Тайны старого шкафа

Владим Ир Долгих
Тайны старого шкафа

Сценический вариант для сцены по мотивам сказок Г.Х. Андерсена
для одного актера
Стихи В. Долгих
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Сказочник
Швейная Игла
Горшочек музыкальный
Котелок
Миска
Метла
Ведро
Щипцы
Корзинка
Король
Советник
Министр
Первый обманщик
Второй обманщик
Оловянный солдатик
Принцесса
Крыса
Часы
Горошины
 

Сказочник: Здравствуй, мой юный друг!
Сказочник, сродни путешественнику. Он бредет по белому свету, собирает, а затем рассказывает сказки и удивительные истории, которые приходят к нему из необычной страны Фантазии. Эти сказки стучатся в каждое сердце, несут людям радость, будят добрые чувства!
Сказочник:                Есть на планете маленький дом
Под старою крышей железной.
А в доме, таинственном том,
Шкаф обитает с узором чудесным.

На темных от времени полках
Обычные вещи стоят.
И если прислушаться, то без умолку
В шкафу обитатели все говорят.

Их говор витает повсюду
И кажется,  куклы сейчас
Ведут разговор, и посуда
От радости пустится в пляс.

Сказочник:  Когда-то, давным-давно, хозяйка собрала все ненужные вещи в доме и отправила их в старинный  шкаф.  Там они расположились на полках и стояли так давно, что о них просто все забыли. Однажды, открыв тяжелые, резные дверцы шкафа я услышал голоса. Оказывается, это разговаривали забытые вещи.
(Сказочник  дотрагивается тростью до кукол, раздаются звуки: скрип, шорох, стуки, шепот, голоса).
Сказочник : Разговаривали  все, кроме самовара. Самовар оговорился, что может говорить лишь тогда, когда у него внутри кипит. Он просто важничал.

Швейная иголка: На днях меня заберут отсюда. Я всем нужна! Без меня, как без рук.
Сказочник: Эта швейная игла так и норовила всех уколоть.
Горшочек: Поговорим лучше о том, кто из нас всех знатней. Например, я. С виду обыкновенный горшочек для масла. А если копнуть глубже?
Горшочек:
Во мне звучит всё музыка,
Не булькает вода,
Из глиняного кружева
Я соткан, господа.
Я не простой горшочек
И щей я не варю,
Ты только лишь подумаешь,
Я сразу сотворю.

Варю я мысли-образы,
Готовлю чудеса,
Таким вот чудным образом
И отличаюсь я.


Котелок: Подумаешь! Я-то знаю, что я самый известный в мире котелок!
(Прохрипел простуженным голосом старый котелок).
С самого моего появления на свет, меня каждый день начищали до блеска и испытывали огнем. Без меня никак не обойтись. В доме я на первом месте.
Миска: А я не люблю говорить о самой себе.
(Тихо сказала глиняная миска)
Давайте просто вести беседу. Я расскажу вам кое-что из своей жизни.
В одной семье…
Метла: Чудесное начало! Ах, как вы интересно рассказываете!
(зашуршала облезлая метла)
Ведро: Да-да! Тьфу!
(плюнуло от удовольствия старое, дырявое ведро)
Щипцы: А теперь мы попляшем!
Сказочник:  Каминные щипцы  пустились в пляс. Боже мой, как они плясали. Выкидывали то одну, то другую свои железные ноги!
Корзинка: Прекратите! Я просто из себя выхожу!
( закричала корзинка из ивовых прутьев)
И чего это, вдруг, вы расплясались? Разве так следует проводить вечера? Я буду руководить вами.
Швейная иголка: Еще чего. Здесь есть кое-кто важнее вас. А именно – это я. Позвольте представиться:
         Швейная Игла:
Я родилась иголкой швейной
Такой была  я с детства,
И вот косынка шейная
Осталась мне в наследство!

Игла я острая и знатная:
От всех мне - уважение,
Возможно королевское мое происхождение!
Мое происхождение!

Скажу вам очень вежливо:
Не быть такою злою,
Попробуйте  насмешливо
Назвать меня иглою!?

Мой острый ум работает
Ни что не позабудет
Любую ткань с заботою
Раскрашу незабудками.

