Моя милиция

Алекс Мильштейн
В августе 1982 г. меня послали в командировку на Курскую АЭС. Прибыл в Курчатов – город энергетиков при Курской АЭС, для которого она является градообразующим предприятием.  Город понравился – современный, компактный, благоустроенный. Центральная улица – так прямо проспект:  высотные жилые  дома,  магазины, газоны, клумбы… Отыскал общежитие, удивился – 14-ти этажная панельная башня! Потом выяснил – это далеко не единственная общага в городе. Правда, дал маху: надо было селиться в гостинице – уровень повыше. Но кто знал, что с постоем в Курчатове no problems!

Протягивая ключи, девушка-администратор мило улыбнулась:
– До вас в этом номере мужчина жил. Им участковый интересуется. Мы его недавно выселили, но он наведывается – говорит, вещи какие-то оставил. Если  появится, вы сообщите мне или в милицию.

Я счел предупреждение девушки своеобразным проявлением юмора, кивнул головой и направился к лифту. Поднялся на восьмой этаж, нашел  номер, открыл дверь. Уютная комната на два места. Рядом с одной кроватью, действительно, стоит маленький чемодан и дорожная сумка. Удобств нет – они располагаются в сантехническом блоке, объединяющем четыре номера. Спустился вниз, спросил у администраторши, можно ли убрать чужие вещи из номера. Нет, ответила она, у нас не предусмотрена камера хранения. Не стал заморачиваться, вышел на улицу и прогулялся по городу. Часов в десять вечера вернулся и залег – как-никак весь день был в пути. Поздно ночью разбудил стук в дверь.

– Чего надо? – спросил спросонья.
– Открой, я здесь живу, – послышался, как показалось, не очень трезвый мужской голос.
– Тебя выселили! Иди, разбирайся с администратором.
– Я за вещами пришел! – продолжали стучать в дверь.
– Приходи утром! Что за манера ночью ломиться! – разозлился я. – Не мешай спать, а то в милицию позвоню.
         
Хотя телефоном в номере не пахло, о чем ночной гость должен был по идее знать, упоминание милиции явно произвело на него впечатление. Стук прекратился. Он еще немного потоптался у двери, потом зашел в туалет (слышно было, как спустили воду) и удалился. 

На следующий день, вернувшись с АЭС, я пошатался немного по центру города и двинул в общагу. Не успел открыть дверь, как за мной в номер ворвался парень лет 25-27. Ночной гость, мелькнуло в голове – очевидно, он поджидал меня в сантехническом блоке. Парень был трезв, агрессивности не проявлял и сразу полез в чемоданчик, что-то в нем проверяя. 

– Что же ты натворил, приятель? – спросил я. – Почему прячешься от милиции?
– Ничего! – возбужденно воскликнул он. – А эти менты, если захотят,  к фонарному столбу придерутся!
– Бывает, – согласился я.

Парень поднял вещи, повернулся к выходу, но потом устало сел на кровать и попросил сигарету. Пока мы курили, он  поведал свою историю. Четверо друзей приехали работать на ударно-комсомольскую стройку из тамбовской области в начале мая. Поселившись в общаге, собрались поужинать, ну и выпить – отметить приезд. Один из друзей в ходе застолья отлучился в магазин – за сигаретами. И пропал! Не вернулся ни вечером, ни на следующий день. Обратились в милицию. Там сказали, не морочьте нам голову – наверно, нашел девку, заночевал у нее, надоест – объявится! Естественно, не поверили – кто же так поступает! Опять в милицию. Там отвечают – значит, домой уехал. Вы тут ежедневно  десятками приезжаете и уезжаете, что мы каждого пасти должны. На замечание, что вещи остались здесь – ноль внимания. Прошло несколько недель, мать пропавшего прислала письмо, почему, дескать, сынок не пишешь. С этим письмом снова в милицию – объявляйте розыск! На что железный ответ – розыск объявляется по письменному заявлению родственников, а вы – кто такие? Пусть мать приезжает и подает заявление.

