Бхагавад-гита всем. обзор. диалог. часть 25. прило

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 25. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

http://yasbogom.ru/article.php?articleId=24&chapterId=27

На приведенной ссылке рекомендуется находить  ту или иную главу и соответствующий стих, который указан в тексте.


Ученик.

О, Всевышний, расскажи мне еще о Своих Божественных Качествах.

БОГ:

Непременно, те знания, которые Бог  Кришна поведал Арджуне в гл. 10, есть совершенные духовные знания, которые не только дают человеку истинное понимание о том, Кто управляет материальным и духовными мирами, но и непременно направляют ум человека на Бога постоянно, помогают полностью сосредоточиться на Высочайшей Божественной Личности, тем открывая врата к духовному совершенству, помогая постигать Бога через Его проявления в материальном мире, давая основу религиозного мышления, давая также основание Богу направлять человека  в любых его деяниях на памятование о Боге через присутствующие Божественные признаки в материальном мире. Таким образом, человек выходит из цепей иллюзорных энергий Бога, управляющих Волею Бога материальным миром, и безвозвратно приходит к тому, что он полностью есть подчиненное Богу живое существо, зависимое от Бога во всем, что только Бог управляет всем и каждым через свое Личное присутствие через свои многочисленные материальные и духовные энергии.

Поэтому человек, который мыслит через эту призму духовных знаний, на самом деле видит вещи так, как они есть на самом деле, а потому шаг за шагом выходит из-под влияния двойственности материального мира, а также гунн материальной природы. Но чтобы действительно освободиться от влияния гунн материальной природы, человек помимо этих знаний непременно должен быть занятым в практике преданного служения. Только поклоняясь Богу Кришне, занимаясь целенаправленной духовной практикой и развиваясь в этом направлении, человек может войти в эти знания, утвердиться в них, взять за основу духовного мышления и всегда видеть материальный мир через призму этих знаний, так постоянно медитируя и только через них постепенно преодолевая иллюзорные энергии Бога.

Однако, Арджуна вряд ли смог бы достаточно хорошо усвоить все, что сказал ему Бог, ибо еще не мог заниматься духовной практикой и едва мог начать постигать ее азы, начав посвящать свое сражение Богу без привязанностей. Но тем не менее, не так и прост разговор с Самим Богом, ибо Бог вводит такие знания в своей мере прямо в сердце человека и утверждает их там Божественной Волей тотчас, убирая все сомнения, отводя от влияния иллюзорных энергий Бога в материальном мире. Но и для Арджуны была уготована Богом та духовная практика, которая и должна была перевести его понимание на более высокий духовный уровень, но в свое время. И возможно не только в этой жизни. Но увидеть Бога не в человеческой, но в Божественной форме, ст. 3 гл. 11, ни есть на самом деле желание Арджуны. Это желание было дано ему Самим Богом, ибо его можно было вести только таким путем согласно ступени его личного материального и духовного развития и согласно той эпохе, в которой он жил, где человека можно было убедить на основе преимущественно не знаний, а впечатлив, потрясая его сознание тем видением, которое соответствовало пониманию о Величии Бога. Также это надо было сделать в достаточно короткий промежуток времени, показав Арджуне ту Божественную форму, о которой из предыдущих Писаний и из слов духовных учителей и брахманов был уже наслышан и что считалось авторитетным и абсолютным проявлением Бога.

Созерцание этой формы Бога должно было убедить Арджуну в том, как Велик Бог, потрясти его до глубины, убрать существующие сомнения, сделать более гибким в мыслительном процессе и принимать все, что Говорит ему Бог, как Высочайшую Истину, в результате чего Арджуна должен быть принять этот разговор с Богом как высочайшее и священное откровение. Понятно, что это был единственно возможный и приемлемый для Арджуны мистический путь, которым он и его современники могли привлечься и убедительней которого для них согласно их ступени развития не существовало. Однако, чтобы созерцать великолепную Форму Бога, необходимо было получить от Бога особое зрение, о котором Волею Бога и просит Арджуна в ст. 4 гл. 11.

