Бхагавад-гита всем. обзор. диалог. часть 26. прило

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 26. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

http://yasbogom.ru/article.php?articleId=24&chapterId=27

На приведенной ссылке рекомендуется находить  ту или иную главу и соответствующий стих, который указан в тексте.




БОГ:

Надо понимать, что вопрос Арджуны в ст. 1 гл. 12 непременно дан ему Богом. Это было необходимо, чтобы люди могли понять, что все же можно назвать преданным служением, в каком случае человек считается угодным Богу, ибо на тот период было немало тех людей, которые занимались йогой, были вовлечены в связующий процесс, но одни поклонялись непосредственно Богу-Отцу, имя Которого Бог Кришна,  другие же поклонялись тому, что за пределами их чувств, непроявленному, понимая, что они поклоняются Высшему Живому Существу, Которое полностью управляет судьбами, но не могли точно знать, Кто именно и как Ему угодить, чтобы Он не прогневался, но проявил Милость. Далеко не все  на тот период во времена Арджуны могли быть уверенными, что поклоняются именно Личности Бога, поскольку Бог изначально считался абсолютно недостижимым Живым Существом, очень высоко стоящим и Лично не принимающим молитвы и подношения от некоторых низко стоящих людей, не отвечал на их поклонения Лично, но опосредствованно через уполномоченных высокодуховных и наделенных могуществом живых существ или был как бы устранен от того, какую форму поклонения выбирают люди, которые полагают, что все жертвоприношения принимают духи, полубоги, умершие предки, привидения и другие мистические существа.

Однако, в ст. 2 Бог Указывает, что наиболее совершенными, а значит, и угодными Богу считаются только те люди, кто хорошо понимает, Кто именно за всем стоит и кто, будучи наделенными строгой верой, поклоняются только Богу Кришне.

Однако, поклонение непроявленному живому существу не является для человека его низшей ступенью, если он связывает его определенным внутренним пониманием именно с Богом Кришной, Верховной Божественной Личностью. В таком случае вера такого человека будет постепенно перенаправляться на Самого Бога, Высшего Управляющего, Кто Единственный за всем стоит и от Кого все исходит изначально. И в этом не может быть сомнений. О таких людях Бог Говорит в ст. 3-4 гл.12. Здесь главное  в том, чтобы человек в так направленной вере понимал, что это непроявленное Живое Существо, Управляющее материальным миром, есть Сам Бог, Всепроникающая, Высочайшая, Непостижимая Личность, Неизменная, Абсолютно Духовная.
Также необходимо, чтобы человек непременно поклонялся Ему, также контролировал  свои чувства в совокупности, был ко всему, согласно ст. 3-4 гл. 12, равен разумом и был занят деятельностью на благо всем живым существам. В таком случае такой человек также непременно достигнет Бога и в этом не может быть сомнений.

Однако, следует знать, что таких людей, которые поклонялись бы Тому, о Ком ничего не известно и кто в их умах не Бог, но обладает великой мистической силой, таких людей, которые соответствовали бы  условиям в ст. 3-4 гл. 12  практически почти не существует в современном мире, но во времена Арджуны такие люди были и именно для них был дан ответ Бога.

Но из тех, кто поклоняется не Самому Богу, а непроявленному, тому, что за пределами чувств, чьи умы привязаны более к мистике и мистическим живым существам, такие люди имеют очень беспокойный ум и несомненно в религиозном направлении, даже поклоняясь этим непроявленным мистическим живым существам, с очень большим трудом достигают успех, ст. 5 гл. 12. Здесь следует отметить тех людей, кто и поклоняется непроявленному, т.е. духам, умершим, полубогам. Но и таких людей в материальном мире не так уж много, ибо люди чаще всего поклоняются или Самому Богу или Его Сыну.
Но только те люди, которые осознанно поклоняются Богу Кришне, кто посвящает Всевышнему все виды своей деятельности, видя в Боге Кришне свою конечную цель, кто занят преданным служением без отклонений, всегда сосредотачивая на Боге Кришне свой ум, помня о Боге, поклоняясь Богу всегда, для них Бог есть Высочайший  избавитель из океана рождения и смерти, ст. 6, 7, 8 гл. 12. Именно так следует идти преданному к Богу Кришне, видя только в Боге свою конечную цель, свой смысл жизни.
Однако, надо понимать, что даже будучи преданным, человек далеко не всегда может или способен постоянно сосредотачивать на Боге свой ум, хотя Бог Кришна именно это настоятельно рекомендует Арджуне в ст. 8 гл. 12.

Но если человек не занят преданным служением, если он не поклоняется Богу систематически, то сосредоточиться на Боге умом и разумом практически невозможно. В таком случае Бог Кришна рекомендует заняться преданным служением, через которое человек получит, разовьет в себе необходимость, желание, естественное состояние души, направленное на Бога постоянным мыслительным процессом, ст. 9 гл. 12.

