Механика страсти

Лидия Захарова
В одном из недавних выпусков журнала Writer's Digest писатель Дэвид Корбетт рассказал о методе создания мотивации героев. За основу он взял противостояние импульсов и желаний, которые и приводят к конфликту. Корбетт предлагает простой и элегантный способ разобраться, чего же на самом деле желают ваши персонажи, в чем их страсть. И что со всем этим делать.

Как на четырех слонах, Механика Страсти зиждется на четырех ключевых элементах: пустоте, стремлении, несовершенстве и желании.

 

1) Четыре шага

Работает это следующим образом:

    1. В начале истории персонажу чего-то недостает. Он может даже сам этого не осознавать, но читатель видит его неполноценность. Типичными признаками пустоты являются скука, болезнь, невыполненные просьбы, экзистенциальная тоска и прочие несварения.
    2. Пустота, осознаваемая или нет, ведет к появлению стремления, которое (в начале истории) ни к чему не приводит. Попытки героя получить необходимое остаются безуспешными, несмотря на все его старания.
    3. А причина тому - несовершенство самого персонажа. Что-то в нем — черты характера, особенности психики, физиологии и т.д. — делает получение желаемого невозможным, глупым, напрасным. Несовершенством может быть:
        - слабость (лень, трусость, упрямство, отчаянье)
        - травма (психологическая или физиологическая)
        - ограничение (возраст, принадлежность не к тому классу или полу, отсутствие средств, опыта)
        - недостаток (зависть, цинизм, гнев, тщеславие, лживость).
    Слабость, травма, ограничение и недостаток могут использоваться сами по себе или сочетаться. Недостатки часто являются последствием травм, слабости и т.д.
    4. Что-то случается — персонаж влюбляется, отправляется в путешествие, полиция находит труп, машина ломается посреди дороги — и у героя появляется желание действовать.


2) Точка невозврата

Пытаясь получить желаемое, персонаж сталкивается с трудностями, препятствиями и конкурентами — это конфликт. Противостояние усиливается, неприятности множатся, и персонаж рано или поздно вынужден спросить себя: зачем продолжать? Почему бы не сдаться, не попробовать найти компромисс?

Ответ на эти вопросы стоит искать в стремлении. Благодаря своей борьбе, потерям и достижениям, персонаж начинает осознавать, в чем истинная причина его желания. Он замечает собственную пустоту. И просто желание получить что-то превращается в необходимость, в нужду, от которой не сбежать — потому что нельзя сбежать от самого себя.

Ставки повышаются. Повернуть назад теперь — все равно что проиграть, предать собственное «я», лишиться цели в жизни. Внешняя цель переплетается с внутренней — их не разделить. Все, чего хочет ваш персонаж, все, за что он борется, идет из самых глубин его личности.
 

3) Ничто не заканчивается

Теперь ваш персонаж пойдет на все. Но своего все равно не получит. Или получит, но лишь частично. До конца избавиться от пустоты и порожденного ею стремления он не сможет никогда. По крайней мере, не на страницах вашей книги. История, которую вы рассказываете, — это лишь первый шаг на пути к осознанию и исцелению. Момент, когда персонаж наиболее близок к осуществлению своих замыслов, станет кульминацией.

Грань между полным удовлетворением и разочарованием довольно тонка. Читатель должен видеть, что герой преуспел, победил в каком-то смысле… и все же что-то должно остаться недосказанным, незавершенным. Нельзя позволить читателю вздохнуть с облегчением и закрыть книгу с чувством выполненного долга. Нет, ему все еще должно быть немного не по себе, может быть, даже неуютно, тревожно.

Это не означает, что финал должен быть обязательно открытым. История завершается, большинство проблем находят решение, персонажи изменяются — они становятся храбрее, мудрее, честнее и т.д. Но стоит помнить: на самом деле это не конец, жизнь продолжается, и где-то там, в будущем за пределами книги, персонажи продолжат свой путь.

 

Источник: http://www.jahontis.ru/