Но вначале, предваряя это видение, Бог Говорит о Своей Вселенской Форме в ст. 5 гл. 11, описывая ее как Величайшую, имеющую в одной форме множество форм, многоцветную, гигантскую. Однако, следует понимать и то, что на самом деле эта Вселенская Форма Бога ни есть реальная форма Бога, даже  вселенского порядка. Бог не может ограничивать себя вселенскими размерами или формами, ибо Бог есть все и пронизывает все вселенные и за их пределами, во всем величайшем и непостижимом многообразии, неподвластном человеческому восприятию и тем более уму. Но Вселенская Форма Бога – на самом деле есть некий приближенный символ Бога применительно к человеческому восприятию и пониманию, тот образ, который Арджуна мог как-то соизмерить со своими знаниями и может быть ожиданиями. Надо понимать правильно. Сам Бог есть непроявленное Живое Существо, абсолютно духовное, пронизывающее собой все материальные вселенные и духовный план. Бог никак не может уместиться в пределах одной вселенной со всеми Своими многочисленными энергиями, управляя материальным и духовным планом из некоей ограниченной размерами формы, пусть даже и вселенской величины. Это невозможно. За пределами всех вселенных и в каждой Бог присутствует Лично  Своим полным целым, абсолютно зная Свое творение. Также, невозможно созерцать руки, ноги, многочисленные головы, украшения, доспехи и прочее в Божественной форме, ибо роль всего выполняют строго только Божественные энергии. Здесь нет и не может никаких вещей человеческого порядка. Все это только в головах людей и на уровне их опыта и понимания, и сообразно этому Бог и дает Арджуне как бы символически понять эти вещи применительно к Богу и Божественной форме. Но здесь в основном аллегория, ибо иначе донести человеку, как Бог управляет творением, почти невозможно, как только через сравнение с теми вещами, которые понятны человеку и человеческому мышлению и опыту. Но полагать, что у Бога действительно есть руки и ноги и прочее как у человека – нельзя. Есть, но не так, не материя  и ни такая форма и ни такое управление. Но этот образ Вселенской Формы все же полезен и дает человеку в рамках его понимания все же представление о том, что Богу не чужды эти понятия и это дает хоть приближенное представление о том, что непостижимо и невозможно на самом деле созерцать никакими человеческими чувствами или органами, как и на уровне ума. И все же Вселенская Форма в своем как бы иллюзорном, нереальном, фантастическом и мистическом виде передает в своей мере образ Бога предельно понятно, как и качества Бога, как и Величие, как и Непостижимость, как и вызывает сильные эмоциональные потрясения и направляет человека на понимание о полной своей зависимости и подчиненности, дает благоговение и страх перед Богом, дает желание падать перед Богом ниц и понять свое изначальное истинное положение перед Творцом.

Надо знать, что Вселенская Форма Бога далеко не есть истинная форма Бога и не может быть для человека объектом поклонения. Однако, показывая эту Форму Арджуне, Бог, тем не менее, наставляя его, дает ему и понимание о том, что эта форма Величайшая, Абсолютная, полная всех Божественных атрибутов, проявленная в некотором роде, ибо ее можно все же созерцать. Но это было показано только Арджуне и только при определенных условиях. Дело в том,  что на самом деле Бог Кришна никогда в Своем Теле не станет показывать те образы, которые являются или мистическими или образами уже умерших или существующих нынче людей. Так Бог никогда не поступает, но этот путь был необходим именно для Арджуны и его современников, которые черпали свои духовные знания из достаточно неавторитетных источников или перенимали эти знания из уст своих духовных учителей, а они в свою очередь от своих и так далее по парампаре. В итоге, никто не мог точно понимать или знать достоверность тех или иных фактов или событий и связанных с ними образов, хоть и общеизвестных и несущих в себе некоторую религиозную информацию. О чем же здесь речь? О тех, кого Бог и перечисляет в ст. 6 гл 22. Эти образы Бог как бы дает увидеть в своем теле – сыновья Адити, Васу, Рудр, Ашвини кумар, Марутов… А также показывает все прочие чудеса и всю вселенную со всем движущимся и неподвижным, ст. 7 гл. 11. Эти образы были хорошо известны Арджуне и потому, чтобы вызвать у него интерес, адекватность восприятия, чтобы он мог также раздвинуть и свой мыслительный процесс, понимая, что в таком случае в теле Бога и все его родственники, жены, дети, все  его друзья в их настоящем, прошедшем и будущем… Но для Бога все эти образы были абсолютно незначимыми, или несуществующими, ибо все, что существовало в материальном мире и после смерти поменяло тело, считается в Боге уже не существующим, нереальным и не достойным того, чтобы на этом задерживать Божественное внимание. Все развивается и непременно поднимается вверх и все имеет в себе те качества, которые и были Волею Бога развиты и имели значение. Все прошлое всех и каждого удерживается только в памяти Бога и до тех пор, пока Бог считает необходимым и хранить в Своем теле лишнюю информацию о всех и каждом у Бога нет никакой Божественной Воли и необходимости. Поэтому все эти видения был лишь такой прием Бога заинтересовать Арджуну, привлечь его внимание, помочь ему как бы с этим образом Бога в свою меру освоиться, почувствовать себя в Боге и свою ничтожность перед Богом, как и зависимость, как и почувствовать к Богу величайшее почтение и страх. Также, следует хорошо понимать, что нельзя этой форме Бога Кришны поклоняться, ибо она не существует и не считается общепризнанной формой Бога в материальном мире. Для этого существуют другие формы, одну из которых Бог и покажет Арджуне после того, как показал ему Себя в столь Великой форме, более поражая его Величием Бога, нежели давая ему точное представление о том, какая все же форма Бога является абсолютной и вполне подходящей для поклонения Богу в Храме.

Также, надо понимать, что если бы пришлось показать Божественную Вселенскую Форму Бога не Арджуне, а другому человеку из, скажем, другой эпохи, то, несомненно, можно было бы  видеть в ней те мифические живые существа, которые были распространены, передавались людям их учителями из других религиозных источников. Поэтому, все было сделано примирительно к Арджуне и его эпохе и с определенной целью – приблизить понимание к тому, что все присутствует в Боге, что Бог есть Единый Высший Управляющий, перед Которым все необходимо падают только ниц. В этой связи Вселенская форма для другого человека могла выглядеть несколько иначе, но главная суть непременно бы была сохранена. С другими акцентами, неся свою информацию, но непременно бы поражала своим Величием, Мощью, сиянием, видениями и чудесами.

