Шахматная история

Саша Лукин
Шахматная история.
К шахматам я пристрастился относительно недавно - последние три – четыре года. Правда, только с компьютером. Но нет ничего лучше, чем бой с живым соперником. Эту возможность мне предоставил интернет. В он-лайн режиме можно сразиться с игроком из любой страны. Например, вчера я бился с шахматистом из Индии. Об этой схватке я и хочу рассказать.

Перед игрой я посмотрел на соотношение его побед к проигранным партиям - 35 – 15. Легко вычислив коэффициент (приблизительно, два к одному), я решил принять его приглашение к партии. У меня-то было 50 к 5. Мой коэффициент десять к одному, наполнил меня обманчивым чувством превосходства. Что и сыграло со мной злую шутку.

Полученный мной небольшой опыт, позволил сделать некоторые наблюдения, и разделить игроков на группы по уровню владения игрой. Первые, это, конечно, профи, мастера наивысшего уровня, гении, которых Бог наградил редким талантом. Для них игра – процесс естественный, как для рыбы умение плавать, для птицы – летать, а для человека – дышать. Жрицы древнейшей игры, которую придумали Боги. Я думаю, человеку это было не под силу. Короче, играть с ними бесполезно.
Дальше идут игроки среднего уровня, к которым я всячески стараюсь себя приписать. Это деловитые ремесленники, трудяги, которые надеются только на свои силы и борются за каждую пешку.   

И заканчивают мою таблицу новички. Они, в свою очередь, делятся ещё на два типа. Первые – я их называю «тихие троечники» - стараются сразу же уйти в глухую защиту, не делают (как они думают) опрометчивых ходов, не лезут на рожон и на чужую половину поля. В итоге, разумеется, все равно проигрывают.

Вторые – «горячие головы». С ними играть интересней всего. Сейчас объясню почему. Они надеются поразить соперника «неожиданными» ходами, разрушить привычный ход игры, внести, так сказать, сумятицу в его боевые ряды. С лёгким сердцем отдают важные фигуры, лишь бы «всё испортить» сопернику. Как они считают, их дерзкая и непредсказуемая тактика приведёт соперника в замешательство, и пока он будет пребывать в нерешительности, не зная, откуда ожидать очередного удара, они смогут нанести смертельный и красивый удар в самое сердце. Разумеется, это им не удаётся. Но наблюдать за их стараниями весьма любопытно.
 
Индуса я сразу же отнёс к этому последнему виду. Он так опрометчиво раскрывался, разрушая свою собственную защиту, что я и не заметил, как отдал ему сначала слона, а потом и всю партию.
Тут же во мне заговорила злость, ущемлённая гордость и уязвленное самолюбие все вместе хором. Я напросился к нему на вторую партию. Индус снисходительно согласился. Партию я выиграл, хоть и не без труда.
В итоге была ничья. Но нам обоим хотелось удовлетворения. Мы оба знали, что надо сыграть ещё одну партию – последнюю. Она решит, кто из нас сильнее. И индус предложил реванш – я согласился.

Я начал осторожно. Я не прочел ни одной книжки по шахматам, и всё моё умение базировалось на интуиции и ежедневных тренировках. Я играл черными и стал строить защиту. Индус ринулся вперёд всей массой. Он бросал пешки в самое пекло, вынуждая перестраивать привычное для меня расположение фигур. Мне удалось вовремя сделать рокировку и спрятать короля. Со своей стороны, я вынудил его раскрыть свой правый фланг, лишая возможности сделать короткую рокировку. Но он умело сориентировался и вовремя сделал длинную, чем поставил моего ферзя в невыгодное положение. Напротив него оказалась белая ладья, которая при удобном случае с радостью обрушиться ему на голову.