Сказочник: В шкафу, среди различного старья, посуды и старых кукол, на самой верхней полке стояли особые куклы: король со своими придворными, принцесса, и оловянный солдатик. Тс-с-с-с. Кажется мне,  вещи опять заговорили.
Швейная иголка: Я!  Я знаю эту историю! Вы удивитесь! К тому же именно я непосредственная ее участница. Так сказать ветеран.
Все: Расскажите, расскажите, дорогая  Игла.
Сказочник: В тёмном шкафу стало тихо-тихо. Швейная Игла вздохнула и начала свой удивительный рассказ.
Швейная Игла: Много, много лет назад жил-был на свете король. Этот король так любил наряжаться, что тратил на новые платья огромное состояние, а парады, театр, балы занимали его только лишь потому, что  там он мог показать своему народу свой очередной наряд.
(Едва сказочник  коснулся  куклы  короля волшебной палочкой и, о чудо! Король запел песню)

Король:
          Мне сердце греют ткани,
          От них я без ума.
          Я, как на поле брани
          В объятьях чутких полотна.

Я обожаю эти ленты
Огнём сверкающий атлас,
           Завязки, пряжки, позументы,
           Ведь это украшает Нас!

          Люблю наряды созерцать я
          В огромных зеркалах дворца,
          В них ослепительно мерцают
          Каменья  моего венца.

          Народ мой видеть хочет
          Величие, славу короля.
          А государство, между прочим,
          Конечно это я!

Король: Все слышали?! На каждый час дня у меня должно быть  платье, которое отличается от предыдущего моего наряда. Министр, выделите из казны средств столько, сколько понадобиться.
Министр: Но, ваше величество в казне…
Король: ничего не желаем знать. Иначе вы, дорогой министр, познакомитесь с палачом. Всё понятно? Не слышу?
Министр: Всё понятно, ваше величество.
 Король: Вот так.
( король советнику)  Готово ли мое новое платье к балу?
Советник: Ваше Величество! Все королевские портные сбились с ног…
Король: Лучше бы они сбились с рук! Мне плевать! Если к вечеру не будет готов новый наряд…
Советник: Но, Ваше Величество… нет подходящей ткани.
Король: Никаких но!
Советник: Никаких.
Король:  (министру)  Вот что я придумал. Объявить по всему королевству, что тот, кто сошьет самое-самое, необычное платье для короля, тому король отдаст в жёны свою дочь, то есть принцессу, а в придачу пол королевства. Какой я умный! Хотя, с пол королевством я погорячился. Это справедливо. А насчёт казны? У нас есть народ, который любит короля и любит платить налоги. Вы меня поняли.
Советник: Не вероятно! Вы ещё и добрейшей души, ваше величество.
Король:  Да. Я такой. И всё равно, если платье короля не будет готово… Ну, вы меня знаете.
Сказочник: Как только объявили об этом решении короля, все молодые люди, да и старики за ними, принялись ломать себе головы. Все из кожи вон лезут. Все без толку. И вот вод дворец явились, двое обманщиков.
Советник: Ваше Величество, прибыли два субъекта. Говорят, что ткачи. Так вот они говорят, что могут соткать такую ткань, лучше которой ничего и представить себе нельзя!
Король: Сколько их уже было. Ткачей, швей, а толку никакого. В моём королевстве не нашлось даже одного, кто был бы  предан королю. И где эти ткачи?
Советник: Они здесь, Ваше Величество, за дверью.
Король: Что же вы стоите? Зовите их!
Сказочник: В покои короля, с поклоном, вошли два парня. Эти обманщики решили выдать  себя за ткача и портного, чтобы заработать много денег. И для этого они придумали очень хитроумный  план. Невероятно хитрый.
              ( обманщики вошли в королевские покои и склонились в глубоком поклоне)
Король: Ну, что скажите?
Первый: Ваше Величество, мы можем сшить необыкновенный наряд для вашего королевского величества. Я ткач. Он портной.
Второй: Да. Оно будет сшито из волшебной ткани и невиданного в этих краях  рисунка.
Первый:  Главное расцветка полотна, которое мы должны соткать только своими руками, без помощников. И оно  будет обладать невиданной для человеческого глаза эффектом.
Король: Неужели? Ах!
Первый: Это еще не все.
Король: Да? Ах, что еще?
Второй: Ткань эта отличается еще удивительным свойством –  она становиться невидимой для всякого человека, который глуп и сидит не на своем месте.
Король: Даже так?! Вот это кстати! Теперь я точно узнаю кто из моих министров не на своем месте.
( король захлопал в ладоши)
Дорогой советник, как ты на это смотришь? Кто умен, а кто глуп! Это же новаторство. Это же реформа.
Советник: Как это умно, а главное своевременно, Ваше Величество.
Король: Сегодня же вы обязаны соткать мне такую ткань. Сию минуту принимайтесь за дело. А вы, министр финансов, выделите столько  средств, сколько потребуется. И никаких но. Я сказал так.
 Министр: Как прикажете, ваше величество.
Второй обманщик: Ваше величество, для отделки этой волшебной ткани потребуется драгоценные камни, золотые нити и серебряные…
Король: Ни какого серебра. Только золото! Министр финансов вы слышали? Выдать эти благородным  мастерам всё. Что они потребуют.
Сказочник: Обманщики поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было. Все золото, драгоценные камни они просто клали себе в карман и просиживали за пустыми станками час за часом.
Обманщики: 
                Мы парни ловкие – ткачи,
                Без денег и без крыши.
                Пустой живот на нас ворчит,
                Но небо нас не слышит.

