Счастье в личной жизни

Виктор Попов 7
      Зачем столь много рассуждать о «высоких материях», если большую часть времени человек живёт, занятый бытовыми проблемами, а политика и перипетии жизни в стране и в мире для многих людей стоят вовсе не на первом месте, может быть, даже не на втором?
      Не говоря уж о том, что человек живёт страстями! Эмоциональный подъём почему-то сменяется подавленностью и депрессией. Удовольствие, хорошее расположение духа могут исчезнуть, и, без видимых причин, возникает чувство тревоги, неуверенности и страха. Наука давно нашла прямую зависимость наших чувств и эмоций с гормонами, которые являются дирижёрами настроения человека. Известна даже своеобразная их классификация. К гормонам удовольствия относят дофамин, серотонин, эндофрины. Тестостерон и окситоцин – благополучия.
      Бывает, что ум человека не может объяснить многие его поступки. Возможно, человек не принадлежит самому себе точно так же, как наркоман (полная зависимость от химических ингредиентов)?
      Ранее разбиралась жизнь человека в мире иллюзий социума. Сейчас вновь возникает подобный же вопрос о свободе действий и поступков индивида, исходя из его биохимического состояния гормональной среды.
      Интересно взглянуть с этих позиций на нашу жизнедеятельность.

      Вещества, называемые нейромедиаторами или нейротрансмиттерами, отвечают за передачу нервных импульсов в мозг: дофамин – «гормон удовольствия», серотонин – «гормон хорошего настроения», эндорфины подавляют боль и вызывают эйфорию.
      Дофамин. Чем выше уровень дофамина, тем ярче ощущения. Соответственно, возникает спонтанное стремление человека к поднятию уровня удовольствия в мозге. Простым способом – алкоголь и никотин. Кокаин в этом же ряду. Понятно, что такое удовольствие покупается слишком дорогой ценой. Объявить алкоголь  и табак наркотиками – сегодня это уже гражданское мужество.
Да и зачем? Когда в мире идёт и шла битва за дефицит энергии душ. Что же будем выбирать мы с вами? А то, что приносит радость! К примеру, сильный выброс дофамина вызывает секс с любимым человеком. Примерно такой же эффект производят музыка и любые другие радующие занятия. Даже мысли о предстоящем приятном деле вызывают выброс дофамина.
      Серотонин. Его выброс в организме приводит к улучшению настроения и повышению двигательной активности, а недостаток – к подавленности и депрессии. Можно подобрать соответствующее лекарство – из разряда антидепрессантов, которое блокирует обратный захват серотонина после того, как он выполнил свою функцию. Но избыток серотонина очень вреден, поэтому лекарство индивидуально и применяется под контролем врача. Предлагаю выбирать другие пути. Уровень серотонина можно безопасно поднять, съев что-нибудь подходящее, в чём содержатся аминокислоты триптофана, из которых серотонин и образуется. Покупаем тёмный шоколад, орехи, финики и бананы. Вызывают повышение уровня серотонина и сладости. Здесь химический путь от еды до мозга подольше: поступающая в составе углеводов глюкоза вызывает выброс инсулина в кровь, который стимулирует разложение белков на аминокислоты в тканях, и, соответственно, повышение уровня триптофана в крови. Однако при этом нас подстерегает опасность заполучить «синдром сладкоежки», когда организм быстро привыкает к этому способу увеличения серотонина, и любой намёк на депрессию требует как можно больше дополнительных сладостей. Ещё синтез серотонина в организме стимулируется «сам по себе» благодаря солнечному свету. Именно поэтому многие хандрят зимой, или когда ведут ночной образ жизни. И неспроста поток туристов в жаркие страны зимой устойчиво высок.
      Эндорфины. Эндорфины вырабатываются в организме в ответ на стресс с целью уменьшить боль. Связываясь с так называемыми опиатными рецепторами, они подавляют боль и вызывают эйфорию – своеобразную награду организму за избавление от боли. Многие наркотики работают по этой схеме, сильнее успевают связаться с рецепторами первыми. Есть ли способ увеличить количество эндорфина в организме без вреда для организма. Выбираем два способа. Во-первых, у биохимиков есть мнение, что эйфория именно эндорфиновой природы возникает как при контактах с произведениями искусства, так и при оргазме. Во-вторых, небольшое количество эндорфина вырабатывается во время умеренных физических нагрузок. Так организм готовит себя к стрессу, которым нагрузка является. Чтобы эндофрина стало больше, требуются длительные регулярные нагрузки. Есть даже такой термин – «эйфория бегуна» – состояние лёгкого эмоционального подъёма во время длительного бега. Так что будем бегать, прыгать, танцевать в своё удовольствие – в прямом смысле этого слова. Если эмоционального подъёма эти занятия не дают, тогда это путь в никуда, значит это не Ваше. А для женщин природа сделала подарок. Начиная с третьего месяца беременности в кровь поступают эндорфины.
      На биохимические процессы в мозге в значительной степени влияет качество ваших взаимоотношений, общение, работа и образ жизни. Полноценное дружеское общение, сотрудничество с другими людьми, возможность работать вместе и оказывать друг другу поддержку, духовное единство с единомышленниками – все это стимулирует производство серотонина.
      Возможность добиться реальных результатов, позитивные отклики и признание окружающих, поощрения, награды, развлечения, дружеское соперничество, сложные задачи, возможность ввести новшества и узнать что-то новое – стимулирует производство дофамина.
      Качество общения дома и на работе непосредственно влияет на производство серотонина и дофамина из сырья, которое поступает в организм с пищей. Даже при наличии самого хорошего сырья синтез этих нейротрансмиттеров не состоится, если этому не способствуют ваши взаимоотношения с окружающими и образ жизни.
      Поддержка во взаимоотношениях совершенно необходима для производства дофамина и серотонина, но и этого недостаточно для ощущения благополучия. Для того чтобы мозг производил эндорфины, мы сами должны оказывать поддержку другим людям. Для биохимического равновесия в мозге необходим баланс между тем, что мы отдаем и получаем в жизни, между действием и результатом. Делясь своим теплом и действуя на благо окружающим, мы стимулируем производство таких гормонов, как тестостерон и окситоцин. В сочетании с необходимыми количествами серотонина и допамина эти вещества служат для синтеза эндорфинов.
      Никто другой не может стимулировать производство гормонов тестостерона и окситоцина в нашем организме. Мы должны делать это сами. Что же касается вырабатывания дофамина и серотонина, тут мы в значительной степени зависим от других людей и от внешних обстоятельств. Наш гормональный баланс зависит от того, что мы делаем и что даем другим. Когда женщина дарит кому-то тепло, руководствуясь любовью, в ее теле вырабатывается окситоцин. Когда мужчина действует ради того, чтобы принести пользу окружающим, в его теле вырабатывается тестостерон. Высокий уровень окситоцина помогает поддержать на должном уровне производство серотонина; высокий уровень тестостерона помогает поддержать на высоком уровне производство дофамина. Регулируя свое поведение и реакции на те или иные ситуации, вы способствуете производству необходимых гормонов в организме, которые, в свою очередь, стимулируют здоровые биохимические процессы в мозге.
      Вывод. Человек имеет способы управления своей гормональной средой. Выбор есть.               
      
