Советы мудреца

Роза Пиденко
     Мимо одного селения проезжал мудрец. Сельчане никогда прежде не видели мудрецов, но про этого в окрестности давно шел слух, что он всем мудрецам мудрец. Вот и попросили они старца задержаться у них хоть на денек. Ведь у каждого были вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Он согласился. Сельчане выстроились в длинную очередь возле избы, в которой остановился мудрец.

     Вошел к нему первый сельчанин и сказал:
     - О, мудрец! Я без отдыха пашу землю с утра до поздней ночи. И все равно беден. Скажи, как мне стать богатым?
     Мудрец посоветовал:
     - Найди человека беднее чем ты, и поделись с ним тем, что у тебя есть. И ты станешь богатым.

     Бедняк пожал в недоумении плечами и ушел, возмущенный. Он не собирался становиться еще беднее. Он желал стать богаче. Но старец ему не помог. Недолго думая, бедняк пошел дальше пахать землю.

     Второй сельчанин спросил мудреца:
     - Я слаб и тщедушен, меня обижают все кому не лень. Со мной не считаются ни жена, ни дети. Даже родители махнули на меня рукой. Я хочу, чтобы меня все уважали и считались со мной. Как мне стать таким как я хочу?

     - Найди человека, который слабее тебя и защити его от обидчика. И тогда ты станешь сильным и уважаемым, - ответил мудрец.

     Этот сельчанин тоже ничего не понял. Что же это получается? Вместо того чтобы получить защитника и покровителя, он сам должен стать защитником для кого-то. Если бы он таковым был, то и не пришел бы к мудрецу за советом. Так и ушел, обиженный.

     Третий сельчанин сказал мудрецу:
     - У меня большая семья, но в этой семье все время споры да раздоры. Меня никто не слушает. Я одинок, меня никто там не понимает. Где мне найти человека, который захочет понять меня?

     - Вернись домой и найди там человека, который еще более одинок чем ты, - сказал мудрец. - Подари ему свое внимание, поддержку и помощь. И все потянутся к тебе как к солнцу.

     Купец не понял слов мудреца. В его доме нет ни мира, ни покоя. Что он может сделать, кому помочь? Кто станет его слушать? Рассерженный, он ушел от старца.

     Четвертый сельчанин сказал мудрецу:
     - Меня никто не любит. Поэтому у меня нет семьи. А так хочется любви. Так хочется иметь семью, много ребятишек. Где мне найти любовь?

     На это мудрец ответил:
     - Найди человека, которому тоже нужна любовь. Подари ему свою любовь. Ты станешь влюбленным, красивым и любимым. У вас появится семья и много детей. И вы все будете счастливы.
 
     Хмурый плотник подумал: «Странный этот мудрец. Я пришел к нему, чтобы получить, а он советует отдать». Он тоже остался недоволен встречей с мудрецом.

     Все сельчане друг за другом заходили к мудрецу, чтобы спросить у него где взять и как сделать так, чтобы у них появилось то, чего им не хватает. И выходили от него разочарованными. Мудрец всем советовал сначала найти то, что ищешь у себя, а затем поделиться с другими. Зря они поверили молве о мудрости этого человека.

     Вскоре мудрец уехал из села. А сельчане призадумались. Что же хотел им сказать старик? Один сельчанин все-таки решил послушаться совета мудреца. Будь что будет! Дома у него была краюха хлеба и две рубашки. Какое-то время он боролся с собой: жалко было делиться и без того скудным имуществом. Но преодолел он свою жадность. Отрезал большую часть краюхи хлеба, взял свою лучшую рубаху и пошел искать человека, у которого и этого не было. Вскоре нашел его. Поделился с ним тем, что имел.

     С удовольствием наблюдал, как бедняк наряжается в его рубаху и как ест его хлеб. А душа постепенно наполнялась теплом и радостью. Первый сельчанин почувствовал себя богатым. Потому что он нашел чем поделиться с другим человеком. Тот бедняк, который получил такие щедрые подарки, тоже радовался. Он был счастлив и захотел отблагодарить нового товарища. Оба приобрели нового друга и стали богаче вдвойне. А когда они вместе вскапывали огород первого сельчанина, то нашли клад. Половину клада они раздали детям этого селения, а на вторую половину открыли магазин с товарами, за которыми ранее всем приходилось ездить в соседний городок. Все село радовалось. Предсказания мудреца сбылись. Лучше быть дающим, чем берущим.

     Второй сельчанин несколько дней набирался храбрости, а потом пошел искать человека, которому требовалась защита. И нашел. Было очень страшно, но он преодолел свой страх, вступил в бой с обидчиком и прогнал его. Человек, которого он защитил, стал ему другом. А второй сельчанин почувствовал себя более сильным и храбрым. Потом он защитил другого человека, третьего. И не заметил, как перестал бояться совсем. Он стал таким сильным, что открыл школу, где обучал желающих быть сильными телом и духом. Вскоре в селении не осталось обидчиков, потому что ни у кого не осталось страха в душе. Все сельчане с уважением раскланивались с ним при встрече. А он думал: «О, как был прав мудрец! Я действительно стал сильным и храбрым. Меня уважают. И я сам себя уважаю».

     Третий сельчанин, купец, вернувшись от мудреца домой, слонялся в задумчивости, пока не увидел своих родителей. Они одиноко сидели на завалинке, постаревшие, поседевшие. От грустной позы родителей у него почему-то защемило сердце. Захотелось успокоить их, приласкать. Он понял, что сам отдалился от них, не стремился их понять. «Как же так могло случиться? Ведь они – мои родители!»
Подошел он к старикам, заглянул каждому в глаза и сказал:
- Как дела, отец? Как ты себя чувствуешь, мама?

     Он их крепко обнял, обогрел теплом своей души. Они прижались головами к его груди и думали: «Какой у нас замечательный сын! И такой внимательный!» Сын почувствовал всю ответственность за своих родителей. Потом он подошел к жене и подарил ей внимание и тепло своей души. А она на глазах у него помолодела, похорошела и расцвела от счастья. Купец почувствовал себя ответственным и за свою жену. Прибежали его дети, которые были просто в восторге от внимания и ласки отца.
 
     - Это и есть счастье, - тихо проговорил он. - Как же я мог быть одиноким в такой замечательной семье? Да, мудрец был тысячу раз прав.

     Четвертый сельчанин не был женат. Он долго ждал, что его кто-нибудь полюбит, но так и не дождался. Решил, что доживет свою жизнь бобылем. Значит, чем-то он нехорош. Он постоянно думал об этом и вовсе не замечал грустных глаз соседки, которая часто вздыхала. Но вот он решился найти человека, которому подарит свою любовь. Путь его пролегал мимо соседского двора. Он увидел грустную, поникшую женщину у калитки. Ему захотелось утешить ее, а потом идти дальше. Но когда он подошел к ней и заглянул в ее глаза, дальше идти уже не понадобилось. Потому что море любви выплеснулось из ее глаз и захлестнуло его. Он понял, что нашел ту, которую искал. Огромное спасибо мудрецу.

     Сельчане, посетившие мудреца, сначала не понимали на первый взгляд простых советов. Но они видели яркие примеры исполнения желаний у тех, кто последовал его советам. Друг за другом они стали выполнять советы мудреца и неизбежно получали желаемое.

     - Да! Он поистине Великий мудрец! - говорили они теперь.

     В чем же секрет таких успехов?
А секрет в том, что у всех все есть. Надо только найти сначала у себя то, о чем мечтаешь, а потом поделиться с другими. И тогда и у тебя, и у других этого будет много.