Однако, практика йоги, путь связующего с Богом процесса через преданное служение не всегда для человека оказывается в условиях материального мира возможным. В таком случае Бог Говорит, что можно просто посвятить Богу любую свою деятельность. Посвящая Богу свой труд, также можно достичь успех  в развитии духовных качеств, ст. 10 гл. 12. Но что значит посвятить Богу свой труд? Чтобы посвятить Богу свой труд, человек никогда не должен считать себя причиной своего труда, но видеть за всем стоящего только Бога. Также не должен считать себя создающим или распоряжающимся своим трудом, не должен работать также по собственной инициативе. Только посвящая Богу свой труд, человек должен постоянно помнить, что такой труд фактически исполняет не он, ибо от Бога мысль, желания, терпение, старание, предмет труда, цель труда, органы чувств, направленные на труд, знания, опыт, а также человек должен стремиться выполнять свой труд качественно, проявляя лучшие свои качества, такие, как трудолюбие, старательность, не многословие, добросовестность, чистоту мысли и желаний. Человек должен быть  также честным, сосредоточенным, если надо, усидчивым, не бояться неудобства телу или режима работы, никого и ни в чем не винить, подчиняться вышестоящим, не быть медлительным, грубым, угрюмым, не проявлять гнев, раздражительность, зависть, постоянную обеспокоенность, агрессивность.


Но далеко не всем удается именно с такими качествами выполнять работу. В этом случае Бог советует Арджуне отказаться от плодов своей деятельности, ст. 11 гл. 12. Это означает, что, выполняя любую работу так, как у человека получается, ничего во время работы не думая, кроме самой работы, просто сделать в себе установку: не привязываться к плодам работы ни на уровне мыслительного процесса, ни практически, когда человек  уже видит плоды своего труда. Сколь заплатили за труд, много или мало, было ли  и другое вознаграждение и обошли ли тебя или нет и у кого больше… - этот мыслительный процесс оставлять всегда. И всегда понимать, что  этими плодами, этими денежными средствами будет распоряжаться Бог, куда деньги пойдут, как будут распределены, что пойдет на поддержание тела, что на другие нужды – все только Бог будет давать через мысль, желания, обстоятельства, необходимость и крайнюю необходимость. Так что средства должны тратиться как бы автоматически, где человек должен видеть, что все есть только Воля Бога и ни его никак.  Следует всегда так понимать, никогда не возмущаться и не прекращать такое направление мыслительной деятельности в любой своей деятельности, как бы ни показалось трудным, как бы родные не упрекали тебя, требуя больше денег или тратить их согласно их многочисленным желаниям. Т.е. следует претерпевать, предаваться Богу, думать только о Воле Бога, думать о Боге, как о Высшем Управляющем и распоряжающимся, как о Том, Кому изначально принадлежать плоды любого твоего труда изначально. Так думая, человек также достигает Бога, но в свое время, ибо так старающегося человека Бог поддерживает в его духовных устремлениях непременно и начинает вести так, что человек начинает видеть процесс своего личного духовного развития, его углубление и расширение, непременно охрану и поддержку, как и помощь Бога, в результате чего путь к Богу становится необратимым.

В ст. 12 гл. 12 Бог Говорит, что отречение от плодов своей деятельности выше, чем медитация на Бога, т.е. постоянно направленный на Бога мыслительный процесс. Это действительно имеет место, поскольку человек, отрекающийся от плодов своей деятельности, фактически занят не просто мыслительным процессом, но и духовной практикой. Также такой человек непременно Волею Бога должен тренировать ум и контролировать возникающие, как следствие, и конфликтные ситуации, ибо, не заботясь, не привязываясь к плодам работы, он дает основание другим людям в материальном мире извлекать из этого и свою выгоду. В таком случае человек это должен воспринимать, как Волю Бога, вручать себя Богу, а потому претерпевать, преодолевать, стараться не отстаивать свои результаты или плоды работы, предоставляя это делать другим, но вверять себя Богу. Точно также человек не должен идти на поводу мнений членов семьи и здесь упреков и непривлекательных возможный событий, но должен продолжать с великой твердостью и верой идти по пути отрешения от плодов и быть готовым  к достаточно сложным и следующим из этого испытаниям. Только в таком случае человек может действительно вручать себя Богу и видеть, как Бог ему помогает, вследствие чего налаживаются отношения в семье, на работе.

Все это, включая страдания, как следствие, и есть развивающая духовная практика, где человек шаг за шагом поднимается только вверх в своем духовном становлении, вверяя себя Богу, постигает и Божественную Милость, как и качества Бога. Таким образом, действительно, отречение от плодов деятельности выше, чем мыслительный процесс о Боге.

