Зинаида Свинционник. Исповедь

Сергей Розен
Зинаида Свинционник. И опечалилась душа моя...[Сборник стихов] Москва, 2013.32 с.: ил.портр.

А н н о т а ц и я
   
В родном Николаеве (Украина) Зинаида проработала преподавателем русского языка и литературы (а также эстетики) большую часть жизни. На обложке экземпляра, подаренном Сергею Розену, значится "Я горда тем,что мои скромные стихи           читал и анализировал потрясающий человек. Низкий  вам поклон, Сергей".   Подтверждаю, что стихи отражают мировозрение уходящего поколения.  Смотри
"Сергей Розен. Бактаксон в одной упряжке в тревожные 1974-91 годы"
   Президент Эйлатского отделения международной Академии информатизации, членкор
Российской академии естественных наук, д.б.н. профессор Сергей Розен
-

ПАМЯТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
    
Богиня, водопад,
Источник вдохновения.
Стихи твои -
Это поток. Умение
Излить на душу радость и печаль,
Заставить вглядываться в даль.

О чём писала -
Актуально и сейчас,
О чём мечтала,
То волнует нас.
Здесь в каждом слове
Звёзды гаснут,
Восходит солнце -
Ты - прекрасна.

Люблю тебя,
До иступленья
До боли в сердце,
За твоё уменье
Пройти сквозь годы
И остаться молодой,
Красивой, необычной и родной



***
Трепетное пламя свечи,
Тишина, покой
Освещают бытиё ночи
И рисуют мир иной,

В котором белый конь,
Прекрасный принц,
Хрустальный башмачек
И девственность испуганных ресниц.

Здесь нет политики,
Проблем и преступлений.
Есть только божья  благодать
Прекрасных чувств и впечатлений.

Но вот свеча погасла -
Исчез мираж.
Хрустальный башмачок упал -
Потухла радость глаз.


***
Вспоминаю друзей,
Давно забытые лица,
И  листаю страницы 
Книги жизни своей.
Было столько богатства,
Но им не могу поделиться:
Горьких слёз,
Тяжких бед,
Бесконечной любви
И блаженства до самых корней.
Пролетели сомненья,
Погасли надежды,
Появились морщины
И усталость в глазах,
Но слова - ручейки,
Только в новой одежде.
Тихо плещут печально
На горьких устах.


***
Звучала старая мелодия
Давно забытых дней.
Так было трогательно
Соприкоснуться с ней.

Ведь не найдя истины
В глубинах души своей,
Лилась слезою чистою
Вместе с печалью моей.

Утратив былую силу,
Поклонников потеряв,
Она затаила обиду,
Напрасно ждала похвал.               

Где ей до джазов и роков,
До шоу, где орут взахлёб,
Она – тихая, робкая,
Как  еврей, что шагает вброд.

Не оступиться, не пораниться,
Свой смысл не потерять,
Она набирала силу,
Чтоб землю обнять опять.

Я тебя не забыла.
Ты душу мою согрей,
Незабытая мелодия
Молодости моей.

***

Да, трава зелена
Где-то там, не у нас.
И жизнь где-то
Просто прекрасна.
Но мы забываем,
Что пробил уж час.
И это совсем не ужасно.

Остановиться, замолчать
И оглянуться.
Всё хорошо Всё есть.
Проблемы? Да они всегда.
Вот чаще тянет
В прошлое нас окунуться,
Чтоб заглянуть в ушедшие года.

Ты хочешь знать,
Что с женщиною стало,
Которую любил, но не сберёг?
Живу, старею,
Наслаждаюсь малым
И ем этот
Скромный пирог.

Есть сын. Красавец, властелин!
А внук - так просто богатырь!
Всё в них:
Моя любовь и страсть,
Богатство, поклоненье, власть.
И гордость, и величие, и слава -
Что пожелает ещё мама?
Спасибо, что помнишь.
Ступай себе с богом.
Богатства тебе и утех.
Что было - уплыло,
Что будет - прибудет,
Надейся всегда на успех.