           Сюда попали во дворец
                Благодаря уму отчасти.
                Придворный ткач. Придворный швец.
                Ура! Какое счастье.
               
                Наряд сошьём Величеству
                Такое платье!  Загляденье!
                Растёт монет количество,
                Такое, брат везение.

               
         

Сказочник: Как у любого европейского  короля во дворце была охрана. Основная охрана состояла из гвардии оловянных солдатиков; ружья на плече, голова прямо, красный с синим мундир. И характер у всех был просто  оловянный. Прелесть, что за гвардия. (Прикасается  к солдатикам волшебной палочкой)
Оловянные солдатики: (маршируют)

Солдаты оловянные-
Стоит нас целый взвод.
Мы не вельможи  знатные,
И непростой народ.

У нас есть командиры -
Отважные отцы.
На нас блестят мундиры,
А за спиной штыки.

И если пушки грянут,
Противник вступит в бой,
Солдаты не отпрянут,
Не повернут домой.

Со знаменем в атаку-
Пойдём мы на врага,
И прозвучит клич, в драке-
Победа и Ура! Ура! Ура!


       

Сказочник: Я должен вам поведать одну очень важную тайну. Дело в том, что все солдаты  в гвардии короля были отлиты из одной оловянной ложки. Но поскольку оловянная ложка когда-то жила на королевской кухне, все солдатики считались братьями, но они этого не знали. Солдатики  были совершенно одинаковы, кроме одного.  У этого солдатика  была только  одна нога. На его отливку просто не хватило олова. Вот он, как раз и оказался самым замечательным из всех. Почему? Мы узнаем это из дальнейшего повествования. Итак. У короля была дочь. Принцесса была хороша собой, но капризна. Как и все отпрыски королей. Поскольку  решение короля -  отдать свою  дочь одному из обманщиков вот-вот должно сбыться, принцесса плакала целый день.
Принцесса:  (королю)
  Убегу из королевства.
Убегу я навсегда!
Поступили вы нечестно
С бедной дочерью. Да! Да!!

Буду плакать я нарочно.
Замуж? Замуж не хочу!
Я умру уж это точно,
Если только захочу.
Если только захочу!
Король: Но я дал королевское слово.
Принцесса: Подумаешь – слово! Подумаешь – дали! Король вы папенька или не король?
Король: Вот именно. Это не по-королевски.
Принцесса: Вы хотите, чтобы я умерла? А-а-а-а-а… Не хочу-у-у-у-у….
Король: Успокойтесь, Принцесса. Я придумал. Значит так.
(Советнику) Объявите в королевстве: кто подарит принцессе, самый невероятный подарок, за того принцесса выйдет замуж. Ах, какой я умный! А с этих ткачей довольно будет и моей милости, что я им позволил прикоснуться к моему величеству.

Сказочник: Солдатик, который имел  только одну ногу, в это самое время стоял на карауле у дверей королевской палаты и все слышал.

