
Ирина (шутит) Я ведь графоман... Для новой пьесы я даже уже придумала первую эффектную фразу.
Друг Какую?
Ирина. «За Элентухом! И как Алиса из сказки бросилась за Белым Кроликом, я нырнула в Неизведанное, увлекаемая Элентухом». 
Пауза. Молчание.
Друг Сомневаюсь, что по его рукописи можно сделать пьесу…
Ирина Но мы ведь раньше что-то пробовали …—
Помнишь?
Друг  Я театр давно бросил.
Ирина Ну дай мне рукопись.
Друг Пожалуйста, бери.

Сцена 2 На сцену сверху летят белые страницы. Мимы ловят эти листы, собирают их. Выходит на середину сцены Ирина. Мимы отдают ей собранные листы. Ирина перебирает листы рукописи.

Ирина ( читает отрывки)
При ярком свете дня,
В пустыне,
С фонарем,
Вы ищете меня:
Один,
Вдвоем,
Втроем…

(один из мимов ловит лист читает, потом отдает Ирине)
Садовник, рад я,
Сажая новый сад,
Молитесь братья,
И все, кто молится – мой брат.
И вас больны я полюблю.
И вас воришки благословлю…


(Ирина выбирает лист, читает)
Давай покрутим глобус
С тобою мы вдвоем;
Нет,
Все же мир – автобус,
Сойди на остановке
И позабудь о нем…

(Ирина берет еще лист, читает)

Я не люблю, чтоб – НЕ,
Люблю, чтобы впопад.
Сияющей весне
И лету тоже рад

  Мим 1 (продолжает)

О старый, старый чёлн
Довольно мы бродили,
Среди веселых волн
Мы счастье находили


 Ирина ( читает)

Довольно пересек
Ты лживого пространства,
Пора извлечь урок,
Уткнувшись в постоянство


Ирина складывает листы рукописи
 (начинает читать предисловие к рукописи) Честно говоря, эта книга порядочно мне опротивела, пока я ее перепечатывал. Возможно, здесь сыграло свою роль то, что печатаю я очень медленно…
На сцене появляется Поэт 

Элентух  Честно говоря, эта книга порядочно мне опротивела, пока я ее перепечатывал. Возможно, здесь сыграло свою роль то, что печатаю я очень медленно, и у меня была возможность рассмотреть все более подробно. И я отлично понимаю, что единственный способ выкрутиться из этой ситуации — все сжечь. Но я бы никогда не взялся за машинку, если бы мной не владела идея передачи знания. Я прощаюсь с этой страной, «занимающей первое место в мире по количеству больничных коек на душу населения», и прощаюсь с этим языком, «великим и могучим», и как сказал Гурджиев, «я оставляю все в большом хаосе». Не знаю прибавит ли эта моя книга хоть крупицу порядка и сможет ли хоть одна душа извлечь отсюда какое-либо знание, но все же передаю, передаю и чувствую, что мне надо передать…

Сцена 3  Ирина держит в руке листы рукописи. Опять по краям сцены стоят Ирина и Друг, разговаривают друг с другом через зрительный зал

Ирина Да, это книга. Хотя…  Можно написать пьесу для документального театра.
Друг Думаешь, это кому-нибудь нужно?
Ирина Надо попробовать.
(рассуждая, говорит зрителям) Я хочу рассказать о человеке, с которым встретилась в юности. На меня он оказал влияние. Хотя, когда я спрашивала других артистов нашего студенческого театра, то многие сказали, что Элентух на них не повлиял никак. Элентух – это фамилия. Саша Элентух.
Когда люди встречаются в жизни, то обязательно происходит обмен энергией, обмен идей и  столкновение не проходит даром. После окончания школы я была упертым материалистом, верила только в математическую логику. Элентуху удалось поколебать мою уверенность.
Нам тогда было по 19 лет.  А Элентух к тому времени уже закончил институт, работал в каком-то затхлом НИИ инженером по технике безопасности и в третий раз провалился на вступительных в театральный на режиссерское отделение.

Друг (говорит в зал) Меня взяли, а его нет. Много лет спустя, наш мастер сказал, что не понимает, почему он тогда его не взял. Чтобы была практика, мы с ним устроились работать в студенческий театр.