***
Памяти однокурсницы Галины

Прощай, мой друг.
Мой близкий, верный друг.
Как тяжело с тобой расстаться.
Мне голос в трубке часто твой
Как наяву будет казаться:
"Привет, подруга, как дела?
Уж поздно, что тебе не спится.
Жизнь не проста у нас с тобой,
Но у неё будем учиться.
Как гордо голову держать,
Плевать на все болячки и невзгоды,
А утешение искать в себе -
Мы сильные и не сломят нас годы".
Нас связывало многое с тобой:
Учеба, молодость, стремления.
И мысли были в унисон.
Мы находили в том забвенье
От безысходности и боли,
Предательства и страха за детей,
Потерянной любви и горя -
Всё это пережили мы с тобой.
Плечо всегда я ощущала друга.
"В разведку" мы ходили лишь вдвоём.
Сейчас вот растерялись от испуга,
Что близок неминуемый покой.
Твой оптимизм я буду вспоминать
И лёгкую поступь по жизни.
"Наши песни будем напевать
И, как ты любила, молиться трижды.

***
Я верю, что когда-то
Мои стихи увидят свет,
Их прочитают и составят
По этим строкам
Мой портрет.

И буду выглядеть я классно.
А мой художник будет щедр.
Тревожусь я сейчас напрасно.
Мои слова всплывут из недр.

Ключом не будет бить здесь слава,
И популярность здесь скромна.
Но крик души, эмоций лава
И тихо бьющая волна.

***

Прекрасные мгновения
Искрой пролетают.
Грустные часы
Осадком выпадают.


В нём есть спутница – тоска,
От неё не спрячешься.
Путь-дороженька узка,
Вдоволь здесь наплачешься.               


Но бывают минуты
Утех и удач,
Радости и вдохновенья,
Взгляд, протянутая рука,
Понимание и волнение

Уж не под силу дерзать,
Блистать как когда-то, стараться,
А просто голову гордо держать
и нужным  в строю оставаться.

***
Я устала по утрам вставать
Для бессмысленного времяпровождения,
Бесполезность свою сознавать
и теряться от собственного угнетения.


Кто я есть?
Песчинка, листок, ручеек,
Одиночество или сомнение,
Дуновенье, скала, ветерок...
А быть может просто мгновение?

Для чего я?
Для правды, для лжи,
Хитрости, пошлости, лицемерия?
...Справедливости ради, скажи
"Ты для пения птиц и цветения".

Встрепенусь, оживу, заживу,
Сброшу лет этак 20, не глядучи, 
И верну всю свою красоту
с твердой поступью, песнь напеваючи.

***
Закрыть глаза
И оказаться там, вдали,
Где ветер плещет паруса
И тихо шепчет гладь воды?
Душа чиста,
А помыслы так ясны.
Прикосновение ноги к земле,
Как дуновенье ароматов от цветов.
Стрекозы, солнца луч, трава -
Поистине прекрасны!..
Так стоит отрешиться
От мирских оков.

***
Прости за веру и безверие
за радость  или огорчение.
Прости за  ночь, прости за день
за яркий  свет и даже тень.

Теперь лишь   стала понимать
что трудно было всё объять.
Прижаться тёплою щекой
и ощутить в душе покой.

Была строптива и горда
Решала всё всегда одна.
Везла тяжёлый воз
И не показывала слёз.

Сейчас наказана -  жалею,
ведь потеряла в жизни то,
чего вернуть уж не сумею,
оно ушло в небытиё.

***
Иногда мне снится двор,
Детство, удаль и веселье,
Где дружно перелезали забор,
Чтоб показать своё уменье.

На свадьбах весело гуляли,
рекой здесь угощение лилось,
а в армию двором всем провожали
и поступавших в институты
               
По вечерам в лото играли,
рассказы о войне вели,
а в Первомай медали надевали
и на парад гурьбою шли.

Здесь каждый знал, кто чем живет,
На что живёт и как живет
Большая дружная семья,
Её частицею была и я.

***
И не евреи, и не русские.
Так, что-то между,  что-то грустное.
Вообще быть эмигрантом так печально,
Ведь не договаривались изначально,

Что здесь, не зная языка,
Жизнь будет вовсе нелегка.               

