Увидеть Париж и...

Олег Черняк
                О Париже я мечтаю, и сквозь черную витрину
                Вижу Эйфелеву башню...
                Ю. Черкашин

     Из окна иллюминатора было видно, как от здания аэровокзала в сторону остановившегося Боинга движется телескопический рукав. Казалось, что хобот гигантского слона хочет поцеловать самолет, поздравляя его с мягкой посадкой. Саня от нетерпения ёрзал на кресле. Оставались минуты до осуществления его давней мечты - увидеть Париж.

     Саня влюбился в Париж еще в шестнадцать лет, точнее в Париж потом, а сначала в актрису Изабель Аджани. Случайно в Интернете наткнувшись на старый фильм "Подземка" и увидев главную героиню, понял - это любовь. Вскоре он знал о ней все, пересмотрел все доступные фильмы с её участием, наизусть знал её биографию. Его не беспокоила разница в возрасте, Саня понимал, что шансов встретиться с Изабель у него нет, но побывать в городе, в котором она родилась, ходить по тем же улицам и дышать тем же воздухом он обязан.
 
                Ты что, мой друг, свистишь? Мешает жить Париж?*

     На самом деле мечта о Париже жить Сане не мешала. Он учился в школе, а в свободное время учил французский и зарабатывал тем, что раздавал прохожим рекламные листовки. Все заработанные деньги он откладывал в специальную коробку с надписью "Париж". Родители Сани едва сводили концы с концами, выплачивая ипотеку, поэтому надежд на какую-нибудь финансовую поддержку с их стороны рассчитывать не приходилось. Они всячески одобряли его усердие и были удивлены таким упорством сына и поэтому старались не загружать его работой по дому. Учительница по французскому языку тоже была в восторге от головокружительных успехов ученика. Она занималась с ним после уроков и при первой возможности отправляла его на различные олимпиады и конференции. В школе к нему прочно приклеилось прозвище "француз", но произносилось это всегда с большим уважением. Саня только радостно улыбался в ответ. На летние каникулы перед одиннадцатым классом он устроился разнорабочим на строительство супермаркета и дворником в ближайшее домоуправление. Зарплату там выдавали раз в неделю, и вечером в тот день был целый ритуал. Сначала Саня смотрел в Интернете цену на билеты, потом выписывал курсы обмена европейской валюты в местных банках, а уже потом доставал заветную коробочку и пересчитывал аккуратно заправленные под резинку деньги. После этого он делал одному ему понятные подсчёты, анализируя валютные котировки, уровень инфляции, сопоставляя все это с накопленным капиталом, прикидывая в уме, сколько ещё надо заработать.

    Саня окончил школу и поступил в политехнический университет на строительный факультет. Он не хотел поступать туда, но по конкурсу легко проходил на бесплатное обучение, а платная учёба не входила в его планы. И вообще планы его глобально изменились. Он решил не просто поехать посмотреть Париж, он решил туда уехать навсегда. Университет нужен ему только для двух целей. Во-первых, прикрытие от службы в армии, во-вторых, в университете был клуб "Содружество Россия - Франция", который с радостью принял в свои ряды такого поклонника Парижа, как Саня.

     Клуб "Содружество" решил провести выставку молодых художников в России. В аэропорт французских представителей Саня поехал встречать вместе с руководством университета. Еще через окно терминала он увидел её - Изабель Аджани, только в юности. Удивительное сходство как две капли воды. Уж кто-кто, а Саня ошибиться не мог. Изабель Аджани в жизни оказалась студенткой Инес. Она долго смеялась и удивлялась, как русский парень мог заметить сходство с актрисой. "Нет, мы не родня, - смеялась она. - С Изабель нас связывает  только то, что мы обе алжирского происхождения. Наши корни оттуда". Было видно, что Саня ей очень понравился. Она не переставала удивляться его знаниями о Париже. У неё складывалось впечатление, что он знает город лучше, чем она.

    Делегация пробыла в России десять дней. Все свое свободное время Саня проводил с Инес. Первое время его веселило, как она произносит его имя на французский манер - "Алегзандр". Это было очень непривычно, длинно и смешно. А Инес поняла, чтобы рассмешить этого симпатичного парня, надо назвать его не Алекс, а Алегзандр или Санья. Они очень подружились. Саня решил посвятить Инес в свои планы. Инес сказала, что с такими знаниями Саня легко сможет возить туристов из России на экскурсии по Парижу. А что касается постоянного проживания Сани во Франции, у неё тоже есть вариант.

     Выставка прошла успешно и Инес уехала домой. Саня, воодушевленный перспективами, стал работать еще больше. Университет отошел на второй план. Каждый вечер он разговаривал с Инес по Скайпу, с каждым разом росла их взаимная симпатия.

     Прошло ещё два года. За все это время Саня накопил приличную сумму денег. Теперь ему уже хватало и на проезд во Францию, и на скромное житье-бытье в Париже в ближайшие полгода. Родители тяжело переносили Санины сборы. Одно дело поехать посмотреть мир, другое - навсегда. Саня успокаивал их, говоря, что в наше время границ практически нет и ездить можно туда-сюда без проблем, но мама есть мама и все равно плакала по вечерам.