Ирина Элентух писал стихи. Нам, будущим инженерам, советским студентам он казался очень странным.

Там, где прозрачно море,
Там у высоких скал,
Не радость и не горе,
А правду я искал…

Друг Да, были времена…Здорово тогда у нас было…
Ирина Тебя мы все боготвори как режиссера.
Друг А Элентуха?
Ирина Его не понимали. Он был не похож на нас. Как сказала Ленка, Элентух — кисель, амеба, он не умел вести репетицию.
Друг Это потому, что он поэт.

Ирина Мы были молоды, а Советская империя доживала свой исторический срок. Неожиданно для нас Элентух уехал из СССР в 1979 году.

Элентух
Прости Египет, я не египтянин
Прости, прощай.
Напрасно метишь черными сетями
Свой бедный край,
Напрасно ворожишь и зло пророчишь
Напрасен труд.
И я уже не твой. Кумиры ночью
Твои умрут.
А я вернусь по голубой дороге,
Ты вспомнишь ли меня?
Себя узнаешь ли и вспомнишь ли о Боге,
Цепями прозвеня.

И тебе нечего продать,
Так ты прости,
И ты не можешь удержать,
Так отпусти…

 Я уехал из Ленинграда более 30 лет назад. Это стихотворение было написано перед отъездом. Эпиграф к нему взят из «Исхода»: «И множество разноплеменных людей вышло с ними». Этот же самый эпиграф Булгаков взял к 4 сну своей пьесы «Бег». Так что истории повторяются. Когда большие группы людей выезжают из России их сравнивают с еврея-ми, ушедшими из Египта.


Затемнение. Через некоторое время шум голосов на сцене. Когда свет включился, становится понятно, что действие происходит в прошлом

Сцена 4 Посередине стоит плетенное кресло. В кресле сидит полный небольшого роста человек –  директор студенческого клуба. Он обмахивается платком, вытирает выступивший пот. Вокруг него столпились артисты.
Директор (говорит на повышенных тонах) Вы что, с ума сошли! Нет! Это нельзя показывать! Меня уволит ректор!  Почему на сцене стоит большая кровать?!
Таня Георгий Казимирович не волнуйтесь. Кровать, потому что это пьеса о супружеской измене.
Директор (театрально стонет) Какой измене? Вы должны были ставить пьесу на произ-водственную тему!
Юля Ну, днем герой работает, а жена ему в это время изменяет.
Директор Какая еще жена? Что значит жена?
Юля Я играю жену.
Рома А я ее мужа.
Юля и Рома демонстративно обнимаются.
Директор  Никаких кроватей! Никаких измен! Пьесу показывать не будете! Чья пьеса?
Поэт Моя.
Директор  Понятно! Вот потому, что вы ставите дрянные пьесы, коллектив бальных танцев поедет на гастроли в Болгарию, а вы – нет!
Режиссер А Блока нам ставить можно?
Директор  Он входит в школьную программу?
Режиссер Да.
Директор Тогда можно. Но, смотрите у меня, если что!
Все Что?
Директор Всем влепят выговор в личное дело! А режиссера уволим!
Хватает свою папочку, вскакивает и убегает. Артисты стоят в растерянности.
Режиссер Будем ставим «Двенадцать» Сколько у нас человек?
Таня Ровно двенадцать.

Режиссер влезает на куб. Смотрится очень романтично, словно на баррикаде.

Режиссер Мы будем ставить «Двенадцать» Блока. В этой поэме бушует стихия, рушиться мир. Гуляет сквозной вселенский ветер. Я хочу, чтобы все почувствовали этот шум Истории, этот поистине космический Ветер крушения старого мира!

 Восхищенные артисты хлопают. Режиссер спрыгивает с куба.

Поэт  Это хорошо, что в то время как многие другие решают какую колбасу положить на хлеб, нас занимает толкование Блока. Двенадцать — это очень особенное число в нашей Вселенной. У Иакова было двенадцать сыновей, от которых пошли двенадцать племён и двенадцать созвездий. Поэму Блока можно интерпретировать, как Иаков, ведущий своих сыновей.

Иван Сашка, не умничай! Будем играть крушение старого мира!