Бог – Высочайший Мистик и Знает, как показать тот образ Бога, чтобы человек проникся, был потрясен, изумился, был поражен Величием Бога, Великолепием Бога, Его Мощью, Силой, Властью… Эта форма Бога вызывала величайший трепет, осознание своей ничтожности, абсолютной подчиненности, вызывала желание пасть перед Богом и просить Милость Бога, ибо форма Бога была устрашающая, все в себя вмещающая, Высочайшая, сияющая, многоцветная, беспредельная, могущественная, не имеющая  себе равных нигде. Волею Бога и Арджуна и Санджая видели одну форму Бога, вмещающую в себя все, все вселенные, все планеты всех уровней, всех людей, и праведников и грешников, все чудеса, все события, все движения, все было в Боге, все было  в абсолютной Власти Бога. Это видение не являлось  истинной формой Бога, такой формы у Бога нет, но через нее Бог доносил Арджуне то, что можно описывать многими Святыми Писаниями и никогда не постичь, ибо это видение вошло в Арджуну через все чувства столь сильно, что он однозначно  и полностью осознал, Кто перед ним и бесповоротно предался Богу, уже не в силах рассуждать или сомневаться, или мыслить или желать, как прежде.

Только Бог управляет чувствами человека, его речью, его зрением, слухом, внутренними состояниями, может переводить человека из одного состояния в другое. Поэтому Бог дал Арджуне то зрение, которое было необходимо и дал также все чувства и эмоции и непременно страх и великое почтение, как и речь, как и желание задавать вопросы. Описание Вселенской Формы Бога приводится в ст. 10-11 гл. 11. Это описание, как и само видение, ориентировано на человеческое мышление, также восприятие, также присутствующие  в обществе на тот период духовные знания. Надо понимать, что все есть средства Бога, которые необходимы для работы Бога с людьми в материальном  и духовном мире и просто так чудеса, великолепные видения и тем более Божественную Форму Бог не показывает, но только если есть Божественная Необходимость, которая никогда не может быть направлена на одного человека, но через одного на все человечество.

Но в то же время это была также Божественная работа над Арджуной, чтобы он получил то необходимое состояние, которое повлечет за собой необходимую речь и вопросы естественно, давая всем через так направленный диалог обозреть, увидеть, насладиться формами Бога, проникнуться ими через изучение Бхагавад Гиты, которая через это стала более привлекательной и авторитетной, как и несущей наслаждение от описания Форм Бога всему человечеству, но каждому в свое время. Надо понимать, что все увиденное Арджуной ни есть истинное видение, но именно так Бог представил Себя, чтобы помочь Арджуне все же осознать свои ошибки и просить у Бога прощение, чтобы Арджуна пал ниц перед Богом, чтобы осознавал через Божественные украшения Великолепие Бога, через Божественное оружие – Силу и Мощь Бога, через шлемы – абсолютную Власть Бога и твердость, через многие лики – вездесущность Бога… По сути, Бог передал через чувства Божественные качества, как и Милосердие, Твердость, Власть… Можно было показать и ряд других образов, другие чудеса и видения, другую, но тоже Форму вселенной, но Арджуне, как кшатрию, именно эта Форма Бога и именно с такими видениями и образами была понятна, многое до него донесла и научила. Ибо Бог знает, как следует помочь человеку, если в нем есть качества, мешающие или препятствующие дальнейшему развитию диалога, где стало возникать несогласие Арджуны в плане сражения, что категорически нельзя, ибо Воля Бога была ему сказана и требовала подчинения тотчас, как и смирение. 

Ведомый Богом, Арджуна Волею Бога воспринял все так, как и Планировал Бог. Именно через потрясения Арджуна должен был донести в своей мере до всех людей Величие Бога, представленное в приемлемой для человека форме. И только введя Арджуну в надлежащее состояние, на основе переживаемого Арджуной сильнейшего потрясения Бог  дал ему изнутри те молитвы, которые должны были стать величайшим бесцеллером Бхагавад-Гиты, ее жемчужиной, сделать Бхагавад-Гиту высоко духовным религиозным произведением, где каждый мог  приблизиться к Богу с этой сокровенной, тайной и непостижимой стороны, увидеть глазами Арджуны Образ Бога, какой только можно было предложить для человеческого слабого восприятия, этим образом дав осознать Высочайшие и Непостижимые Божественные качества; человек глазами Арджуны должен был в своей мере представить себе ослепительное сияние Бога, многоцветно сияющий образ, дивный, в устрашающей и непостижимой форме. Этим Священным Образом в Форме вселенной Бог показал Себя так, что Арджуна не мог молчать, молитвы и высочайшее почтение к Богу, стало единственным его состоянием, преисполненным глубоких чувств от видения Величия Бога. Только вследствие этого видения, он обрел великое смирение, осознав, воистину, свое положение перед Богом и отсюда устремляясь предаться Богу, как и служить Верховной Божественной Личности, ибо другого пути нет и не может быть ни для кого.

В ст. 15 гл. 11 Арджуна, будучи в состоянии потрясения, не мог удержаться, но стал перечислять все, что видит в Божественном Теле, выделяя полубогов, Брахму, Шиву, великих мудрецов, Божественных змеев… Все это были в достаточной степени и Волею Бога даны ему в видении узнаваемые персонажи из мифов и легенд, а также исторических хроник на тот период. Именно поэтому образ Бога был ему в своей степени понятен, близок, привораживал его взгляд, углублял и расширял мысль, как и понимание, что там, в теле Бога и все они, те, кто собрался на поле Курукшетра перед сражением, и что их судьба уже предрешена, и вот они группами входят в Тело Бога Волею Бога обезглавленные, сжигаемые, уничтожаемые, все до единого во Власти Бога, все молящие Бога и просящие мира, все в величайшем страхе и смирении. Над всеми  - Бог. И только Бог, Один Бог решает судьбу народов и каждого человека.

