Путь в дивную страну

Елена Киянка
"Путь в ту дивную страну лежит через поля огненные, через скалы гранитные, через моря бурные да по ветру вольному".
                Из народной сказки


О коммунизме говорили всегда, с незапамятных времён. Каждая эпоха диктовала свои формы выражения, каждый народ находил лучшие слова для описания царства всеобщего благоденствия и справедливости, в котором живут совершенные во всех отношениях люди.
Древнеегипетский миф о царстве Осириса, ведические тексты о стране  Брамы (позже Кришны), майанские легенды о земле Кетцалькоатля, повествование зороастрийской Авесты о борьбе Ахурамазды с Ариманом во имя установления на Земле царства праведности, учение великого Платона об идеальной демократии, первоначальное учение Христа, а так же сказки и были разных народов повествуют об одном и том же о достижении человечеством состояния всеобщего совершенства, которое будет выражаться в разрешении противоречия между общественным и личным; состояния, в котором общественное станет личным, а личное - общественным. Такое состояние общественного бытия мы теперь называем КОММУНИЗМОМ (от латинского слова сommunis, т.е. - общий). А существование общины возможно только на принципах равенства, общего владения и самоуправления.
Но нельзя забывать, что большинство мифов, легенд, сказаний и Учений писалось и придумывалось в период становления и развития классового общества, т.е. тогда, когда люди стали делиться на угнетателей и угнетённых. Угнетённые мечтали об обществе, в котором не будет рабов и рабовладельцев, богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, где будут все равны, сыты и счастливы. А угнетатели думали о том, как увековечить своё господство, эксплуататорство и роскошь. И в то время, как угнетённые мечтали и находили лучшие образы для  воплощения своей мечты в словах, угнетатели использовали все возможные средства (а на службе у них всегда было государство и целый штат продажных книжников и хитрых фарисеев), чтоб эту мечту исказить до неузнаваемости, опорочить её, осмеять и тем самым заставить уверовать обездоленный люд в её неосуществимости на Земле. Царство, которое Осирис первоначально  осуществил на Земле, стараниями жрецов было превращено в загробное. Точно так же, как тысячелетие спустя, Царствие Божие, о неизбежном наступлении которого говорил Христос, было перемещено церковниками куда-то на небо, и вход в него стал покупаться и продаваться: угнетателям - за деньги, а угнетённым - за покорность и непротивление злу.
Но история шла вперёд. Возмущение лучших умов, вызванное мракобесием инквизиции, лицемерием церковников и закостенелостью церковных догм, породило научное мышление, а оно, в свою очередь - диалектико-материалистическое мировоззрение. Не только возможность, но и неизбежность осуществления вековечной мечты угнетённых была научно доказана классиками: Марксом, Энгельсом и Лениным. Образы древних текстов и народных сказок приобрели научное звучание. Огненные поля трансформировались в пролетарскую революцию, гранитные скалы - в  диктатуру пролетариата, плавание по бурному морю - в строительство социализма, а вольный ветер - в закономерный ход исторического развития.
По воле истории подвиг первопроходцев на этом трудном, но самом верном и прекрасном, из путей человеческих выпал на долю народов, населяющих Российскую империю. Больно было бежать по огненным полям революции? Больно. Но пробежали. Тяжко было карабкаться по отвесным скалам диктатуры пролетариата? Тяжко (многие в пропасть сорвались). Но одолели. По волнам бурного моря строительства социализма поплыли ... И потерпели крушение. Потому что не по вольному ветру курс держали, а туда, куда кормчим хотелось. А кормчим хотелось власти да такой, чтоб господами зваться и собственностью всенародной самолично владеть. Вот и направили корабль не туда, куда ветер истории дул, а на рифы капитализма. Криком зашлись апологеты чистогана, неравенства и эксплуатации человека человеком: мол, и цель была миражом, и научные выводы Маркса-Энгельса - ложными, и путь неверным. И для пущей важности тот строй, который в Советском Союзе существовал, коммунизмом стали называть, - пускай себе обывательские массы думают, что коммунизм - это вечное прохождение огненных полей, отвесных скал и бурных морей, и при звуке этого слова от страха сотрясаются! Но врут грамотеи бумажные, фарисеи продажные! Не было в Советском Союзе коммунизма, был лишь путь к нему.
