Ягнёнок

Александр Кучуро
              Радостное и ответственное событие для чабана это начало окота овец, прибавлялось много забот, наваливалась разнообразная работа и чтобы облегчить его труд,  посылались в дальние кошары  на сакман добровольно или принудительно служащие, рабочие, студенты.

                А там где образовывался новый коллектив, вдалеке от глаз и надзора начальства,  именно там почему -то оказывались самые  отъявленные любители алкоголя, абсолютно любого его качества, которые  в несколько дней истребляли привезённые с собой запасы  огненной воды.   
            
             Затем вход шли припасённые финансы, которые имели один недостаток, быстро заканчиваться.

               Но наш народ имел очень гибкий мозг, быстро соображал, как и где разжиться быстро алкоголем, по ночам отправлялся обоз в количестве одной брички гружённой кормом и помощником, адреса сбыта были давно отработаны, проблем больших не составляло разжиться спиртным.

             Корма в виде дерти, зерна, сена и т.д. , имели определённое количество, менялись до определённого количества в наличии.

             Окот шёл полным ходом, не обходилось без падёжа ягнят, вот тут прикидывали и смотрели, старались выхаживать всех ягнят, чтобы вытянуть не только план по окоту, но и получить излишек.

          Чабаны старались, кормили и поили сакманщиков, ведь в это ответственное время от них многое зависело, будет перевыполнен план или нет.

              После массового окота овец, помощники с обилием впечатлений возвращались по местам своей работы или учёбы.

           Шло время, ягнята подрастали, а вот тот самый излишек ягнят, которых  не оприходовали, сообразительные чабаны таких в нужный день отбивали от отары и на время учёта прятали, можно было по своему усмотрению, также свести поменять или продать жителям вблизи лежащих хуторов.

            В один из тёплых апрельских дней, к нам в хутор заехал чабан – коробейник  из степи, что за Большим каналом, с полной бричкой ягнят, проезжая по улицам предлагал свой товар.

                Когда он доехал до нашего края улицы, у него в бричке остался всего один  ягнёнок, как у него так вышло не понятно, если брать,  то хотя бы пару, чтобы им было вместе веселей.

            Я лично этого чабана видел впервые, а вот отец был с ним знаком, а чабан в свою очередь знал, что в нашем дворе водилось спиртное, подъехал на бричке запряжённой парой лошадей к воротам хоздвора, где мы в это время занимались ремонтом база.

             Предложил купить ягнёнка или поменять на спиртное, отец не соглашался, зачем нужен один ягнёнок, на что подвыпивший чабан, покуривая папиросу, сказал:
                - Так я щас, быстро слетаю на кошару, ребятам отвезу спиртное и привезу, сколько скажешь ягнят.

             Отец понимал, такие дела так не делаются, в случае чего можно и под статью попасть, за скупку краденного, сделка то эта не законная, двух - трёх ягнят купить, это совсем другое дело.

               Чабан просил вначале десять рублей, потом скинул пару рублей, затем просил пятёрку, в итоге был согласен на трёх литровую банку вина.

           Вино в хуторе имело стабильную цену 1 рубль 20 копеек за один литр.

              Стеклянная тара того времени дефицитный товар, расходовался быстро, как и пластиковые крышки.

             Стоит вроде бы не больших денег, но всегда в большой не хватке, особенно с середины лета.

               В итоге сторговались, отдаём банку вина, а взамен получаем белого ягнёнка, который окажется барашком и получит вскоре прозвище Борька.

             Отец возможно и не собирался тогда брать ягнёнка, но видел, как мне хотелось его иметь у себя, согласился с одним условием, что его кормёжку и воспитание я возьму на себя.

             Я его уверил, заглядывая в ящик брички, что вся забота о ягнёнке будет на моей ответственности и всё  будет в полном порядке.

             Маленького ягнёнка я отнёс в коровник и поместил в небольшой загон для телёнка, теперь это будет жилище этого маленького существа.

