Материя, бытие, сущность

Зуев Андрей Яковлевич
МАТЕРИЯ, БЫТИЕ, СУЩНОСТЬ
       МАТЕРИЯ – субстанция (от лат. materia – вещество), основа всех вещей и явлений в мире. М. – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.  «Материя – единое, что есть и дано нам в ощущениях» -  Ф.Энгельс.  М. - «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., ПСС, т.18, с. 131).

       «Материальное единство мира проявляется во взаимосвязи всех структурных уровней материи, во взаимозависимости явлений микро -  и мегамира (Закон всеобщей связи – курсив мой – Андрей Зуев). Оно находит своё выражение также в наличии у материи комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств материи относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость её структуры. Материи всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющееся в различных формах, превращение одних состояний в другие.

       Всеобщими формами бытия (в смысле существования, движения – А.З.) материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Универсальное свойство материи – детерминированность (причинно-следственная  связь – А.З.) всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий» (Философский энциклопедический словарь, 1989 год). 

       В энциклопедии дана исчерпывающая характеристика понятия «материи» как объективной реальности. Однако, для изучения и практического применения законов, свойств и форм материи в социальном бытии, диалектики её движения, изменения и  развития, есть ещё два фундаментальных  всеобщих  понятия, производных от понятия «материя»: БЫТИЕ и СУЩНОСТЬ.  Следует обратить внимание на один важный момент в словах Ленина о материи. Здесь даётся определение не материи, а философской категории, которой обозначается объективная реальность. Тем самым,  он очень чётко различает два противоположных момента: «объективную реальность» как «единое» (объективное) и всеобще-абстрактное понятие о ней (субъективное или - в феномене истины - субъективно-объективное). – Курсив мой (А.З).


       БЫТИЕ. В историческом смысле понятие «бытие» развивалось, усложнялось, приобретая многоуровневую структуру и не вполне определённое значение (курсив мой - А.З.). «В марксистской философии подчёркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности),   несводимость одного уровня к другому (материя и формы её движения – предмет естествознания, общественное бытие – предмет социологических и исторических наук)». – ФЭС.  Здесь было бы уместно выразить сомнение по поводу последнего тезиса, упомянутого в энциклопедическом словаре, поскольку он противоречит закону всеобщей связи материального мира (курсив  мой – А.З.)

       «Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нём совокупную чувственную (прежде всего, материальную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей,  как «…производство самой материальной жизни» (Маркс К. Энгельс Ф., соч., т. 3, с.  . 26). – Так поясняется категория бытия в философском энциклопедическом словаре 1989 года (курсив мой - А.З.).

        Неоднозначность философской категории бытия приводит к чрезмерно расширительному её толкованию, отождествлению с понятием «материя» и, в результате, к когнитивному диссонансу в процессе мышления. Было бы более практичным и целесообразным использование  категории бытия в качестве понятия, отражающего существование только лишь социальной формы движения материи (курсив мой - А.З.).
       Мне думается, что такое значение термина «бытие» ближе всего к диалектической логике Г.Гегеля, где бытие изначально связано с Абсолютной Идеей и, через неё, с  сознанием, с субъективно-объективной реальностью, отражаемой в понятиях. Такое понимание бытия включает в себя реальную действительность  и её отражение, в понятии, в качестве  всеобщего  феномена объективной реальности на  условиях равноправия, то есть материю, которая «даётся нам в ощущениях» и то, что материей не является, но содержится в категориях   истины (сущности). Бытие, поэтому, безусловно, - это материя в движении,  но, прежде всего,  оно - движение социальной материи (курсив мой - А.З.).

       С этой точки зрения бытие существует только тогда, когда есть ощущение, сознание, мысль, идея. Разумеется, что обозначенная философская позиция в своей крайности отрицает материальный мир как объективную реальность. Каждому философу ясно и понятно, что в этом состоит суть субъективного идеализма. Ни один из современных философов-материалистов не унизит себя даже критикой указанной концепции, поскольку она однозначно преодолена развитием философской науки. Однако, в данном случае, речь идёт не о простом отрицании субъективным бытием материи и её сущности, а об отрицании такого отрицания.

        Конечно, указанное бытие отрицает сущность, но и сущность отрицает бытие как своё отрицание. В результате двойного отрицания (созидания) сущность снимает (включает в себя), отрицающее её бытие, сохраняя при этом себя как сущность. Беркли и Г.Гегель останавливаются на одном отрицании. По этой причине сущность у Гегеля по отношению к бытию превращается в «ничто» и развивается от «ничто» к «ничто». По этому поводу В.И. Ленин выразил сомнение, заметив, что «пожалуй, это не так». Таким образом, сущность является и в моём, и в нашем бытии как субъективно-объективный феномен. На этом примере мы видим осуществление перехода противоположностей – субъективного идеализма в фундаментальный материализм.