…И при этом нам нельзя,
Строить жизнь свою с нуля,
Поменять менталитет,
Прошлое скосить на нет…

***

Огромный мир объят хаосом,
Правители остались с носом.
Все претендуют, хотят власть,
Навороваться чтобы всласть.

Им невдомёк, что просто нужно жить,
Чтоб небо видеть каждый миг,
Ключевой водой умыться,
И свежим хлебом насладиться.

Вот в чём блаженство, упоенье,
вот в чём богатство, жить уменье.
А миллионы хороши
для бедной мелочной души.

***
Действительное то,  что пожелали,
и, не стыдясь, смешали
фальшивую улыбку, взгляд нечестных глаз
и лживостью увенчанный рассказ.

А мне, чтоб истину понять,
не надо между строк читать,
учтивою казаться,любезно улыбаться,

Уйти в себя и спрятаться от мира,
От«преданных» друзей, что предают «красиво»,
В свой тайный мир,что сердцу мил,
где дышится легко и не продаст никто.               

***
Как тебя мне уберечь,
тонкая тростиночка?
Как от ветра защитить,
нежная былиночка?
В глазах светлых тень,
печаль, недоверие.
Подарю тебе любовь
и всегда поверю я:
Ты особенный, родной,
мой единственный!
Будет светлый день
иной,
Ведь иначе всё немыслимо.

***
Проблемы, проблемы, проблемы…
Никак не выбраться из них.
Сплошные пятна, пятна белы,
Затушевать бы их.

Но не найти мне тёплой краски,
И яркой, как полночная звезда,
Чтоб отступили злые маски,
Ослабла ненавистная узда.

Где вы, покой и сон?
Где вы, любовь и ласка?
В ночи покоится мой дом,
Темно, а всё былое – сказка.

Открыть глаза, увидеть свет,
Ты, солнце, посвети мне ярко.
Опять появится рассвет,
всё будет хорошо и даже жарко!


***
   Моим подругам

Посидеть бы снова вместе,
Обо всём поговорить,
Спеть утраченные песни,
ничего не утаить,

Прогуляться по Советской*,
Как в былые времена,
Заглянуть   в глаза былому,
Где я не была одна.               
  *(Главная улица Николаева)

Ой, подружки! Постарели?
Нет, не жалуйтесь, прошу!
Ведь частушки мы не спели
Про любовь и про весну.

Посмотрите, утро – прелесть,
Воздух так и говорит:
«Встрепенитесь, ждите встречи,
иногда ведь жизнь пьянит».

И вообще…  Ещё не вечер…


***
Привыкла к монологу
Где-то глубоко,в себе.
Обращаюсь часто к богу,
Верю, он поможет мне

Разобраться в непонятном,
Упорядочить хаос,
Не теряться в необъятном,
Не скатиться под откос.

Не всегда всё под контролем,
не всегда с собой в ладу.
Мне б прибегнуть к диалогу…
… К сожаленью – не могу.


***
Праздность меня утомляет.
Восторженность - раздражает.
Как будто я не здесь, на Земле,
А где-то в поднебесье, на Луне.

К проблемам быта
Давно уж равнодушна,
К чужим страданиям - бездушна,
Черства, расчётлива и зла -
И неужели это я?

Что раньше было милым -
Бессмысленно сейчас.
Всё кажется унылым,
Прочитанным не раз.

***
Плясала улица в ночи
Всеми цветами радости.
Свиток торы гордо несли,
Не чувствуя усталости.

Представив себя молодой,
Объятой этим весельем,
Я пошла походкой удалой,
Подгоняемая пеньем.               

В букете прекрасных чувств
С восторгом и ликованием
Хоть и поздно, но я учусь
Жить среди сынов Израиля.

Святая земля, ты – цветок,
Омытая кровью и   славой.
Врагам, что вокруг, как упрёк,
Полоска земли с упрямой державой.

***
Уж  никто не научит,
Сам держись на плову,
Уж никто не приручит
Голову буйну мою.

Одинока, но свободна.
Хоть стара, но мила.
Думай, думай, думай
Буйна голова.