Также медитация, направление на Божественную Личность мыслительного процесса, это то, что непременно должно следовать из знаний, ибо без знаний необходимая мысль не придет, человек не будет знать, как правильно мыслить о Боге и что именно брать за основу мышления о Боге. Таким образом, отказ от плодов своей деятельности выше медитации и потому выше знаний, ибо включает в себя и медитацию и знания.

Но знания духовные выше, чем практика йоги, поскольку практика йоги без знаний ограничена. Поэтому отказ от плодов своей деятельности есть достаточно высокий духовный уровень человека. Так идущий человек непременно достигнет в себе мир, ст. 12 гл. 12.

Ст. 13 – 20 не требуют особого объяснения или обзора. Их следует понимать, как есть, зная, что это не пожелание, а требование Бога к Своим  преданным. Поэтому любой человек, который желает достичь успех в преданном служении, непременно должен стараться именно в этом, указанном Богом направлении, будучи здесь непременно старательным и никогда не отклоняясь с пути преданного служения ни при каких обстоятельствах.

Также следует знать, что путь преданного служения - это все же не путь компромиссов, а путь великого духовного труда, который требует от человека не частичное проявление себя в преданном служении: делай то, а не можешь, то значит то, а если это не можешь… Так задача Богом перед преданными не ставится. Такой выбор для тех, кто еще в самом начале, в духовном поиске. Но от преданных требуются более строгие вещи, ибо преданное служение должно быть полноценным, неизменным, охватывающим и материальную жизнь человека и совокупную духовную практику, где все на уровне ума должно быть также обращено постоянно к Богу. Поэтому, указывая на необходимые качества, Бог Говорит: Эти качества можно достичь только в серьезном преданном служении без каких-либо отклонений. Только тогда, в этом случае можно говорить о том, что человек дорог Богу. Но никогда не следует в этом направлении особо мыслить, это желать, ставить это своей целью. Необходимо только преданное служение Богу, но так, чтобы отдавать все силы, быть неутомимым, терпеть все препятствия, вручать свою судьбу Богу, не надеяться на какие-то особые отношения с Богом и здесь постоянную помощь, но помощь и поддержку Бога надо видеть постоянно.

Также следует свой путь рассматривать, как сотрудничество с Богом. Также необходимо быть очень требовательным к себе, всегда контролировать свои чувства, мысли, желания. Необходимо также быть аскетичным, добродетельным, вести простой образ жизни, не стяжать, быть равным к друзьям и врагам, свой труд посвящать Богу и не привязываться к плодам любой своей деятельности, также быть милосердным, правдивым, чистым помыслами и посвящать свою жизнь Богу. Именно таким желает видеть преданного Бог. И только при таком условии можно достичь мир в себе и очень скоро оставить круговорот сансары.

Надо понимать, что те вопросы, которые задает Арджуна в ст. 1 гл. 13, ни есть его личная инициатива. Все, что он говорит, есть результат работы памяти, понимания, интереса, мыслительного процесса и желаний, которые подает Арджуне, согласно Плану Бога на этот священный диалог, только Сам Бог. Бог абсолютно владеет чувствами Арджуны и направляет их Сам так, как это полезно  и для самого Арджуны и для развития диалога, чтобы передать именно в такой беседе то, что запланировал Бог передать человечеству накануне сражения на поле битвы Курукшетра.

На самом деле Арджуну интересуют более вещи личного порядка, вопросы, имеющие отношение к исходу сражения, к его собственной судьбе, к родственникам и тем, кто присутствует по обе стороны армий, кто дорог ему. Но на такие вопросы Бог уже в своей мере ответил и,  где надо, успокоил Арджуну, указав ему также и свое окончательное Мнение по поводу того, следует ли сражаться. Таким образом, Бог как бы привел его в надлежащее состояние духа, чтобы он мог все же быть управляемым Богом и поддерживать диалог лишь так, как это было угодно Богу. Но вопросы, которые поднял Бог через Арджуну, были крайне необходимы для всех людей, ибо они приоткрывали завесу работы Бога в материальном мире и направляют мысли человека на то, что значительно важнее, непременно должно помочь человеку в его духовном мышлении и понимании и дать еще одно практическое руководство для того, чтобы выполнять духовную практику впоследствии.

В гл. 13 ст. 1 на вопрос Арджуны, что есть природа, Бог Кришна отвечает не сразу, но эта тема все же освещается Богом с разных сторон и непременно дает представление ни столько о материальной природе, как она есть, а о других вещах, которые только через понятие о материальной природе можно употребить или разъяснить. Бог Говорит о материальной природе с точки зрения Божественных иллюзорных энергий, гунн природы, посредством которых этот материальный мир развивается и поднимается вверх, также с точки зрения рождения живых существ, где материальная природа рассматривается Как сам Брахман, через Которого идет само оплодотворение и рождение живых существ. Но прежде всего материальная природа есть Тело Бога и состоит из многочисленных Божественных энергий, пронизывающих весь материальный мир. Через эти Свои Энергии Бог присутствует в материальном мире и развивает его во всех формах материального существования. Однако, конкретное определение материальной природы в данной 12 главе отсутствует, но в следующей дается понимание о трех гуннах материальной природы, что также существенно и в некотором роде разъясняет работу Бога в материальной природе. Но непременно следует знать о материальной природе вещи, без которых в современном мире, мысля об  его устройстве, не обойтись никак.