Эта узнаваемость была дана для Арджуны, для его современников, для тех, кто в последующие исторические периоды будут  помнить эти персонажи из Святых Писаний и также, как Арджуна, через них будут понимать Божественную Суть и Твердость, Божественную Волю и Власть. Именно это видение Величайшей Божественной Фомы в виде Вселенной могло дать большой религиозный настрой, великое переосмысление  своей жизни и смысла своего существования, каждый именно через этот образ Бога чувствовал себя входящим в Бога, абсолютно зависимым от Бога, уповающим только на Бога, боящимся Бога и молящим Бога о Божественной Милости.

В ст. 17 гл.11 Арджуна описывает, каким он видит Бога. Однако надо понимать, что шлемы, жезлы, диски есть Ведические данные Богом символы Власти и Могущества Бога, дающие человеку представление в такой форме о достояниях Бога. Но эти символы на самом деле к Богу, как Божественные вечные и неизменные атрибуты, не имеют никакого отношения. Это для чувств, для восприятия людей, которые мыслят и понимают на уровне своих тел и телесных органов чувств. Но для человека и применительно к нему и его опыту материальному в основном все это убедительное олицетворение Бога и его качеств таких, как Власть, Сила, Могущество, Божественная Слава. Именно через эти символы Бог доносит Арджуне и всему человечеству, что Бог есть, Бог правит, Бог ведет, Бог дает, Бог дает существованию жизнь, Бог поддерживает и Бог уничтожает. Но для самого Бога эти символы никакого значения не имеют, не присутствуют в Божественном Теле ни в каком виде, не используются нигде и никаким образом Самим Богом ни в материально мире и не на духовном плане.

Все это, вплоть до Вселенской Формы Бога  есть прием Бога, чтобы донести до уровня человеческого ума и понимания некоторые Божественные качества, которые проявляются совсем иначе и непостижимо. Также, никогда Бог не ставит человека в условие ужаса и паники перед Собой, но решает все вопросы с человеком даже очень греховным путями непостижимыми, Милостивыми и много человеку прощает. Нигде перед человеком нет бряцания Божественным оружием, нигде из Бога не вырывается все уничтожающее и испепеляющее пламя, нет устрашающих нигде зубов… Все просто символы и надо их понимать правильно, непременно зная страх перед Богом, но не ужас. Все необходимо было для того, чтобы почувствовать Высоту Бога через все органы чувств, чтобы человек почувствовал трепет  перед Богом и свое место перед Богом, чтобы человек осознал свое единство с Богом и Великую Божественную Строгость, понял, что Бог в Своих требованиях к человеку не оступится никогда, чтоб, потрясенный, человек помыслил о Слове Божьем и необходимости ему следовать всегда и неукоснительно.

Необходимо было усилить религиозность человека, его старания перед Богом, его радение за свои деяния и мысль, чтобы он понимал, что всегда находится перед Лицом Бога, виден Богу и Бог может его наказать. Поэтому все это описание Вселенской Формы Бога есть средство Бога повлиять на человека, дать ему возможность осознать, что у него нет другого пути, кроме пути к Богу. Именно поэтому, потрясенный, Арджуна, управляемый Богом, Возносит Бога хвалебные слова, восхваляя Всевышнего, ибо чувства переполняют его. Сам Бог открывает ему рот  и вкладывает те слова, которые должны донести им увиденное всем людям, поскольку не преодолеть желание говорить о Боге, возрадоваться Богу, воспеть Его в своих молитвах, постичь Бога, ибо теперь произошел великий перелом в сознании Арджуны через великое духовное потрясение, через чудо, которое ему явил Бог и появилось желание объявить о Боге всем, донести Бога другим людям в великом смирении и радости, ст. 18-19 гл. 11.

Но следует обратить внимание на ст. 19 гл. 11. Следует знать, что у Бога нет огненных пылающих, поглощающих творение ртов. Уничтожение Вселенных происходит иначе, но такое видение следует воспринимать, не как реальное, имеющее место, но как символические образы, Волею Бога передающие и несущие человеку на основе его эмоционального восприятия необходимую информацию или знания о Боге, но в очень упрощенном и доступном виде, где человеку должен постичь и усвоить Суть, Кто за всем стоит изначально, Кто есть Творец.

