Балда Нанович - сказка

Альберт Орсичев
Жили очень давно Поп и Балда. Так давно, что многие их и не помнят.
Прошло двести лет. Выросли у попа и Балды  сначала дети, а потом и внуки. Потом ещё дети  внуков. Потом ещё дети и внуки, и дожили они до наших дней.

Внук у попа стал Буржуем . А внук Балды так Балдою и остался. Встретились они однажды на бирже труда. Обрадовались встрече.

- Ты не обижаешься на моего деда? – спросил Балда.
- Нет. Ну что ты? Кто старое помянет – тому глаз вон. Наоборот. Твой дед отобрал у чертей целый мешок драгоценностей и отдал моему деду. Правда, дал ему, бедному, такого щелчка, что он мало и пожил. А драгоценности отобрала новая власть.
Спасибо Чубайсу, что он помог нам подняться. Сейчас у меня хороший дом, и живу я в достатке.

А ты как живёшь?
- Да, мой отец тоже с Чубайсом работал.  ОО! Чубайс тогда был великий человек. Сам Президент с ним дружил. Вместе с моим отцом счастье для народа искали. Для народа не получилось, а своё счастье Чубайс нашёл. Может, слышал  ты о моём родителе? Его звали НАНО. Поэтому и меня сейчас зовут Балда Нанович.

- Слышал, конечно. Хороший был человек. Спасибо и ему за помощь.
- Был да сплыл. Чубайс дал ему за  работу гербовую грамоту – ВАУЧЕР. Ну, Балда, говорил – теперь ты богатый и свободный человек, и сам себе хозяин. Делай с этой грамотой, что хочешь.
Отец продал эту грамоту на рынке. Купил бутылку водки и колбасы и решил отметить начало свободной жизни. А водка оказалась не настоящая. От неё он и умер.
- Очень жаль. Сочувствую тебе, Балда Нанович.
- А что ты, Буржуй, на бирже делаешь? Работаешь здесь?

-  Нет. Пришел нанять работника. Упал забор у моего дома. Хороший, новый почти, забор, а вдруг упал. Не пойму, от чего.  Ни ветра, ни грозы не было, а он упал. Чёртовщина, какая то. И работа то простая. Всего пять щитов поднять да двадцать гвоздей заколотить. Видишь, гвозди купил? А сам не могу.

- Так возьми меня. Я как раз пришел на биржу работу попросить. Только имей в виду, что я не буду жить у тебя, как мой дед, и работать за семерых.
- Ну что ты? Сейчас другие времена. А что ты хочешь, что ты любишь?
- Больше всего я свободу люблю – говорит Балда Нанович.  Слышал, наверное, как люди говорят – Свобода лучше, чем Несвобода.

- Отлично! Я дам тебе полную свободу. Живи, где хочешь и как хочешь. Работай, как хочешь и чем хочешь. Не учить и не стеснять тебя не буду.
Как поставишь забор, сразу же заплачу по целому рублю за каждый гвоздь. Двадцать гвоздей –  двадцать рублей. Работа то плёвая, да я по дружбе и так тебе переплачиваю. Соглашайся.

- Согласен! На том  и договорились.
На следующий день приехал Балда Нанович к Буржую.
Видит – упало пять щитов забора. Двадцать гвоздей рядом положены, и никого нет. За забором большой дом , собака на цепи. Не подойдешь.
Ну, ладно. Мне в его дом и не надо. Заколочу гвозди, получу деньги, и домой. Как назло, молоток дорогой потерял. Чем буду гвозди забивать?
Видит, рядом с гвоздями, кто то, как специально, камень положил.

- Камнем гвозди забью – решил Балда Нанович, и стал первый щит поднимать. Поднатужился, еле от земли оторвал, а дальше не может. До чего тяжёлый оказался.
Проклятый Буржуй – обманул всё - таки! Тут одному не справиться.
Хоть бы чёрта какого дал в помощь – выругался Балда.

- Вы звали меня, Балда Нанович? – вдруг услышал он голос маленького старичка, который медленно подходил к нему. Странный , какой то старичок. Плащ на нём до самой земли, а из - под него маленькие ножки торчат, на  протезы   похожие.
На голове шляпа еле держится, то ли на ушах , то ли на палочках.

- Может помочь вам, Балда Нанович? – говорит старичок.
Да чем ты можешь помочь, если я , здоровый мужик, не могу поднять этот щит? Ну, помоги, маленько. Только старичок ухватился за угол щита, так он сразу встал на своё место.
- Ну, спасибо! Не ожидал. Дальше я сам справлюсь.
Взял Балда камень, чтобы первый гвоздь заколотить.
Размахнулся, ударил по гвоздю. Гвоздь согнулся в дугу, камень раскололся на части, а пальцы руки все в кровь разбиты. Охает Балда  от боли, а старичок смеётся.
- Чему ты смеёшься? Не видишь, что ли – все пальцы разбиты. Помог бы лучше.
- Я помогу тебе, если и ты мне поможешь – говорит старичок.
- Да чем я могу помочь тебе?
- Выполни одну мою просьбу, и я тебе не только помогу забор поставить, а и дальше помогать буду.