      Однако не будем громко хлопать в ладоши.
      Могут последовать «разоблачения», которые описаны в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»? Давайте ещё раз рассмотрим действия героев романа.
      
      Воланд обращается к  Берлиозу: «…Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?».
      Берлиоз отвечает: «Сам человек и управляет».
      Воланд «…Для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколь-нибудь приличный срок. ...Как же может управлять человек, если он не только лишён возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но и не может ручаться даже за свой завтрашний день?»…
      Воланд: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!»
      Далее, как мы знаем, литератору (это тоже важно) Берлиозу, не верящему ни в Бога, ни в чёрта, трамваем отрезает голову. И мы, читатели, вполне удовлетворены правдивостью рассказчика.
      Спрашивается, почему?
      На реплику Берлиоза о том, что любому человеку может свалиться на голову кирпич, Воланд, зная жизнь, как она есть, отвечает: «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится». Далее долго и пространно Воланд приводит доказательства существования Бога, историю с Понтием Пилатом, читает все мысли своих оппонентов-безбожников, и, наконец, издевательски спрашивает: «А дьявола тоже нет? ... Ну, уж это положительно интересно, что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Пришлось нечистой силе привести седьмое доказательство – попадание Берлиоза под трамвай, как наказание предупреждённому, но воинствующему материалисту, сделавшему свой выбор. Когда об этих событиях мастеру рассказывает непосредственный свидетель и коллега Берлиоза поэт Иван Бездомный, так же не случайно попавший в психбольницу, мастер указывает на причину таких коллизий: «Нельзя было держать себя с ними столь развязано и даже нагловато». Для себя заметим: развязано и нагло вести себя нельзя никому и ни с кем – рано или поздно расплата наступит.
      При всей фантастичности развития событий в романе «Мастер и Маргарита» никакой фальши в действиях его героев мы не усматриваем. С главным выводом, который делает Воланд о неизменности внутренней сути человека, мы согласны, как и согласны с невероятными приключениями других персонажей. Могут возникнуть другого рода сомнения: зачем автору нужно наделять  мастера психическим заболеванием и какова роль нечистой силы в праведном мироустройстве. Оставим эти сомнения для другой главы.   

