О родственных связях

Михаил Шаргородский
С момента рождения и всю жизнь, человека сопровождает такое понятие, как «родственные связи». Вначале для человека под эту категорию подпадают только члены семьи, где он родился. Затем, постепенно, начинает вырисовываться вся иерархия родни, как по вертикали, так и по горизонтали. Когда человек вырастает и женится - возникает новая ветвь родни. Кто все эти родственники, откуда они взялись, и какова их роль в нашей жизни?
И вообще, что такое родство? При подготовке этой главы мне захотелось посмотреть, а что о родственных связях пишут в интернете просвещенные умы.
Родство – кровная связь лиц, происходящих один от другого, или от общего предка. Родственниками являются прадед (прабабка), дед (бабушка), родители, дети, внуки, правнуки, дяди (тети), племянники.
В зависимости от того, происходят ли лица от другого или общего предка, кровные связи (линии родства) могут быть прямыми и боковыми. Кровная связь является прямой, если одно лицо происходит от другого. Кровная связь (линия родства) является боковой, если два или более лица происходят от общего предка (братья, сестры.)
Меня буквально поразило, что для определения различных степеней родства в классификации приведено примерно 200 наименований, которые вряд ли сможет кто-то запомнить.
При этом, наибольшее количество материалов, прямо отвечающих на вопрос о родне, подготовлено мусульманскими авторами. Видимо в их жизни родственники играют самую большую роль.
И на самом деле, на примере чеченских, ингушских, дагестанских и других кавказских народов, по сей день четко прослеживается, какую определяющую роль играют там родственные связи.
Более того, можно с уверенностью сказать, что для них институт родства - одно из непременных условий выживания. Так было всегда. Так и сегодня.
Мне хотелось бы привести несколько мыслей из названных выше мусульманских источников, которые я в полной мере разделяю.
Родственники имеют между собой кровные связи, которые навсегда связывают их между собой. Они - ветви одного дерева, плоды одного сада. Их связь заложена в них с самого рождения, а разрывание этой связи и прекращение отношений с родственниками влечет за собой семейные беды, которые порой перерастают в беды всего общества.
Разрыв родственных отношений должен быть любой ценой восстановлен вне зависимости от того прав, или виноват инициатор разрыва.
«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, а тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим).
«Мы не знаем чего-либо, что продлевает жизнь человека в этом мире, кроме укрепления родственных уз».
Укрепление родственных связей - это морально-нравственная обязанность, распространяющаяся даже на тех родственников, которые по каким-либо причинам оступились и совершают грехи.
Адепты изложенных взглядов подчеркивают, что по шкале мусульманских ценностей, несоблюдение, или тем более разрыв родственных связей - больший грех, чем даже прелюбодеяние.
Они используют религиозные мотивы, многочисленные ссылки на Аллаха, его Пророка и на Священное писание, чтобы как можно четче показать важность поддержания родственных связей и недопустимость их разрыва. Не знаю как на других, но на меня эти материалы произвели очень убедительное впечатление.
Я не ставил своей целью приводить подробные расклады родственных связей. Но принцип их формирования, наверное, можно привести.
Так для примера, мать и дочь находятся в первой степени прямого родства, дед и внук находятся во второй степени прямого, а родные братья и сестры во второй степени бокового родства; дядя и племянник в третьей степени, а двоюродные братья и сестры в четвертой степени бокового родства.
Семейный закон считает близким родство между лицами, связанными между собой лишь первой и второй степенью прямого родства.
Начиная эту главу, мне хотелось немного лучше разобраться в морально-нравственной и материальной стороне родства.
Узнав о том, что я интересуюсь вопросами родственных связей, мое сельское окружение стало приводить мне факты влияния родственных связей на жизнь растений и животных, на их селекцию и на выведение новых пород. Поскольку я в этих делах не слишком хорошо разобрался, я не буду о них говорить. Расскажу только об одном эпизоде, происшедшим с участием нашей семьи.
 У нас в городской квартире, на балконе, голуби стали вить гнездо. Супруга еще с детства очень любила голубей. Она стала им помогать. Подкладывала нужные им «стройматериалы», старалась кормить, поить, чтобы они не тратили зря времени. Наконец, они построили свое гнездо, отложили и высидели яйца, и произвели на свет двух красавцев голубей. Супруга продолжала за ними ухаживать, одновременно внимательно наблюдая за развитием их семьи. Она заметила, что один из новорожденных развивается быстрее, стал крупнее и мощнее.