Но меня этим не испугаешь. Главное – хладнокровие. Ярость ослепляет игрока. Стараясь не забывать о ладье, я стал напирать на его левый фланг, куда укрылся король, благо пешек там у меня не осталось, что дало больше свободы фигурам.
Завязался бой, и… в этот момент моя кошка, да-да, моя блин любимая кошечка, уронила елочную игрушку! Кошку я выгнал, но нить с партией оборвалась. Я перестал чувствовать соперника. Я словно впервые взглянул на шахматную доску. Я, как Нео перестал видеть МАТРИЦУ, лишь зеленый экран с цифрами.
Секунды тикали, время шло, надо было делать ход. Я взялся сначала за ладью, потом за слона, потом отдышался и сделал ход ладьёй. Но тут произошло самое страшное. Оказалось, что я пошёл слоном! Это была ошибка программы или я слабо нажал пальцем на нужную фигуру. В любом случае, я сделал неправильный ход. Всё. Конец. Я потерял инициативу. Теперь соперник даст мне «на орехи», я не сомневался.
Так и произошло. Следующим же ходом он сделал мне вилку на две ладьи. Его конь злорадно ухмылялся у меня перед самым носом. С одной ладьёй можно было смело распрощаться. Ну что ж, подумал, я помирать, так с музыкой. И бросил ферзя в последний бой – сожрал его пешку. Пока у меня в тылу индус убивал ладью, я подбирался к его королю.

В итоге мы подошли к финалу с такими силами. У меня – ферзь, слон и ладья. У индуса – две ладьи и ферзь. Пешки приблизительно одинаково. Только одна моя стоит в самой середине поля, не особо кому угрожая. Перевес, прямо скажем, не на моей стороне. Мое поражение – дело времени. Это ясно.

Но моя очередь ходить. Слабая, но всё же надежда. Надо делать «шах», и как можно чаще. Так поступают многие, когда понимают, что партия проиграна, и единственное, что остается – тянуть время и действовать на нервы сопернику. Мой ферзь, как ненормальный стал бегать вокруг его короля и колоть «шахами». Король прятался за свою пешку, перемещаясь только по двум клеткам. Мои жалкие, и, в общем-то, безболезненные уколы были похожи на предсмертные конвульсии. Индус с презрением наблюдал за моими попытками досадить ему и ждал удобного случая нанести последний решающий удар. Но мой ферзь, как надоедливый комар, кружил вокруг короля. И тут индус сделал ход… Если бы мы играли при полном зале, мой соперник услышал бы у зрителей, что называется, вздох разочарования. Те, кто смотрел бы партию, увидели бы, что индус «наступил на мину». Он еще не знал этого, но его нога уже привела в действие смертельный механизм. Это был конец.

Дело в том, что его ферзь прикрывал собой короля. Надо было всего лишь напасть на него чем-то. По правилам, игрок не сможет убрать ферзя – нельзя открывать короля. И придётся отдавать такую ценную фигуру. Для мастеров высшего класса, это, может быть и не так страшно, а для нас – игроков средней руки, ферзь – это жизнь.
Чтобы провернуть столь дерзкую операцию, мне нужно, чтобы моя ладья напала на его ферзя, будучи чем-то прикрыта. А прикрыть я ее мог только ферзём, который, как вы знаете, был сильно занят в последние время. Единственной возможностью, когда мой ферзь мог прикрыть ладью, это когда его король встанет на одну единственную клетку – С1. И он на неё встал…

Я не знаю, какие слова и с какой громкостью сказал индус, когда понял свою ошибку. Но его нервное состояние выявил следующий ход. Вместо того, чтобы обменять своего ферзя на мою ладью – поверьте, можно довольно успешно бороться с ферзём, имея две ладьи – он в сердцах бросился на мою одиноко стоящую пешку. За что тут же был съеден слоном – он тоже пригодился.

Я заметил, что с момента, когда можно сказать, что партия практически проиграна, и до момента, когда игрок это осознает, проходит какое-то время. Своего рода – предсмертные судороги. Игрок делает еще пару ходов, которые уже ничего не решают, а потом всё – конец.

Так поступил и мой достойный соперник. Увидев, что потерял ещё и ладью нажал на кнопку «сдаться». А ведь я думал, что проиграл партию. Такая вот философия игры - ещё секунду назад ты был король, а сейчас уже никто.
Выигрываешь всегда гениально, а проигрываешь всегда по глупости.