Режиссер Садитесь. (артисты рассаживаются на стулья). А что из школьной программы вы помните про эту поэму?

Димон Ну, там, революционный Петроград. Ветер. Холодно. Темно.

Рома Идет патрульный отряд.
Поэт Проститутки обсуждают свои заработки.
Таня Где там проститутки?
Иван Понимаешь, Татьяна, это все старый мир…
Поэт Блок записывал разговоры на улицах Петрограда в 1918 году, в том числе и обсуждение проституток сколько брать за ночь.
Таня А…
Режиссер Двенадцать» — это портрете революционного Петрограда. Это — ироническая вещь. Искусствоведы пишут, что она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем — стилем уличного куплета.

Димон А я помню, что Блока за эту поэму ругали абсолютно все: и те кто за революцию, и те, кто против, потому что у него впереди революционного отряда идет Христос.
Девушка Ира Когда мы в школе проходили Блока, я хотела такую картину нарисовать: идет отряд матросов, винтовки, снег, вьюга, а над ними Христос.
Поэт Нарисовала?
Девушка Ира Нет. Не получилось.
Режиссер Вот мы на сцене и нарисуем.
Ленка А как же мы сыграем Христа?
Режиссер У нас будет Поэт, который рассказывает эту историю 1918 года.


Затемнение. Действие переносится в настоящее время.

Сцена 5  ( Институт. Комната на кафедре)
Друг Проходи, располагайся.
Ирина Меня удивили ваши студенты. Я иду по коридору, они меня совсем не знают, но здороваются.
Друг Их научили здороваться со всеми взрослыми.
Ирина Отдаю тебе рукопись Элентуха. Ничего не получается. Но мне стало интересно,  я не понимаю. Элентух ведь перед тем как оказаться в Америке сначала уехал в Израиль, в какую-то духовную школу.
Друг Да. Он в этой школе в Израиле изучал иудаизм.
Ирина Но в иудаизме Христос ведь не воспринимается как сын Божий. А я читаю его стихотворение и, по-моему, оно вполне христианское.

Друг Ну, на самом деле мы ведь тогда увлекались не христианством, а различными во-сточными учениями.
Ирина Да… вспоминаю…

Действие перемещается в прошлое

Сцена 6 (Репетиция. Стоят несколько пар)

Режиссер На сцене очень важно общение. Общение происходит не только с помощью слов. Мысль материальна. Попробуйте. Тот, кто стоит спиной, должен почувствовать, ка-кую руку поднимает партнер.
Скептик Ничего не получится
Поэт Но мы ведь на самом деле не знаем своих скрытых возможностей. Я читал заметку, где рассказывали, что мать в состоянии стресса подняла машину, которая чуть не зада-вила ее маленького ребенка. Мы используем небольшой спектр своих способностей, за-были про интуицию.
Режиссер Давайте попробуем.
Несколько пар начинают выполнять упражнение. Один человек поворачивается спиной, а другой пытается с помощью мысли управлять. Управляющий поднимает руку, стоящий к нему спиной должен уловить сигналы и повторить заданные действия. У кого-то вроде получается, у кого-то нет. В паре на переднем плане у девушки в точности получается повторять действия стоящего сзади юноши. Вдруг девушка пугается и не может остановить движение руки.

Ленка (в панике)  Ой! Я не могу остановиться! Помогите! Ну остановите же кто-нибудь!
Быстро подходит Режиссер, останавливает руку девушки. Девушка падает на стул и плачет.
Режиссер (с удивлением и неожиданным восхищением) Ленка, ты среди нас самый чувствительный человек.

Режиссер  и артисты по очереди успокаивают девушку.

Скептик Чего разревелась-то! Лишь бы внимание к себе привлечь! Не люблю выпендрежниц!
Другие артисты недовольно одергивают Скептика

Ленка Ребята, извините, что я такая впечатлительная. У меня вообще сегодня истерическое настроение. Представляете, сегодня сидела в читалке, конспектировала Ленина «Государство и революция», готовилась к семинару по научному коммунизму, а у меня в это время кто-то из сумки вытащил стипендию.

Поэт Не расстраивайся. Если что-то где-то убыло, значит, через какое-то время это же и вернется.