Однажды вечером, когда я вернулся с работы, супруга встретила меня вся в слезах. Оказывается, повзрослевший сынок вышвырнул из гнезда отца и брата и стал демонстративно сожительствовать со своей матерью.
Супруга, до глубины души потрясенная таким аморальным поведением, схватила веник, немедленно изгнала недостойных постояльцев, разрушила их гнездо, и убрала все следы их длительного пребывания у нас.
Но это еще не все. Она навсегда разлюбила голубей, перестала их кормить и «голубить», не допуская повторного строительства гнезда на нашем балконе. Вот Вам наглядный пример претворения в жизнь лозунга «Один за всех, и все за одного». Следует сказать, что супруга, воспитанная в строгих правилах нравственности, еще долго переживала, в связи с недостойным поведением своих бывших любимцев.
Мне достаточно сложно писать на эту тему. По месту жительства нет никаких родственников, если не считать сватью. Судьба разбросала их по всему белому свету. К тому же и с теми, кто на отдалении, отношения складывались не самым лучшим образом.
Связи с родством поддерживались в основном по мужской линии. Моя мать, хотя и прожила 101 год, была последним представителем своей фамилии, и вместе с ней угас и ее род. С родственниками жены связи прервались вместе с ее уходом. Кто виноват?
Наверное, мы сами, и я персонально, как старший из ныне живущих представителей семьи, потому что не были приучены относиться к родству так, как призывают просвещенные представители ислама.
Кардинально исправить ситуацию, скорее всего, уже нельзя, так как «поезд ушел», но хоть частично, вероятно, еще можно, но уже силами следующего поколения. Именно такие соображения и явились побудительным мотивом написания этих строк.
Недавно мне довелось беседовать с одним осетином, который был у нас в гостях. С тех пор, как осетинская автономия самовольно вышла из состава Грузии, превратив себя в самопровозглашенную республику, ее представители, оставшиеся на основной территории страны, чувствуют себя немного неловко, хотя их никто и ни в чем не ущемляет.
Так вот он рассказал, что в их селе 9 осетинских семей, издавна живущих там. Они настолько связаны родством, что образуют мощный клан, который един и в горе и в радости, и в будни и в праздники. «Нам ничего не страшно. Мы верим друг в друга, мы чувствуем друг друга, каждый из нас часть единого целого. Тот, кто нуждается, всегда может рассчитывать на материальную поддержку. Нашего представителя, малого или старого, никто не решится обидеть, зная, что на его защиту встанет весь клан». Примерно в этом плане он рассказывал о житье-бытье своего маленького анклава, прочно спаянного родством.
Я искренне позавидовал. Помимо чисто организационной стороны бытия, они на праздничное застолье, которое никто не считает себя вправе пропустить, собираются более полусотни человек, каждый из которых хоть чем-нибудь хотел бы порадовать другого.
В общинах подобного рода каждый ощущает себя весьма комфортно, зная сколь много у него прав. Но нельзя забывать, что основой выживания родственных кланов являются обязанности каждого члена общества, которые почти всегда должны по своему объему и содержанию превосходить права.
Быть может не в такой степени, но все же весьма активно поддерживаются родственные связи и в Грузии.
Здесь очень редко используют термин «двоюродный брат», в особенности, если он по отцовской линии и носит ту же фамилию. Он просто брат. Мне очень нравится, как они именуют братьев и сестер.
Например, в застольной терминологии это звучит в дословном переводе так: «За детей нашей матери и отца». Даже самые дальние родственники, которых и не придумаешь, как правильно называть, и именуемые на Руси, как седьмая вода на киселе, здесь все равно в полной мере пользуются статусом «родственник».
Очень часто дружбу сравнивают с родством, причем нередко в пользу дружбы. Так ли это? Вот как по этому поводу высказался Марк Туллий Цицерон:
«Ведь дружбу между родственниками породила сама природа, но дружба эта недостаточно прочна. Ибо дружба тем сильнее родственных связей, что из родственных связей взаимную благожелательность устранить, возможно, а из дружбы возможности этой нет; ведь если чувство благожелательности пропало, то дружба уничтожается, а родственные связи остаются».