Оловянный солдатик:
Вот бы мне такую жену, как эта прекрасная принцесса.
(подумал оловянный солдатик)
Но ведь она же принцесса, а у меня только и есть, что соловей и розовый куст. Это всё, что мне с братьями  досталось в наследство.
Сказочник: И розу и соловья оловянный солдатик решил подарить принцессе. Кстати роза была необычным цветком: от неё исходил такой аромат, что можно было забыть все горести и заботы, а соловей пел так дивно, словно  в его крохотном горлышке были собраны все чудеснейшие мелодии, какие только есть на свете. К этому времени самая большая комната  дворца была завалена подарками. Сюда же принесли розу и соловья. Подарки от оловянного солдатика, который пожелал остаться неизвестным, упаковали в красивые коробочки и приподнесли принцессе.
Принцесса: Ах, если бы тут бала маленькая киска!
(сказала принцесса)
Что это? Роза?
Король: Ах, как мило! Мастер просто превзошёл себя.
(захлопал в ладоши король)
Она подойдет к моему новому платью.
Сказочник: Но принцесса подошла, потрогала розу руками и чуть не заплакала от разочарования.
Принцесса: Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!
Король: Настоящая? Не может быть. Погоди, деточка, сердиться. Глянем, что во второй коробочке.
Сказочник: Открыли вторую коробку. В ней оказалась клетка с соловьём.  Соловей  запел свою песню, и пел так, что даже король прослезился.
Король: Как эта невзрачная птичка напомнила мне мою молодость.
Принцесса: Надеюсь, птица не настоящая?
(спросила принцесса и потрогала соловья руками)
Фи, какая гадость, Он тоже настоящий.
Сказочник: Дары принцессе не понравились, но оловянный солдатик не унывал. День напролёт он сидел за работой и смастерил чудесный горшочек. Затем он поверх своего мундира натянул  рваное платье и притаился за кустом сирени. Когда принцесса с подругами вышла в сад погулять, она вдруг, услышала, как кто-то на музыкальном инструменте исполнял очень веселую песенку.
Сказочник: Не удивляйся, мой друг. В чудесном шкафу был даже сад, где гуляли только королевские особы.
Принцесса: Ах, какая замечательная мелодия! Эй, ты! Это ты играешь? Что за музыкальный инструмент? Горшок?!
Оловянный солдатик: Да, принцесса, горшок.
Принцесса:  Эй! Послушай! Что возьмешь за горшочек?
Оловянный солдатик: Самую малость, Ваше Высочество. Десять поцелуев принцессы!
Принцесса: Что? Вот невежа! Да как ты смеешь.
( принцесса сделала вид, что обиделась, и пошла было прочь, но горшочек снова мелодично заиграл  и затем запел)
Горшочек:
Полыхает жаром печь
На плите кастрюли дышат,
Мне слышна людская речь,
Вижу, как опара дышит.

Все секреты о стряпне
Так знакомы и понятны,
Блюда все известны мне.
Так вкусны они, приятны.

Подсматривать, подглядывать
Мне вовсе ни к чему,
Что я  вижу, то принцессе
Я и так всё расскажу.

Кто, что солит, маринует
Варит, сушит и печёт.
Запишу всё, зарисую.
Будет знать наперечёт.


Принцесса: Ах!  Это же прелестно! Такого горшочка я ещё не встречала.
Оловянный солдатик: Такого ни у кого во всём мире нет.
Принцесса:  Значит, я буду одна знать обо всех,  кто что готовит и стряпает? Послушай, дешевле никак нельзя?
Оловянный солдатик: Дешевле? Нельзя, принцесса. Никак.
Принцесса: Фи. Как это скучно! Я же принцесса. Придется встать за куст этой сирени…
Сказочник: А между тем молва о диковинной ткани облетела весь город, и всякий горел желанием скорее убедиться в глупости своего ближнего. А обманщики  требовали всё больше денег, шелку и золота;  они только набивали себе карманы, а в работу не пошло ни одной простой нити. Как и прежде они сидели у пустых станков и делали вид, что ткут. И когда принцесса целовала переодетого оловянного солдатика, король с министром и советником шли любоваться диковинной тканью.

Принцесса: Семь, восемь, девять.
Король: Это еще что за шутки!
(Король сильно разгневался, когда  увидел дочь и оборванца, в таком неприглядном виде и тут же швырнул в них париком своего советника)
Советник: Какой пассаж…. целоваться с бродягой…
Сказочник: Ни король, ни советник не узнали  оловянного солдатика. Рассерженный король так расстроился, что тут же выгнал из своего королевства и принцессу и оловянного солдатика. Какие только чудеса не приходят в этом старинному шкафу.
Но даже это  событие не отменило королевский каприз. Обманщики - ткачи почтительно попросили подойти короля и советника к ткацкому станку и высказать своё королевское мнение - как нравятся им узор на воздушной ткани.
Советник: Что это? Разрази меня гром.
(таращил глаза советник)
Да я ведь ничего не вижу?
(только он не сказал этого вслух)
Первый обманщик: Чудесно! Не правда ли?
Второй обманщик: Не угодно ли полюбоваться, Ваше Величество?!
Первый обманщик: Какие краски! Какой узор!
Король: Что за ерунда? Я ничего не вижу! Ведь это ужасно! Значит я не на своём месте?!
(подумал король, но промолчал)
Советник: Ваше Величество, вам нравится?
Король: Что? Сейчас подойду поближе…
Советник: Да, что же такое. Не ужели я глуп?
(думал советник)
Неужели я не на своём месте? Вот уж ничего никогда не подумал! А если король узнает!?..
Первый обманщик: Что же вы молчите? Так ничего и не скажите нам? Правда, это ещё не законченная работа. Ну, сами понимаете.