Ленка Ты в это веришь?

Поэт Конечно. Закон сохранения энергии. Ничто никуда не исчезает.

Ленка А как же смерть?

Поэт А смерти нет. В одной газете на Западе был описан случай, когда на похоронах шел отец, у которого погиб сын, и улыбался.

Таня Какой ужас!!!

Поэт Мои похорона — придут и я спою,
          О том, что никогда
         Я вовсе не умру
         Мне будут ревновать
         Мои друзья и ты,
          Мне будут подпевать деревья и цветы
          
Скептик Галиматья! Ни души нет, ни Бога.

Режиссер Бога ведь не надо представлять как этакого благодушного седенького старичка, который сидит и ножки свесил.

Скептик А как? Неужели в 20 веке кто-то еще во что-то может верить. Дети верят в Деда Мороза, но с возрастом понимают, что их обманывали.

Режиссер О Боге напоминает совесть. Мы ведь не отрицаем наличие совести. Вот будем играть «Двенадцать», а там Петруха убил Катьку. Он ее любит. И мучается.

Скептик А при чем здесь Бог. Бог нужен только слабым людям. Нет ничего хуже религии.

Режиссер Мы и играем про красноармейцев, которые захотели быть без Бога. Это и про нас…

Ленка А я в душе верю. Только представляю себя такой маленькой глупой божьей коров-кой, которая не может понять  этот огромный  мир.

Таня Ой, не говори так! Мне страшно! На такие темы не надо думать, а то сойдешь с ума.

Иван Танька, тебе сходить не с чего!

Таня Дурак, это тебе не с чего!

Поэт Бояться не надо. Надо стремиться к гармонии. Гармония — это природа, музыка, поэзия, красота женщины…

Димон Сашка, а поэму твою взяли в сборник?

Поэт Нет.

Рома Почему?

Поэт Не о том написал. Не подходит.

Таня Ну, нам почитай.

Поэт А мы что, репетировать уже не будем?

Режиссер Прочитай.
Артисты рассаживаются (может на полу, а может в разных плоскостях пространства сцены).
Поэт (выходит перед всеми) Поэма называется «Брандер»
Скептик Что?
Поэт Брандер  — корабль, нагруженный легкогорючими взрывчатыми веществами, используется для поджога и уничтожения вражеских судов.

читает отрывок из поэмы:

Подожги меня, Время,
Пусти пред собой на волну;
Все защитное племя,
Объявляю тотально войну;
Все невидно-неслышное,
Марш из удобных углов,
Нынче явно вы лишние,
Хватит заученных слов.

Получайте скорее
Динамитом заправленный стих,
Разгорайтесь быстрее
В абордажных объятьях моих.

Как пришел в этот мир,
Без зарплат и квартир,
Лишь нагим,
Так уйдешь из него,
Освещая дорогу другим.

Пауза. Молчание

Иван Ну, Сашка, ты молоток! Здорово написал!


Сцена 7 (Настоящее время: Институт. Комната. В комнате Друг и Ирина)

Ирина Послушай, а если я все же попытаюсь написать пьесу. Вот ты с чего бы начал?
Друг Наверно, с «Брандера».

Подожги меня, Время,
И пред собой поведи.
Я как брандер сгорю на ветру…


Ирина Эта его поэма запомнилась нам всем!

Мимы читают по очереди отрывок из поэмы:

А если молиться,
То я помолюсь не жене
И не начальству, и не цене,
                и не истине в вине.
Удаче тоже молиться не стану,
Клячу фортуну запру к себе в ванну.
Не лучше ли выпить в веселой таверне:
Ты же знаешь, мы не суеверны.
Осень льёт
               Иль блещет лето,
Помолюсь я фиолету,
Просто цвету,
Просто цвету.
Помолюсь я фиолету!

                Самый коротковолновый,
                Самый энергичный,
                В спектре – правый,
                Вечно новый
Мой любимый цвет величий!

Или, может,
               забраться на Исакий,
На самую верхотуру,
И как заорать оттуда
Что-нибудь похабное,
Чтобы голове моей
                и всему нутру
Зазвучало это песнею отрадною.
А потом,
            ручищи свои распахнуть
Оттолкнуться от перил посильней
И…
Лови меня ветер с туч
И все мысли мои развей.

