Апостолы. 1. 12. Возвращение из Египта

Евгений Прохоров-Гашев
                "...да сбудется реченное Господом через пророка,
                который говорит: "Из Египта возвал я Сына Моего."
                Евангелие от Матфея. 2:15

                На некоторых православных иконах, именуемых как  " Бегство в Египет ", четвертый персонаж в Святом Семействе -  один из
                сыновей Иосифа, Иаков. В основе этого сюжета  лежит апокриф , - дословно : произведение, не вошедшее в число канонических книг Ветхого и Нового Завета, утвержденное церковными соборами, проще говоря,  сие есть - молва, вот такое строгое отношение проявляют Церковные Соборы к тем или иным религиозным артефактам , порою просто выдумываемыми многими разными людьми, в том числе и мною.
                В Священном Писании о том, что Иаков путешествовал в Египет, не говорится ни слова, только поэтому я в своем
                романе - фэнтези допустил  "вольность",
                заменив Иакова на своего вымышленного литературного героя - охотника Идумея.
                Да простит меня Господь.

   Песок да камень...да заунывный вой ветра...Так было тысячу лет назад при Моисее, когда тот водил свой народ сорок лет по пустыне после египетского плена; так было и чуть позже,  в скитаниях Давида, будущего славного царя Израиля, когда он, еще беглый дружинник, спасался от гнева первого иудейского царя Саула, судорожно теряющего власть за свои прегрешения перед Богом...
   Легендарный Египет. Некогда израильтяне под покровительством еврея Иосифа, - младшего сына Иакова - Израиля, - первого советника фараона, спасаясь от голода, нашли здесь приют и сытую жизнь. Но потом, со сменой одного фараона другим, Египет стал для них тяжким, убийственным пленом.
   А теперь эта древняя страна вновь оказала услугу в укрытии Сына Божия Младенца Иисуса Христа от преследования израильского царя Ирода, и Господь благословил сию землю  тем, что в ней зародится вскоре христианское монашество, давшее миру славную плеяду имен святых подвижников, молитвенников за род человеческий в борьбе против дьявола.

   С высоты орлиного полета видно, как медленно движутся по бескрайней пустыне маленькие фигурки людей.Резко приблизившись вместе с падающей к земле хищной птицей,хорошо видно, что впереди, как всегда, идет молчаливый охотник Идумей, за ним Иосиф ведет осла , на котором покачивается в такт шагам животного Дева Мария с Младенцем Иисусом на руках.
   И вот случилось то, чего Идумей боялся больше всего, - на пути им встретилась большая конная банда бедуинов. Конечно, разбойники и раньше встречались по пути в Египет, но не в таком количестве, не такие опытные убийцы и не в таком неудобном для Идумея месте, когда он, открытый со всех сторон, сможет выпустить из лука,  в лучшем случае, только несколько стрел, а потом непременно будет убит. Убьют и Иосифа, а Деву Марию и Младенца ожидает позорное рабство...
   Три всадника отделились от конницы и галопом направились навстречу мирным путникам. Не доскакав, бандиты в недоумении закружились на месте, - стало очевидным, что они потеряли цель.
   В неменьшем недоумении и оцепеняющем страхе простояли Идумей и Иосиф, - а Дева Мария укрыла Младенца и спряталась сама с головою под дорожный плащ, - пока мимо них неспешно прошествовала вся конная банда бедуинов, вертевшая головами, изумленная тем, что путники, шедшие им навстречу, вдруг куда-то исчезли.
   Когда Идумей и Иосиф поняли, что разбойники прошли и не вернутся, оба, не сговариваясь, упали на колени и стали горячо молиться. А после обернулись и с благоговейным трепетом посмотрели на Младенца, который мило, по-детски, жался к плачущей от перенесенного ужаса Матери, явно успокаивая ее.

   Вот и земля Израилева! Позади два опасных путешествия, - в Египет и обратно, - позади полтора года чужбины. Надо, обязательно надо посетить Иерусалимский Храм и возблагодарить Бога за благополучное возвращение на Родину. Путь домой, в Назарет , лежит через Иудею, а значит есть возможность посетить Иерусалим на великий для всех евреев праздник Песах, славивший освобождение их от египетского плена десять веков назад.
   В своем Евангелии апостол Матфей напишет позже: "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, (Иосиф) убоялся туда идти; но получив во сне откровение, пошел в пределы Галлилейские и , придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется."
   Чего же так убоялся Иосиф? Архелай был не менее свирепее своего отца, но не искал Младенца Иисуса, чтобы убить его, - он о Нем просто не знал,потому, что ранее был в Риме на воспитании.
   Дело в том, что в Иерусалиме на Песах должны были случиться ужасные события...

   На смертном одре Ирод,  уже в который раз, велел переписать завещание, назначив царем , после казненного Антипатра, другого своего старшего сына, восемнадцатилетнего Архелая, потом "отдал" власть шестнадцатилетнему Антипе и - снова Архелаю.
   Итак Архелай - сын иудейского царя Ирода, идумеянина,  и самаритянки Малтаки. То есть в венах нового иудейского царя так же небыло и капли иудейской крови.
   В четырнадцать лет Архелай был отправлен для воспитания в Рим, но вскоре, через два- три года, вместе с другими братьями, Антипой и Филлипом, приехал обратно.
   Возвращение Архелая из Рима было ускорено действиями старшего сына Ирода Антипатра, который с помощью подметных писем и других интриг старался очернить его в глазах отца, надеясь подвергнуть такой же кровавой участи, как Александра и Аристобула, сыновей Ирода от Мариамны из дома Хасмонеев.
   Спасло Архелая то, что сестра Ирода, Соломея, по своим соображениям, встала на его сторону, хотя прежде и потакала ненависти Антипатра ко всем своим братьям от других матерей.
   На публичном собрании в Иерусалимском Храме новый царь дал обещание прислушиваться к пожеланиям своих подданных, но уже скоро обнаружилось обратное.
   Народ, воинственно настроенный фарисеями ( религиозной партией от народа), потребовал смещения первосвященника Иозера от саддукев ( партии власти) и наказания прежних советников Ирода, которые были виновны в мученической смерти фарисеев Маттатии и Иуды.
   Архелай согласился с требованиями народа, но объявил, что пока не может прибегнуть к таким крайним мерам потому, что не утвержден в царском звании римским императором Августом.
   Однако евреи накануне Песаха, когда чуть ли не все жители Эрец - Исраэль собрались в Иерусалиме, стали так настойчиво требовать немедленного исполнения своего желания, что Архелай выслал для усмирения толпы отряд солдат. Народ разъярился еще больше. Архелай вызвал весь наличный гарнизон. В завязавшейся резне в пределах Храма погибло три тысячи человек.
   Вероятно, это откровение и получил во сне Иосиф Обручник, когда намеревался посетить на Песах Иерусалимский Храм по пути из Египта в Галлилею, в свой город Назарет, - но убоялся и не пошел...