Король: О… Ах, не законченная.
Советник: О…. э… А сразу и не скажешь. Выглядит, как законченная.
Второй обманщик: Это… Спасибо. Мы так стараемся успеть во время.
Советник: Это просто шедевр, мило!
(ответил советник, тараща глаза на короля)
Какие не передаваемые краски…
Чрезвычайно понравилось…
 Обманщики: Рады стараться, ваше королевское величество.
(хором сказали обманщики)
Второй обманщик: Обратите внимание вот на этот узор. Это сочетание  узора мы придумали сами. Здесь виден весь полёт королевской мысли. Это новшество мы применили только в вашем королевстве. А необычный колер ткани взят нами из старинной книги.
Первый обманщик: Книга, которая, к сожалению сгорела! Да! Мы были последними, кто видел  книгу перед большим пожаром.
Советник: Да, да, да. Я что-то слышал об этом. Действительно.  Красок таких на всей земле не сыщешь.
Король: О, да?
Сказочник: Чем больше король слушал советника, тем  больше убеждался, что он не просто глуп, а безнадёжно глуп.
Король: Глуп, я что ли? Какая разница. Я король. И этим всё сказано. Пусть боятся мои министры. Я их выведу на чистую воду.
Я рассмотрел ткань. О, да! Неплохо. Но мне не нравится вот эта кайма. Узковата.
Советник:  Да. Пожалуй. Кайму углубить.
Второй обманщик: Вы имеете в виду эту кайму?
Король:   Именно. Меня не проведёшь.
Первый обманщик: Позвольте, ваше королевское величество  показать ткань и другим придворным вашего двора.?
 Король:  Пожалуй.
Обманщики: 
Вельможи! Скороходы, Гофмейстеры! Лакеи!
Мы вас покорно просим тканью любоваться!
И если захотите, то будете умнее,
И вам чудесной ткани не следует бояться!
Сказочник: И вот у станков собралось большее количество людей и обманщики делали вид, что снимают ткань со станков, кроят ее большими ножницами и потом шьют иголками без ниток. Когда обманщики остались одни, они дружно рассмеялись.
Обманщики: Короля заставим мы с тобой
Нам заплатить сполна:
Чтоб золото текло рекой
Ведь жизнь у нас одна!

На наш век хватит королей,
Премьеров-карликов, министров;
Глупцов дворцовых всех мастей,
Мы их обманем очень быстро.

Сказочник: Затем, один из обманщиков взял в руки швейную иглу.
Швейная игла: Это они меня взяли. Я  так  устала участвовать в этом бессовестном обмане. Меня просто не спрашивали, а взяли силою.
(обманщикам) Вы смотрите, как вы берёте иглу?! Не уроните меня!
Осторожно! Я слишком тонка.
Сказочник: Но грубые пальцы обманщика крепко обхватили ее и стали водили иглу по воздуху, будто бы сшивая тонкую ткань.
Швейная игла: Уф, какая тяжелая работа! Я не выдержу! Я сломаюсь!
(шептала игла)
Первый обманщик:  Королевский наряд готов!
Второй обманщик: Ещё секунду. Сейчас. Последний штрих. Готово.