    Инес отправила Сане гостевой вызов, а по Скайпу сообщила, что подруга с которой они снимали квартиру на двоих в Париже, уезжает учиться в Оксфорд и, если Саня гарантирует ей вовремя платить за жилье, по графику мыть полы и не приводить женщин, он может подселиться на свободную площадь. А что касается получения гражданства, то с этим сложнее, но все решаемо, особенно если он заключит брак с француженкой и добавила, что готова вступить с ним в фиктивный брак, чтобы облегчить ему прохождение всех формальностей. "Только в фиктивный?" - спросил Саня. "Посмотрим, какой для начала из тебя сосед получится", - со смехом ответила Инес. Саня просто парил от счастья, ведь все его мечты сбываются. "Да, прав был папа, когда говорил, что если мечта становится целью и все силы направить на её достижение, то всё всегда получится так, как хочешь", - думал Саня, входя в визовый центр.

    Наконец их выпустили из самолета. Он быстро забрал из багажа большую сумку на колесах и вышел из аэропорта. Прямо перед ним стояла Инес. В руках у неё был плакат с надписью "С приездом, Алегзандр". Саня поставил сумку и раскинул руки в стороны, как будто хотел обхватить весь мир, Инес кинулась ему на шею и начала целовать его, он крепко обнимал её и, как щенок, тыкался губами в её волосы, щеки и лоб. Со стороны казалось, что это была встреча  любящих друг друга людей после очень долгой, долгой разлуки.

     Инес приехала встречать Саню на новеньком маленьком  Пежо. Передний и задний бамперы машины были сильно поцарапаны. "Это мы в Париже так паркуемся, - сказала Инес, перехватив недоуменный взгляд Сани. - Скоро сам поймешь." "Ну, что, Алегзандр, домой поедем?" - спросила она. "Слушай, Инес! - сказал Саня. - А мы можем проехать по городу, а потом заехать в кафе на Бульваре Клиши? Я читал, что там очень вкусные круассаны". Инес засмеялась: "Алекс! У нас везде вкусные круассаны и всегда горячие! Но ты сказал бульвар Клиши, значит, едем туда!"

      Машина тронулась с места. Саня приоткрыл окно и полной грудью вдыхал сырой воздух октябрьского города. Он вслух перечислял Инес название центральных улиц, по которым они проезжали. "Сейчас мы проедем по бульвару Переферик, потом повернем и поедем вдоль Сены, - кричал  он радостно. - А потом по набережной Андре Ситроен и у моста Иена будет Эйфелева башня". Они весело смеялись. "Ты дорогу знаешь лучше навигатора", - хохотала Инес. Они проехали мимо Площади Согласия и выехали к "Мулен Руж". "Мы сходим потом сюда?" - спросил Саня. "Мы будем ходить с тобой везде, я тебе обещаю", - улыбаясь, ответила Инес. Они съехали с центральной улицы во двор. "Вот и твое кафе", - сказала Инес, указывая рукой на вход в здание. "А давай это будет теперь наше кафе, - предложил Саня. - Все наши маленькие победы будем праздновать здесь". Инес, улыбаясь, утвердительно качнула головой и начала парковать машину. Саня вышел на улицу и, держась за живот, смеялся так, что на него стали оглядываться люди. Инес пыталась заехать между двумя очень близко стоящими машинами. Истерзанными бамперами нового Пежо она расталкивала их вперед и назад до тех пор, пока не втиснулась. Довольная тем, что мучение закончилось, она сказала Сане: "Теперь понял? Так что разбитый бампер в Париже - это неизбежность". И, взяв Саню за руку, повела за собой.

        Несмотря на прохладную погоду, многие посетители сидели за уличными столиками. Они кутались в одинаковые клетчатые пледы, а чтобы не мерзли ноги, из тепловентиляторов, установленных чуть выше пола, дул горячий воздух.  "Вот это да!"- подумал Саня. Зал кафе напоминал пчелиные соты. Очень много маленьких столов, стоящих буквально впритык. Люди протискивались сквозь них, толкая друг друга, но никто не обращал на это внимание. Только и было слышно: "Пардон, пардон". Инес усадила Саню в угол зала за двухместный столик и стала пробираться к барной стойке сделать заказ. Счастливый Саня рассматривал посетителей. Вот пожилая пара пьет кофе, за другим столиком молодые ребята что-то громко обсуждают, чуть дальше, наверное, семья – папа, мама и ребенок в огромных очках. За столом справа сидела седая женщина, перед ней стоял ноутбук, она прикуривала одну сигарету от другой. За столом слева сидит мужчина и пьет вино. Увидев, что на него смотрят, он встал из-за стола, как-то зло улыбнулся и, сказав Сане: "Бонжур э Адьё", надев шарф и шляпу, начал пробираться к выходу. Саня увидел, что мужчина оставил на столе сигареты с зажигалкой, а на стуле замшевую сумку. "Наверное, выпил лишнего, - подумал он. - Зажигалка приличная - Zippo, да и сумка дорогая. Надо догнать". Саня посмотрел на Инес, улыбаясь, она уже шла к нему. Он сунул сигареты и зажигалку в карман, взял сумку и поднял её над головой, показывая Инес в сторону выхода. "Я сейчас приду", - крикнул он.

    В это время в сумке, что-то громко щёлкнуло, и бульвар Клиши содрогнулся от страшного взрыва.


Париж! С тобой я плачу горько…
Слов утешенья не найти…
О, как невыносимо больно-
Немногих удалось спасти... **




* Ю. Кукин
**Х.Серебряный





24.01.2016