Человек на самом деле обладает очень скудным знанием и о себе и об окружающем его мире, но через чувства, через впечатления, через чудеса, через сказочные мифические образы некоторые вещи ему можно донести достаточно успешно. И то, что увидел Арджуна и то, как он воспринял и что сказал, все это было задумано Богом и именно в той форме, в которой все и происходило. Арджуна не мог не впечатлиться, не мог как-то иначе себя проявить, не мог сказать другие слова, не мог увидеть другим образом и другую форму. Все, что ему было предназначено увидеть и сказать, так и было сделано еще до начала этого священного диалога с Богом. Он должен был именно так сказать, ст. 19 – 21, именно так все пережить, именно так извлечь и с этим жить дальше и это говорить, доносить в своей мере потом. Конечно же,  ни планетные системы, ни живые существа не приходили в тот момент в смятение, но это видение утверждало в том, что изначально все живые существа, знающие Бога, непременно понимают, что Бог есть Высший Управляющий материальным миром и может уничтожить их. И такое осознание в материальном мире присутствует всегда и оно, как страх перед Богом, необходимо, ибо только понимающий это человек может предаться Богу, быть смиренным перед Богом, очищать свое существование, контролировать свой ум, желания, чувства. Иначе, все будет сметено. Именно это через Свою Вселенскую Форму, через такой условный вид Бог доносил Арджуне и всем о Своем Могуществе и так следовало Бога понимать каждому человеку, стоящему на своей ступени материального и духовного развития и готовому именно так через свои органы чувств увидеть Бога и Божественное присутствие  в материальном мире.

Также стих 21 гл.11 описывает нереальные события, но и это есть форма донесения до Арджуны и всем Могущества Бога, указание на то, что все праведные люди непременно всегда должны преклоняться перед Богом, молиться, уповать на Бога, ибо другого пути нет, а демонически устроенные люди, обладающие низшими качествами, по сути, могут только дрожать перед Богом. Также в ст.22 гл. 11 Арджуна перечисляет Ведические персонажи, которые как бы также взирают на Вселенскую Форму Бога, приходя в великое изумление, а также смятение, как и сам Арджуна также пришел в смятение и потерял свою твердость и невозмутимость. Бог Кришна показывает Арджуне во Вселенском Теле не только Свое Величие и не только то, что все живые существа находятся под Властью Бога и трепещут от одного только вида Бога, но показывает и то, что как бы ожидает неблагочестивых царей, а также других воинов, стоящих теперь по обе стороны на поле битвы Курукшетра, ст. 26-27. Также Арджуна видит и понимает, что такая участь ожидает многие народы и все живые существа в совокупности, теперь входящие в Божественные многочисленные рты для уничтожения, ст. 28-29. В великой внутренней панике, потрясенный, Арджуна понимает, что от страха не может насладиться видом этой Вселенской Божественной Формы, такой, какую ее показал Бог Кришна, ст. 25 гл. 11, и взмолился, прося Бога объяснить, что обозначает эта устрашающая Форма Бога, ст. 31 гл. 11, моля Бога показать ему другую Божественную Форму. Только Бог мог показать такое видение, только Бог мог вызвать в Арджуне столь сильные переживания и только Бог мог его успокоить.

Надо понимать, что Арджуна вполне подходил для диалога с Богом и проявлял те качества, которые были свойственны праведным людям той эпохи, но сказать, что это была очень или достаточно высокая ступень духовного самосознания, что Арджуна обладал достаточными духовными знаниями и качествами невозможно. Видя устрашающую Форму Бога, Арджуна еще не мог контролировать свои чувства и эмоции и как бы не находит в себе сил также вспомнить, что Бог есть Высочайшая Милость, Тот, Кто дает Жизнь, Кто дает рождение живым существам и поддерживает их в материальном мире, Кто Управляет материальным миром и из Кого все изначально исходит и Кому все принадлежит. И все эти видения, показывающие, как воины, намеревающиеся сражаться на поле битвы Курукшетра, входят в пылающие огнем Божественные рты и застревают и обезглавливаются и сжигаются, все они не имеют ничего общего с реальной ситуацией и есть лишь символические, направляющие мысль к Богу, Божественной Воле и Власти. И этим не заканчивается путь ни одного живого существа, ибо все рождаются Величайшей Милостью Бога вновь и вновь и идут к своему конечному назначению, что есть Обитель Бога, идут Волею Бога, Милостью Бога, ведомые Тем, Кто Знает, как идти, и постоянно помогает, работая над Своим творением скрупулезно, непрерывно.

Но для Арджуны такое состояние страха и трепета, граничащего с ужасом, было естественно на его ступени развития и в свою меру необходимо. Он должен был быть потрясен и в таком состоянии можно и нужно было продолжать тот диалог, который наметил Бог и который именно через великое потрясение Арджуны донес всем Великолепие и Величие Бога и сделал Бхагавад-Гиту Высочайшим религиозным произведением, аналогов которому нет. Только глазами Арджуны его современники и последователи могли увидеть и изумиться Божественным Формам, которые увидеть непосредственно более никому не дано и не будет дано, даже Высочайшим преданным. Тем более это не будет дано тем, кто далек от совершенных духовных знаний, духовной практики, преданного служения, кто идет по пути удовлетворения материальных чувств, кто слишком самонадеян и не поклоняется Богу, Владыке Всех миров, Высшему Управляющему, Тому, из Кого все исходит изначально, Причине всех причин, Нерожденному, Высочайшему Творцу. Поэтому и для Арджуны и для его современников, и для их потомков  Бог показал Себя в столь устрашающей Форме, чтобы призвать греховных пасть перед Богом на колени и начать путь очищения только через преданное служение, аскетизм, добродетель, контроль ума, желаний и чувств, а также через путь отречения.