Сказочник: Мошенник взмахнул рукой, швейная игла упала на пол и острый кончик иглы отвалился.
Швейная игла: Я же вам говорила!
Сказочник: Оставим мастерскую и посмотрим, что происходит с принцессой? А принцесса плакала и плакала, что родной отец выгнал её из дворца. Она во всём винила этого нищего. Оловянный солдатик снял с себя рваное платье  и поклонившись принцессе сказал:
Оловянный солдатик: Я виноват во все этой истории. С меня и спрос!
Принцесса: Так ты ещё и лгун к тому же. Я ни за что не прощу тебе за обман. Я никогда не вернусь в этот темный шкаф! Назло папе.
Раз уж так случилось я повелеваю тебе бежать со мной куда глаза глядят.
Оловянный солдатик: Ваше желание – для меня закон, Ваше Высочество. Пойдем хоть сейчас. Я смогу прокормить нас своим ремеслом.
Принцесса: Только бы нам удалось спуститься с этой ужасной высоты. Я не успокоюсь, пока мы не будем далеко –далеко отсюда!
Сказочник: Надо сказать, что шкаф стоял рядом с окном, и полка, на которой сейчас находились наши герои, была вровень с подоконником. И вот тут, прямо перед ними, с самой верхней полки упала швейная игла.
Принцесса: Ах, бедняжка. Её тоже выбросили из светского общества, как и меня. Она в обмороке.
Швейная игла: Не в обмороке, Ваше Высочество. И приземлилась только для того, чтобы  предупредить вас, что за вами послали гонца. Это обычные каминные щипцы. Вот-вот они вас нагонит, чтобы просить вас вернуться во дворец. Король проявил милость к вам, Ваше Высочество.
Принцесса: Ни за что! Умру, а не вернусь. Я решила бежать, куда глаза глядят. Мы решили. Вот с ним.
Швейная игла: И правильно. Только скажите и я готова прийти к вам на помощь с целою свитой.
(сказала штопальная игла и потянула за собой длинную нитку)
Оловянный солдатик: Вы нам подходите, уважаемая игла.
(строго сказал оловянный солдатик)
Вы тоже на одной ноге, как и я. Прошу к нам, в нашу компанию.
Швейная игла: С удовольствием.
Оловянный солдатик: Ваше Высочество, хватит ли у вас мужества идти за мною туда, куда решу идти я? Знаете ли вы, как велик мир? И есть ли у вас желание его увидеть?
Принцесса: Глупости. Какой может быть мир за этим окном? Идемте сейчас же, а то я заплачу!
Сказочник: И надо же было такому случиться, то ли злой рок, то ли добрая фея в этом приняли участие, но резкий порыв ветра распахнул не запертое окно и трое беглецов вмиг очутились внизу. Вернее, будет сказать, приводнились, потому что в это время в широкой канаве, наполненной дождевой водой мерно покачивался большой корабль,  сделанный мальчишками из обычной газетной бумаги. Вот на нем-то и оказались принцесса, оловянный солдатик и швейная игла. Швейная игла тут же заняла центральное место на корабле.
Швейная игла:  Теперь уж нам точно не вернуться назад.
Принцесса: Вот и нет! Я так не хочу! Я передумала. Я хочу во дворец.
Оловянный солдатик: Смотрите, смотрите, это солнце! Я о нем слышал, но никогда не видел.
Принцесса: Подумаешь, солнце. Ах, оно сейчас опрокинется в воду!
Швейная игла: Это отражение, Ваше Высочество.
Принцесса: Ой, оно живое.
Швейная игла: Это волны. Наконец-то я вырвалась на волю! Я стала капитаном этого замечательного корабля. Свистать всех наверх.
Принцесса: А вот и нет! Я не хочу! Я не думала, что свет так велик! Я этого не вынесу!
Оловянный солдатик: Успокойтесь, Высочество, корабль, кажется, плывет…
Принцесса: Плывёт? Ах, я сейчас упаду в обморок… держите меня…
Сказочник: И только швейная игла вытянулась гордо и думала о чём-то своём.
Швейная игла: Я знала, что когда-нибудь я буду знаменитой. Добиться многого можно,  если только ты личность. Только бы нам не затеряться в этих волнах.
Оловянный солдатик: И пусть нас несет, хоть на край света! С вами, принцесса, мне не страшны преграды.
Принцесса: Фи! Вот еще чего! Я не хочу преодолевать какие-то там преграды.
Сказочник: Но не успела принцесса договорить, как кораблик бросило в сторону, затем  завертело.  Хлынул ливень.
Швейная игла: Свистать всех наверх!
Сказочник: Принцесса не удержалась и упала в кипящие воды канавы.
Швейная игла: Полундра! Принцесса за бортом!
Оловянный солдатик: Я спасу вас, Ваше Высочество! Держитесь!
Швейная игла: Куда?! Оловянная твоя голова! Ты мигом пойдешь ко дну!
Сказочник: И швейная игла бросила крепкую нитку за борт. Принцесса ухватилась за конец нитки и скоро была на борту кораблика. Дождь прекратился так же внезапно, как и начался. Выглянуло солнышко.
Принцесса: Бедная я, несчастная! Ах, мое платье, Ах, мои туфельки!
Швейная игла: Вы живы, Ваше Высочество, и это главное.
Принцесса: Я не вынесу! Это слишком жестоко!
Сказочник: Принцесса склонила свою маленькую головку к плечу оловянного солдатика и горько заплакала. Ведь вода испортила ее платье, и смыло всю позолоту с ее туфелек.
Швейная игла: Ваше Высочество, раньше я думала, что не гожусь для грубой работы, что слишком тонка. Думала, что не создана для этого жестокого мира. Один раз я уже сломалась и поняла: надо знать себе цену! И это меня согревает.
Сказочник: И швейная игла вытянулась в струнку, не теряя хорошего расположения духа. Навстречу им плыла всякая всячина: щепки, солома. И только оловянный солдатик не проронил ни слова, держался стойко и не изменился в лице.
Швейная игла: Ишь как плывут; они и понятия не имеют о том, кто находится на моем корабле.
Принцесса: О чем вы говорите?
Швейная игла: Нет, вы посмотрите на эту щепку: у нее только и мыслей, что о щепках. Ну, щепкой она и останется! Вот соломинка плывет…. вертится-то, вертится как! Эй, не задирай носа! Смотри, как бы не споткнуться! А это плывет обрывок от газеты. Давно уже забыли, что на нем напечатано, а он, гляди, как развернулся! Но я-то себе цену знаю! Полный вперед!
Сказочник: И лодку понесло под длинные мостки. На этом самом месте оставим наших путешественников.
Дело в том, что путешественники попали совсем в другое королевство, а здесь были  совсем другие правила жизни. В этом самом королевстве, куда попали беглецы, местный король издал указ о том, чтобы каждый проходящий, проезжающий и проплывающий по этому королевству платил налог. Ну, понятно зачем: чтобы пополнить скудную казну. Вот для этого-то и жила под мостками водяная крыса. Она собирала со всех проплывающих дорожную пошлину.
Крыса: Я начальница порта,
И сижу на месте прочно:
И во взглядах я тверда
Уступать не буду - точно.