Полечу за тем желтым диском,
Что Винсент прямо с неба достал.
И неважно, что путь был неблизкий
На полотна его упал.

Видите,
              Небо вздрогнуло
Свежим мазком.
Тело, покрытое
Рваным платком,
Больше не сдвинется с дохлой телеги.

УМЕР ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
НАВЕКИ…
НЕТ…
ТОЬКО СГОРЕЛ…


Друг Я его как-то спросил, помнит ли он «Брандер». «Нет, не помню — ответил Сашка. Вот такие они гениальные поэты!
Ирина Неужели правда, не помнит?
Друг Не знаю, может прикидывается. Он потом говорил, что стал думать совсем по-другому. Поэма бунтарская, а он с какого-то момента начал писать стихи о вере.

Далее мимы читают по очереди и иллюстрируют последующее стихотворение небольшими сценками (стихотворение – как аллегория прожитого куска жизни) Движение мимов – почти балет (p.s: написано примерное мимическое действие, которое сопровождает стихотворение)

Мим 1Есть такое понятие пути самосовершенствования (выкрикивает название стихотворения) Светопуть!

Все было голубым и розовым и гладким
А я желал постигнуть фиолет
И этот энергичный цвет
Подвергнул бешенным нападкам

(Поэта облачают в фиолетовый плащ, драпируют как древнеримского поэта, на голову возлагают лавровый венок-славы)

Вдруг бездна новая открылась предо мной -
Пахнуло едкой желтизной.

( Появляется девушка с большой охапкой желтых цветов, Поэт сбрасывает венок, следует за девушкой с букетом.  Но рядом с девушкой оказывается влюбленный в нее юноша, обнимает ее за талию. Поэт оставлен девушкой)

А где-то красный все боролся с черным.
Стихи и шпага, роза и перо,
Мелькало все в движении упорном.
И алый гиб, но не желал бордо

(Поэта и юношу-соперника облачают в красные плащи, вручают шпаги, происходит поединок на шпагах, девушка следит за ходом поединка, ее избранник более удачлив и виртуозен в этом поединке. Поэт «ранен» в сердце, девушка и ее избранник удаляются. Раненого Поэта облачают в белый балахон. Мимы проходят перед Поэтом в ослепительно белых одеяниях)

И он вошел, как входит гвоздь в трухлявость,
Как мысль впивается в висок.
Вошел так просто и легко и прямо
Уже и близок и далек.
Как чистый холст, как белая страниц.
Как ангел или только буква А.

Крылом мне машет,
Машет точно птица.
Так белый цвет вошел в меня!

(Поэт и все участники мимического «балета» покидают сцену)

Друг В общем было много разных событий в нашей жизни, и Элентух начал писать о вере,  которая в нем зародилась.


Ира Но бунтарский дух тоже никуда не ушел. Я помню, что мы  подписывали письмо в поддержку Юрия Любимого. Не понимаю только, как это письмо прошло незамеченным, почему не поднялся скандал у нас в институте. Как все сошло так тихо?
Друг Видимо, письмо где-то затерялось.

Сцена 7 сцена из прошлого,  артисты сидят, Поэт и Режиссер стоят

Поэт

Ребята, театр на Таганке -  театр Любимого, это пример, на который нам надо равняться. С подмостков сцены артисты говорят о том, что волнует их в современной жизни. Сейчас Любимов подвергается нападкам, спектакли его закрывают. Мы решили написать письмо в поддержку театра на Таганке. Я прочитаю текст, кто хочет, может вместе с нами подписать письмо.
Одевает очки, читает письмо
«Уважаемый Юрий Петрович, мы, ленинградские студенты, с большим волнением наблюдаем за компанией травли, которая развернулась в связи с поставленными Вами спектаклями.  Восхищаемся игрой артистов театра, смелостью и современным звучанием ваших постановок. В трудный момент жизни пусть Вас поддерживает мысль, что многие любят Ваше творчество.
                Благодарные почитатели вашего таланта»

Прочитал, кладет письмо на крышку рояля, который стоит на сцене. Молчание.