- Ну, говори свою просьбу, только чтобы без криминала.
- Никакого криминала. Просто, когда хозяин с тобой будет рассчитываться, скажи ему напоследок четыре слова: « ну, и чёрт с тобой» Только не перепутай!
- Только и всего? Странно это…
- Да! Только эти слова и больше ничего.
- Да как то нехорошо мне так говорить человеку. Он даст мне деньги, а я его к чёрту пошлю?
- Ну, как знаешь. Делай тогда всё сам, если сможешь.

- Хорошо! Согласился Балда. Скажу я ему эти слова. Я его не очень то и люблю , этого Буржуя. Да, тебе то какая от этих слов польза?

- Не могу я тебе, Балда, всю правду открыть. Только мне от этого буржуя жизни нормальной не стало. Раньше дружно жили. Друг другу не мешали. А теперь что он делает? В Бога не верит, а навешал во всех комнатах иконы Христа да кресты. А я с этими иконами жить не могу. Болею, страдаю и плачу. А если ты скажешь ему такие слова, то сразу всё изменится. И он снова будет мирно со мной жить.

- Да как ты в этот дом зайдешь? Видишь, злая собака, и замки на дверях.
- О, не беспокойся. Собаку я усыплю, а замки для меня не преграда. Я и через скважину замка залезть могу.
- Хорошо! Согласен. Ударили по рукам и скрепили уговор кровью от пальцев.
- Ну, помогай, раз договорились – сказал Балда, и стал руку свою перевязывать. Перевязал, глянул, а все щиты уже на месте стоят, и гвозди заколочены.
- Как быстро всё у тебя получилось? Просто удивительно.
- Да ничего удивительного. Я сам его и уронил – засмеялся старичок.

К вечеру приехал хозяин Буржуй. Посмотрел забор. Всё хорошо. Гвозди заколочены.
- Молодец! Балда Нанович. Вот тебе двадцать рублей за работу и ещё рубль премия за то, что всё хорошо и быстро сделал.

- Да маловато всё же. Щиты такие тяжёлые. Видишь – даже пальцы повредил. Добавь ещё немного, хотя бы на бутылочку вина.
- Нет! Как договаривались. Уговор дороже денег. А что пальцы повредил, так сам виноват.
- Ну, и чёрт с тобой – выругался Балда Нанович, и пошёл домой, расстроенный. Идёт и дороги перед собой не видит от расстройства, да Буржуя за жадность ругает. Запнулся вдруг за камень, упал, ногу повредил.
 - Чёрт бы тебя побрал, Буржуй проклятый!
- Вы звали меня, Балда Нанович?  Как из - под земли появился старичок.
- Видишь, ногу повредил, встать не могу. Помог бы, что ли? Зря я с тобой связался. Какая от тебя польза?

- Не печалься, Балда Нанович. Всё будет хорошо. Держи посох и ходи всё время с ним. Если тебе что- то потребуется, стукни этим посохом о землю или об пол четыре раза. Я тут же приду и сделаю всё, что хочешь.

- Так я тебе и поверил? Чудес на свете не бывает. Смотрит, а старичка уже и нет.
Пришел Балда домой, получил пособие. Живет потихонечку, немного подрабатывает, пальцы на руке зажили, и, совсем почти забыл про странного старичка.
Но стал задумываться. Живёт же Буржуй в богатом доме, ездит на машине , нигде не работает. А я живу в маленькой комнате, машины нет. Хожу вечно с этим посохом, чтоб не упасть. Несправедливо!

- Стукни четыре раза? Что за глупость? Нашёл дурака!
Взял, да со злости и стукнул в пол четыре раза.
- Ты звал меня, Балда Нанович? Как из под пола появился вдруг знакомый старичок.
- Что ты хочешь? – говорит.
- Машину хочу. Буржуй ездит на машине, а я пешком с этим посохом. Несправедливо.

- Будет тебе машина. Вот тебе билет до Москвы и подарки для Лёни Якубовича. Как приедешь, иди к нему на программу. Там все его знают. Вручи подарки и крути барабан. Ничего не бойся. Я, незаметно, буду рядом с тобой. Как крутнёшь барабан, он остановится на метке – ключи от машины. Тут, смотри , будь внимательней! На твоём ключе я зажгу маленькую красную метку. Смело бери ключ, открывай машину, и она – твоя. Да, смотри, не перепутай, Балда Нанович.
Сказал так, и пропал, как будто и не был.

Смотрит  Балда – билет на столе, чемодан с подарками. Значит, не обманул?
 Балда Нанович так всё и сделал, как старичок сказал.

Сейчас он ездит на собственной машине и очень доволен жизнью. Если ему что - то надо, он четыре раза стукнет в пол, и старичок сразу к нему и приходит.

Они подружились. Бывает, вечерами долго разговаривают, вспоминают про забор и Буржуя, и весело смеются. Оба довольны своей жизнью.

У Балды Нановича появилась поговорка – КРУТИ БАРАБАН. Если кто- то из соседей начнёт жаловаться на жизнь, он, бывало, скажет – КРУТИ БАРАБАН! Всем становится весело и все смеются.
Одна только , соседка снизу, поворчит иногда , когда он стучит об пол своим посохом . Приглашала даже врача, чтобы он проверил здоровье Балды Нановича.

Врач его посмотрел, прослушал и сказал: всё хорошо.

Балда Нанович – нормальный мужик, только его чёрт попутал.