На самом деле, когда Арджуна взирал, как в многочисленные рты Бога устремлялись в этом видении многие и многие люди, причем и лучшие и сгорают в Его ртах, он должен был понять, что на самом деле нет безгрешных, что все равны перед Богом и все полностью находятся во Власти Бога. Надо понимать и то, что таким образом люди не встречают свою смерть. Но все происходит так, как человек в материальном мире видит и знает. Но за каждой смертью непременно следует и рождение. Но уменьшить свои страдания в материальном мире можно только преданным служением Богу. Само видение Бог объяснил Арджуне на том уровне, на котором было возможно согласно Воле и Плану Бога и согласно ступени развития Арджуны и людей того периода, ст. 32 гл. 11.

Бог Кришна, отвечая  в ст. 32 гл. 11 на вопрос Арджуны, Кто Он, достаточно строго и последовательно объясняет Свою Изначальную Миссию в материальном мире, назвав Себя разрушителем миров, занятым уничтожением людей в этом мире и указал на то, что скоро воинов, расположенных по обе стороны армий, а со временем и самого Арджуны, скоро не будет, непременно потребовал, чтобы Арджуна принял участие в сражении, пояснив, что согласно Божественному плану все враги уже убиты Богом. Остается послужить причиной, совершить и не беспокоиться.

Надо понимать, что на поле боя именно так и надо было вести диалог с Арджуной и именно Вселенскую Форму следовало ему показать в устрашающем и потрясающем человека виде, чтобы у Арджуны возникло необходимое состояние страха и трепета, которые и побудили его к той речи, которую ему Бог и дал, дабы передать другим Абсолютное Величие Бога и понимание о своем положении перед Богом изначальном. Именно Бог управлял Священным диалогом, который был предназначен всему миру и каждому и именно такие должны были задаваться вопросы и такие должны были делаться выводы Арджуны, которые и имели место. И в этом Воля Бога была неизменна. Также, было Богом сказано так, чтобы люди, изучающие этот Священный разговор, понимали, что все события сначала решаются в Уме Бога, а они лишь являются исполнителями, следующими Воле и Плану Бога. Этот путь постижения Бога в материальном мире через Божественный Труд, Божественное присутствие и Божественную Волю является абсолютным. Но далеко не каждый, будучи на своей ступени развития, устремляет сюда свою мысль, более будучи обеспокоенный тем, что Бог уничтожает людей. Но это ни есть безвозвратный путь и то, что планирует Бог на каждого есть ни что иное, как новое рождение человека в новом теле, в новых условиях в среде, где у него будут и новые возможности разного направления, способствующие развитию человека и дальнейшему его подъему по ступени собственного материального развития. Но и тогда наступает смерть… Материальный мир есть путь рождения и смертей, круговорот сансары, обновляющий тело, чувства, ум, желания, средства и возможности. Поэтому смерть следует рассматривать, как только Милость Бога, дающая каждому не только жизнь, но и развивающая качества, угодные Богу,  и так поднимающая человека по лестнице духовного и материального развития с тем, чтобы в итоге и вследствие преданного служения в условиях материального мира оставить материальный мир навсегда.

Поэтому, если бы Арджуна был достаточно духовно реализован, его бы не потрясли Слова Бога, как и Вселенская Форма Бога, как и то, что в Ней ему было показано. Он бы никаких чувств не испытывал, кроме высочайшего почтения к Богу и абсолютного смирения и желания предать себя Творцу. Но в таком случае и диалог невозможно было бы повернуть в нужное русло и люди ничего не смогли бы из него для себя извлечь в плане духовного развития, как и Формы и качеств Бога в той мере, в которой это возможно. Поэтому Бог выбрал того человека, качества которого должны были подойти для этого разговора с Богом и при таких условиях, чтобы у него были естественны именно такие реакции и такие вопросы, которые Бог ему подавал в процессе беседы, чтобы он так именно был восприимчив к Словам Бога и так поэтапно шаг за шагом понимал, что хочет Сказать ему Бог. Поэтому и реакция Арджуны на Слова Бога была и уместна и последовательна, как и его состояние, как и все чувства и эмоции, которые он переживал, ст. 35 гл. 11.

Таким образом, ст. 36 гл. 11, во Вселенской Форме Бога Кришны Арджуна увидел, что и должен был увидеть, именно так увидеть, должен был также в этом хорошо быть управляемым Богом, принимая от Бога нужный мыслительный процесс как свою собственную и естественную реакцию, свое личное отношение. Несомненно, он был в немалой степени поражен Великолепием и Величием Бога, хотя это было лишь малая часть Божественного Великолепия, но и таким образом до его сознания было донесено, какое положение занимает он и все живые существа перед Богом.

Несомненно, Вселенская Форма Бога поразила Арджуну, заставила его осознать свое истинное положение перед Богом, как и понять то, что греховным людям, неразвитым, стоящим на низшей ступени своего развития, имеющим  еще демонические качества следует бояться Бога, молиться Богу неустанно, уповать только на Бога, стараться перед Богом, падать ниц в великом почтении, осознавая Власть Бога над собой и быть смиренными перед Богом и Божьей Волей, ибо Власть Бога неизмерима, Твердость Бога неизменна, Воля Бога Абсолютна. Но Арджуна находясь на своей ступени материального и духовного развития, не обладая совершенными духовными знаниями в необходимой мере, еще не мог правильно мыслить, не мог видеть во всем нескончаемую Милость Бога ко всем живым существам. И те, кого он называл демонами, и те, кого он называл совершенными живыми существами, были таковыми лишь только в его понимании, ибо все перед Богом равны, и каждый находится на своей ступени духовного развития и ни одну ступень этой лестницы развития никому не удастся перешагнуть.

