Путевые заметки. О сестрах и не только

Светлана Давыденкова
 Наш народ так очумел от желания жить в богатой Европе, что готов, оставив все и всех, попасть в нее самыми невероятными и отнюдь не безопасными путями.  Делают рабочие визы в Венгрию, Польшу, Междугорье, поэтому при переезде через границу в автобусе всеобщее напряжение. Только бы попасть в шенгенскую зону, а там, авось, Бог не обидит. Особенно рискованно отправляются молодые ребята. На фронт идти не хочется, значит, надо давать деру из страны.
 
«Околдованные» пограничники пропустили наш автобус на сей раз довольно быстро. За пропускным контролем, уже на территории Венгрии остановились зайти в туалет и в кафе. Подъехали еще  автобусы. В кафе один из водителей делится с другими: «В автобусе воняет – не продохнуть. Одному из пассажиров пришла повестка на фронт. Он сразу же мне перезвонил и попросился в рейс. Даже помыться не успел- целый день в огороде работал. Хорошо, что виза у него открыта».
 
 Приехали в Италию. Первая остановка, как всегда, на автостраде в Вероне. Я зашла в бар, купила карточку, села на лавку, чтобы вставить ее в  телефон.  Подошла попутчица. Зовут Кристиной. Разговорились.  «Как считаешь, где лучше работать?»- спросила я. « Ну, конечно, на часах. Сама себе хозяйка», – ответила женщина.  «Но надо же квартиру для этого снимать, а нормальных сожительниц найти непросто»,– продолжала я. «В этом плане у меня все нормально. Я живу с сестрой, и нам вдвоем хорошо», - услышала  ответ.

 В ожидании отправки мы разговорились, и Кристина рассказала мне историю своей семьи:  «Мы с сестрой снимали квартиру, работали, убирая помещения. Все у нас было замечательно, пока не приехала к нам старшая сестра, Вероника.  Уехала она в Италию пятнадцать лет назад,  оставив дома четверых детей и мужа. Младшему было всего семь месяцев. Вероника хотела сначала жить с нами, но не заладила с младшей сестрой, даже пыталась ее выгнать. Потом сошлась с итальянцем и родила от него дочь. Ушла она от нас, наконец, у итальянца своего поселилась. Домой  приезжает очень редко, а сыновей ее вырастили наши родители. Да и не только их.
 
 Я средняя сестра. Младшую зовут София. Она тоже была замужем и имеет двоих сыновей. Вначале мы приехали с ней в Неаполь: на севере Италии всегда с работами было труднее. Через некоторое время к нам приехали и наши мужья, оставив детей на попечении  стариков. У меня ведь тоже сын. Для мужчин работы не нашлось, и они уехали домой. Мы с Софией со временем перебрались на север Италии и сейчас живем вместе. У Софии тоже появился любовник  итальянец, но серьезных отношений  он пока не хочет».

 Подошло время отправления. Я села в автобусе на свое место и  задумалась о семейной истории, рассказанной наспех моей попутчицей: «В семье семеро мальчишек надолго остались без родителей. Что с ними сейчас? Какими они выросли? Во благо ли пошли им деньги, заработанные матерями? Кристина, видная женщина, вероятно, и она уже итальянцем обзавелась.  Так уж необходимо было уезжать на заработки всем трем сестрам? Может, ими двигала элементарная зависть: уехала  сестра и сейчас гребет кучу денег, я тоже так хочу? А, что дети и муж, так можно найти другого мужа и детей других родить…