Куст, цветок,
Зеленый лист,
Слабый стих,
Но все ж речист
Овладел моей судьбой,
Как и буйной головой.

Ручейком плывут слова,
А мечтала о реке,
Поседела голова,
Светлячок погас в руке.

***
Опять изболелась душа.
Всё пережила сначала.
Будто земля из-под ног ушла.
Стою я вновь у  причала.               

Куда податься? Кому взывать?
Снова о помощи громко кричать?
…Стон  запрятать, смириться, молчать,
Молиться, надеяться, не стонать.

***
Невероятно!
Способна чувствовать
Страдать, вздыхать
Ловить украдкой взгляд.
Опять страдать, вздыхать,
Молчать, скрываться,
Ночами слёзы вытирать,
Надеяться!
Невероятно!

***
Бьются волны о причал,
Море шепчет сладко.
Не найду в конце начал,
Сердцу давно зябко.

Одиноко, скучно, скудно.
Не видать конца тоски.
Хоть вокруг и многолюдно,
Я одна, одна в ночи.

Помолюсь и успокоюсь.
Одиночество мне друг.
От печали, нет, не скроюсь  –
Вернусь в заколдованный круг.

ИЗ ХРОНИКИ ЭЙЛАТСКОГО ДОМА ПОЖИЛЫХ

ПРОСТИ ЧТО БЫЛО ЧТО НЕ ТАК

Лето 2016

Чувствовала временность
Как лихой обман.
Все ненастоящее -
Слабенький обвал.
Захотела - полюбила,
Захотела - отвергла,
Но поверив, привязалась
Преданно и навсегда.

Прости, что было,
Что не так.
Студенты учатся,
Профессора бранят.

Желаю радости
Найти отдушину,
Тепло, что нам покой дает.
Пусть счастье дом твой обретет.






АНСАМБЛЮ ЕФИМА ЗАЙТКОВСКОГО - 17 ЛЕТ
25 марта 2017

Сегодня в нашем доме
17-летний юбиляр -
Прекрасный коллектив, Хор,
Который развлекает нас всегда
И с ним мы дружим многие года!

Примите наше поздравленье
И уваженье,
И восхищенье.
Мы любим вас.

У руля стоит Ефим,
Деловой и строгий.
Песни пишет классно
И выглядит прекрасно.

Самый лучший хор у нас.
Мы гордимся вами.
Хоть возраст наш и золотой,
Но смотрится как молодой.

Желаем песни петь
Вам много-много лет!
Дальнейшего успеха
И праздничного смеха.

От имена благодарных зрителей
Зинаида Свинционник

ПРАЗДНИК ПЕСАХ В 2017 ГОДУ
10-17 апреля 2017 г.

Одно из самых важных событий для еврейского народа - это праздник Песах, иначе еврейская Пасха.Отмечать исторический выход иудеев из Египта традиционно собираются все верующие в Израиле и за его пределами

Ну что за оказия для поэтов -
Праздник за праздником,
но дело не в этом.
Сегодня двойной необычный
Прекрасный праздник - не типичный.

Мы любим Песах,
Готовимся встречать его
И очень любим дом свой
И как нам без него.

Стоит большой,
Красивый белый дом,
И интересный народ
Проживает в нем.

Артистка, строитель,
Геолог, учитель,
Хирург, терапевт,
А вот и профессор,
Ученый, швея.

Любитель цветов
Наш двор украшает,
А гурманы вкусняшкой угощают.

20 лет нашему дому.
И эта дата совпала
С главнейшим праздником
Еврейского народа - Песахом.

Живите долго
И дай Бог, чтоб на
Нашей доске объявлений
Были только такие сообщения:
"Сегодня в Хостеле  танцы.
Вход свободный.
Приглашаются все любители танго.
Счастливого отдыха".
 

ПОГАС ОГОНЬ, УТИХЛИ ЗАЛПЫ

Погас огонь, утихли залпы,
Порвалась тонкая струна -
Все стало на свои места!
Твои фантазии, мой реализм,
Беседы, споры, суета...
Пусть лучше грустная зияет пустота...
 
24 июня 2017 г., День очередных именинников,
отмечаемый в коллективе.