       С этим новым знанием, уже не опасаясь возможной критики со стороны философов – представителей материалистического учения о мире, вернёмся вновь к «нашему» бытию. Сущность, понимаемая здесь как объективная реальность, одинаково существенно (значимо) проявляется в содержании и форме бытия. Иными словами, сущность проявляется в социальном бытии, будучи  в себе самой, как объективная реальность и её собственное отражение (рефлексия). Такое пояснение категории «бытие» ничуть не противоречит материализму, но и, даже, может способствовать дальнейшему развитию материалистической диалектики.

       Таким образом, бытие есть, пока есть сознательная жизнь. Бытия нет, если жизни нет. При этом, мы понимаем, что сущность как материя и объективная реальность есть всегда, и  тогда тоже, когда более не даётся нам в ощущениях. Пора уточнить позиции. Бытие есть и его нет, потому что его может не быть. Оно едино во множестве. Материя – единое, что есть всегда. Сущность – едина во множестве и есть всегда, даже если не всегда даётся нам в ощущениях, то есть, в неопосредствованном знании. Сущность (в изначально материалистическом понимании) – это материя в движении, во множестве его форм.

       Сущность, по Г.Гегелю, становится  материей благодаря форме, находясь в форме, то есть, будучи оформленной. Материя в его учении – это оформленная сущность. Сущность в материализме материальна по понятию, а в диалектике Гегеля, она оформляется в материю путём развития рефлексии (отражения) в форму. Никаких других разногласий с Гегелем по поводу сущности у материалистов нет. Сущность содержится внутри бытия лишь потому, что бытие находится внутри сущности. Бытие и сущность как моменты являются противоположностями,  тесно взаимодействуют и переходят друг в друга, составляя единое понятие – бытие-сущность (курсив мой – А.З.).

       СУЩНОСТЬ (в данном случае, нужно иметь в виду различение или разность понятий): сущность в мышлении как понятие (истина) и сущность как объективная реальность. Сущность в бытии является понятием, отражающим материальный мир, то есть  реальную действительность(сущность как сущность)- курсив мой - А.З. СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ, философские категории, отражающие всеобщие формы объективного мира, его познания в практической деятельности людей. Сущность (как понятие, то есть бытие) – это внутреннее содержание предмета (объекта или субъекта социального бытия – А.З.), выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (то есть в понятиях тоже - А.З.); явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние, неопосредствованно-данные  формы его существования.

       В мышлении категории «С. и Я». выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Сущность как понятие (то есть бытие) совпадает с содержанием понятия предмета, Сущность как объективная реальность, точнее, реальная действительность, «сущность вещей» включает в себя форму и содержание, в качестве бытия, в снятом виде  (курсив мой - А.З.).

       Г.Гегель учил, что сущность является, а явление есть явление сущности. Диалектическое содержание взаимоотношений С. и Я.  было раскрыто марксистской философией. С. и Я. -  универсальные  объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и Я. всегда неразрывно связаны; явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и Я. не означает их совпадения, тождества: «…если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя…» (Маркс К. и Энгельс Ф., соч., т. 25, ч. 2, с. 384).

        Будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется; «…не только явления преходящи, подвижны, текучи…, но и сущность вещей…» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: «…закон и сущность - понятия однородные…, выражающие углубление познания человеком явлений, мира…» (там же, с. 136). «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца» (там же, с. 227).

        СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования (движения – А.З.) и выражения содержания.  Гегель ввёл категорию «содержание», которая включает форму  и «материю» (оформленную сущность) как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю» (то есть, понятие «материя в движении» - А.З.). По Гегелю, отношение между содержанием и формой есть взаимоотношение диалектических противоположностей, то есть их взаимопревращение.

       Не исключено, что в философском словаре допущена неточность. Поскольку речь идёт о понятии «материя», то понятие «форма» должно быть истолковано как форма движения материи, а понятие «материя», кроме субстанции, неизбежно подразумевает движение, которое заключается в нём, в самом понятии. Только с этим уточнением мы можем говорить о том, что содержание включает «форму» и «материю» как снятые моменты. В таком случае мы можем определить содержание другим понятием: «материя в движении». Вот сейчас всё становится на свои места.  Сущность как сущность, как объективная всеобщая реальность («вещь в себе», реальная действительность, материя в движении),  снимает форму («движение материи» как понятие) и содержание («материю в движении» как понятие) в качестве противоположных моментов. – Курсив мой – А.З. 
 
      К. Маркс и Ф. Энгельс  развили введённое Гегелем различение содержания и материального субстрата - вещи («материи»): содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние…; в этом смысле само содержание выступает как процесс. Рассуждая исторически, исходя из развития диалектической логики с учётом позиции Г.Гегеля, представляется целесообразным вкладывать в понятие «содержание» не «субстрат-материю» или «процесс-движение» по отдельности, а «материю в процессе».  Содержание, таким образом, как момент бытия, отражает «материю в движении» (сущность) и снимается ею, становится снятым моментом сущности (курсив мой - А.З.). В данном случае имеется в виду сущность не как понятие, а сущность как сущность – объективная (всеобщая) реальность; такая сущность является и в форме, и в содержании бытия  (курсив мой - А.З.).