Итак, что же собою  в общих чертах представляет материальная природа? Природа есть совокупность многочисленных именно материальных, работающих именно в материальном мире энергий Бога. Надо знать, что это ни есть Сам Бог, но Его энергии низшего уровня, которые Волею Бога полностью управляют материальным миром, не оставляя его и на мгновение, привнося здесь абсолютную иллюзию существования, то состояние, которое имеет великое многообразие и создает самое приемлемое и комфортное состояние для всех живых существ, для всего движимого и недвижимого, дает то энергетическое состояние и возбуждение всему, что необходимо для жизни и развития всего творения, создает отношения, связи, причины и следствия, фон для психики и чувств живых существ, каждому отводя именно его среду, давая принять эту среду, к ней приспособиться, выжить, понять свои здесь функции, свое отличие и свою идентичность, дает возможность правильно извлекать из опыта и адекватно отвечать на окружающий его мир и его многочисленные требования и запросы.

Но материальная природа ни есть то, что действует самостоятельно, ибо есть средство, через которое работает и управляет этим миром только и непосредственно, как и абсолютно Высший Управляющий, Сам Бог, знающий Свое творение до мельчайших абсолютно, входя в каждого и во все своим полным целым, зная абсолютно прошлое, настоящее и будущее, зная все средства управления и влияния, все процессы в каждом и в совокупности, никогда не предоставляя материальную природу и живые существа самим себе, ибо неотделим от Своего творения и развивает и одухотворяет и ведет на духовный план, где каждый должен абсолютно служить только Богу, этим выполняя свое изначальное предназначение и где материальный мир есть ни что иное, как путь развития живых существ до достаточного одухотворения.


Также следует знать, что все энергии Бога имеют свои ступени  в материальном мире и распределены Богом так, что влияют и развивают Волею Бога строго свои группы живых существ, передавая их развитие из гунны в гуну, так управляя живыми существами во всех сферах их деятельности и согласно их собственной ступени развития на каждый данный момент развития.

Из всех Божественных материальных энергий в материальном мире наиболее явно проявлены те, которые имеют уже цвет, вкус, запах, объем, вес, плотность… Но и все другие, которые невидимы человеку, неуловимы его органами чувств, также являются носителями этих качеств в своей мере, есть также формы не только существования и проявления Божественных энергий, но и формы жизни. Ибо, какой ни была бы материальная энергия, пусть это будет камень, земля, скала, воды, эфир… - все есть только и изначально тело Бога и каждая энергия, вещество, жидкость, плазма, эфир, металл… есть уровень ступени развития энергии Бога, есть своего рода  жизнь, ее проявление, осознанное и нет. На самом деле вся материальная энергия Земли и любой другой планеты есть  жизнь в своей стадии развития. В Боге нет ничего изначально мертвого, все состоит из жизни. Даже тело умершего живого существа есть процесс развития жизни абсолютный. У Бога в теле Бога ничто не теряется, не тлеет, не распадается на непонятно что, но все учтено, все работает, все собою поднимает и развивает другую форму и само за счет другой формы жизни развивается, в каком бы состоянии она ни была.

Материальная природа есть ферма по развитию жизни, самая благоприятная и абсолютно продуманная и управляемая Богом. Здесь все идет в дело, ничто не теряется и ничто не переходит на низшую ступень своего развития, но все непременно поднимается только вверх, до проявленной жизни, движущейся и себя начинающей осознавать и осознающей. Все, все, все – есть только в Боге. И нет ничего, за пределами. Все исходит от Бога, в материи развивается и с высоким сознанием к Богу возвращается, становясь Божественным продолжением, высокоразвитыми Божественными слугами, духовными существами, управляемыми только Богом и не отличающих своей Воли от Воли Бога никогда.


Таким образом, материальная природа есть энергии Бога, многочисленные, разнообразные, неотделимые от Тела Бога, управляемые Богом, создающие своего рода колыбель для развития  живых существ, управляя этими живыми существами гуннами природы, т.е. иллюзорными энергиями Бога. Поэтому зная, что за материальной природой стоит Сам Бог, Воля Бога, надо понимать и то, что нельзя и не следует в материальном мире поклоняться природе и природным явлениям, как-то: огонь, вода, леса, живые существа… Но только Самому Богу.