Центром, сердцевиной любых родственных отношений, является семья.
Семья очень важна в жизни каждого человека. Ведь это самые близкие, родные люди, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом, уютный и безопасный.
Настоящая семья - это больше, чем просто быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Это, когда каждый человек уникален и незаменим, как и то, что он привносит в семью.
Родные люди - это подарок судьбы, который мы должны ценить. А семья - наш надежный приют в большом, не всегда дружественном мире.
Главная ошибка людей в родственных отношениях, скорее всего, это то, что во многих случаях люди начинают воспринимать друг друга как должное, и перестают выказывать необходимое уважение и внимание.
Живя несколько лет в селе, я хорошо увидел, что здесь родственные связи несравненно более высокого уровня, чем в городе. Это, конечно, нельзя отнести только на счет того, что у сельчан более высокие моральные принципы и духовная близость с родственниками, что и побуждает их очень бережно относиться к ним. (Хотя и не исключено, что хоть частично, но это и на самом деле так.)
Причина гораздо прозаичнее. В селе, как правило, люди живут в собственных домах. Это вызывает почти постоянную необходимость каких-то ремонтов, помощи в обработке земельных наделов, или по уходу за животными и др.
Здесь очень редко пользуются платными услугами.
Родственники помогают друг другу в решении насущных проблем. По-родственному. Это особенно важно, когда у них разные профессии и можно наилучшим образом подставить плечо близкому человеку. И они всегда взаимно нужны. Складываются традиции общения, которые уже проявляются не только во взаимопомощи, но и при всякого рода ритуалах: крещениях, свадьбах, похоронах и других мероприятиях.
К тому же, люди живут на виду друг у друга, и сельского общества в целом. Нарушение традиций не очень-то поощряется.
Но так или иначе, уровень родства в селе поддерживается неизмеримо выше, чем в городе, где, по большому счету, нет, или почти нет тех проблем, которые отмечались на селе.
Обобщая некоторые мысли о родственных связях, можно сказать:

1. Количество и состав родственников зависит от Всевышнего, и нам не подвластно.
2. Семья, и старшие в ней должны хорошо знать, кто их родня, прививать эти понятия детям, и вместе с ними поддерживать посильные связи с этими людьми. (К сожалению, здесь мы грешны.)
3. Зная материальное положение родичей, в пределах своих возможностей оказывать им поддержку. В случае надобности, принимать аналогичную помощь. (Здесь не совсем грешны.)
4. Использовать любые возможности для постоянного общения с родственниками, вникать в их проблемы и совместно искать пути их решения, с тем, чтобы никто из них, или из нас, не ощущал себя одиноким и брошенным на произвол судьбы. (Грешны.)
5. Прививать и себе, и, по возможности, своей родне, чувство единой семьи, даже клана, связанного общностью взглядов и готовностью бороться за них. (Грешны.)

Хотелось бы подчеркнуть, что вышеизложенные соображения, конечно же, не инструкция и не моральный кодекс поведения. Это просто мысли довольно немолодого человека, прошедшего достаточно длинную дорогу жизни. Я хорошо понимаю, что написанное здесь, ни в коем случае не может исчерпать такую серьезную тему, как «родственные связи».
У каждого человека на эту тему могут быть свои, возможно и лучшие мысли и предложения. Бог им всем в помощь!
Мне кажется, что изложенное в этих записках, это тот минимум, который позволит сохранить и уберечь родство. Однако, даже минимум, не совсем легкая задача. Но если суметь ее осуществить, огромному количеству людей жить станет легче и светлей. Причем это тот редкий случай, когда нет проигравших. Все в выигрыше.
Следует честно сказать, что ни по одному вопросу, о котором я пытался писать, мне не было так неуютно, как по этому. Слишком многое из того, что мне подсказывал разум, когда я начал думать о родственных связях, мною самим не выполнялось, или выполнялось далеко не в полном объеме. Какие-то выводы я для себя сделаю.
Если аналогичные решения примут те немногочисленные читатели, на которых я рассчитываю, или даже просто задумаются на эту тему, моя задача, которую я сам для себя ставлю, будет выполнена.