Я с проезжих, дань беру,
Должность кормит - я толстею,
И казне чуть-чуть даю
Мне с поста всегда виднее.

Дети сыты и одеты,
в ресторанах каждый день.
Там веселье и обеды
Мне не страшен кризис-тень.

Крыса: Стой! Кто такие? Куда?
Принцесса: Ах! Какой ужас! Я не переживу этого!
Крыса: Переживете, если заплатите налог.
Швейная игла: Простите, что  вы сказали?
Крыса: Покажите ваш паспорт.
Швейная игла: Паспорт? А, что это такое?
Крыса: Ты еще издеваешься?
(пытается ударить швейную иглу лапой)
А-а-а! Больно. Нападение на служебное лицо!
Швейная игла:   Что-то я лица не заметила…
Крыса: Вам это так не сойдет!
Принцесса: Ах, если бы я оказалась  в своём  старинном  шкафу!
(плачет)
Оловянный солдатик: Не плачьте принцесса. Я за вас я вступаю в неравный бой.
Принцесса: Я не успокоюсь, пока…
Сказочник: Опять пошёл дождь. Вода в канаве прибавлялась  и скоро
Кораблик уже несло дальше, а крыса плыла за ними и кричала:
Крыса: Держите, держите их! Они не уплатили дорожной пошлины, не показали паспорта. Они нарушили границу.
Сказочник: Кораблик несло все быстрее, но оловянный солдатик по-прежнему держался стойко и даже глазом не моргнул, когда кораблик  попал в водоворот и стал быстро кружиться на одном месте, погружаясь в пучину.
Швейная игла: Полундра! Корабль дал течь! Все за борт!
Оловянный солдатик:     Вперёд! Нам не страшна волна. И смерти гордая улыбка.
Принцесса: Ах, какой ужас! Мы пропали! И всему виной вы! Ах, я не переживу этого!
Сказочник: Но, друзья мои, жизнь так полна неожиданностей… Именно в эту страшную для беглецов минуту, огромная птица с высоты ринулась прямо в воду, очевидно думая, что это плещется рыба, и схватив кораблик, в одно мгновенье перенесла горе-путешественников…. да! да! – на тот самый подоконник, откуда и началось их путешествие!
Оказалось все просто. Госпожа птица уже давно жила под крышей дома, где стоял старинный шкаф. А во дворце  готовились к балу!
Вы никогда не бывали на таком балу? Напрасно! Кого только там не встретишь. И вот старинные часы отбили положенное время, запели:
Часы: Тик-так… тик-так…
        На праздник всем пора!
Тик-так… тик-так…
На бал идите до утра!
Скоро полночь. Ночной час!
Кружат стрелки, мы торопим вас!