Также материальная природа делится на высшую и низшую, осознающую себя и не осознающую. Человек также относится к материальной природе, но уже к той форме его развития, которая граничит между материей и духом и способна через религию одухотворяться до уровня достаточного, чтобы перейти на духовный план.

Другие живые существа относятся к более низкой материальной природе. Воплощенные в материальные тела, они под управлением Бога проходят на Земле свой путь развития от неосознанных форм существования до человека, начиная свой путь, свое развитие изначальное в телах, с подвижных форм жизни, с мельчайших живых существ типа одноклеточных организмов и постепенно Волею и Планом Бога проходят каждый свой личный путь развития, поднимаясь до более сложных форм жизни, образа жизни, что невозможно без Божественного Управления. Таким образом, материальная природа постоянно и непрерывно развивается, есть глобальный процесс жизнедеятельности,  всех форм и уровней жизни всех видов живых существ. И никогда этот процесс не иссякает, но управляется Богом, запускается, поддерживается и останавливается и возобновляется только Творцом, и другой причины материальному существованию нет.

Куда ни брось взгляд в материальном мире – все есть Тело Бога, энергии Бога, Божественное присутствие. Материальная природа не существует без Бога, есть рождение и развитие жизни неиссякаемое в каждой точке пространства, в каждое мгновение, в области понимания и чувств человека и за их пределами, что человеком воспринимается как неживая природа. Но жизнь абсолютная, тотальная везде – в камне, скале, металле, в любой песчинке, в воде, воздухе, эфире, за пределами этой материальной вселенной, в вакууме, во всех слоях атмосферы и на всех планетах. Везде присутствует Бог, а значит, везде идет развитие, везде жизнь и жизнь, и нет ничего, кроме жизни. И человек из этой материальной природы, занимает здесь свою нишу, свою ступень материального и духовного развития, и в нем Бог, и им управляет Бог. И нет ничего другого с другим смыслом, направлением, целью, но все от Бога, в Боге и к Богу устремлено только Волею Бога, как духовный, так и материальный мир.

Таким образом, материальная природа есть изначальная колыбель человека, и приняла его из Рук Бога, из энергий Бога, из Тела Бога, начиная с   состояний не только простейших, но и из состояния атома, молекулы, клетки… И далее и далее… по общей схеме развития живых существ и  в то же время индивидуально, уникально, только Волею Бога. Таким образом, материальная природа ни есть для человека нечто инородное, но и не мать и не отец, но только Бог; а она, природа, средство, инструмент Бога.
Поэтому человек, считая себя управляющим материальным миром или своей судьбой или считающий себя хозяином природы, находится в величайшем заблуждении или в иллюзии, т.е. под влиянием иллюзорных гунн природы, или находится в невежестве, не видя за всем стоящего только Бога, Изначального Высшего Управляющего материальной природой, всем материальным существованием. А человек, развиваясь Волею Бога в материальном мире, проходит свое развития от энергии Бога, до состояния души  и далее до состояния духа, что происходит и в условиях Земли в условиях духовного плана непрерывно.

Таким образом, следует понимать, что душа есть, прежде всего, частица Бога, а потому нетленная, нерожденная, извечная. Но это состояние ей дано только Богом и сама материальная природа к этому в своей сути непричастна, но выполняет роль Божественного обучающего тренажера на Земле, который поднимает ее по ступеням материального и отчасти духовного развития только Волей Бога. Этот путь достаточно долгий, управляемый Богом, где душа от жизни к жизни, вращаясь в колесе сансары, обретает те качества, которые угодны Богу и которые и есть пропуск на духовный план.

Но надо знать, что, обожествляясь качествами, душа никогда не достигает Божественных качеств в строгом смысле, но в том, который необходим, чтобы на духовном плане служить Богу и общаться с Богом. Поэтому материальная природа есть также духовный резерв Бога, то чему будет дано одухотворение через путь материальной практики и существования, через облачение малейших энергий Бога в телеса и развитие этой энергии уже в условиях материальной природы предусмотренными методами Бога исключительно через жизнь. Но на каждый данный период материальная природа есть низшая природа, невидимая, неподвижная, не осознающая себя энергия Бога, Тело Бога, которому предстоит развитие. И вершина этого развития  есть тело и образ жизни  и мышления человека. А на начальном этапе это миллиарды и миллиарды живых существ, которые за миллионы лет появятся, высвободятся из того, что пока называют невидимой, не живой или мертвой природой, хотя  и теперь  там жизнь идет и не знает границ, но имеет свою форму, свою активность, свои результаты, свое назначение, свои причины и следствия и там беспредельно также присутствует Бог и управляет и поддерживает этот нескончаемый процесс развития своих энергий, по сути Свое продолжение, постепенно освобождая  и направляя в телесную форму существования в материальном мире, в материальную природу, но уже живым существом.