      Углубляя марксистский анализ особенностей развития как борьбы содержания и формы, составными моментами которой являются взаимопереход С. и ф., и «наполнение»(? – А.З.) старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что «…всякий кризис, даже всякий прелом в развитии, неизбежно ведёт к несоответствию старой формы с новым содержанием» (ПСС, т.27, с.84). Следует считать спорным тезис о «наполнении» старой формы новым содержанием. Это утверждение авторов философского словаря никак не вытекает из приведённых в доказательство высказываний В.И.Ленина. Содержание является целым по отношению к форме (части, правильнее, моменту) и развивается от содержания к содержанию, бытие - от бытия к бытию, сущность - от сущности к сущности, то есть от целого к целому, а не от целого к его части. – Курсив мой – А.З.

      Разрешение противоречий между С. и  ф. может протекать по-разному – от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, не смотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «…может и должно проявить себя в любой форме, и новой, и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые…» (там же, т. 41, с. 89). Мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается (Философский энциклопедический словарь, 1989 год). 

       Нужно постараться представить простую логическую схему взаимосвязи и взаимоотношений выше перечисленных философских категорий.

       Существует понятие «материя», отражающее объективную реальность,-  единое, что есть. Её неотъемлемое свойство (атрибут) – движение. Движение имеет множество разнообразных форм. Материя в движении (объективная реальность), во всём разнообразии форм движения, есть сущность. Сущность в реальной действительности (в социальном бытие) имеет два варианта: сущность как сущность (всеобще-объективный феномен, то есть, мир «вещей», «материя в движении») и сущность как понятие (субъективно-объективный феномен бытия).

       Сущность как понятие – это бытие (по Гегелю). Сущность как сущность развивается по законам всеобще-объективной диалектики – «диалектики вещей». Сущность как понятие (бытие) составляет субъективно-объективную диалектику. Бытие имеет содержание и форму. В них одинаково значимо является сущность как сущность – объективная реальность. Явление сущности придаёт бытию объективность. Таким образом, бытие становится субъективно-объективным феноменом, то есть снятой частью всеобще-объективной сущности – объективной реальности.

       Гегель предлагает развивать диалектическую логику с самого начала, с бытия. Трудно не согласиться с великим философом. Только начинать нужно не с «чистого бытия», а с бытия определённого, наличного бытия, то есть с самой человеческой жизни. Человеческая жизнь определяется сознанием. Следовательно, бытие прочно и навсегда связано со знанием, со смыслом. Не может быть бытия без сознания, без знания. Стало быть, бытие – это, в первую очередь, субъективный феномен. Однако и сам субъективный мир, мир понятий, будучи всеобще-объективным движением отражения, также объективен. Разделение действительного реального «мира вещей» в бытии на субъективный и объективный, как и всякое знание, относительно. Оно относительно бытия и сущности как сущности.

       В бытие отображается, отражается, проявляется сущность.  Она проявляется в бытии в двух моментах единого целого: в форме – движении материи, в содержании – материи в движении. Таким образом, форма, в основном, - это движение со всеми законами диалектической логики, а содержание, в основном, материя, развивающаяся по законам диалектического движения. Сущность в бытии является и в форме, и в содержании. Форма – категория субъективно-объективная, а содержание – категория объективно-всеобщая. Сущность  снимает форму и содержание, то есть отрицает \их с удержанием в себе самой, что, в итоге, называется созиданием. Иначе говоря, сущность снимает бытие.

       Отношения формы и содержания в бытии выражаются уравнением «равенства-неравенства». Понятие «материя в движении» (содержание) равно и не равно понятию «движение материи» (форма). Понятия: «материя» (сущность как сущность) и «бытие», «содержание» и «форма», «сущность» (как понятие) и «явление», «объективное» и «субъективное» - это всё противоположности, переходящие одна в другую.  По этой причине, они не существуют по отдельности, каждое по себе, но всегда находятся в борьбе и единстве, составляя суть объективного противоречия. 

       Бытие у Гегеля, в итоге, проявляется (является) как определённое наличное бытие, как результат снятия становления. Если же в наличии бытия нет, то бытие – это ничто (небытие). Наличное бытие – это определённое, то есть социальное, человеческое бытие. Только в этом случае сущность является в бытие в форме понятия (истины). Бытие в таком случае есть явление и форма сущности.

       14.04.2014 г. Доктор – социальный психотерапевт, социальный философ Андрей Яковлевич Зуев, коммунист, член Ленинского районного местного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.