Скептик Я ничего подписывать не буду, мой отец сказал, что ничего нельзя подписывать.
Ленка Как хотите, а я подпишусь! Я смотрела спектакль «Мастер и Маргарита», он мне понравился.
Подходит, ставит свою подпись в письме. Половина ребят так же подходят и по очереди подписываются. Режиссер убирает письмо.

Таня Эй! А у кого сейчас Булгаков? Я, между прочим, следующая по очереди. Димон, у тебя?
Димон  У меня (достает из сумки книгу, передает Тане)
Иван Не забудь, через два дня мне отдашь!
Таня  Ванечка, я в курсе! Буду читать ночью и на лекциях.
Иван Не потеряй где-нибудь! А то откроешь свою варежку, зазеваешься. Знаю я тебя!
Таня  Слушай, отвянь!
Поэт В Советском Союзе в 60-х открылась форточка, пахнуло свежим воздухом свободы. Тяжело сознавать, что сейчас она снова  захлопнулась.

Зачем ты форточка
Крылом квадратным бьешь?
Зачем взлететь все хочешь
И за собой зовешь?
Крыла второго нет,
И дума глубока.
Запри на шпингалет
Ту даль, что велика.

Сцена 7 сцена из прошлого. Репетиция. На сцене 12 человек. Мимы разыгрывают столк-новения, броуновское движение по сцене, потом все выстраиваются в линию, выполняют упражнение : ладони упираются в невидимую прозрачную стену (повторение сцены из пролога). Вбегает директор театра.
Директор театра Стоп, стоп, стоп! (артисты перестают играть и обращают на него вни-мание). Кто вам разрешил?!!!
Иван Вы о чем?
Таня Всё только под вашим бдительным руководством!
Директор театра Меня не проведешь! Зачем послали письмо в театр на Таганке?! Кто разрешил?! Почему со мной не посоветовались?!
Таня А откуда вы знаете?
Директор театра Наивная девочка! Здесь и стены имеют уши!
Иван Догадываюсь, откуда эти уши растут!
Директор театра Элентух, подойди, поговорим!
Отходят на передний план, разговариваю вдвоем
Послушай, я тебе как еврей еврею говорю! Мы с тобой первыми отсюда и полетим! Я вам плачу зарплату, а вы меня под монастырь хотите подвести!
Поэт Пока все тихо.
Директор театра Молись, чтобы письмо нигде не всплыло, чтобы не дошло до руководства института!
Возвращаются к артистам
Завтра генеральный прогон. Готовы?
Таня Мы, Георгий Казимирович, всегда, как пионеры, готовы.
Директор театра Увидим как вы готовы!
Убегает. Все молчат.
Иван (размышляет вслух) А я, пожалуй, знаю, кто Казимирычу настучал!
Скептик Ну, я ему сказал. И что?
Иван Бойкот, вот что!
Ленка Может не надо?
Иван Дудки! Непременно надо! Пусть почувствует наше отношение к нему.
Артисты, которые стоят в ряд, все, кроме Лены,  по очереди отворачиваются от Скептика.
Скептик Да пошли вы все! Без вас обойдусь! Думаете, ваш театр спасает вас от жизни, которая вокруг?!
Ленка Спасает.
Скептик Ну, и сидите на своем островке! А я пошел!
Уходит
Режиссер Кто хочет уходить -  пусть уходит. Остальные на сцену.
На сцене кучкой стоят артисты, чуть поодаль Поэт
Режиссер (командует) Финальную сцену немного переделаем. Там, где в стихах
трах тах тах
представьте, что это пулеметная очередь. Вы все падаете, скошенные пулями. Попробуем.
Все артисты и Поэт выстраиваются на сцене
Поэт (читает стихи Блока)

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах…

(12 человек на сцене изображают, что натолкнулись на пулеметную очередь и как в за-медленном кино падают скошенные пулями, лежат, происходит переход в следующую сцену.)


Сцена 7 (ставят в ряд несколько стульев) На стулья садятся Режиссер и Директор клуба. Прогон спектакля. Начинается последняя сцена: Поэт повторяет строки
Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах…

Артисты лежат, потом начинают подниматься. Двенадцать артистов - шесть юношей и шесть девушек, строятся в шесть пар, вскидывают на плечо воображаемые винтовки и враскачку двигаются в воображаемую даль. На сцене Поэт в белой рубашке, читает.