Качества каждого Знает только Бог и потому только Бог знает все о каждом живом существе и никогда не делит живые существа на праведников и демонов. Но все Божьей Волей и Божьей Милостью, ведомые Богом, поднимаются только вверх по лестнице личного развития, и каждый вкушает только свои плоды греховной и праведной деятельности,  и не бывает так, чтобы все толпами перед Богом равно отвечали за свои грехи, но каждый перед Богом за себя, свои деяния, мысли, желания. Всех Бог ведет Божьей Строгостью и Божьей Милостью, все Волею Бога развиваются и устремляются только к Богу за пределы материальной вселенной.

Но Бог достиг Божественной Цели. Арджуна, будучи потрясенный увиденным, пал ниц,  и готов был и еще и еще много раз, Бог открыл ему рот  и дал те слова, которые и необходимо было сказать, слова, обращенные к Богу, слава, которые восхвалили Бога в молитвах, в великом внутреннем преображении, где, потрясенный, Арджуна не мог молчать, ибо Величие Бога взволновало его, и все чувства стремились во вне, необходимо было это донести другим, необходимо было это излить, выразить, восхититься… но не молчать. Это было невозможно. Необходимо было восхвалить Бога. Поэтому Бог открыл рот Арджуне и дал ему сказать то, что надо было сказать,  что сказать Арджуна уже был готов и слова сами выходили из него и еще и еще… И в этом была величайшая Милость Бога. Бог таким образом не дал Арджуне пасть, ибо перед Богом следует только падать ниц и возносить молитвы, а не уходить в рассуждения. И говорить только тогда, когда Бог Сам так поведет и откроет рот. Все другое – величайшее несмирение и наказуемо.

Также Милость Бога  была и к тем, кто был свидетелем этого священного разговора и мог также видеть великолепную Вселенскую Форму, что есть творение Бога. Именно Бог, проявляя к Арджуне Милость, дал ему сказать, проявить свое великое почтение к Богу в ст. 36, 37, 38, 39, 40 гл. 11. Эти слова Арджуны следует хорошо знать, заучить, говорить, как молитву. Таково Наставление Бога каждому изучающему Бхагавад-Гиту. Это также необходимо тем, кто желает себе духовного развития и здесь успеха. Эту молитву следует также повторять в течение дня. Также этими словами можно внутри себя памятовать о Боге, обращаться к Богу, просить у Бога касательно своих материальных и духовных нужд. Здесь, с этими словами можно становиться на колени, воспевать и благодарить Бога, с этими словами воздавать Богу в поклонах и в проповедях. Именно эти слова Бог дает человечеству, как Высшее обращение к Себе и  в связи с ними Бог также будет помогать каждому, ибо такова Воля Бога для людей в материальном мире.

Осознав Величие Бога, осознав с большей ясностью свое изначальное положение перед Богом, Арджуна Волею Бога не мог не подумать о том, что, будучи в невежестве, он на самом деле мог, того не желая,  но не совсем почтительно прежде обращаться к Богу, ибо считал себя с Богом Кришной в дружеских отношениях, а потому необдуманно обращался к Богу, как если бы обращался к человеку. Эта мысль поразила Арджуну и Волею Бога надо было раскаяться перед Богом, слезно просить прощение за этот грех, ибо иначе продолжение священного разговора могло стать невозможным, ст. 41-42 гл. 11. Стих 43 гл. 11 также следует понимать, как молитву к Богу Кришне и произносить ее в течение дня, обращаясь с этими словами к Богу всегда, если есть необходимость что-либо просить у Бога или благодарить Бога или в момент поклонения Богу Кришне в течение дня. Но в ст. 44 гл. 11 Арджуна допускает существенную ошибку, согласно все же своему невежеству и тому, что еще осознание Величия Бога хоть и потрясло его, но он еще не умеет во всей полноте правильно понимать, что следует Богу говорить, а что говорить нельзя. В своем случае, вспомнив о том, как порою он, Арджуна, обращался к Богу Кришне прежде без должного почтения и осознания Величия Бога, он должен был, ему надлежало пасть  перед Богом ниц, вымаливая прощение… Но слова сказанные Арджуной уже в ст. 44 гл. 11 были недопустимы. Нельзя, невозможно говорить Богу: «Как отец от сына, как друг от друга… ты должен это снести…». Это греховные слова. Они недопустимы ни при каких обстоятельствах. Это надо знать всегда. Перед Богом нельзя оправдываться, нельзя сравнивать, приводить примеры, блистать красноречием, нельзя вести диалог. Человек изначально только ведом Богом и может говорить тогда, когда Бог к нему обратится, но ответить со смирением и просто, с опущенной головой, не допуская в себе никакой мыслительный процесс, предаваясь Богу, с величайшим почтением слушая и внимая, зная в себе, что на все Воля Бога и его личной воли здесь нет и не может быть ни теперь, ни потом. Перед Богом следует контролировать свой ум, свою речь, свои желания, все свои эмоции, всегда помня, что ты перед Лицом Бога, а потому не соблазняться никакими материальными посулами или даже теми нормами, которые перед Богом греховны изначально.

