игра в козырёк

Наиль Мустафин
Игра в « Козырёк»

Когда мы начали жить в доме №55 по Проспекту Октября, наша мама Шамсия дочь Абдуллы, в девичестве Ибатуллина, поступила работать на завод зачищецей пластмассовых изделий. В Семье появились дополнительные деньги. ( До этого мама была домохозяйкой в течении шести лет, нужно было смотреть за четырьмя сыновьями). Мы стали лучше питаться, - покупали различные крупы, макароны, яйца, сливочное масло, а до этого в течение дня нашей едой были хлеб и чай с сахаром, и только вечером суп мясной с домашней лапшой и картошкой, когда папа приносил с работы, примерно, килограмм мяса. К тому времени подросли и мы с братишками, и  сами научились готовить себе каши, макароны, глазуньи или омлеты из яиц, - ведь родители в будние дни до вечера были на работе. Только на ужин готовила суп с домашней лапшой и картошкой, с мясом, - сама мама. С начала августа по октябрь иногда папа привозил домой яблоки в картофельном мешке, примерно, по двадцать килограммов; этих яблок нам, братишкам, хватало максимум на неделю. С мая по сентябрь мы почти весь день проводили на улице, играя в футбол или в «американку», - это игра такая с футбольным мячом, когда мало было мальчишек для игры в футбол. Правила были такие: одна команда полностью становилась в воротах футбольных, а игроки другой команды по очереди старались пробить мяч в ворота с одиннадцати метров. В конце игры, обычно, проигравшие становились в воротах спиной к  полю, а победители били по ним мячом с одиннадцати метров, по одному разу каждый игрок. Футбольное поле находилось на пустыре к северу от нашего дома, за пустырём стояли другие дома, мальчишки из этих домов тоже приходили играть на поле. Поле называлось футбольным только по тому, что там поставили двое ворот из труб, в сорока метрах друг от друга. Земля была глинистая, твёрдая и пыльная. Контуры поля каждый раз чертили мелом.
   На детской площадке во дворе нашего дома мы поставили стол для настольного тенниса, - выпросили в домоуправлении, а сетку с ракетками и теннисные шарики купили сами в складчину. Были ещё столы для игры в домино, где мы устраивали турниры по шашкам или шахматам.
  Одну игру мы придумали сами, - назвали его «козырёк». Правила его были такие: волейбольным мячом нужно попасть в торец козырька над подъездом, мяч должен отскочить на землю, а после отскока от земли игрок должен поймать мяч в руки. Место броска выбирали  на расстоянии от пяти до десяти метров, по взаимному соглашению игроков. Игрок, поймавший мяч после отскока от земли, получал очко, а если не смог поймать, то передавал очередь броска следующему игроку. Сразу определялись до скольки очков играть; обычно соглашались от десяти до тридцати очков. Победитель получал звание «чемпион» до следующей игры.
  Вот один из примеров, как проходила игра в «козырёк»
     Это было в конце мая 1968 года. Занятия в школе уже закончились. Утро выдалось солнечным, и мы с братишками после завтрака вышли к подъеду с волейбольным мячом. Солнце светило со стороны Проспекта, а вход в подъезд был на западной стороне и находился в тени дома. Прохладный ветер, дующий порывами, сразу заставил нас ёжиться от холода, ведь мы были одеты в рубашки с короткими рукавами; наша кожа покрылась пупырашками.
- Э-э! Да, здесь довольно холодно, - сказал я братишкам, - идёмте к торцу дома, там солнышко греет.
- Вот это, да! А «костыль» замёрз! – закричал Раиль.
- Зачем дразнишься? Посмотри, сам тоже весь « гусиной кожей» покрылся.
Нужно сказать, что за зиму я заметно вырос, оставаясь тощим, потому казался некрасивой тонкой жердью, по сравнению с братишками, которые подросли совсем чуть-чуть. На их дразнилки я старался не отвечать, пока они меня не доставали. На этот раз они все трое начали кричать:
-  Костыль, костыль, а костыль замёрз!- мяч был у Раиля. Я отобрал у него мяч, и сказал:
- Если так будете обзываться, я унесу мяч домой, играйте как хотите, - без меня и без мяча.
- Ты не имеешь права забирать мяч, - он общий! – закричал Фарит.
-  А вы, какое имеете право дразнить старшего брата? Я, что, обидел кого-нибудь из вас? Нет, ведь!
- Хорошо. Мы не будем тебя дразнить, только отдай мяч. – попросил восьмилетний братишка Фаниль.
- Мы не будем дразнить, ладно. – озлобленно выговорил и Раиль – ему было тогда 14 лет, второй по возрасту после меня. Похоже было, что он ревновал, что я командую братишками.
- Вот что. – ответил я братишкам. –Если кто будет дразнить, тому набью морду, ясно вам. А сейчас пойдём играть к двери магазина, с торца дома который. Там солнце греет, и ветра нет.
- Ладно, пойдём. – согласился Раиль.