Поэт ( и читает стихи Блока)

... Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В алом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Пауза
Действие закончено, артисты рассаживаются послушать мнение о спектакле.

Директор театра (некоторое время молчит)Хм, хм… Вы точно хотите, чтобы вас разогнали.
Таня Георгий Казимирович, вам не понравилось?
Директор театра Завтра на институтский вечер ваш спектакль придут смотреть люди из парткома.
Димон Пусть смотрят, «Двенадцать» - это советская классика.
Режиссер Подождите, не возражайте, послушайте.
Директор театра Значит, наши девушки, комсомолки, будут изображать проституток.
Таня Да никто и не заметит, там всего одна фраза.
Юля На время — десять, на ночь — двадцать пять...
 Лена  ... И меньше — ни с кого не брать...
        ... Пойдем спать...
Директор театра (помолчав) Плохо же  вы думаете о представителях парткома.
Лена  Но вы не запретите нам завтра играть?!
Директор театра А куда мы денем плакат над сценой?
Иван «Слава КПСС»? Да пусть висит. Он будет изображать плакат из блоковской поэмы «Вся власть Учредительному Собранию».
 Директор театра Вот то-то и оно..
Таня Георгий Казимирович! Вы слишком подозрительны, другие и не обратят внимания.
Директор театра А Христос?
Поэт А что Христос?
Директор театра В нашей стране нет Христа, он упразднен.
Таня Георгий Казимирович, как так упразднён?
Директор театра Очень просто! Упразднен. Я вам говорю!
Лена Но, это же произведения искусства!
Девушка Ира А в Эрмитаж есть Христос!
Директор театра Ладно! Делайте что хотите! Я умываю руки!
Таня Видите, вы уже сами словами Пилата заговорили.
Директор театра Не ловите меня на слове, не поймаете! Кстати, товарищи артисты,  текст-то нужно учить лучше!
Рома А в чем дело?
Директор театра Не в алом венчике из роз, а в белом венчике из роз.
Поэт Извините, ошибся.
Все расходятся, на сцене остаются Режиссер и Поэт
Режиссер «В алом венчике» - это, что специально?
Поэт Да.
Режиссер Читай завтра как у Блока - «в белом венчике из роз».
Поэт Хорошо. (берет лист начинает читать свое стихотворение, затем продолжает кто-нибудь из мимов)


Имя Христово – крамола
Имя Христово – смерть.
Бабочкой снова приколот,
Вселенская круговерть,
Кружится
      Кружится,
                Кружится –
Нет конца –
Не просыхает лужица
От венца.
И громыхает орава
Сегодня и испокон –
- А мы выбираем Варраву,
Вот наш вечный закон,
А мы выбираем водку,
Водку, деньги и красть.
Попробуй ка нашу глотку!
Попробуй ка нашу пасть!

А над толпой,
По четырем сторонам,
Четыре ангела
Держат за четыре угла
Покрывало,
Чтобы на небе было не так шумно от их воплей.

И летит, и не ранит,
Меж землею и небом:
— Он в тебя – камнем,
А ты в него хлебом.
(повтор эхом)
— Он в тебя – камнем,
А ты в него хлебом.

