Время смыслов. Глава 39

Леонид Бликштейн
1. В предшествующей главе (глава 38) я указывал на сложности анализа парадигм идентичности, связанных с белым движением, ввиду того,что белое движение в отличие от большевизма (где несмотря на острые тактические разногласия между разными фракциями преобладало глубинное единство,обуславливавшееся общей марксистской идеологией в ее ленинской интерпретации,ситуацией осажденного лагеря, а после гражданской войны авторитарной политикой партийного аппарата)не было идейно однородным и включало глубоко различные идейные группы.Ниже, отнюдь не претендуя на полноту,я даю краткий список наиболее значимых из этих групп и связанных с ними типов идентичности.

2.1)Прагматический подход к политике белого движения, так называемое непредрешенчество,диктовавшийся потребностью отложить все принципиальные идеологические разборки до победы над общим большевистским врагом.
2) Консервативно охранительный (в терминах нашей схемы преимущественно, хотя и не исключительно морфономный BDH подход), ориентировавшийся на возвращение к самодержавной автократии и сословной дифференциации общества и игнорирование требований национальных окраин об автономии, федерализации или независимости во имя "единой и неделимой России".
3)Либерально демократический (большая часть кадетских лидеров и примыкавшие к ним антибольшевисткие левые попутчики)преимущественно просопономный CFE с облигативной тематизацией FE подход ( упор на роль Учредительного собрания, права личности в духе французской декларации прав человека и гражданина 1789 г.и договорные отношения между народом и властью). Для этих людей большевики были прежде всего "душителями русской свободы".Этот подход пользовался большим влиянием на руководство белых армий, в особенности армии Деникина,который лично сочувствовал этой позиции, и в Очерках русской смуты критиковал элементы социальной несправедливости в сословном строе дореволюционной России.Такие люди как сам Деникин и руководитель деникинского агенства пропаганды (ОСВАГ)кадет К.Н. Соколов при этом признавали необходимость единой армии и временной диктатуры.
4)Неономно (AGD)протономный (GFD)ретрибутивный дуализм, готовый пренебречь всеми нормами закона и принципами уважения к личности и собственности, ради победы над большевиками, которые рисовались в виде апокалиптического "зверя из бездны".Антисемитизм был нередко интегральной составной частью этого подхода.
5)Эндономный (CFB)формативизм,рассматривавший победу большевизма,прежде всего как разрушение культурных форм,традиций и ценностей.Борьба с большевизмом здесь обосновывалась, как борьба за сохранение культуры против неизбежного в случае победы большевиков торжества "хамов".
6)Дуалистический эндономно/параномный (эндономика CFB,параномика DFB)витализм. О нем мы будем подробно говорить в связи с творчеством Михаила Булгакова,который разрабатывал эту модель с начала двадцатых годов и до конца своей жизни, в особенности в своем последнем романе Мастер и Маргарита.

3. На практике отдельные люди и политические группы сочетали разные типы идентичности в разных пропорциях с прибавкой разнообразных местных течений и настроений, например Донского казачьего или Кубанского автономизма и др.

4. Поскольку наша задача не состоит в том, чтобы описывать конкретную динамику идентичности в эпоху гражданской войны, а в том,чтобы выявить наиболее значимые в более широком сравнительно-историческом плане тенденции развития идентичности я сосредоточусь здесь на пятом и шестом типе идентичности, т.е. на эндономике и эндономно-параномном дуализме. Об этом пойдет речь в следующей главе, где мы и рассмотрим другую песню, которую, хотя она создана в первой половине 19 в.и поэтому не является белогвардейской (в ней вообще нет политики в обычном смысле слова)можно все таки считать в своем роде антитезой Интернационалу.

Конец главы