            Как заверил меня и отца чабан, ягнёнок  может питаться самостоятельно, так что проблем у меня с ним больших не возникнет.

               Матушка появлению ягнёнка не очень обрадовалась, понимала, что для неё появилась ещё одна забота,  с утра и до обеда пока я буду в школе, ей придётся кормить ягнёнка.

           Я же в первое время не мог дождаться, когда закончатся уроки, и можно будет бежать домой, где я быстро переодевался, ещё быстрее обедал и бежал в коровник к ягнёнку Борьке.

           Выпускал его во двор, где вместе с ним гоняли кур, бегая по двору.

             Борька быстро привык ко мне и был словно собака всегда рядом.

            Затем начались прогулки за хутор, где на поле за канальчиком поднималась до колена зеленая трава пшеницы, лучшего места для игр не найти.

            Вначале приходили на поле, я приглядывал за Борькой, который с удовольствием поедал зелёную траву, а затем незаметно отходил в зеленя и прятался.

            Борька не сразу соображал, куда я подевался, начинал жалобно блеять.

            А затем становился   на задние ноги, приподнимался, кружился на месте, и когда  замечал меня, радостно подпрыгивая на траву, мчался ко мне.

          Поле пшеницы подрастало, опыта отыскивать меня у Борьки появлялось больше, мы с ним бегали по горе и спускались вниз, он никогда не отставал, всегда был рядом, такое времяпровождение нравилось ему и мне. 

           Заканчивался месяц май, Борька заметно подрос, я спешил домой, дома меня встретили родители, по их серьёзному виду понял, что - то случилось.

           Отец меня стал расспрашивать, где мы вчера были вместе с Борькой, что он ел.

            Как  всегда мы были за хутором, бегали, были даже в районе бывшей фермы за огородами.

          Отец всё допытывался у меня, не съел ли Борька  дурмана или бесики  (белена), которые в изобилии произрастали на мусорных кучах за огородами, я ещё толком не понимал, для чего у меня обо всём расспрашивают.

              И тогда мне сообщили печальную весть, ягнёнок Борька ночью сдох, шокирующая новость, ведь вчера с ним так весело прогулялись за хутором, затем вернулись домой, и никаких отклонений в его поведении не было. 

            Моё настроение резко упало, горький ком застрял в горле, так внезапно всё получилось, и чувствовал я за собой вину, не досмотрел.

              Меня стала успокаивать матушка, что приедет скоро наш местный ветеринар дядя Саша и тогда точно скажет, от чего же скоропостижно скончался Борька.

           У меня на глазах наворачивались слёзы, обидно было, что вот так всё вышло и чтобы не расплакаться, решил выйти за огороды, думал, что там станет легче, но  куда бы я не посмотрел, везде видел себя вдвоём с Борькой.

         Спустился под гору, дошёл до речки, потом вдоль берега у кургана побрёл к подвесному мостику, побыл не много здесь, затем забрался на отдельную вершину кургана, уселся там и просидел там несколько часов, посматривая вниз с высоты, и не как не мог осознать, что Борьки больше нет, и не будет.

             Домой вернулся в дурном настроении, матушка уже ушла на вечернюю дойку, дома был отец, слегка под градусом, он мне и рассказал, что в желудке ягнёнка оказался пучок шерсти, который и привёл к летальному исходу.

             А уж как там оказалась эта шерсть, дядя Саша поведал несколько версий сидя за накрытым столом с отцом и чтобы его  выслушать,  потребовался не один час.

            Ягнёнка Борьку дядя Саша забрал с собой, ему он по работе понадобился, чего – то списать требовалось на кошаре за речкой.

             В мелочи событий я уже не вдавался.

        Мне очень было жалко Борьку, ведь преданней собаки был, настоящий и верный  друг, которого неожиданно лишился я.

24 янв 2016 г.