Но все это не было и не могло быть поведано Арджуне, ибо на тот период эти знания не могли быть и проявлены и приняты людьми, поскольку уровень развития был достаточно низким, и следовало их придерживать  на уровне того понимания, которое было более подходящим и благоприятным для их ступени развития. С людьми еще невозможно было говорить более строгим духовным языком и давать то, что они могли воспринять только через тысячи лет. Да и теперь эти знания будут приняты  далеко не всеми или не сразу, есть те, кто на своей ступени материального и духовного развития не смогут их принять, взять за основу мышления и никак не пожелают смотреть на материальную природу, как то, через что Бог развивает  и рождает живые существа, не смогут осознать полную свою зависимость от Бога, от иллюзорных энергий Бога, но предпочтут считать себя творцами и управляющими в материальном мире и тем более материальной природой.

Также далеко не каждый пожелает увидеть и сможет увидеть везде только присутствие жизни, в камне, металле, скале, в воздухе и тем более в безвоздушном пространстве, не каждый может осознать или как-то объяснить себе присутствие жизни там, где нет воды, кислорода, белков, углерода и пр. Ибо люди пока опираются на свои  несовершенные знания и принимают то, что видят, ощущают, на что могут быть направлены органы чувств и никак не смогут пойти на поводу чистой веры. Также далеко не каждый и в современном мире сможет постичь абсолютное присутствие  везде и во всем Личности Бога, Его Высшее Управление, абсолютное, над каждым, непрерывное, до всех возможных мелочей. Далеко не каждый пожелает понять о себе, что он извечный, нерожденный и телеса есть лишь форма, для индивидуального управления и развития.

Но человек даже в малом и отличном от общепризнанных знаний ищет непременно доказательства и только высочайшая вера может открыть глаза на многое, но и эта вера не дается просто так, а вследствие долгого духовного и материального развития, через путь преданного служения, непременно через достижение духовных качеств и духовного мышления, через также соединение с Богом в себе в необходимой степени.

Но чисто материальному человеку Бог и не даст эти знания в полной мере, ибо он тотчас будет стремиться эти знания опровергнуть, что есть величайшая греховная деятельность. Или что-либо извлечь таким образом, чтобы получить из этого выгоду, стремиться управлять Божественными энергиями в большей мере, чем это допустимо.

Теперь касательно того, Кто есть Наслаждающийся? Несомненно, Высшим и Изначальным Наслаждающимся является, может быть только Бог. Именно Бог дает в материальный мир живым существам чувства, то, через что они входят в контакт с материальной природой и могут испытывать наслаждения. Само живое существо никак не сможет осознать, что для него благоприятно, а что нет, что может наслаждать, а что нет, не может также развить в себе вкус  к тем или иным источникам материального наслаждения, не сможет суть наслаждения осознать, запомнить или к нему стремиться. Наслаждения есть то, что только от Бога, есть то, что дает живым существам желание жить, плодиться, и Волею Бога развиваться. Никогда Бог не наслаждается материальными объектами, ибо они для него не представляют Божественной ценности, на них не направлены чувства Бога. Материальный мир есть, прежде всего, труд Бога, то, через что Бог развивает и поднимает живые существа из материального плана на духовный, и здесь Бог испытывает только Божественное удовлетворение. Для наслаждения Бог не использует никакие Божественные чувства, ибо все это есть привязанность, которая свойственна материальным живым существам. Но привязанность для них есть основа их развития до некоторого времени и никак не является вещью постоянной, но со временем через духовную практику преданного служения также уничтожается, переводя живые существа на уровень непривязанности или отрешения.

Но чем Бог наслаждается? Воистину, это есть путь творения, созидания, поддержания и развитие уже человечества, тех, кому придется оставить материальный мир и кто Волею Бога будет направлен на духовный план. Именно этот факт есть для Бога самый главный и дает Богу высочайшее удовлетворение, которое и есть Божественное Наслаждение. Но это никак не соизмеримо с наслаждением человека, ибо этот процесс для человека чаще всего эгоистичный, привлекает и развивает низшие качества человека и делает его зависимым от иллюзорный энергий Бога, а потому не поддающимся духовному развитию, которое направляет на Бога, на аскетизм, на добродетель, на поклонение Всевышнему.

Надо понимать, что Бог, присутствуя в телах всех живых существ и давая им те или иные наслаждения, никогда Сам этими наслаждениями не удовлетворяется, как и не наслаждается. Но дает, поскольку Знает причину, поскольку это также есть труд Бога над живыми существами, дает также для того, чтобы живое существо отрекалось и через пресыщение, также дает для отдыха, для перевода из одного состояния в другое, дает наслаждения перед страданиями или после страданий, давая так человеку потребность жить и идти и дальше по пути своего развития.  Один Бог знает, кому, что, в какой мере и с какими последствиями дать, как долго, по какой изначальной причине и с какими последствиями.

