Неисповедимы пути Господни. Продолжение

Магда Кешишева
   Вернулась в очередной раз из отпуска и нашла такие перемены в Армянском Доме, что пришлось искать новое место работы. Почему - то сменилось начальство, ушел на пенсию наш кухонный супер, старые сотрудники уволились, сняли медицинскую страховку. Удивило меня больше всего то, что на кухне работали афроамериканцы. Не знаю, насколько они изучили армянскую кухню, но абсолютно убеждена, что нашим старичкам  эти перемены не могли быть по душе.

   К этому времени я закончила обучение в International Development Institute, имела соответствующее свидетельство, дающее  право искать работу в больнице или медицинском офисе. Очень скоро я нашла работу в медицинском офисе Caring Professionals. Здесь была медицинская страховка, но были и свои минусы.

   Все имеет свои теневые стороны. Новая работа не была исключением. Мне приходилось ездить к больным пациентам по всему городу, бывало - и в ближайший пригород, на электричке. Естественно, никто дорогу мне не оплачивал.

   В общей сложности у меня было 28 пациентов. Все они были со своими причудами, требованиями и капризами; объединяло одно - букет болезней. Интересный момент: каждую пятницу мне следовало отсылать по почте табель - отчет о проделанной за неделю работе. На каждого пациента свой табель, который подписывала я и пациент. Табелей было пять, разного цвета: белый, голубой и розовый отсылались в офис, салатовый оставался у меня, а желтая копия - пациенту.

   Я хорошо помнила слова, которые были сказаны нам при вручении лайсенса: - "Помните, что вы профессионалы, и от вас зависит безопасность, а иногда и жизнь, старых, больных, беспомощных людей".

   В мои обязанности входило: помогать поддерживать личную гигиену, побриться, почистить зубы, искупаться, сделать предписанную врачом гимнастику, убрать квартиру, сделать стирку, глажку, поменять постельное белье, приготовить еду, помочь поесть, убрать со стола, помыть посуду; сделать покупки, оплатить коммунальные расходы, заказать и забрать лекарства из аптеки, проследить за своевременным приемом лекарств.

   Если человеку становится плохо, надо позвонить сперва в скорую, затем - его лечащему врачу и ближайшим родственникам. Если врач скорой решал госпитализировать больного, мне не следовало ехать в больницу, но я всегда сопровождала своих старичков.

   Существовало правило: в отношении пациентов следовало соблюдать конфиденциальность, не обсуждать его частную жизнь, не нагружать его своими проблемами, не устраивать политические или религиозные дискуссии.

   Нельзя давать пациенту номера своего домашнего телефона, нельзя было и пользоваться телефоном пациента. Я это правило частично нарушала: все мои старики знали мой телефон и могли звонить в любое время.

   Конечно же, надо быть вежливым, внимательным, предельно сдержанным и доброжелательным.

   Так как большинство моих пациентов были евреи - американские, греческие, польские, бухарские, украинские, прибалтийские и грузинские - я изучила еврейские традиции и особенности еврейской кухни. Если честно, это было непросто. Во - первых впервые я услышала слово "кошерный", термин, означающий еврейские диетические законы, которые очень строго соблюдаются. По этим законам существуют три группы кошерных продуктов, которые разрешается есть:молочные, мясные и нейтральные. Кошерное мясо это -  мясо животного, убитого в соответствии с еврейскими законами. Евреи едят  - баранину, говядину и птицу - курицу, утку и индейку.

   Нейтральные продукты: яйца, фрукты, овощи, крупы и рыба. Но рыба только та, которая имеет чешую и плавники.

   Существуют также "трефные", т.е. запрещенные продукты: свинина, крольчатина, устрицы, кальмары, креветки и раки.

   На кухне вся посуда и полотенца  делятся надвое - на мясную и молочную секции, и даже окрашено в разные цвета. Как правило, молочная часть голубая, а мясная - красная. Все, кроме салатниц, ножей для резки хлеба и стаканов, поделено.

   На кухне обычно два шкафа для посуды. Мойка также разделена, чтобы не смешивать молочную посуду с мясной. Если случайно смешалась молочная посуда с мясной, ее выбрасывают.

   Запрещается готовить одновременно мясную и молочную еду. Обычно после употребления молочных продуктов выдерживается получасовой интервал перед употреблением мясного блюда. А после мясного интервал должен быть до шести часов.
   Руки моются специальным "кошерным" мылом, с буквой "к", взятой в кружок.

   Суббота - религиозный праздник, день отдыха - "Шабат". Начинается он в пятницу, на закате, и заканчивается на закате, в субботу.  В эти дни зажигают свечи. Время зажигания свечей указано в еврейском календаре, который есть в каждой семье. В субботу едят более разнообразную пищу и пользуются специальной посудой.

   В домах до момента зажигания свечей  все дела - покупки, уборка, стирка, купание, готовка - должны быть закончены. Еда для пятничного ужина ставится либо на слабый огонь, либо на специальную горячую подставку для подогрева.

   Любая работа в субботу запрещена. Нельзя: зажигать огонь, готовить, включать телевизор, радио, включать и выключать свет, ездить в автомобиле, звонить по телефону, прикасаться к деньгам.

   Изучила я и еврейские праздники: Йом Кипур, самый священный праздник, ссудный день, когда после зажигания свечей начинается пост, и до конца следующего дня не пьют и не едят. В этот день не носят кожаную обувь, женщины - светлую одежду. Женатые мужчины набрасывают на плечи белую накидку - киттель, на голову - белую кипу.

   Суккот - веселый осенний праздник, когда внутри дома или во дворе строят палатку и 8 дней там едят, проводят большую часть времени и даже спят.

   Пейсах - еврейская пасха - празднуется 8 дней. В эти дни не едят ничего красного и не вносят в дом. Более того, накануне дом освобождается от всего красного - "хомеца". Все либо выбрасывается, либо раздается соседям неевреям. Достается специальная пасхальная посуда. Еда в эти дни не просто кошерная, а кошерная для пасхи  - kosher for passover. В первые два дня пьют вино и виноградный сок.

   Шавуот праздник Торы. Дом украшается цветами, ветками, зеленью. Многие мужчины проводят ночь в синагоге.
 
   Пурим - праздник, когда работа разрешена, но принято есть "Хоменташ" - треугольные пирожки и посылать друзья подарки. Обычно это напитки или что - нибудь съестное.

   Ханука - праздник, отмечаемый 8 дней. В это время запрещается мужчинам и женщинам касаться друг друга, если они не супруги и не близкие родственники. Причем нельзя даже помочь снять или надеть пальто (праздник приходится на конец ноября), пожать руку.

   И все это я изучила и соблюдала. Никогда не было у меня разногласий ни с одним их моих пациентов. Я посещала вместе с ними синагогу, присутствовала на праздничных обедах, сама готовила и хоменташ, и форшмак, и фаршированную рыбу, и хумус.

   По гороскопу я Весы, знак, который располагает к себе людей, даже действует магически. Не знаю насчет магии, но что все мои старички меня любили - факт, который знали мои офисный начальники.

   Говорят, хирург помнит первую операцию, учитель - первый урок, адвокат - первого подзащитного, каждый из нас - первую учительницу. Не говорю уж о первой любви, которая с нами до конца дней. Плохо это, или хорошо, но я помню ВСЕ и ВСЕХ, с кем, так или иначе, меня столкнула жизнь. А уж моих старичков - таких разных - не помнить невозможно.
   Когда я познакомлю вас с ними, вы полностью со мной согласитесь. А пока я с вами прощаюсь, надеюсь, не надолго.