   Когда мы пришли за угол дома к  запасной двери магазина, который был такой же , как вход в подъезд, и с таким же козырьком над входом, я предупредил братишек.
-  Будем играть в козырёк, но будьте осторожнее, не разбейте узкое окошко над козырьком.
- Мы не сильно кидаем, не разобьём. – заверил Фаниль.
- А здесь и на самом деле тепло. Смотрите, какое солнце яркое и жаркое. – восхитился Фарит.
 Мы все обратили внимание на сверкающее на чистом небе солнышко, которое поднималось над домами на той стороне Проспекта, посылая к нам согревающие лучи. Но всё же, иногда , со стороны двора прорывался порыв холодного ветра, заставляя нас зябнуть на несколько секунд. Ветер стихал, и мы опять наслаждались теплом солнечных лучей. Такой контрастный душ  холодного ветра и тёплого ветра солнечных лучей забавлял нас, и мы  время от времени, во время игры восклицали.
-  Ну, и ветрища! ….ну и холодина! – или,-
-  Во-о! Наконец - то тепло стало! Хорошо!
В начале игры Раиль выбрал место для броска мяча метрах в десяти от козырька, отметив его на асфальте известковым камнем с пустыря. Кстати, тогда асфальт у торца уже был, а со стороны фасада магазина ещё лежал строительный мусор.
- Я первый. – криком занял очередь Фаниль.
- Я второй. – крикнул Фарит.
- Я третий. – крикнул Раиль.
- Ладно, я успею, буду за Раилем, - сказал я.
  Фаниль кинул мяч, но слабо – недолёт.
- Я так не буду, мне далеко отсюда кидать. – закапризничал он.
Тогда я взял камень, и поставил отметку крестиком метрах в шести от козырька.
- Теперь отсюда пробуй,- сказал я Фанилю, давая ему мяч.
Фаниль бросил и попал в козырёк, ловко поймал мяч, отскочивший от земли.
- Есть! У меня первое очко.- Обрадовался братишка. – кинул второй раз, и мяч ушёл ниже козырька.  Мяч взял Фарит. Его мяч попал в козырёк, но подлетел высоко вверх и отскочил в сторону Проспекта. И  Фарит не успел поймать , отскочивший от земли .
- Эх! Надо было послабее кинуть. – сказал огорчённо он, отдавая принесённый мяч Раилю. Раиль кинул, - мяч прошёл чуть выше и залёг на козырьке. Мне пришлось подтянуться, ухватившись за край козырька, и сбросить мяч. Была моя очередь теперь . Первым броском я заработал себе очко.  Мой второй бросок, - мяч отскочил от края козырька, и пролетев над моей головой , упал за спиной. Поймать его я не успел.
- Ага! «Костыль» промахнулся! – закричал Раиль.
Я рассердился и сказал:
- Вы же обещали, что не будите дразниться. Я беру мяч и иду домой.
- Ладно, ладно, больше дразниться не будем, - стал просить Раиль.
Я отдал мяч Фанилю, и предупредил:
- Поверю вам, но в следующий раз прощать не буду.
Игра продолжилась.
   
Когда первый кон до десяти очков сыграли, где победил Фарит, к нам вышли братья Марат и Айрат. Марату уже 17 лет, он заканчивает десятый класс, ростом с меня, но здоровее , то есть объёмнее. Айрат -  ровестник Раиля. Мы с Маратом были уже почти взрослыми парнями , но в душе оставались ещё мальчишками, и играли во дворе на равнее со своими братишками. Вот и сейчас, во время игры в «козырёк», наверное, со стороны мы выглядили  довольно смешно, - двое высоких «дяди» играют с малышнёй.
  Только через год, когда я сдал экзамены за среднюю школу, и , поехал сдавать экзамены в военное училище, повзрослел сразу за один день, оказавшись в эшелоне, который повёз бывших мальчишек к новой – взрослой жизни.

   А что же нас тогда привлекало в игре «козырёк»? Когда задал себе этот вопрос, вдруг вспомнил чувства и эмоции, возникавшие в нас тогда. Казалось бы, самая простая игра, но каждый бросок имел тысячи вероятностей поведения мяча, а потому каждый бросок выполняли с замиранием сердца, в великом волнении. При удачном броске, а после, когда поймаешь мяч, радовались молча, или , возгласами самыми разными: «Очко!, Смотрите и учитесь!, Вот как надо играть!, и так далее…». А если бросок не получался, или мяч улетал в сторону, или не смог поймать мяч … в душе возникало сильное разочарование, что выражалось возгласами самобичевания: «Эх, мазила!, Блин!, Эх, руки не так вставлены!» и тому подобными. А те, кто ждали своей очереди для броска, тоже волновались, то желая ,чтобы соперник промахнулся; то  желая сопернику удачи, - и это проносилось в душе одновременно, эта борьба чувств щекотала нервы, возбуждала. Мы, то хвалили друг друга, то ругали за неудачи, то криком заставляли бежать за мячом того, кто его упустил.
   Видимо, эти эмоциональные впечатления, напряжения нервов во время этой игры, отложились в моём подсознании, и , мне захотелось об этом написать. И ещё захотелось себя побаловать воспоминаниями  о контрастном душе  из струй солнечного тепла и порывов холодного ветра, - такие благословенные моменты мы не часто испытываем в жизни.
Наверное, и читателю будет приятно вспомнить о своих детских играх, и о контрастах природных явлений, которые им пришлось испытать в своей жизни. Приятных вам воспоминаний!
----------------------------
Январь 2016г. Г. Уфа.