Не следует путать Наслаждение Бога и Божественное Удовлетворение. Бог получает Удовлетворение, когда живое существо, человек, начинает сотрудничать с Богом в плане своего именно духовного развития, начинает духовно мыслить, контролировать свою мысль, чувства, желания, как и деяния. Также когда устремляется по пути добродетели и аскетизма, по пути труда, посвящая плоды только Богу, не претендуя на награды, когда смиренен перед Богом, старается терпеть, не устремляется к наслаждениям, но непременно поклоняется Богу, ведет простой образ жизни, занят преданным служением, изучает Святые Писания, посвящая свою жизнь Богу, предаваясь Богу, в Боге находя цель и смысл своей жизни, также не привязан к труду, посвящает его Богу и не видит себя ни создающим и ни распоряжающимся, но исполняет свою работу, как долг, будучи занятым всегда только в предписанной деятельности. Такой путь человека и его старание приносят Богу Удовлетворение. Но не следует считать, что Бог этим процессом наслаждается.

У Бога наслаждения никак не связаны ни с отдельными людьми, ни даже с развитием всего человечества. Этот труд Бога приносит Владыке только Удовлетворение. Если человек следует Воле Бога, изучает Святые Писания, не устремлен к славе, власти, почету, не стремится накапливать богатства, старается перед Лицом Бога постоянно, претерпевает аскезы, добродетелен и стремится всегда сотрудничать с Богом в плане своего духовного развития, также если он непременно занят преданным служением, то такой человек удовлетворяет чувства Бога. Но никогда не следует быть уверенным, что ты непременно удовлетворяешь чувства Бога, ибо Один Бог знает доподлинно, какие качества у человека, как и на сколько он старателен и где ленив или в чем он не правильно мыслит или поступает. Также человек не может знать, какими качествами доподлинно он обладает, на каком они уровне, на сколько оперирует духовными знаниями и какая у него карма, а также где и как может еще себя проявить. Поэтому, непременно следует стараться и знать, что тебя ведет Бог. И как бы трудно ни было, понимать, что материальный мир не место для успехов и здесь Бог покажет ему и ни раз его прорехи и заставит и научит правильно выбирать, поступать и мыслить. Поэтому никогда своею деятельностью не следует стремиться насладить чувства Бога, но удовлетворить – да. Но сделать это постоянным процессом своего мышления, думать насколько ты удовлетворил чувства Бога нельзя. Просто стремиться и все.

Также, не следует самому, поклоняясь Богу и находясь в преданном служении, устремляться к особым здесь духовным или материальным наслаждениям, но к труду, преодолениям, строгости и старательности и не думать ни о чем другом. Не считать также, что когда ты наслаждаешься даже в преданном служении, то ты непременно этим наслаждаешь и чувства Бога. Бог не наслаждается твоим наслаждением и дает это чувство по той Причине, которую Он Знает. Бог трудится над тобой и все есть процесс Божественного труда. Ни в каком направлении Бог не наслаждается вместе с человеком.

Также, как бы человек не служил Богу, чисто духовных чувств он не имеет, а потому его наслаждения считаются даже в преданном служении частично материальными, свойственными несовершенному живому существу. Поэтому не следует никогда считать, что Бог наслаждается  тем наслаждением, которое преданный испытывает в процессе преданного служения.

Наслаждения Бога чисто духовные, абсолютные, связанные с трудом Бога, с Божественными Планами, с Божественной Волей и не могут быть осознаны человеком, поняты его умом, не могут быть близкими ни к какой человеческой деятельности. Наслаждения Бога имеют достаточно высокий, несоизмеримый уровень и назначение и никогда Бог не наслаждается тем, что на уровне материальных тел и материального ума, как и материальных чувств.

К вопросу, что есть поле, Бог дает разъяснение Арджуне в ст. 2. Действительно, в Ведах считается, что полем деятельности человека является его тело. Но следует также знать, что на самом деле тело лишь оболочка души, которая несет на себе определенные функции и выполняет строго только то, что изначально человеку через тело дает Сам Бог. Само по себе тело – тлен. Ничто. Оно не может дать ему ни чувства, ни реакции, ни обеспечить связь с внешним материальным миром, не дает и внутренние чувства, не обеспечивает и работу органов чувств. Но это то приспособление, то творение Бога, которое дает возможности душе  через непременно энергии Бога входить в это тело, срастаться с ним, чувствовать себя в нем комфортно, пользоваться Волею Бога его качествами, которые есть чувства,  тело дает возможность чувствовать себя индивидуально, знать внешний мир и свой собственный, не смешивать их, выходить в себе на полнейший контакт с Богом, заниматься в себе мыслительными процессами, как бы прорабатывать с Богом в себе все внешние раздражители, принимать тело за себя, направлять  из него чувства на окружающий мир, извлекать из него, использовать, применять, наслаждаться жизнью, наслаждаться самим телом, существованием, трудиться, создавать семью, материальные блага, заниматься духовной практикой, наслаждаться объектами чувств, выбирать… Все это возможно только и единственно по Воле Бога, но только через инструмент тела, всем для этого необходимым обеспеченным.

