Зачем учить детей дизайну?

Сиамское Братство
И вправду: зачем? Никогда раньше этот вопрос не вставал в моей практике. Ко мне  приходили дети уже мотивированные, целеустремлённые, желающие натренировать своё художественное чутьё для совершенно конкретных целей, какие они себе поставили: поступление, подтягивание успеваемости по профильным предметам. И  это было именно репетиторство: общение тет-а-тет ученика и наставника, отлично понимающих, к чему они стремятся, как к этому прийти, что следует натренировать.
В этом году  пришлось столкнуться с совершенно иной ситуацией: две группы учеников, для которых композиция, цветоведение, рисунок, живопись - это скорее хобби, приятное времяпрепровождение, общекультурное саморазвитие. Поэтому задумался: а зачем это нужно, и нужно ли? Что  сказать ученикам на первом нашем занятии?

 Хотел поговорить с ними о культуре, эстетике, скорее философских, чем практических целях и ценностях. Примерно то же, что может рассказать о важности своего предмета любой учитель на первом занятии. Звучит это почти всегда несколько смешно и наигранно, хотя не лишено здравого смысла.

И вдруг я понял одну невероятно простую истину. Для большинства школьников в СССР изучение второго языка было, скорее, упражнением ума, чем действительно полезным навыком. Это тоже можно было отнести к понятию "общая культура". Но для сегодняшнего школьника второй язык - это уже необходимость, основа его будущей самореализации. Дело не только в контактах с иностранцами, на хорошую работу уже невозможно устроиться без знания разговорного английского. И, если мы внимательно посмотрим на день сегодняшний, если мы попробуем  заглянуть за горизонт событий, то увидим, что знание языка изобразительного, языка цвета, языка линии, становится уже сейчас столь же необходимым знанием, без которого в недалёком будущем практически невозможна самореализация.

Уже сегодня любой успешный человек должен иметь персональный сайт, или сайт своей фирмы, или, как минимум, хорошо оформленную и структурированную страницу в какой-нибудь из социальных сетей, общих или узкопрофессиональных. Наш сайт, наша страница, наш аватар - становится нашим лицом, одеждой, тем языком, на котором мы контактируем с миром. Каждый из вас, наверняка, натыкался в сети на совершенно убогие сайты: ужасно подобранный шрифт, негармоничные цвета, мешающая восприятию композиция. Какое ощущение о человеке или организации складывается, когда мы видим этот продукт плохого дизайна? Наверное, это похоже на ситуацию, когда совершенно не владеющий языком турист пытается общаться с иностранцем: глупо, смешно... жалкое зрелище.

О вкусах не спорят, одним нравятся одни сочетания цветов, другим другие, - говорят, увы, постоянно. Уверен раньше это было так, хотя, вспомните людей, не умеющих одеваться... Однако, если ты не умеешь подобрать одежду, в твоём распоряжении целый арсенал средств, чтобы расположить к себе: голос, взгляд, общая опрятность. Когда ты аватар - ты голое воплощение собственного художественного вкуса, и ничто уже не может тебя спасти. О вкусах е спорят? Представьте, что степень вашего понимания цветовой гармонии - это ваше произношение. Вы можете отлично владеть словарём, знать все формы глаголов, всевозможные правила и исключения из них. Но если вы произносите английские слова с кондовым самарским акцентом, не стоит пытаться заключать сделки с британцами, поберегите самолюбие.

Сейчас, возможно, это еще не так заметно, но ведь и ученики наши не сегодня будут профессионально реализовываться: с каким багажом они подойдут к своему двадцатилетию? Будут ли готовы к такому будущему, где невозможно не знать основ графического дизайна?

Именно поэтому первым заданием стало для них попытаться изобразить мир будущего таким, каким они его видят. Практически без моих подсказок, чтобы я смог посмотреть их уровень, оценить, с чем мне придётся работать. А работа предстоит сложная.

Как сделать так, чтобы всего за 16 семинаров, отведённых  на их воспитание, удалось привить им хороший вкус или развить те прекрасные задатки, что во многих из них имеются? Времени очень мало.

Мы придумали с ними вот какую схему работы. Кроме наших еженедельных занятий мы будем общаться с ними в социальных сетях, обмениваться интересными образовательными фильмами, обсуждать картинки и их мысли о цвете, фактуре, графике, всё это не в личной переписке, а небольшим микроблогом, в котором могут участвовать все. Каждый семинар не только я им даю домашнее задание, но и они мне. На первом занятии, попросил каждую группу выбрать мультфильм, который я внимательно посмотрю и на следующем занятии подробно расскажу им, как он сделан с точки зрения работы с изображением, композиции, колористики. Младшая группа выбрала современный аниме-мультфильм "Наруто", а вот группа 15-16 лет приятно меня удивила: они попросили рассказать про советский мультфильм "Алиса в стране чудес" (расплываюсь в благодарной улыбке, как Чешир). Задания, что я им дал на неделю, это не те задания, на которые можно выделить два-три часа в один из вечеров - нет, это такие упражнения, на которые можно тратить по 10-15 минут, но каждый день.

А еще я буду писать небольшие отчёты. И это первый из них. Возможно, через 16 недель произойдёт маленькое чудо, и мы с ними заговорим на одном языке, вместе изучая изобразительную реальность, как настоящие исследователи, современные алхимики, ищущие философский камень.