В чём мудрость и величие древних сказаний? В понимании того, что путь к самой заветной мечте человечества не может быть лёгким и гладким. В чём ограниченность и ничтожность современных очковтирателей и бумагомарателей? В сознательном нежелании понимать эту истину. Когда им говоришь о благах и достоинствах коммунизма, они не прочь эти блага заполучить. Но когда упоминаешь о пути, они находят тысячи аргументов, доказывающих невозможность его совершения. Но, как метко заметил русский полководец А.В. Суворов: "Нет слова "не могу", есть слово "не хочу". Разве могут захотеть пухлые и рыхлые филистеры проходить через огненные поля??? Тут, как говорится, что угодно, только не это. Отсюда и вонь из болота социал-демократии. Социал-демократия не отрицает коммунизм, она просто не приемлет путь к нему. А без пути, как известно, нет достижения. И неутомимые поборники социал-демократии уже на протяжении двух веков сеют лживые иллюзии о том, что капитализм-де сам собой рассосётся, собственность на средства производства - обобществится, общественное богатство как-то само собой равномерно распределится. Сознательно отождествляя понятия всеобщего благоденствия и мещанского благополучия, чтобы затем успешно подменять одно другим, социал-демократы тормозят продвижение к коммунизму больше, чем его открытые враги. Потому что эти понятия являются антагонистами. И тот, кто живёт идеалами мещанского благополучия, никогда не сможет стать творцом общества всеобщего благоденствия. Пример тому - скандинавские страны, которые так любят называть филистеры образцом для подражания. Да, уровень мещанского потребления там высок, ничего не скажешь. Но и показатели, свидетельствующие о моральной деградации общества, высоки непомерно. Наибольший процент самоубийств, наркоманов, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных, проституток, половых извращенцев, изощрённых преступников, психбольных - наблюдается именно в "благополучных" скандинавских странах. Следовательно, ни к социализму, ни, тем более, к коммунизму эти страны никакого отношения не имеют. Потому что социализм, а тем более коммунизм, это не только и не столько высокий уровень потребления (потребление должно быть не высоким и не низким, а разумным, соответствующим общественным возможностям), а, в первую очередь, постоянно повышающийся благодаря развитию производительных сил уровень общественного сознания и творческая продуктивность общества в целом; это полноценная и насыщенная эмоциональная, интеллектуальная, культурная и духовная жизнь всех граждан без исключения; это исчезновение социальных язв, которые разъедают сытые тела буржуазных государств; это - совокупность совершенных с эти-ческой точки зрения отношений между людьми; это забота каждого о благе общества и забота общества о благе каждого; это, когда люди мечтают не о том, чтобы стать богатыми и праздными эксплуататорами, а о том, как стать совершеннее, полнее раскрыть свой творческий потенциал и принести пользу обществу; это, когда труд является радостной потребностью, а не изнурительной альтернативой голоду; это, когда целью материального производства является улучшение человеческого бытия и воспитание всесторонне развитого человека, а не всерастлевающая прибыль; это когда достижения научно-технического прогресса направлены на благо и освобождение людей, а не на их уничтожение и, как моральное, так и физическое порабощение; это, когда искусство и литература воспевают достойные человека чувства, мысли, стремления и поступки, а не пропагандируют культ насилия, порнографии, стяжательства и других низменных страстишек; это, когда государство как аппарат насилия отмирает по мере роста общественного сознания, а не наоборот; это, когда разрешено противоречие между городом и деревней; это, когда в мире воцаряется дружба и взаимовыгодное сотрудничество между народами, а не межнациональная рознь и закабаление одних другими ... Вот краткое описание того жизнеустройства, к которому испокон веков стремятся люди, называя его согласно уровню своего понимания: то царством Осириса, то Царствием Божьим на Земле, то Страной Исполнения Желаний, то Городом Солнца, то Державой Света, то КОММУНИЗМОМ.