В развитии человека оболочка, тело само по себе  без Бога и Божественного Управления не играет  ровным счетом никакую роль. Только Бог и Воля Бога, и Цель Бога. Остальное – средства, инструменты, энергии, материальная природа, гунны природы, само тело человека. Все Волею Бога работает над живым существом, растит его от мельчайших и микроскопических, до уровня животного мира и далее до тела человека. И в теле человека, через его возможности душа Волею Бога поднимается до высочайшей ступени человеческого развития, начиная путь преданного служения.

Абсолютное присутствие Бога в теле человека, любого другого живого существа делает его действующим, живым, развивающимся, контактирующим, мыслящим, достигающим качества. Только Бог, Управляющий телом, дает человеку Себя в этом теле осознавать. Поэтому на данном этапе развития человечества пора понять, что все поле деятельности человека, его проявления, границы и возможности есть Воля Бога, работа Бога, дающая каждому строго свое тело, свои возможности, ограниченные этим телом и кармой, с учетом настоящего, прошлого и будущего, с учетом всех достоинств человека, его предстоящего образа жизни, трудовой деятельности, семейной жизни, с учетом рождения детей, интересов, талантов, склонностей… Всю эту информацию Бог вносит в тело человека и этим помогает осуществить человеку то, что на него наметил Бог в этой жизни и в этом теле. Поэтому не следует думать, что поле влияет на человек. Но думать и понимать точнее. Через поле деятельности – работает над человеком во всех направлениях только Бог согласно Своему плану на человека и в соответствии с качествами человека и его кармой, как и судьбой, которую дал Бог.

Понятно, что поле деятельности, если говорить об инструменте Бога, теле живого существа, человека, то оно состоит из материальных элементов. Более точно это дается в ст. 6-7 гл. 13, где уже следует непременно понимать, Кто управляет этим полем. Но ко всему следует добавить, что это лишь часть того, что входит в этот перечень. Человек, который также знает, что за всем стоит Бог, обладает совершенными духовными знаниями. Но о том, кто владеет этими знаниями, кто утвердился в совершенных духовных знаниях в той степени, что они стали качествами человека, Бог Говорит в ст. 8-12 гл. 13. Те, кто так не мыслит, кто не отличает тело от души, кто принимает свой ум за себя, кто не обладает качествами духовного порядка, такие люди объявлены невежественными.

Т.о. в ст. 8-12 гл.13 поднимается вопрос, который имеет отношение к развитию человека и знанием здесь Бог провозглашает реально развитые, достигнутые, приобретенные в преданном служении именно качества человека, что возможно только вследствие труда Бога над человеком и которые помогают сотрудничать с Богом, делая путь к Богу  в материальном мире уже необратимым. Однако, самостоятельно человек никогда не сможет  должным образом использовать свое личное данное ему Богом поле деятельности, если не имеет знаний, если не религиозен, если не сотрудничает с Богом. И в таком случае он будет идти через греховную деятельность, путем многих ошибок и страданий, вращаясь в колесе сансары и постепенно подводиться Богом к правильному выбору, постепенно преодолевая последствия своей греховной деятельности и учась через пути религии контролировать себя, свои чувства, желания, деяния.

Также, если человек не хочет понять, что он полностью зависим от Бога и никогда не устремлен следовать Слову Бога, то в этом случае он автоматически ограничивает свое поле деятельности, используя его только для своих материальных потребностей, что не только влечет последствия греховной деятельности в результате ненадлежащего использования своего тела, но и замедляет духовное и материальное развитие человека, ставя его в один ряд с более низшим животным уровнем сознания, которое использует человеческое тело крайне непродуктивно и ограниченно. В таком случае Бог может дать человеку рождение и в теле животного и через это низшее тело дать возможности удовлетворить и пресытить свои животные потребности в полной мере в соответствии с уровнем сознания живого существа. На самом деле для живого существа, достигшего человеческое тело, это достаточно строгое наказание. Но надо также знать и то, что Бог не позволит человеку долго пребывать в невежестве. У Бога достаточно средств разного уровня, чтобы научить человека правильно мыслить и выбирать не в угоду своим многочисленным желаниям, но так, чтобы живое существо знало и ограничения и аскезы, начинало идти по пути контроля ума, чувств и желаний и могло развивать не столько материальные, сколько духовные, угодные Богу качества, чтобы становилось на рельсы религии и отсюда направлялось на путь преданного служения непременно.. Рано или поздно, но в свой срок каждый начинает свой осознанный путь к Богу, и в этом никогда не может быть сомнений.