По городу ходил слух, что кавказцы чуть ли не до смерти  избили какого-то парня. Двое друзей плюнули на такую ударную стройку и подались домой. Он тоже бы уехал, но на  строительном участке задержали расчет – не хотелось бросать деньги. Из принципа продолжал ходить в милицию с требованием возбудить уголовное дело об убийстве. Ему резонно отвечали, покажите тело убитого – тогда заведем.

Однажды участковый, здоровенный капитан, взял тамбовца за грудки и недвусмысленно предупредил: «Катись-ка ты отсюда парень подобру-поздорову!». После увольнения с работы моментально выселили из общежития. Даже ключ не дали, чтобы взять вещи из номера. В вестибюле его лично перехватил капитан и рявкнул: «Вон из города! Чтобы через 24 часа духу твоего здесь не было!» Уже трое суток он прятался. Уехал бы без вещей, но в номере остался паспорт. Когда темнело, приходил смотреть на окно. Вчера горел свет, значит, кого-то поселили – поэтому пробрался в общагу и постучался в номер.

Едва тамбовец закончил рассказ, как послышались тяжелые шаги и в комнату ввалился бравый милицейский капитан. Со словами «Я же тебе велел убраться, а ты опять, сучий потрох, здесь!», он великолепным прямым ударом сшиб тамбовца на пол и принялся колотить ногами. Все попытки парня закрыться или увернуться безжалостно подавлялись. Наконец, тамбовец понял, что лучше не дергаться и замер на полу. Тогда капитан прекратил расправу и приказал встать.

– Это твои вещи? – прорычал он. – Забирай! И духу твоего чтоб в Курчатове больше не было! Еще раз попадешься, считай себя конченым человеком! Понял!

Тамбовец схватил сумку и чемодан, ни к селу, ни к городу брякнул «До свидания!» и выскочил из комнаты. Я едва успел прийти в себя от неожиданности – вся сцена заняла не более  минуты.

– Не слишком ли круто вы с ним? – спросил я.
– Нормально! – ответил капитан. – С этой публикой по-другому нельзя!

– А как же «Моя милиция меня бережет»?
– А ты кто такой умный будешь?

– Командировочный. Из Москвы.
– Командировочные у нас обычно в гостинице селятся, – подозрительно посмотрел на меня капитан.

– Захотелось поближе к народу.
– К народу, говоришь, хочешь быть ближе. Слушай тогда, что я тебе скажу. Сюда, на всесоюзную стройку, кого только не нагнали и кто только сам сдуру не приехал! Очень разношерстная публика! Естественно – начинаются стычки, разборки, драки, потасовки. А их на корню надо пресекать! Вот его дружок пропавший – хорош гусь! Не успел приехать – напился и пошел в город сигареты искать. Идиот! Не зная броду, сунулся в воду! Тут после десяти впору комендантский час вводить! А этот правдолюб! За четыре  месяца три места работы сменил – пьет, я узнавал. А раз пьет – обязательно куда-нибудь вляпается. На хрен он здесь мне нужен! О, погляди, урок пошел впрок – как на крыльях летит!


Я взглянул в окно. Внизу, по направлению к автобусной станции, быстрым шагом несся тамбовец. Несмотря на то, что в руках у него были  сумка и чемодан, он энергично  размахивал ими вверх-вниз, словно крупная птица, разбегающаяся перед взлетом.

– Автобус через десять минут. Если успеет, через час будет в Курске – очень хорошо! – удовлетворенно сказал капитан и после короткой паузы добавил, направляясь к выходу:
– А ты знаешь, командировочный, что у вас в Москве перед олимпиадой еще круче порядок наводили, избавляясь от всякого сброда. Вот тебе мой совет – перебирайся в гостиницу и держись подальше от этого народца!


Настоящий рассказ представляет собой тематические выдержки из повести «Курская АЭС»  (http://www.proza.ru/2012/12/04/1405)