Почему указаны тернии на пути к совершенному обществу, как в поэтических образах древних сказаний и мифов, так и в научных трудах классиков марксизма?
В сказках дан очень точный образ: обычно первое препятствие, встающее на пути в Волшебную Страну - это прохождение сквозь огонь. Поле, лес или гору зажигают какие-то злые силы, которые завладели миром и не хотят пропустить Героя в нужном направлении. Если Герой не устрашается и прорывается сквозь огонь, то в нём сгорают злые силы, а если - устрашается, то сгорает сам.
Второе испытание, которое звучит в сказках, как преодоление гранитных скал, чёрных гор, каменных стен и т.д., думается мне, означает период осуществления диктатуры пролетариата. Именно на этом участке пути Герою сказаний обычно встречается наибольшее количество оборотней, ловушек и скрытых пропастей. Поэтому он должен идти по узкой тропинке, не глядя вниз, никуда не сворачивая и ни на что постороннее не отвлекаясь. Малейшее уклонение с пути может спровоцировать камнепад или оползень. Малейшее сожаление или сомнение может вызвать встречу с оборотнем, с которым потом придётся сражаться над пропастью. Прежде чем народ сможет научиться организовывать свою жизнь на принципах самоуправления, он должен научиться осознанно подчиняться законам необходимости и целесообразности. Поговорка "командует лучше всех тот, кто лучше всех умеет подчиняться" актуальна не только для каждого человека в отдельности, но и для народа в целом. На описываемом мной участке пути к коммунизму подчинение начинает становиться сознательным. Никто не прыгает из стороны в сторону на узкой горной тропе - справа - бездонная пропасть, а слева - гладкие камни. В данном случае метания просто нецелесообразны. Чтобы дойти до назначенного, надо идти вперёд, а не биться головой о гранит.
Теперь о третьем этапе пути к Новому Обществу, который образным языком древних чаще всего выражался, как плавание по бурным морям или странствие по бескрайним степям, а на языке современности называется строительством развитого социализма. После тесноты горных ущелий глазам открываются необъятные просторы. Кажется: иди, плыви, куда хочешь ... Ан, нет! По ветру истории надо курс держать. А ветер истории дует к берегам коммунизма. И странствие по морю, равно как и по суше, изобилует разного рода скрытыми опасностями - всех не усмотришь и не предскажешь. Надо просто двигаться туда, куда ветер истории указывает, т.е. осуществлять те действия, которые приближают к коммунизму. Дальнейшее обобществление средств производства приближает к коммунизму? Приближает. Значит - надо это действие осуществлять. Поднятие уровня развития села и людей, там живущих, до городского приближает к коммунизму? Конечно. Значит - надо совершить и это действие. А планомерный перевод общества на рельсы самоуправления? А трансформация рудиментарных остатков капиталистических товарно-денежных отношений в - социалистические? А неуклонное и постоянное повышение уровня общественного сознания и культуры путём психологически грамотно организованного воспитания и качественного общедоступного образования? А сокращение, когда позволят условия, рабочего времени до 6-ти, а потом и до 4-х часов в день? А всестороннее постоянное улучшение социального обеспечения и социальной защиты? Всё это и ещё многое другое - необходимо своевременно провести в жизнь, потому что каждое из этих действий приближает к коммунизму. К сожалению, не все эти действия были своевременно, правильно и в должной степени осуществлены в Советской Стране, потому и потерпел крушение наш корабль.
Теперь нам заново придётся преодолевать все тяготы пути к коммунизму. Разве только огонь не таким жгучим будет, и скалы не совсем отвесными, и пропасти не бездонными, и море более покладистым ... И не только нам - всему человечеству придётся. Потому что распоясавшийся империализм поставил народы мира перед лицом жёсткого выбора: либо - путь к коммунизму, либо - гибель планеты: то ли от гигантского ядерного взрыва новой мировой войны, то ли вследствие глобальной экологической катастрофы, то ли в результате тотальной нравственной деградации, пропагандируемой и насаждаемой империалистами во имя получения сверхприбылей и продления срока своего господства.

2004г.