      Сейчас речь продолжим о человеке. О его свободе выбора места в жизни.
      В этой связи необходимо привести ранее упоминавшиеся концепции мировых религий, противоположные по начертанной в них роли человека: согласно исламу, все события происходят так, как того пожелает Бог, что уже отражено в Скрижали; согласно индуизму, человек своим поведением может определять дальнейшее место в жизни, которое он получает после каждой реинкарнации. Как видим, не всем верующим нравится быть слепым орудием божественных сил, не говоря уж об атеистах.
      Вот в чём для нас вопрос выбора.
      Не заблудиться в принципиальных противоречиях философских концепций науки и религии довольно легко, если принять их учения как объективную модель существования духовной среды соответствующего этноса.
      Лучше начать с утверждения Р. Декарта: «Я сомневаюсь, значит мыслю, я мыслю, значит существую». Если мышление начинается с подсознания, и мысли материальны, то нужно принимать любое философское или теософское учение, овладевшее социальной группировкой, как объективную реальность. 
      Воланд возвращается далее к дискуссии с материалистами, подводя итог, говорит уже отрезанной голове Берлиоза: «…Ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере».
      Созрела в обществе потребность отождествить понятия Бог и «коллективное бессознательное»?
      Тогда, при желании, можно разбираться в деталях развития теософской мысли и философской. Прямо сейчас найдём сходство между религиозным подходом и материалистическим: многих вещей сегодня не может объяснить ни наука, ни религия.
      
      Чтобы наши философствования были приближены к практике, а не выглядели пустой софистикой,  выстроим логическую цепочку таким образом.
      Человек осознанно или бессознательно принимает ежеминутно какие-то решения. Свобода – это и есть возможность личности самостоятельно определить своё место в жизни. Человек свободен в своём сознательном или бессознательном выборе жизненного пути. Это он доказал всем многообразием форм и способов жизненного мироустройства на всём историческом развитии. Индивид является движителем и исполнителем всех идей и настроений, которые рождаются в коллективном бессознательном окружающего его социума. При этом он вольно или невольно выполняет отведённую ему функцию: может являться «пушечным мясом», может – правителем народа; может быть строителем или разрушителем; может быть генератором идей, а может – консерватором; может являться властителем дум или же рабом обстоятельств. У личности выбор есть всегда. Если человек лишён выбора, значит личностью его называть рано, скорее его нужно отнести к касте «сяожень».
      Методом проб и ошибок каждый из нас ищет своё место в жизни. Если у личности соотношение ошибок и побед 30% к 70%, то можно быть спокойным за этого человека, душевное равновесие так или иначе им поддерживается. С рождения и последующим воспитанием нам закладываются черты характера, которые сказываются каким-то (решающим?) образом на всю последующую жизнь. Однако личность свободна в выборе жизненного пути. Все другие свободы человека ранее были развенчаны как иллюзии.
      
      Если принять этот постулат за основу, тогда необходимо отвечать на вытекающие из него вопросы.
     1. Определяет ли фортуна или удача наше место в жизни?      
     2. Нужно ли вырабатывать в себе характер, чтобы противостоять «ударам судьбы»?
     3. Чтобы быть успешным следует ли, стиснув зубы, упрямо идти к своей цели?
     Несколько лет назад мой ответ на все вопросы был: да, да, да.
     Сейчас моё мнение изменилось. (Только дураки или мёртвые не меняют своего мнения. Есть такая сентенция).

      Вот сегодняшние ответы на поставленные вопросы.
1. Можно верить гороскопам, тогда очень часто Вы будите находить совпадения Ваших поступков с начертанными в "газетных предсказаниях". Можно распланировать свою жизнь на год, на месяц, на день, тогда Вы будите получать удовлетворение от следования выбранным курсом. Можно всю жизнь надеяться и верить, тогда истовая вера даст упоение вашей душе.
Но только внутренняя духовная работа делает конечным результатом наши достижения и успехи. Добавить можно лишь рассуждения, приведённые ранее о главенстве душевной силы. Место в жизни каждый ищет и находит согласно меняющейся душевной силе. Другими словами: на Бога надейся, но сам не плошай.
2. Очень часто «выработка характера» оказывается раздуванием гордыни, пусть даже с позитивным намерением. Человек, не вооружённый умением прислушиваться к тихому голосу, идущему изнутри (по О. Сатову), будет  закладывать мощную программу самоуничтожения (по В. Синельникову), лелея и пестуя свою гордыню. «Удары судьбы» как раз возникают от раздутой гордыни. Типичные примеры можете сами вспомнить, они встречаются сплошь и рядом. Вот один из них. Человек «делает карьеру» не щадя ни сил, ни средств, потом вдруг в один день всё рушится (сняли с поста или ещё хуже – получил инфаркт). На бытовом языке это называется: широко шагал, штаны порвал или сгорел на работе. Другой пример. Яркая, безумная любовь, цветы, клятвы, не могут ни дня прожить друг без друга. Брак, дети, быт, развод. Не сошлись характерами. Далее – подлец, идиотка – самые мягкие эпитеты. Как могут одни и те же люди так поменяться за столь короткое время? Какими характерами не сошлись?
Вывод простой. Вместо «выработки характера» нужно развивать в себе способность жить в любой среде с открытой душой: не смотреть, а видеть; не слушать, а слышать; мир иллюзий поменять на реальный. Этому можно научиться при желании и развитии творческих способностей. Везде можно найти пищу для души: в труде, в отдыхе, в отношениях с ближними, в общении со случайными встречными.
3. Чтобы достичь в жизни каких-то целей, конечно нужно в руках держать «компас», который не даст сбиться с пути. Можно придать теме долю драматизма, выслушав М.Ю. Лермонтова:

