зима 1967г

Наиль Мустафин
Зима 1967 года.

Зима выдалась снежная. Для нас, мальчишек дома №55 по Проспекту Октября, это было сказочным везением. Летом во дворе дома уложили асфальт для проезда машин со стороны улицы Полтавская( сейчас 50 лет СССР), эта дорога служила и пешеходной. Зимой эту дорогу мальчишки использовали для игры в хоккей. Это сегодня дороги у подъездов забиты машинами, а тогда дворы были совершенно свободны. Обычно мы выходили на улицу вечером, когда были сделаны школьные домашние задания. Зимой темнеет рано, поэтому мы расчищали от снега дорогу между первым и вторым подъездами и играли при свете из окон дома. Играли в хоккей с самодельными клюшками, иногда в футбол с волейбольным мячом, для чего в створе подъездов ставили бугорки из снега в качестве ворот.  Играли без коньков в валенках или в ботинках с настоящей шайбой, купленной в магазине. Когда во Дворце Спорта проходила игра клуба «Салават Юлаев» мы с нетерпением ждали, когда  после матча болельщики пойдут  по улице Полтавская к Проспекту, - это сразу за шестым подъездом нашего дома. Тогда мы бежали к ним и расспрашивали об игре нашей хоккейной команды, которая тогда  выступала в первой лиге хоккея СССР, а вернувшись к первому подъезду обсуждали турнирное положение команд.
   Иногда, во время игры на очищенной площадке между подъездами мы переходили на перебранку  в споре о забитом голе, иногда переходили и в рукопашную, как в настоящем хоккее. В рукопашную мы боролись и без хоккея на детской площадке двора, когда там после снегопада образовывалось чистое снежное мягкое поле с глубиной снега до полуметра. Мы с братишками покупали книжки по борьбе самбо, боксу, бегу. Приёмы борьбы мы вначале изучали и практиковались в своей квартире, а потом учили соседей мальчишек уже во дворе.
   В один из дней выдался сильный мороз. С утра по радио объявили, что занятия в школах отменяются. Уже в полдень я взглянул в окно, - пространство от нашего дома до проезжей части Проспекта,( а это около пятидесяти метров),  блестело под лучами солнца ярким светом снежного полотна. Мороз ещё стоял крепкий, но чуть слабее ,чем утром. Стоя у окна, я чувствовал, как солнечные лучи греют через стекло ласковым теплом. Казалось, что и на улице тоже тепло под лучами солнца. Появилось желание поваляться на снежном ковре, который отражал солнечный свет блёстками самых разных притягательных оттенков. Я позвал братишек  и сказал им.
- Смотрите, какой весёлый день! Идёмте на улицу, на тот снежный ковёр, будем бороться на снегу.
- Тогда ещё кого-нибудь из мальчишек нужно позвать. – предложил Фарит.
- Марат с Айратом могут пойти, из третьей квартиры. – сказал Раиль.
- Я тоже с вами пойду. – объявил Фаниль.
- Хорошо, пойду позову их, - сказал я, и одев тапочки спустился этажом ниже. Наши друзья жили на втором этаже прямо под нашей квартирой, а на первом этаже был магазин, где на тот период велись отделочные работы. Марату шестнадцать лет, он на год старше меня. Айрату четырнадцать лет как и моему братишке Раилю. Друзья сразу согласились, начали одеваться в валенки и в телогрейки. Я вернулся к себе. С братишками мы оделись в драповые пальто, на ноги шерстяные носки и ботинки со шнурками, на головы шапки ушанки. На руки варежки.
   Когда мы пришли на снежную поляну в метрах пятнадцати от проезжей части Проспекта, то в первую очередь стали любоваться снежным покрывалом , который светился всеми цветами радуги от миллиардов снежинок, лежащих вроде рыбной чешуи. Мы брали в руки снежинки и рассматривали их, показывали друг другу самые удивительные кристаллы, рассуждали о причинах возникновения такого разнообразия.
- Смотрите, новый трамвай едет, - закричал Фаниль. Ему всего семь лет, поэтому , наверное, его больше всех привлекали красивые вагоны трамваев и новые автомобили.
- А с другой стороны грузовой трамвай едет, - показал рукой Фарит.
Мы все стали обсуждать увиденные вагоны, переключив внимание на дорогу и едущие там машины.
- Вон там едет новый «Москвич», а там новая « Волга», показал рукой Айрат. Так мы несколько минут наблюдали за редко проезжающими машинами и вагонами трамваев.  Это сейчас, через пятьдесят лет после того дня, весь Проспект загружен автомобилями иностранного производства по четыре ряда в каждую сторону, а трамвайные пути вообще убрали.

   Я стал чувствовать. Что начинаю мёрзнуть, - тридцати градусный мороз давал о себе знать.
- Ребята, мы так замёрзнем; мы же бороться пришли. Нас шесть человек. Будем делиться на две команды, капитаны будут Марат и я. Марат, выбирай свою команду. – сказал я ему. Он выбрал себе Фарита и Айрата, мне достались Раиль и Фаниль.
  Мы вытоптали площадку, примерно, в шесть на шесть метров, но и тогда снег оставался рыхлым и  по колено глубоким. Условились о правилах: кто победил своего соперника , тот мог идти на помощь другим из своей команды. Начали бороться. Фарит легко одолел Фаниля и стал помогать Айрату против Раиля. Фаниль встал и тоже полез в их кучу. Я боролся с Маратом. Он был мощнее меня, но приёмов не изучал, поэтому раз за разом летел в снег; я давал ему встать и старался применить следующий приём самбо. Между тем Айрат с Фаритом уложили в снег Фаниля с Раилем и накидали им в лицо снега; а снег на площадке превратился в сыпучий песок-порошок по которому трудно было ходить. Победители тех пар борцов пошли на помощь Марату, поэтому мне пришлось отбиваться сразу от троих, - получилась куча -  мала, в которую полезли и  из проигравших пар борцов. Здесь уже стало не понятно кто за кого борется, и кто кому снег в лицо и за воротник кидает.
   Я выбрался из кучи, где все уже лежали  в снежном песке и барахтались словно в воде, а рыхлый снег мешал им встать на ноги.
- Всё , хватит! – крикнул я друзьям. – Вы все в снегу, а я стою, значит, моя команда победила!
- Нет, так не честно! Так не поймёшь, кто победил. – закричал Айрат. Все встали  и стали отряхиваться от снега, одновременно доказывая криком свою победу.
Наверное, всего минут тридцать прошло, как мы пришли на снежное поле, но мороз успел нас подморозить, даже во время борьбы мы не очень-то согрелись. Когда встали и стали  спорить о результатах борьбы, тем более заметили, что нос и уши, и руки , и ноги прихватило морозом.
Первым начал Фаниль.
- Я замёрз. Я домой пойду.
- Хорошо. – поддержал я его. – У меня тоже и руки, и ноги  замёрзли. Пошли греться домой.
- У нас маленький настольный бильярд есть. – сказал Айрат. – пошли к нам, там и согреемся.
- На самом деле. Идём к нам. Родители на работе, можем спокойно поиграть. – позвал Марат.
Мы с братишками, конечно, согласились, и , проваливаясь по колено в снегу, зашагали к дому.
--------------------
Январь 2016г. Г. Уфа.