За стрелкой часовой,
Минутная бежит –
Как будто бы сестра!
Тяжёлый маятник
Стучит, стучит, стучит:
Игрушкам всем уже пора!
Полночный час!
Наш бал продлится до утра!

Тик-так… тик-так…
Тик-так… тик-так…
Часы зовут друзей,
На бал зовут,
А стрелочки часов бегут,
        Скорей, скорей, скорей.
Сказочник: И пока собираются гости, мы опять заглянем в покои короля.
Первый обманщик: Это панталоны.
(изображает, что подает панталоны)
Второй обманщик: Это камзол.
Первый обманщик: Вот кафтан. Чудесный наряд получился!
Второй обманщик: О, да! Легкий и прозрачный, как паутинка.
Первый обманщик: Но в этом-то и прелесть.
Второй обманщик: А теперь, Ваше Величество соблаговолите вас раздеть.
Король: Но…
Первый обманщик: Вот за этой ширмой мы вас оденем.

Король заходит за ширму, снимает одежду.

Советник: (заглядывая за ширму)
Боже! Как идиот… идет!
Ваше Величество, вы неподражаемы!
Сказочник: Король пусть одевает своё новое платье, а мы отправимся в большую залу дворца. Что творилось в огромном, ярко освещенном зале!
Не хотите ли увидеть
Какие гости на балу?
Никто не смеет здесь обидеть
слугу иль, сироту.

Игрушки появляются
Танцуют и поют.
И клоун кувыркается
Он песнь поёт свою!

И гости  не смущаются
Веселье. Карнавал.
И звёзды  удивляются
Какой прекрасный бал!

Сказочник: Скоро зала была заполнена до отказа. А гости все прибывали и прибывали. Собрались все приглашенные, не поленился даже пузатый самовар. И вот каминные щипцы не выдержали и пустились в пляс.

Щипцы:

На вид мы закопчённые
От дыма и огня,
Но дух  наш  закалённый,
Не знает ночи, дня.

Щипцы мы для камина
И служим лишь ему.
На бал пришли одни мы
И наш пример тому.

Мы пляшем громко топая
Огонь нам не помеха,
И на балу нам хлопают
С восторгом и со смехом.



Сказочник: Наши путешественники: Оловянный солдатик с принцессой и штопальная Игла тоже оказались среди гостей. Троицу оттеснили к самым дверям, так что никому больше нельзя было ни войти, не выйти. И вот горошины запели забавную песенку, которую написал сам Карандаш:
Горошины:

Как одно лицо – горошины,
Семь сестёр в стручке,
На балу мы все не брошены
В старомодном паричке.

Мы на вид все одинаковы
И у всех один наряд.
Туфельки мелькают лаковые,
И глаза у всех горят.

Хоть мы дамы и не знатные,
Во дворце мы в первый раз,
Пляшем мы, и нам приятно
Среди цветов и хрупких ваз.


Голос: Его королевское величество!
Сказочник: И вот! Звучат трубы, бьют барабаны! Гости замолкли в ожидании короля.
Открываются двери… Ах! – восклицают все гости! Король, под роскошным балдахином, шествовал в одних панталонах! Но, не единый человек не сказал, что ничего не видит, никто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своем месте! Со всех сторон только и было слышно:
1 голос: Ах, какое красивое платье!
2 голос: Чудесное платье короля!
3 голос: Как чудно сидит!
4 голос: Роскошное платье!
5 голос: Да здравствует король!
Швейная игла: Но мы-то с вами знаем, что думали в это время все присутствующие на балу?! А что думаете вы?
Сказочник: Но закончится сказочный бал, смолкнет музыка.  И когда, в очередной раз, хозяйка откроет старый шкаф, она так и не узнает, что же произошло в эту ночь!
 А мы говорим: До свидания добрая сказка!.. До свидания мудрый и добрый сказочник!


З А Н А В Е С