                Мы пьём из чаши бытия
                С закрытыми очами,
                Златые омочив края
                Своими же слезами;

                Когда же перед смертью с глаз
                Завязка упадёт,
                И всё, что обольщало нас,
                С завязкой исчезает;

                Тогда мы видим, что пуста
                Была златая чаша,
                Что в ней напиток был – мечта,
                И что она – не наша!

Разделим пессимизм поэта или сделаем позитивный выбор?
Как услышать зов своего сердца?
Вы расположены к рисованию, а родители заставляли Вас ходить в музыкальную школу, потому что просто не было других в вашем районе.
Есть примеры знаменитых певцов, которые в юности достигли неплохих результатов в футболе. На каком-то этапе им пришлось чем-то пожертвовать, разумеется, игрой в мяч.
Бывает, что человек открывает свои способности в достаточно зрелом возрасте.
Но чаще проблема заключается в другом, в отсутствии интереса вообще к чему бы то ни было.
Начинать никогда не поздно! Но только не с «понедельника», начинать нужно сию секунду, ведь это начало! Если умом или сердцем человек чувствует, как время уходит в песок, то всё равно он, рано или поздн,о себя проявит творчеством. Ежели нет этого ощущения потерянного времени, то этот Ваш выбор для Вас также оптимален: в следующей жизни вы останетесь в своей же касте.
Таким образом, чтобы не ошибиться с целью, нужно уметь слушать свою душу.
А где взять компас? Он у Вас в руках. (Уже то, что Вы дошли до этой страницы, есть свидетельство, что в этой жизни Вы на верном пути, пути пытливого искателя).


      Вернёмся (хотя и никуда не уходили) к счастью в личной жизни. Оно, как правило, отождествляется с семейным благополучием, потому что рождение детей – это одно из самых главных творческих деяний человека, которое максимально увеличивает душевную энергию и уменьшает энтропию соответствующей системы.
      Семья – это ячейка государства. Поэтому по количеству разводов, по количеству родившихся детей легко можно судить о здоровье того общества, в котором мы живём. И наоборот, духовный климат общества определяет здоровье их членов. Если человек нашел своё место в жизни, значит он обрёл гармонию и в семье, и на работе, и вне работы, и в социуме. Если в социуме нет агрессии, значит его члены живут в равновесии, зная своё назначение.
      Почему рождаемость в обществе потребления падает с ростом потребления?
      Почему остаётся высокая рождаемость в так называемых «слаборазвитых странах»?
      В животном мире принцип размножения простой:  чем лучше условия жизни особей, тем усерднее популяция множится. А у людей всё наоборот. Ответ на этот вопрос, почему так получается, нужно искать только в области духовности среды. Всё дело заключается в энтропии системы. Под системой здесь нужно понимать социум с его коллективным бессознательным. Именно бессознательным, от которого потом питаются сознательные действия его членов. Говоря попросту, без всякой энтропии, когда-то  же было время, что не думали ни о какой контрацепции по простой причине – рождение человека воспринималось как главное благо в вопросе выживания: это и рабочие руки, это и защитник от врагов, это и опора для стариков. Когда угрозы выживанию этноса уменьшились, автоматически уменьшилось число рождаемых им душ. С другой стороны, где взять душевный материал для воспроизводства, если психология общества потребления ориентирована тупо на потребление.
      Падение рождаемости в обществе – это в первый признак отсутствия в коллективном бессознательном социума энергетического потенциала для генерации человеческих душ. Бесплодие и усыновление детей из других стран нужно рассматривать как следствие возникающей ситуации с огромным дефицитом энергии душ – любидо (невольно обращаюсь к этому термину).
      Поэтому счастье в личной жизни возможно только в социуме, наполненном тонкой духовной энергией, обменом с которой будет жить наша душа.