В ст. 45 гл. 11 Арджуна просит Бога показать ему другую Божественную Форму. Надо понимать, что к этому его побуждает только Бог. Вселенская Форма Бога в достаточной степени привнесла в понимание Арджуны Величия Бога, дала осознать свои истинное положение перед Богом, именно это событие подняло его сознание на достаточно высокий уровень и  дало переосмыслить суть своего поведения и качеств перед Богом. Именно Вселенская Форма открыла рот Арджуне для вознесения Богу лучших молитв, которые Бог рекомендует знать и творить всем. Это ст. 19, 20, 36, 37, 38, 39, 40. В ст. 46 гл. 11 Арджуна просит Бога показать Себя в четырехрукой Божественной форме. Надо понимать, что у Бога нет и четырехрукой Формы. И это есть символическая Форма Бога, описанная в Ведах, та Форма, которая как-то понятна человеку. На самом деле Бог не привязан ни к какой форме, не зависит от нее никак, ибо есть абсолютное духовное Живое существо. Бог может принять любую форму. Но эта четырехрукая форма считается общепризнанной, понятной, абсолютно передающей Божественную Власть, Могущество, Милосердие, Высоту Бога и многие другие Божественные достояния, которые могут быть понятны человеку на его ступени развития. Также эта форма в некоторых случаях нужна для поклонения Богу, ибо  и религиозный человек желает направлять на нее свои органы чувств, наслаждаться ею и трепетать при ее виде, медитировать, поклоняться Богу, через нее усиливать свою веру и свою духовную практику. Для этого и было сотворена и дана человеку такая форма Бога. Человек также не может себе представить Бога, чтобы его форма не было подобной форме тела человека. Но в Ведах Бог дает человеку понимание о разных видах Своих Форм, так, что они в той или иной мере напоминают форму тела человека  и имеют Свои Божественные отличия. Но всегда человеку следует понимать,  что любая форма Бога еще ни есть Сам Бог, ибо Сам Бог Непостижим ни Своей Формой, ни Своей Божественной сутью. Та форма, которую снова просит показать Арджуна в ст. 46 гл. 11, есть опять же Ведическая. Во времена Арджуны такой вид, такая Форма Бога была достаточно распространенной, так люди изображали Бога издревле и к этой форме, считалось, тяготели и любили ее высоко духовные живые существа райского плана, называемые великими душами, мудрецами, брахманами, полубогами…  Надо знать, что эта четырехрукая Форма Бога и теперь допустима в материальном мире, Бог также позволяет через нее Себе поклоняться, медитировать на Него, видя в ней олицетворение Божественной Власти, Могущества, Воли, всех других Божественных атрибутов (шлемы, цветок лотоса, Божественный диск, булава)  и достояний. Эта четырехрукая Форма Бога также восхваляется  Самим Богом в ст. 47-48 гл. 11. Также Бог Кришна указывает, что далеко не каждый в материальном мире может Его увидеть в этом виде, но только в результате долгого и беспримесного преданного служения непосредственно Богу Кришне. Вследствие слов, сказанных Богом в ст. 49 гл. 11 Бог показывает Арджуне и всем Свою Четырехрукую форму, ст. 50 гл. 11, вновь вызвав в Арджуне высочайшее потрясение и, чтобы успокоить его,  снова принял красивую человеческуюдвурукую форму, таким образом привнеся в него мир и удовлетворение, ст. 51 гл. 11 и объясняя Арджуне, что эти Божественные Формы очень не просто увидеть, ибо даже совершенные существа, желающие созерцать четырехрукую Форму Бога, далеко не всегда могут получать от Бога эту Милость. Но условие, при котором это возможно, Бог описывает в ст. 53, 54, 55 гл. 11.

Таким образом, В гл. 11  Бог рассказал Арджуне, довел до Арджуны самые Главные, самые совершенные знания через показ двух Божественных Форм, таким образом достигнув в нем великий трепет, страх, великое почтение к Богу и дав осознание своего изначального положения перед Богом. Также через Арджуну Бог дал понимание и другим людям о том, какие Божественные Формы использует Бог, чтобы проявить Себя человеку, поскольку человек, будучи несовершенным, не может осознать присутствие Бога в материальном мире, поскольку Бог абсолютно духовное, невидимое Живое существо, недосягаемое материальными чувствами и непостижимое ограниченным человеческим умом. Невозможно, будучи нерелигиозным или слабо религиозным увидеть деяния Бога в материальном мире, как и в личной судьбе и судьбах других людей, хотя Бог присутствует в каждом, вне каждого, пронизывает Собою все материальные вселенные, все планеты всех уровней, всем Управляя, все поддерживая, всему давая развитие. Поэтому в этой главе 11 Бог через Арджуну помогает всем в своей мере осознать присутствие Бога, Величие Бога, Власть Бога, Могущество Бога. Также Бог учит человека поклоняться Себе, памятовать о Боге через Божественные Формы, дает в этой главе человеку  великолепные слова молитвы, те слова, которые следует употреблять, обращаясь к Богу со своими нуждами. Также человек никогда не сможет увидеть приведенные в этой главе Божественные Формы, если не будет преданно служить Богу. Но если он будет заниматься благотворительностью, тапасьей, поклоняясь Богу, но не служа преданно Всевышнему и не посвящая Ему плоды любой своей деятельности, не контролируя свой ум, чувства и желания, то и в этом случае невозможно увидеть те Формы Бога, Которые Божественная Личность  показала Арджуне накануне сражения на поле битвы Курукшетра.