Сцена 8 За кулисами. На сцене темно. Никого нет. Потом раздаются аплодисменты зала. Вбегают артисты, которые только что отыграли спектакль. Обнимаются на радостях.
Иван Виктория!
Димон Победа!
Рома Ура! Ура! Ура!
Пытаются подбрасывать Режиссера.
Кто-то из друзей врывается с букетом цветов, поздравляет, обнимает, вручает букет Ленке. Ленка вдруг начинает плакать.
Поэт Ты чего плачешь?
Ленка Я слова перепутала.
Поэт (обнимает девушку) Ленка, ты гениальная актриса! Играла здорово!
Таня Представляете, а у меня с утра была температура, кашель, насморк и голос стал пропадать. А как на сцену вышла – сразу вылечилась.
Димон Сцена -  вот лучшее лекарство! Ура!
Опять все обнимаются, целуются, смеются
Заходит Директор театра
Директор театра (жмет всем по очереди руки) Молодцы! Молодцы!
Иван Как представители парткома?
Директор театра Фу! Пронесло! Отнеслись благосклонно. Так что можете показывать . Всех поздравляю с премьерой! (посылает воздушные поцелуи) Элентух, подойди ко мне на пару слов.
Выходят с Поэтом на авансцену
Я вас, конечно поздравляю с премьерой, но призываю вести себя поосторожнее, не лезть на рожон. Расскажу тебе поучительную историю: Моя знакомая – режиссер, ходила на вечер одного известного запрещенного поэта. Моментально донесли, ее с работы сняли, имя ее из афиши премьерного спектакля  тут же убрали. Сидит теперь без работы. Так то!
Поэт Не удивительно. Все мы вышли из Гоголевской шинели.
Директор театра Ты это к чему?
Поэт Так…К случаю. Цитирую Достоевского.
Директор театра Проще надо быть, проще! Ближе к народной массе! Запомни мои слова!
Поэт (выходит на авансцену, читает свое стихотворение)

Город главных восстаний
Город глупых мечтаний
Этот город, сошедший с ума,
Этот город, где небо тюрьма.
Ни душа, ни тепло, ни старанье.
Этот город, где губы страданье.
Где и пальцы гранит и металл.
Боже, боже, прости, я устал!

Сцена 9 Сцена освещается пульсирующим светом мигалки. На сцене двигаются мимы и Поэт. Мигалка выключается, в белом свете прожекторов мимы изображают замедленное движение (как замедленные прыжки на батуте и парение в воздухе)

Летит по небу белый пух
Слагаются стихи

Я Элентух, ты Элентух
Все мы Элентухи…

Я Элентух, ты Элентух
Все мы Элентухи…


За Элентухом!....

Сцена 10   В настоящем времени: Комнате на кафедре института. Сидят Ирина и Друг. Ведут разговор. В этот разговор вмешиваются отсутствующие герои: Элентух и Скептик

Ирина Ну и хитрые же вы были, режиссеры!
Друг Почему?
Ирина Заставили играть спектакль, в котором мы совсем ничего не поняли.
Друг Ты о чём?
Ира (напоминает)

Летит по небу белый пух
Слагаются стихи

Я Элентух, ты Элентух
Все мы Элентухи…

За Элентухом!....

Мы же не знали, когда все это читали со сцены, что Элентух уезжает и прощается с нами.

На заднем плане появляется Элентух, комментирует реплику Ирины

Элентух Я уехал из Советского Союза в 1979 году. С тех пор я сильно поменялся. Сейчас я не похож на того 26 летнего молодого человека. Только много лет спустя я понял, что вы не могли последовать за мной.

Ирина Я долгие годы злилась на Элентуха.
Друг За что?
Ирина Позвал нас в «даль светлую», а сам уехал.
Друг Могла бы как Юля и Рома Петровы уехать. Вон и Казимирыч, как открылся железный занавес, эмигрировал в Германию.

Неожиданная реплика Скептика
Скептик Оказывается, Петровы, тоже евреи, а скрывали всю жизнь.

Ирина Они не евреи, они - программисты.
Элентух Я несколько раз приезжал в гости в Россию. Мне все рассказывали свои истории, как жили, как кто развелся, у кого сколько теперь жен, сколько детей. Разве в этом дело?

Мужчины мудрствуют
А женщины хитрят…

Ирина Я перестала злиться. Я поняла, что встреча с человеком, это этап в жизни, и пока его не проживешь до конца – он будет  продолжается. А в результате, каждый выходит на свой путь.


А мир гремит лавинами оркестров,
А мир сверкает сворой суперзвезд,
Но между ним и этим тихим местом
Приподнимается висячий мост

Я – тишина. Моя душа покойна.
Ничем не болен я, ничем не поражён,
И мысли чуткие уверенно и стройно
Вдруг обретают явь и разрывают сон.

И я вхожу в прекрасный белый город,
Рождён всего лишь миг назад.
Мне вечность прошептала – снова молод –
И я держу её заветный клад.

Так идолов крушить ты не спеши,
И в революциях раскручивать старанье,
Ты успокой сознание в тиши,
Чтоб вечности услышать назиданье.